Русь Великая

lsvsx


Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.


Previous Entry Share Next Entry
Защита интересов греко-византийской ортодоксии и искоренение всякого инакомыслия при Фёдоре Романове
Русь Великая
lsvsx

Родился Фёдор Романов 30 мая 1661 года. Царём он стал, не достигнув 15-летнего возраста, 29 января 1676 года.Так как он был сыном М.Милославской, с его воцарением к власти вновь пришли Милославские и их сторонники Нарышкины, родственники второй жены царя А.Романова, были лишены этой власти. Учителем и воспитателем царевича Ф.Романова был знаменитый богослов литвин Симеон Полоцкий. Помимо грамоты и греко-византийского канона, он обучил царевича латинскому и польскому языкам. При таком образовании и воспитании царь Ф.Романов был абсолютно не подготовлен к государственному управлению. К тому же он был слишком молодым и слабым здоровьем.

В этих условиях управление страной быстро сосредоточилось в руках бояр князей Милославских, Г.Ромодановского и Ю.Долгорукого. Царскому правительству уже в 1676 году пришлось столкнуться с агрессивными устремлениями турок в отношении России. Поход турецкого войска против России был обусловлен шаткостью положения, сложившегося на бывшей польско-литовской Окраине после Андрусовского мира. Там у власти оказались два гетмана. П.Дорошенко захватил власть на правом берегу Днепра. Он отстаивал идею самостийной Украины, то есть идею создания самостоятельного государства, независимого ни от Польши, ни от России.

Гетман И.Брюховецкий, возглавлявший запорожских казаков, захватил власть на левом берегу Днепра. Поначалу он демонстрировал верность России, но только до тех пор, пока ему не удалось захватить власть. Став гетманом на левом берегу Днепра, он вступил в открытую борьбу со сторонниками Москвы полковниками Само и Золотаренко. К этому его подталкивали запорожцы, которые не желали находиться под совместным управлением России и Польши. Они хотели быть самостоятельными, как прежде. В борьбе со сторонниками Москвы Брюховецкий как раз и опёрся на запорожцев. В 1663 году полковники Само и Золотаренко были казнены, Вместе с ними лишились голов и другие представители казацкой старшины.

Отношения гетмана И.Брюховецкого с Москвой резко осложнились. Понимая, что ему не удастся долго продержаться, он вступил в переговоры с турецким султаном и даже добился от него помощи. Её Брюховецкому должен был оказать крымский хан. Но этой помощью ему воспользоваться не удалось. Сторонники полковников Само, Золотаренко и единения с Россией объединились, восстали и убили И.Брюховецкого в 1668 году. После его устранения гетманом на левом берегу Днепра стал Демьян Многогрешный. Он был сторонником Москвы и находился у власти с 1668 до 1672 года. Во время восстания С.Разина запорожцы, хотя и в малом числе, поддерживали восставших. Царское правительство обвинила Д. Многогрешного в пособничестве восставшим, и отправило его в ссылку в Сибирь.

Новым гетманом на левом берегу Днепра стал И.Самойлович. Тем временем, пока в среде левобережного казачества развивались драматические и трагические события, П.Дорошенко настойчиво добивался своей идеи создания независимого государства. Пользуясь тем, что Россия была занята своими внутренними проблемами, Дорошенко решил избавиться от угрозы со стороны Польши. Он полагал, что, пойдя на вассальную зависимость от Турции, он сможет добиться самостоятельности, вполне сопоставимой с самостоятельностью Крыма. Поэтому он активно подталкивал Турцию к войне с Польшей. Эта война разразилась в 1672 году. В результате, Польша потерпела тяжёлое поражение и вынуждена была уступить Турции Подолию. Положение П.Дорошенко на правом берегу Днепра упрочилось, и он, как полноправный гетман, оказался в Чигирине.

Однако Турция не могла всё время держать в Подолии большое войско. Как только главные силы турок ушли, царское правительство, по предложению князя В.Голицына, бывшего советником у гетмана И.Самойловича, в 1676 году двинуло на правый берег Днепра своё войско вместе с казаками Самойловича. П.Дорошенко, не имея сил для сопротивления большому российскому войску, сдался и был прощён, но свергнут с гетманского поста. Гетманом левого берега и части правого берега Днепра стал ставленник Москвы И.Самойлович.

