lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Categories:

В России 13 мая ежегодно отмечают День Черноморского флота.


13 мая (2 мая ст.ст.) 1783 года в Ахтиарскую бухту Черного моря вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием адмирала Федота Клокачева, к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии. Это произошло через два месяца после присоединения Крыма к России. На берегах бухты вскоре началось строительство города и порта, ставшего главной базой российского флота и получившего название Севастополь.


13 мая ежегодно отмечается, как день рождения Черноморского флота. Этот праздник был установлен 15 июля 1996 года, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ РФ «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности».


«Еще до официального включения Крыма в состав России русское правительство назначило «для командования заводимым флотом... на Черном и Азовском морях» вице-адмирала Ф. А. Клокачева — одного из героев Чесменского сражения. Он же стал первым начальником Херсонской верфи. Для управления флотом было создано Черноморское адмиралтейство.

Поиски удобных мест для базирования главных сил флота шли длительное время. Одной из таких бухт оказалась Ахтиарская, расположенная на юго-западном берегу Крымского полуострова, у развалин древнего Херсонеса. На ее северном берегу в балке, впоследствии названной Сухарной, находилось небольшое татарское селение Ахтиар. Впервые она была обследована еще в 1773 году прибывшей сюда из Балаклавы «описной партией» под командованием штурмана Ивана Батурина. А на большие удобства бухты для базирования флота и строительства города-крепости обратил внимание великий русский полководец А. В. Суворов, командовавший русскими войсками в Крыму. «Подобной гавани, — писал он, — не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли». По его указанию на берегу Ахтиарской бухты были возведены первые укрепления. Это заставило турецкую эскадру, находившуюся в гавани вопреки условиям мирного договора с Россией, поспешно уйти в море. «За вытеснение турецкого флота из Ахтиарской бухты» Екатерина II послала генерал-поручику Суворову золотую табакерку.

17 ноября 1782 г. в бухту прибыли фрегаты «Храбрый» и «Осторожный» под общим командованием капитана 1 ранга И. М. Одинцова. Они остались здесь на зимовку. До весны моряки произвели промеры и описание бухты, составили карты.

2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту прибыла эскадра из пяти фрегатов и восьми других судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Ф. А. Клокачева. 7 мая в бухту вошли 11 судов Днепровской флотилии. С этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом. В честь его основания в том же году была отлита медаль «Слава России».

Ахтиарская бухта стала основным пунктом базирования кораблей флота. В мае 1783 года вместо вице-адмирала Ф. А. Клокачева, убывшего в Херсон, чтобы принять руководство всей «черноморской портовой администрацией», в командование эскадрой вступил контр-адмирал Ф. Ф. Мекензи. Флаг-капитаном (начальником штаба эскадры) стал молодой лейтенант Д. Н. Сенявин, впоследствии выдающийся русский флотоводец. Он фактически руководил всеми работами по строительству главной военной морской базы и города.

3 июня 1783 года матросы и солдаты под руководством Д. Н. Сенявина заложили первые четыре каменных здания: часовню, дом адмирала, пристань и кузницу в адмиралтействе. Этот день считается датой основания порта и города, хотя указ царского правительства о строительстве здесь военного порта, крепости и города был издан несколько позже — 10 февраля 1784 года. Новый порт и город получили название Севастополь (величественный город). В феврале 1784 года в честь его основания отливается медаль «Польза России».

Город начал расти. На склонах холма, спускающегося к Южной бухте, строились казармы, жилые дома. На мысах при входе в бухту сооружались артиллерийские батареи. На противоположном берегу Южной бухты строилась казарма для экипажа корабля «Святой Павел», которым командовал Ф. Ф. Ушаков, впоследствии выдающийся русский флотоводец. В 1784 году здесь же было заложено каменное здание морского госпиталя.

В 1785 году был утвержден первый штат Черноморского флота, по которому он должен был иметь 12 линейных кораблей, 20 больших фрегатов, 5 боевых шхун, 18 транспортных и вспомогательных судов. Флот быстро рос. Уже к маю 1787 года он насчитывал в своем составе 46 вымпелов: 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 28 других военных судов.

Утверждение России на Черном море, создание здесь военного флота и основание Севастополя вызвали большое беспокойство у Англии и Франции. Их правительства открыто подстрекали Турцию, которая тоже не хотела мириться с потерей Крыма, к новой войне с северным соседом.


Воениздат, 1987, «Краснознаменный Черноморский флот.»



На юго-западном берегу Крыма, близ татарской деревни Ахтиар, у развалин древнего Херсонеса, находился обширный глубокий залив, в котором мог спокойно поместиться огромный флот, а небольшие бухты, вдающиеся из залива в берег, представляли полное удобство для устройства при них адмиралтейства, верфи и других портовых сооружений. Значительная глубина этих бухт в некоторых местах давала возможность большим линейным кораблям подходить к самому берегу, а широкий проход представлял удобный при всех ветрах выход с рейда в море, круглый год не замерзающее. Укрепления, возведенные на береговых возвышениях, могли защищать рейд от нападения неприятеля, а прекрасный теплый климат и отсутствие болот служили ручательством за здоровое положение местности.

Все эти достоинства Ахтиарского залива были хорошо известны морскому начальству от офицеров, которым прежде случалось заходить на рейд, и потому в мае 1783 года контр-адмиралу Мекензи поручено было устройство здесь порта и города, названного Севастополем и впоследствии вполне оправдавшего свое имя, в переводе означающее «Знаменитый город».

На другой же год по основании Севастополя он сделан главным портом Черноморского флота, с которым слился и Азовский флот. По штату 1785 года положено в Черноморском флоте содержать два 80-пушечных и десять 66-пушечных кораблей, 20 фрегатов, 3 камели и достаточное число мелких, ластовых и транспортных судов. Общее число морских чинов полагалось 13Уз тысяч человек. Кроме собственно морских команд, в Херсон и Севастополь из разных губерний выслано было несколько сот рабочих, и в числе их из Петербурга 40 семейств охтенских плотников. Все необходимые для портов строительные и другие материалы и предметы доставлялись из разных, иногда весьма отдаленных мест, как например, лес, кроме Крыма и Воронежа, из Белоруссии и Польши, а железо с уральских заводов.

В создании Черноморского флота много сделал князь Потемкин. Он умел схватывать главные основы всякого нового дела и предусматривал наивыгоднейшие условия для его развития. Потемкин, сознавая особенную важность флота, для скорейшего увеличения его собирал отовсюду нужные материалы и деятелей. Представляя свои соображения о строении крепостей в Тавриде, Потемкин отзывается о Севастополе: «Главная и одна только крепость должна быть Севастополь, при гавани того же имени». Относительно же защиты Керченского пролива пишет: «У пролива Еникольского полагаемая прежде крепость ныне найдена по ширине пролива ненужной; но ради удержания десанта и верности сообщения с Таманом, сделать у Павловской батареи небольшое, но прочное укрепление». Так как, по мелкости Днепровского устья, большие суда не могли подходить к Херсону, а выгружались в 30 верстах от него, у Глубокой пристани, то для устранения такого неудобства Потемкин предполагал и даже представил проект «О канале и гавани днепровской», при устройстве которых «все суда большие купеческие прямо в Херсон с грузом проходить будут, так же и военные без камелей уже проведутся».


Военно-морское издательство НКВМФ СССР, 1939,
Ф. Веселаго: «Краткая история Русского Флота.»
Tags: История, Ратное дело
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments