Продолжение, начало тут...
Могло ли быть «монголо-татарское» иго, когда никаких «монголо-татар» не существовало.
Второй след Ясы и ордынского периода русской истории в фольклоре, это поговорка-наставление: «Двое дерутся - третий не встревай». Укороченное правило пункта Ясы. запрещавшего участие ордынца в конфликте соотечественников на чьей-либо стороне. Только на границе с ксенофобской, шовинистической Европой (латинской Польшей) и католицизмом происходили религиозные конфликты и геноцид православного населения… (Посмотрите историю резни и геноцида устроенного подручными короля Сигизмунда (поляками, униатами и латинянами) в отношении православных и казаков на территории современной Украины в 16-м, 17-м веках)
Понимая значение казачества в защите России (Орды), Европа и Ватикан постоянно преследовали и душили православие и защищавших его казаков. Старались подкупить и склонить к предательству и коллаборационизму руководителей Запорожского казачества… Зверства шляхты и латинян в религиозном геноциде православного и прорусского народа сравнимы разве что со зверствами англо-саксов в Северной Америке, Африке, Индии, Новой Зеландии и Австралии, зверствами гитлеровцев и бандеровцев во Второй мировой войне…
см. например:
http://www.christian-spirit.ru/v89/89.(8).htm
8. Инфраструктурное интенсивное, видимое всем и потому запомнившееся в народе, развитие на всей территории Золотой Орды. Что дало той территории современной России и Казахстана мощнейший рывок в развитии экономики, строительстве дорог и их инфраструктуры обслуживания и использования, благодаря чему происходило интенсивное и ускоренное освоение ранее неосвоенных и малоосвоенных земель (того же Южного, Среднего и Северного Урала, например) и внедрение гениальнейшего транспортно-информационного инфраструктурного изобретения Чингиз-Хана – конно-почтовых станций-Ям.
Вспоминаем те же два миллиона лошадей, доставленных Батыем непонятным и непостижимым сегодня способом казачеству на Яик, Волгу, Дон и Днепр вплоть до Одера….
А ещё несколько миллионов лошадей(верблюдов) были нужны конно-почтовой службе Орды на Руси, Транссибе и Великом шёлковом пути. Как они (а это ведь мы – народ тогдашнего пред-СССР) это сделали,- непонятно… Даже с финансированием из Византии это было крайне сложно вополтить в жизнь и сделать физически… Но это было сделано… Скорее всего Византия помогла Орде лошадьми и оружием… А может быть наши предки не знали, что это невозможно. Вот у них это и получилось, как не один раз в нашей истории.
Русский народ увековечил свою оценку этого прорыва, труднопостижимого и сегодня, народным наименованием небесного Млечного Пути «Батыевой дорогой» и топонимами Москвы, названными в честь «ужасных и тёмных завоевателей» Большой и Малой Ордынкой, а также уже в 16…17-м веках – Большими и Малыми Татарскими улицами.
9. Возникшая в Орде огромная многотысячекиломеровая зона свободной торговли от бессарабского (переведу: "без-арабского" - это, скорее всего, след итога конфликта Византии с Халифатом в этой местности) Ясска, Одера и Архангельска на Западе до Жёлтого, Южно-Китайского и Охотского морей - на Востоке. Перемещение товаров, знаний, технологий, кадров по территории Золотой орды намного упростилось, благодаря созданному Чингиз-Ханом институту конно-почтовых станций(Ям), ликвидации междоусобных границ и строительству дорог и переправ. Это привело к кратному взрывному развитию ремёсел, культуры, науки, торговли и формированию многих сохранившихся до наших дней экономических связей, логистических маршрутов, технологий кооперации и практик разделения труда.
10. Одно из главных цивилизационных достижений периода Золотой Орды – это выстроенные многовековые традиции межрелигиозного и межнационального мира, так называемой симфонии религий и культур… Это - сверхдостижение мирового значения, прорывной фактор мирового многосотлетнего лидерства Орды и её преемницы - Русской цивилизации. Цивилизации, формирующей в наши дни на тех же принципах евразийскую цивилизацию, соблюдающую классическую вторую библейскую заповедь об отношении к ближнему, как к себе самому. Цивилизацию развития для всех, опирающуюся НЕ на грабеж, порабощение, геноцид порабощённых и присвоение их ресурсов, а на взаимовыгодную синергию культур и народов.
11. Традиции демократии Орды почти без изменений сохранены в традициях её стержневого оборонного и правового института – казачества, а также в обычаях старообрядческих православных общин. Обратим внимание на демократические традиции Орды и ордынской России. Избирательная система – двухступенчатая. На первом уровне гражданами избираются наиболее авторитетные представители их общин - делегаты. У казаков – это участники казачьего Круга, у монголов– делегаты Курултая, в общине – старейшины или старшины, или старосты. Далее «делегаты» избирают руководителя «отца» (иногда несколько кандидатов на его пост, одного из которых позже утверждает центральная власть).