Но так как российско-казацкое войско заняло незначительную часть левобережья Днепра, то большая часть Киевщины, Брацлавщины и Подолья остались у Турции. Там турки поставили гетманом Ю.Хмельницкого. Последний не мечтал об объединении бывшей польско-литовской Окраины под эгидой Турции. Его по большей части интересовали стяжательские дела. Для пополнения своей казны он даже ввёл налог на свадьбы. Не получив с одного бракосочетания назначенную им мзду, Хмельницкий напал со своими охранниками на дом родителей невесты и погубил её мать. Муж погибшей был богатым купцом и находился в то время в Стамбуле. Узнав о случившемся, он обратился к визирю с жалобой. Дело было расследовано, Ю.Хмельницкого схватили, судили и в 1681 году по приговору суда утопили.

Однако турки не смирились с потерей Чигирина. В 1677 году они собрали и двинули к нему большое войско. 3 августа 1677 года турецко-крымское войско Ибрахим-паши численностью около 80 тысяч турок и 10 тысяч крымчаков с 60 орудиями осадило Чигирин. В нём находилось около 4 тысяч российских ратников и днепровских казаков. Турки организовали несколько приступов (штурмов), которые были отбиты с большими потерями для осаждающих. Тем временем собралось российско-казацкое войско под началом князя Г.Ромоданского и гетмана И.Самойловича численностью около 60 тыс. человек. 27 августа 1677 года российско-казацкое войско переправилось на правый берег Днепра. Навстречу ему Ибрахим-паша двинул крымчаков, усиленных янычарами, всего около 50 тысяч человек. В сражении под Бужином российско-казацкое войско разбило крымчаков с янычарами и заставило Ибрахим-пашу снять осаду Чигирина.

Но турецкий султан на этом не успокоился. На следующий год он собрал и направил к Чигирину войско численностью около 120 тысяч турок и 30 тысяч крымцев со 180 орудиями под началом своего визиря Кара-Мустафы. Это огромное войско подошло к Чигирину 9 июля 1678 года и начало осаду. В Чигирине находилось около 12 тысяч российских ратников и днепровских казаков с 60 орудиями под началом воеводы И.Ржевского. Кроме этого, в районе Бужина собиралось российско-казацкое войско князя Г.Ромодановского и гетмана И.Самойловича. Ею численность на этот раз составляла около 80 тысяч человек. Командовавший турецким войском визирь Кара-Мустафа большую его часть, около 60 тысяч турок и 30 тысяч крымцев, направил к Бужину. Оставшиеся около 60 тысяч турок со всей осадной артиллерией приступили к осаде Чигирина.

Возведя валы и установив осадные орудия, турки приступили к систематическому обстрелу укреплений Чигирина. В это время главные силы визиря Кара-Мустафы, с середины июля и до конца августа, пытались разбить у Бужина российско-казацкое войско. Но успеха им добиться не удалось. В начале августа российско-казацкое войско оттеснило турок и крымцев за реку Тясмин и выдвинулось на ближние подступы к Чигирину. Однако чигиринцы не выдержали месячного систематического обстрела и беспрерывных приступов янычар. В ночь на 12 августа они оставили Чигирин и пробились на соединение с российско-казацким войском.

19 августа 1678 года завязалось решающее сражение. Турки и крымчаки попытались наступлением всех своих сил сломить сопротивление российско-казацкого войска. Но их наступление было отбито с большими потерями. Затем российско-казацкое войско само перешло в наступление, и турки с крымцами потерпели новое поражение. Здесь впервые российское войско применило большое каре в полевом сражении, а полки нового строя малое каре, и вместо громоздких щитов, гуляй-города стали широко применять рогатки для проти-водействия налетам конницы. Турки вынуждены были отступить к Бугу и вступить в переговоры о заключении мира.

Чигиринские походы показали потенциальные возможности России, которая при наличии нормального управления могла очень быстро стать сильнейшей державой. Нужно было только правильно организовать внешнюю и военную политику государства, Они показали также, что полки нового строя воевали лучше, чем стрелецкие. Хуже всех воевало дворянское поместное ополчение. Необходимость реформирования вооружённой силы вновь напомнило о себе с очевидной неизбежностью. Однако для того чтобы эту реформу осуществить, нужны были деньги и более эффективное государственное управление. С этой целью в 1678-79 гг. было проведено общее описание (учет) всех земель и дворов. После чего в 1679-81 гг. была проведена налоговая реформа.

