Самым популярным источником информации о славянах считается Повесть временных лет Нестора. Но в данной летописи хронология ведется лишь с 9 века. До этого времени о славянах можно найти лишь обрывочные сведения, зачастую противоречивые. Одни византийские авторы 6 века отнесли их к готам, другие - к венетам. Разобраться в этом вопросе поможет Прокопий Кесарийский.
Прокопий был участником военных действий римлян против вандалов в Ливии и готов в Италии, которые более 100 лет удерживали эти Римские провинции. Славяне начали нападать на Восточную Римскую империю сразу же после победы римлян над вандалами и готами. Вот какие факты о славянах сообщил Прокопий.
1. Форма правления славян:
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим.
Это первое отличие от готов, которые за 200 лет до славян уже имели своих правителей. Анты, по данным Прокопия, - родственные славянам народы.
2. Вера славян:
Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания...
Готы же за 100 лет до встречи Прокопия со славянами уже были христианами арианского толка - не признавали Троицу, то есть считали Иисуса Христа не Богом, а человеком.
3. Вооружение славян:
Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами...
А готы согласно Прокопию "были всадниками, в бою пользовались копьями и мечами..."
4. Внешний вид славян:
Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмно-красные.
Вот внешний вид славян действительно похож на готов, что по-видимому и вызвало путаницу у византийских авторов. Вот как описывает готов Прокопий:
Все они белы телом, имеют русые волосы, рослые и хороши на вид...
Разница только в темно-красности славян, которая не известно к чему относится. Может имеется ввиду цвет кожи?
5. Язык славян:
У тех и других [славян и антов] один и тот же язык, достаточно варварский.
Прокопий различал готский язык, на котором говорили готы, вандалы, визиготы и гепиды. Таким образом, если бы славяне говорили бы на готском, Прокопий обязательно бы это отметил.
Здесь также следует отметить противоречие с Вильгельмом Рубруком, написавшем в 13 веке следующие строки:
Язык русских, поляков, чехов (Воеmorum) и славян один и тот же с языком вандалов, отряд которых всех вместе был с гуннами.
6. Образ жизни славян:
Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.
Данный отрывок крайне интересен. Массагетами Прокопий называет гуннов. Но славяне определенно не могли быть гуннами. Вот как описывает гуннов член посольства к Аттиле - Приск Панийский:
Ростом они невелики, но быстры проворством своих движений и чрезвычайно склонны к верховой езде; они широки в плечах, ловки в стрельбе из лука и всегда горделиво выпрямлены благодаря крепости шеи.
Помимо внешнего различия у славян в отличие от гуннов не было лошадей, баранов, луков, стрел, гаданий на бараньих лопатках, привычки делать себе шрамы на лице после смерти родителей.
Аскетичный образ жизни славян существенно отличался и от быта готов. Например, вот что рассказал Прокопий о вандалах 6 века:
Из всех известных нам племен вандалы были самыми изнеженными... С того времени, как они завладели Ливией, все вандалы ежедневно пользовались ваннами и самым изысканным столом, всем, что только самого лучшего и вкусного производит земля и море. Все они по большей части носили золотые украшения, одеваясь в мидийское платье, которое теперь называют шелковым, проводя время в театрах, на ипподромах и среди других удовольствий, особенно увлекаясь охотой, они наслаждались хорошим пением и представлениями мимов; все удовольствия, которые ласкают слух и зрение, были у них весьма распространены. Большинство из них жило в парках, богатых водой и деревьями, часто между собой устраивали они пиры и с большой страстью предавались всем радостям Венеры...
Следует отметить, что не только Прокопий считал, что славяне и анты произошли от одного племени. Вот, что писал в 6 веке гот Иордан:
У левого склона Альп, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы [Вислы], на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов . Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.
Таким образом, из этих описаний славян 6 века Прокопия Кесарийского можно сделать следующие выводы. Славяне - имели внешность готов, а образ жизни - гуннов, но не являлись ни готами, ни гуннами. Неразрешенной остается загадка, кем до 6 века являлись славяне и почему язык русских и славян в 13 веке сравнили с языком вандалов, но это темы отельных статей.
https://zen.yandex.ru/id/5cc74112eb28ac00aea46f06
П.С.
Автор опирается на документальные исторические источники, а не на собственные фантазии. И это большой плюс. Но считаю нужным уточнить, что кроме Прокопия историю славян писали и другие древние хронисты. И эти описания существенно разнятся! Например Исидор, также живший в 6 веке, в своей "Истории вандалов", даёт совершенно другие сведения. Например, король вандалов Гейзерих в 429 году захватил Рим и 14 дней грабил город. А у этого Гейзериха было второе имя — Арий. Забавно!? (см. п 79 "Истории вандалов"). Вот ещё интересный момент. Жители Италии составили латино-вандальский словарь (надо же как-то с этими варварами общаться!). Так вот, в этом словаре половина слов РУССКИЕ (или восточно-славянские). Даже сейчас, спустя 1600 лет легко читаются и понимаются русскими, украинцами, белорусами, сербами, поляками. Или в п. 66 Исидор пишет, что готы - одного рода со скифами (сам Исидор потомок римских аристократов в Испании, ему незачем врать по поводу происхождения готов!). В истории славян очень много интересного, но лжи о наших предках ещё больше!