Атамана – у казаков, Хана – у монголов, Главу (Председателя, Предстоятеля) – у межобщинного или религиозного сообщества. Судебная власть в лице Ясаулов, Хорунжих и Урядников назначалась региональным представителем центральной власти из числа пользующихся в народе (у Казачьего круга) авторитетом, умудрённых служащих казаков (урядники – скорее всего, как аналог мирового судьи, могли назначаться и князем). Таким образом, Ясаулов (казачьих офицеров) в качестве судей (уголовных и этических) назначает центр по согласованию с избранным делегатским казачьим корпусом.
Эта демократическая модель, не будучи идеальной, показала свою жизнеспособность и применяется в многочисленных госконструктах мира (включая: американскую систему избрания Президента, порядок избрания и утверждения кандидатур губернаторов (глав) российских регионов и субъектов федерации) и по сию пору.
12. Антиугнетательские, антиинквизиторские и антидискриминационные положения Великой Ясы Чингиз-Хана почти полностью (исключив поддержку местных культур и религий, запрет голода, алчности и междоусобиц элит, а также пьянства) перенял Наполеон в его «кодексе Наполеона», который впоследствии лёг в основу современного европейского права….
По одной из наиболее вероятных версий империя Чингиз-хана и строилась, возможно, что по замыслу и инициативе Византии, на народной поддержке социально-прорывного права Орды - Великой Ясы. А сам Чингиз-Хан – это создатель первой в мире просоциальной, антиугнетательской, модернизаторской империи развития культуры, созидания и прорыва.
Поэтому его последователь, ученик и внук Батый провёл первую в России перепись населения, учредил и развил несколько стратегически значимых и эффективных институтов развития и безопасности страны, включая Сарайско-Придонскую Православную епархию (впоследствии переместившуюся в Москву), казачество, дорожно-почтовую службу и службу дорожного и станционного строительства. Обеспечив взрывной рост и развитие ремёсел, торговли, укрепление и распространение православия, более чем трёсотлетнюю защиту России от инквизиции, от агрессивной и грабительски-убийственной русофобски-нацистской и колонизаторской экспансии Европы.
И всё эти свои «ужасные» реформы и дела ордынцы и русские делали при полном отсутствии на территории Орды «татар», как самощущающего и самоидентифицирующего себя так этноса. Прозвища на рынках и записи в протоколах задержания - не в счёт. Иначе нам придётся поверить в наличие сегодня "кавказской национальности" и в прочие просторечные, часто обидно-оскорбительные этнонимы-прозвища...
Казаки (об этимологии и значении слова «Казак» у их основателя и создателя Батыя – несколько ниже) были (с ними папские послы на Дону имели счастье общаться в 1242 году (см., например, Гордеев А.А. «Золотая Орда и зарождение казачества»). Русские (русы) были. Аланы – тоже были, Кыпчаки были, половцы и булгары с армянами были...
А тартарами с подачи необразованных европейских низов в Московии в 13-м…17-м веке обыватели называли то всех ордынцев вообще (судя по их картам, глобусам и литературе), то всех поволжских магометан или тюркоязычных подданных Орды из Казани, Астрахани, Крыма – в основном булгар, кыпчаков, калмыков и ногайцев.
Поэтому татарского ига не существовало в природе от слова СОВСЕМ. Монгольское (в смысле - национально-этнической принадлежности руководства Орды) иго (в смысле угнетения, а не разрушительно-опустошительной войны, и последующего за ним интенсивного развития) - тоже под большим вопросом. Ибо то, что называется Игом больше всего отвечает определению «победившей после разорительной и бедственной гражданской войны социальной революции» с изменившимися принципами управления собственностью, средствами производства и распределения созданного продукта, а также - управления, формирования и исполнения стратегий развития.
К сожалению, это была не бескровная революция Ясы и не бескровная война. Она не прошла она без горя и больших бед. Но, почти наверняка, победившая сторона опиралась на мощную народную поддержку многих народов Орды и потому победила в возникшей (опять же, к сожалению, и отнюдь не во благо народов) гражданской войне. Понимая этот негатив, нельзя не видеть и не отдавать должное последствиям победы сил Ясы и батыевской стратегии развития империи Ясы.