Параллельно с ними была организована административная реформа. В России до этой реформы существовало несколько десятков приказов. Очень часто они дублировали друг друга, резко снижая эффективность управления. Начальников наплодилось много, а работать было некому. Поэтому первым шагом административной реформы было объединение родственных приказов. Этим достигалось некоторое сокращение количества приказных людей и улучшалась эффективность управления. Дела по управлению уездами и городами, а также все казённые сборы с 1679 года сосредотачивались в руках воевод.

Для реформирования вооружённой силы была создана особая комиссия во главе с боярином князем С.Голицыным, которая в 1680 году подготовила и приступила к осуществлению преобразований в области военного управления и организации вооружённых сил. Князь Василий Васильевич Голицын родился в 1643 году. Происходил он из литовского рода Годиминовичей. В юности князь получил хорошее по тогдашним меркам образование. Он изучал богословие, - историю, философию, астрономию и медицину, читал и мог говорить на греческом, латинском, польском и немецком языках. За свою жизнь собрал большую библиотеку.

В 1658 году начинается его служба при дворе в стольниках московского царя. Полученное образование и увиденное при дворе невежество, сделали его сторонником преобразований и расширения контактов с иноземцами. После избрания гетманом И.Самойловича начинается возвышение В.Голицына. Его царь назначает к гетману советником. Главная задача, которую они решают совместно, это смещение П.Дорошенко, сторонника самостийной Окраины и вассала Турции. В 1672-76 гг. эту проблему удаётся решить. С уходом большей части турок за Буг российско-казацкое войско занимает Чигирин.

За успешную деятельность по смещению П.Дорошенко князя В.Голицына царь возводит в ранг боярина. Во время Чигиринских походов 1677-78 годов он возглавляет воеводский полк (корпус - по современному значению) в войске князя Г.Ромодановского. По возвращению из второго Чигиринского похода князь В.Голицын возглавил Владимирский судный приказ. Он вновь при дворе и входит в узкий круг лиц, которым доверяет царь, что позволяет ему активно включиться в подготовку реформ. В это же время он устанавливает близкие отношения с царевной Софьей, которая имела большое влияние на своего брата царя Ф.Романова.

С её помощью В.Голицыну удаётся убедить царя и его окружение в необходимости проведения реформ, прежде всего, в управлении государством и вооружённых силах. К этому времени вооружённые силы России в XVII веке пережили два периода реформирования. Первый, кратковременный период начала 30-х годов XVII века. Этот период зарождения элементов новой военной организации, появление в российском войске полков иноземного строя. Второй период это период середины XVII века. С этого времени начался процесс по-степенно перехода на новую военную организацию, главным содержанием которого был отказ от отечественной военной организации и переход на иноземную военную организацию. Не умея организовать развитие отечественной военной машины, самодержавие окончательно взяло для себя за образец иноземную военную организацию. В 1647 году был издан военный устав «Учение и хитрость ратного строю пехотных людей», полностью копировавший таковые в Европе.

На уровне высшего военного управления был осуществлён отказ от разделения войска на полки: большой, правой руки, левой руки, сторожевой и запасной (засадный). В старой военной организации полки были элементами боевого порядка войска при организации похода и сражения, а поэтому они не были самостоятельными боевыми единицами. К последней четверти XVII века им на смену пришли воеводские полки, которые уже стали вполне самостоятельными единицами войска. Каждый воеводский полк формировался на базе разрядов, на которые была поделена часть страны: Московский, Северский, Владимирский, Новгородский, Казанский, Смоленский, Рязанский, Белгородский, Тамбовский.

В каждом разряде формировалось по два воеводских полка и два отдельных отряда. В каждом воеводском полку было от 4 до 6 солдатских, рейтарских и стрелецких полков. Была составлена «Роспись перечневая ратным людей, которые в 1680 году росписаны в полки по разрядам». В девяти вышеперечисленных разрядах состояло 164 600 служилых людей. То есть был окончательно осуществлён переход на военно-разрядную территориальную систему. Разряд - это не округ в современном понимании слова. Разряд определял лишь отношение служилых людей к той или иной территории, на которой формировались воеводские полки. По данной росписи основную массу войска составляли: солдаты свыше 61 тысячи человек; копейщики и рейтары свыше 30 тысяч человек; московские стрельцы чуть более 20 тысяч человек. Сюда не входили государев полк численностью 7 тысяч человек и 50 тысяч черкас гетманского войска.