Нельзя эффективное и масштабное развитие назвать Игом. Тогда СССР – тоже ужасное коммунистическое Иго… Ибо развивался и строился на схожих с Ясой принципах…
Произошло умиротворение местных междоусобничающих бояр, сверхмасштабная модернизация и строительство инфраструктуры транспорта и связи, резкий рост культурной, ресурсной, информационно-научной, технологической и инфраструктурной обеспеченности жизни народа, цивилизационного значения и цивилизационной антирабской гуманистической миссии, а также – расширение от Одера до Камчатки территории жизни и влияния русских и Православия. Это можно по-разному назвать и оценить… Но вряд ли это Иго в привычном нам понимании…. А «татарского» ига (как и приписываемого Чингиз-Хану геноцида не существовавших тогда в природе «татар») не могло быть в принципе, в связи с полным отсутствием во времена Чингиз-Хана и Батыя народа с таким самоназванием и самоидентификацией (а также с таким названием на древнеуйгурском языке Батыя и Чингиз-Хана).
Остановимся на созданном Батыем институте казачества несколько подробнее.
СОЗДАНИЕ БАТЫЕМ КАЗАЧЕСТВА, КАК ВНУТРЕННЕЙ, ВНЕШНЕЙ ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ИНСТИТУТА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВА ВЕЛИКОЙ ЯСЫ, А ТАКЖЕ - КАК ОГРОМНОГО КАВАЛЕРИЙСКОГО КОНЕВОДЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИМПЕРИИ
Установлена с большой вероятностью и с точностью почти до года время основания казачества. Это промежуток между 1237-м и 1241-м годом… Возможно казакстанско-енисейское учреждение элитной народной «угнетённой» полномочиями, землёй и оружием армии-коневодов произошло лет на десять раньше или между завершением китайского и началом похода Ясы на восток, т.е. между 1224 и 1237-м годом…. Иначе, откуда Батыю было взять сотни тысяч (или даже до двух миллионов) военно-обученных кавалерийских лошадей уже буквально к 1241-м году? Да, византийская версия финансирования и снабжения что-то проясняет и делает возможным. Но... Скорее всего это не единственный, хотя и очень важный фактор становления (опять тюркский корень "стан") Орды. Вероятнее всего, что в своём продвижении ранне-социалистическая империя Великой Ясы Чингиз-Хана (его пред-СССР и пред-ЕвроАзЭС) привлекала «завоёванные» народы социальной справедливостью, запретом рабства, ксенофобии и любой дискриминации, низкими налогами, конно-почтовыми станциями и дорогами, развитием и защитой религии, прекращением междоусобиц, созданием казачьей народной армии коневодов получивших землю и новые смыслы служения такой соцсправедливой (хотя и неидеальной) империи Великой Ясы.
Корень «Каз» в переводе с тюркского (наиболее тогда распространённого в Средней Азии и Поволжье) означает: «выдающийся», «сокровенный», «глубокий», «важный». Вспоминаем значение этого корня в таких топонимах и словах, как: «КавКаз», «Казбек», «Казань», «Казна», «уКаз», «рассКаз», «ревизская сКазка» и т.п... А «Ак» по-тюркски означает «светлый», «белый», «белоснежный». Каз-Ак по заложенному Батыем в это слово смыслу – важный, отважный, выдающийся и глубокоразбирающийся светлый, честный, белый (в смысле – замечательный, неподкупный и непредающий) воин…. Ибо служба «Каз-Аков»в мирное время это охрана границ, дорог, переправ, внутренняя стража и охрана Закона – права Великой Ясы под руководством Ясаулов, Хорунжих, Урядников… А здесь честность, внутренняя глубокость и светлость (недаром возникло сословное звание «Ваша Светлость», «Светлейший Князь» и т.п.) нужны сущностно и повседневно….
Казачество на войне – народная конная армия (коне-скотоводов) практически постоянной боеготовности. Казачество в мирное время – боевая учёба и внутренняя (с внешней) стражи под началом Яссаулов (охрана закона, людей и имущества), Хорунжих и Урядников (охрана морали и этики отношений) и более мелкие споры… Казачьи офицеры на службе Ясы и утвердили привившийся у нас на века межрелигиозный мир и симфонию религий и культур. Ясаулы и казаки защищали границы, страну, людей, закон и порядок… Напомним, что Ясно – значит очевидно, понятно, справедливо и соответствует Ясе. По сегодняшний день судьи, объявив решение по уголовному делу, спрашивают подсудимых и участников процесса: «Вам ясен приговор?» И это - сохранившаяся в веках Ясаульская традиция разбирательств дел и вынесения вердиктов и приговоров на основании первого общероссийского права – Ясы Чингиз-Хана…
Сегодня опять цивилизация Ясы противостоит антицивилизация агрессии, алчности, грабежа и геноцида. Даже недавнее 19-го июля 2015 г. выступление папы Римского Франциска, говорит об этом же. Папа начал понимать сущность дьявольской неуёмно-алчной, безбожной, убийственной и самоубийственной политики Запада…Его очередного крестового похода на человечество.