Старые и новые строевые полки имели не только разную организацию, разную систему обучения и разную тактику, но и разную систему воинских чинов. Для устранения этого многообразия в 1680 году был издан указ, повелевающий «быть из голов в полковниках, из сотников в капитанах ...и впредь прежними чинами не именовать». С целью устранения всех остальных различий 12 ноября 1680 года был издан указ, по которому стрельцы (кроме московских и казан-ских), городовые казаки и дети боярские переписывались в солдатскую службу и расписывались по полкам. Этим указом начиналось упразднение стрельцов и дворянского поместного войска. В 1682 году специальное совещание приняло решение об упразднении местничества и окончательной отмене сотенно-полковой организации. Ротно-полковая организация теперь стала представлять собой единую и всеобщую организацию войска.

Сущность военной реформы 1680-82 гг. заключалась в повышении эффективности управления вооружёнными силами, создании единой организационной структуры войска. Фактически эта реформа завершила начатый в середине XVII века период перехода от старой отечественной военной организации на новую иноземную организацию. Но в это время вооружённые силы России ещё не становятся ни постоянными, ни профессиональными (регулярными). Воеводские и строевые полки собирались по мере необходимости для отражения крымчаков или для совершения походов. В результате, их обучение происходило эпизодически, что, конечно же, не способствовало росту их боевого мастерства. В области оборонительного строительства был сделан новый шаг. Для продвижения на юг начала интенсивно строиться Изюмская «Черта».

В этот же период царское правительство занимается внешнеполитическими делами. Ведутся активные переговоры с Турцией, Крымом, Польшей и Швецией. 13 января 1681 года в Бахчисарае был заключён мирный договор с Турцией и Крымом на 20 лет. Турция и Крым признали переход к России территорий, расположенных восточнее Днепра. Западнее Днепра к России отходил только Киев. Граница устанавливалась по Днепру. Киевщина, Брацлавщина, Подолия оставались под властью султана и вассального ему гетмана. Волынь и Полесье по-прежнему принадлежали Польше. Между Бугом и Днепром, в нейтральной зоне, стороны не имели права строить и восстанавливать укрепления, заселять эти земли и принимать перебежчиков. Крымцам разрешалось кочевать, охотиться в степных просторах по обе стороны Днепра, а запорожцам и россиянам заниматься рыбной ловлей, охотой, добычей соли по Днепру и его притокам. Из этого договора ясно видно, что польско-литовская Окраина была разделена между Россией, Польшей и Турцией. К России отошло только то, что ей удалось отвоевать у Польши и Турции. Поэтому ни о каком воссоединении Окраины с Россией говорить не приходится. Тем более, что Польша продолжала оспаривать принадлежность Киева. Со Швецией удалось продлить Кардисский мир, заключённый в 1661 году.

Сибирь в период царствования Ф.Романова продолжала жить почти так же, как и прежде. Однако влияние Москвы на её дела усилилось. В 1676 году Енисейск стал областным городом. Из него стало осуществляться управление всеми территориями по Ангаре и Забайкалью, включая Нерчинск. В 1677 году взбунтовались тунгусы, не вытерпевшие притеснений сборщика ясака Ю.Крыжановского. Они собрали около тысячи человек, перебили казаков, собиравших ясак, и осадили Охотск. Но потом отступили. Следствие вскрыло, что, кроме мздоимства, сборщик брал у инородцев жён и детей для совершения блуда. За это он вместе с приказным человеком Ярышкиным был нещадно бит кнутом и отправлен в даурские остроги.

20 мая в Тобольске случился пожар. От удара молнии сгорели 8 церквей, архиерейский дом, приказы, гостиный двор, торговые ряды и 150 других домов. В 1678 году царь Ф.Романов рассмотрел жалобу сибиряков на тобольского митрополита. Он повелел всех крестьян и бобылей, которые оказались у митрополита сверх пожалованных, отправить в Томск и наделить землёй. Вместе с тем запретил монастырям продавать и уступать поместья по вкладам без указа на то государя.