Тем значимее сегодня честный взгляд русской цивилизации, как наследницы цивилизации Ясы, того самого славящего Право Православия. Мира патриотичных русских носителей кодов и смыслов Ясы и ясности. Важен честный и адекватный взгляд на основателей русской ясной антирабской, антинацистской просоциальной цивилизации. От того, что основатели мира Ясы (Русского мира и его опоры - казачества) - не славянской крови, их наследие, заповеданные ими правила жизни и традиции созидательного пронародного прорыва не становятся менее значимыми… Важно помнить не только поражения, разрушения и злоключения, но и хорошее, переданное нам.
Важно понимать и огромные возможности Запада в фальсификации истории. Сегодня это хорошо видно по тотальному, согласованному и наглому ошельмовыванию и демонизации всех жертв агрессии Запада. Нужно анализировать, сопоставлять и при необходимости разоблачать западные фальсификации и клевету, шельмование и ложь, навязанную нам враждебными нам фальсификаторами истории. Исправим наше отношение к основателям Российской Империи с заведомо негативного (имеющего мало общего с фактами и исторической реальностью) на адекватное отношение к их делам, фактическим успехам и достижениям на благо народов России.
Вряд ли было фактически ужасное и мучительное иго. Этому противоречит не только текст Ясы Чингиз-Хана, но и дожившие до наших дней топонимы и традиции того периода формирования.
Все они логично укладываются не в угнетательскую, а в модернизационно-созидательную систему управления Золотой Ордой, а впоследствии – Российской империей. И возникающее, благодаря видимому всем развитию, уважение народа. Кроме этого, вспомним, что, в переводе с китайского (которым монголы или центральноазиатские воины тоже пользовались) Го – район, страна. Недоразумение в переводе тех или иных летописных наименований с приставкой Го и могло быть трактовано в дальнейшем, как Иго… Признаемся себе, что татарского ига не только не было, но и не могло быть из-за отсутствия в 13…15-м веках татарского народа. Всех без исключения Ордынцев после похода Батыя в Европу называли «Тар-Тарами» (отсюда и из Европы пришла к нам в 18…19-м веках поговорка про «Загреметь в «Тар-тара-ры», в смысле «пропасть на просторах Орды»).
От того, что кого-то сегодня, а где-то и уже пару-тройку веков как, в каких-то документах, свидетельствах, блогах, СМИ и литературе называют, кавказцами, жидами, пшеками, арами, украми, колорадами и прочими просторечными обидностями, такие этносы не появляются и в честную историографию не входят (Чего не скажешь о разной степени грубости фальсификатах)
Крайне маловероятно, чтобы тогдашние Тартары (ордынцы – это мы все или все наши предки) могли сами себя угнетать… Даже сегодняшняя проамериканская Украина (занимаясь современным вариантом самоуничтожения, опираясь в своём суициде на активную помощь и стимулирование его с Запада) на словах пытается при формировании украинской этничности опираться на казачьи традиции запорожской сечи, забывая, что казачество основано Батыем для высокой миссии служения евразийской империи Ясы - по сути своей антиксенофобскому и антинацистскому праву и идеологии.
Что гармонично опиралось на Православные ценности и традиции служения миру, народам, цивилизации Ясы, то есть – по сути русской евразийской цивилизации и Православию. Там не было места нацизму, ксенофобии, русофобии, пропаганде насилия, ненависти и «антимоскальской» нетерпимости. А «татарам» ещё только предстояло появиться из булгар, кыпчаков, калмыков и прочих «тартар» через несколько веков применения по отношению к ним этого поверхностного, просторечного европейского прозвища-наименования….
Понимаю, что точка зрения не бесспорна, но она связывает в логическую цепь и непротиворечивую систему разнообразные факты исторической реальности и, потому, имеет право на существование.
Литература:
1. Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. — Кристалл, 1989. — ISBN 5-306-00332-Х
2. Вернадский Г. В. Монголы и Русь. — США, 1953.
3. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён: в 29-и т. — СПб., Изд.: Товарищество «Общественная польза», 1851—1879.; М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993—1998.; М., 2001.; [8]; [9]
4. Савельев Е. П. Древняя история казачества. — Издательство: Вече, 2007. — ISBN 978-5-9533-2143-3.
5. Савельев Е. П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Историческое исследование в трёх частях. — 1915
6. Савельев Е. П. Часть 1. Древность казачества // История Дона и Донского казачества (в 4-х частях). — 1918.
7. Вернадский Г. В., 1953, Гл. ІI. Монгольская империя — § 6. Великая Яса — Ч. III. Правительство, армия и администрация.
8. Закиев М.З. Часть вторая, Первая глава. История изучения этногенеза татар // Происхождение тюрков и татар. — М.: Инсан, 2002.
9. Гордеев А.А. «Золотая Орда и зарождение казачества"
10. Вильям Похлёбкин «Татары и Русь»