Галдан-Бокошту овладел Кашкаром и установил свою власть в Джунгарии, направив своё посольство в Москву. Укрепившись в Джунгарии, он подчинил себе киргизов и теленгутов. В 1679 году последовал царский указ, предписывавший преступников, вместо отсечения рук и ног, ссылать в Сибирь. Под влиянием старообрядцев по Сибири покатилась волна самосожжений. Царское правительство в качестве одной из мер преодоления раскола стало собирать штрафы по 5 копеек с человека за то, что он не приходил на исповедь. Это только усилило противодействие старообрядцев, и самосожжения участились. В 1680 году основан Абацкий (Абакский) острог (ныне Абацк Ишимского района Тюменской области). Монгольскому хану Лоузану направлена похвальная царская грамота за верность подданству России. 17 ноября вышел царский указ, предписывающий, чтобы людей, совершивших две кражи, не подвергать лишению рукт ног и пальцев, а ссылать их в Сибирь с жёнами и детьми для последующих занятий земледелием.

В 1681 году в Западную Даурию отправлена церковная миссия, в которой состояли: игумен Феодосии, иеромонах Макарий и ещё несколько монахов, так как собравшийся в этом году церковный собор принял решение: «в дальние городи, на Лену в дауры, посылать людей духовных, архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законам». В этом же году Феодосии и Макарий на восточном берегу Байкала основали Посольский Преображенский монастырь. Это решение церковного собора ясно показывает, что царская власть и никонианская греко-византийская церковь всерьёз занялись искоренением инакомыслия во всех уголках страны.

В 1682 году в Тобольске «за презорство и гордость и за неистовое его житие и блудодеяние, и за непристойные и поносные речи» от церкви был отлучен младший тобольский воевода М.Приклонский. Главной причиной отлучения, разумеется, было его отрицательное отношение к церкви, которое он не скрывал. Всё остальное, по традициям тогдашних светских и церковных властей, приплета-лось, чтобы как можно сильнее опорочить неугодного человека. В этом же году в Иркутске учреждено самостоятельное воеводство. Тогда же киргизы, подталкиваемые правителем Джунгарии, сожгли Ачинский острог. Тогдашние киргизы занимали территорию нынешней Хакассии и Тувы. В том же году китайское правительство направило свои войска для вытеснения россиян с Амура и Зеи.

В 1682 году исполнилось 100 лет с начала похода Ермака (Ярмена Темучина) в Сибирь. За эту сотню лет его соратники и последователи (казаки и славяне-татары) прошагали от Урала и до Тихого океана, воссоединив Сибирь (Тартарию-Рассению) с Московской Русью. В результате, образовалась огромная держава - РОССИЯ, которая сменила на сцене мировой истории Славянскую Державу Тартарию-Рассению. За эти 100 лет значительно изменился этнический состав Сибири.

В начале похода Ермака население Сибири, включая Дальний Восток, насчитывало около 800 тысяч человек, и это не считая кайсаков, теленгутов, киргизов и монгол, которые занимали некоторые районы Южной Сибири. Официальный учебник «История России с древнейших времён до конца XVII века» даёт численность населения Сибири в 200 тысяч человек. Цифра, явно не соответствующая действительности, как, собственно, и другая, которая определяет численность войска крымского хана в период крымских походов 1687-89 годо в 250 тысяч человек. Тогда как крымский хан в то время максимально мог собрать в поход около 70 тысяч человек. Обе эти официальные цифры являются политически и исторически ангажированными. В одном случае чтобы скрыть просчёты царских властей, в другом - чтобы показать Сибирь, в соответствии с установками Миллера, вне истории, местом вечных снегов и испуганных зверей.

Для того чтобы более или менее точно определить численность населения Сибири, вспомним численность населения Сибирского татарского княжества в середине XVI века, во время правления князя Едигера. В налоговой отписке Ивану IV он даёт численность свыше 37 тысяч семей. Если учесть, что тогда количество детей в семье, как правило, было если по минимуму брать - три человека, то общая численность населения княжества составит свыше 200 тысяч человек. Однако Сибирское татарское княжество занимало территорию от Урала до Иртыша. Причём эта территория была не самой заселённой. Как сейчас, так и тогда основная масса населения Сибири была сосредоточена от Иртыша до Енисея. Поэтому если мы экстраполярно посчитаем, то окажется, что на территории от Урала до Енисея тогда проживало около 600 тысяч человек, из которых славян-татар было около 350 тысяч человек. Далее на восток от Енисея и до Чукотки, надо полагать, проживало не менее 100 тысяч человек и столько же в Забайкалье и по Амуру. Таким образом, общая цифра численности населения Сибири составит примерно около 800 тысяч человек.

Славяне-татары, в основном, были сосредоточены в междуречье Иртыша и Енисея. Западнее Иртыша часть славян-татар была при Кучуме исламизирована и откололась от основного массива. Во время похода Ермака, в основном, к славянам-татарам ушло почти 5 тысяч казаков. В результате, начались процессы ассимиляции. Через 40 лет в Сибири, по подсчётам исследователя Словцова, русских людей насчитывалось чуть более 15 тысяч человек. Словцов, естественно, учитывает только людей, направленных царскими и церковными властями и новокрещёных сибиряков. Значительная часть - та, что составила потомство от казаков Ермака, но не была крещена - в учёт не попала. А это уже пошло третье поколение, что даёт нам ещё около 15 тысяч человек. Итого, численность будет составлять около 30 тысяч человек. Если учесть, что до этого времени и вплоть до 40-х годов XVII века в Сибирь направлялись, в основном, русские люди мужского пола, то станет ясно, что в ходе ассимиляции, в основном, со славянами-татарами начал формироваться новый этнос - сибиряки (челдоны). В последующие 40 лет отправка женщин тоже была незначительной, а численность русских (по Словцову) возросла до 70 тысяч человек, среди которых было 7,4 тысячи человек ссыльных. То, что это были не чисто русские, а в подавляющем своём числе сибиряки, вполне очевидно. К тому же цифра эта не вполне точна, так как Словцов в подсчёт не включает некрещёных. Но даже если их не учитывать, в 1682 году численность сибиряков (русских) уже составляла около 100 тысяч человек. Столь быстрое увеличение численности си-биряков (русских) шло за счёт сокращения, в основном, численности славян-татар и некоторых других народов в ходе ассимиляции.

Внутренние проблемы в период царствования Ф.Романова также требовали своего решения. При нём сопротивление ревнителей «древлего благочестия» продолжалось. Более того, оно усилилось. Старообрядцы даже перешли в наступление. Царь Ф.Романов много внимания уделял вопросам благочестия, в соблюдении которого был крайне щепетилен. Зная характер нового царя, Аввакум попытался воспользоваться этим и отвратить его от никонианства. Он написал молодому царю письмо, в котором передал содержание якобы виденного им сна, будто умершего царя А.Романова он видел горящим в аду за отпадение от истинной веры. Кроме того, он призывал царя Ф.Романова отказаться от никонианства, чтобы избежать участи отца.

Но Аввакум просчитался. Царь Ф.Романов и мысли не допускал, что его отец может быть грешником. Чтобы покончить со старообрядцами и другими ревнителями «древлего благочестия», по инициативе царя Ф.Романова в 1681 году собирается церковный собор, на котором были выработаны меры, пресекающие всякое инакомыслие. Как мы видели выше, в основном это были запрещающие и репрессивные меры. Письмо Аввакума только подлило масла в огонь. Борьба и враждебность усилились, Аввакум был приговорён к сожжению, что и было исполнено в 1682 году.

Церковные книги старообрядцев, а вместе с ними родовые книги славян, были объявлены вне закона. Ими запрещалось пользоваться. Они подлежали сбору и сожжению. Так царская власть совместно с церковной начала новый поход против славянской истории. Церковный собор 1666 года санкционировал раскол церкви и пресле-дование ревнителей «древлего благочестия». Церковный собор 1681 года, защищая интересы греко-византийской ортодоксии, пошёл дальше, он санкционировал искоренение всякого инакомыслия, уничтожение церковных и иных книг, в том числе хранивших древнюю историю славян. Сам царь Ф.Романов скончался 27 апреля 1682 года, не оставив после себя наследников.

В.М. Дёмин: Образование и крушение Российской Империи

  • 1
С удовольствием поздравляю с Днем Рождения! Тем более - в такую дату :)
Не много в ЖЖ журналов, создающих серьезный образовательный контент. Да еще по такой важной теме, как история русского народа.
Желаю Вам здравствовать долгие годы. Божьей помощи в делах и личном возрастании!

Благодарю сердечно :)

весело отметить
с уважением, А.В.

Благодарю сердечно! :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account