Можно верить в то, что события, изложенные в «Повести временных лет» правдивы, а можно не верить — ключом здесь является именно слово «верить», ибо никаких реальных доказательств описываемому Нестором нет. Недаром, начиная с Карамзина, ряд виднейших историков, такие как Шахматов, Голубинский, Присёлков, Лихачёв, выражали сомнение в её подлинности: «Это выдающееся литературное произведение, но совершенно недостоверная история. Никаких причин продолжать основывать на нём наши знания о прошлом не существует» (А.П. Толочко, «Очерки начальной Руси»).
И именно там мы впервые встречаемся с Рюриком: «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене».
Только события, изложенные в этом небольшом отрывке, вызывают как минимум удивление — изгоняют варягов, причём делают это объединившись совершенно разные племена — «чудь, словене, кривичи и весь», и тут же снова отправляются к ним с просьбой вернуться. И с новгородцами непонятно, теперь они, с приходом Рюрика, «люди от варяжского рода». А куда ж «словене» подевались, их «зачистили», изгнали с насиженных мест или ещё что-то? И как всё это соотносится с тем, что нас, русских, сегодня, практически официально, именуют славянами? Вопросы… вопросы…
Но самое интересное связанно именно с личностью Рюрика. Кем он был? Шведом, датчанином, ободритом, или, как утверждает Мавро Орбини, имевший доступ к ныне утерянным документам, вандалом. Да, из тех, что в союзе с готами ставили на уши Галлию, Испанию, Северную Африку.
Почему это так важно? Ну, тут всё просто, Рюрик, опять-таки, согласно официальной версии истории, — родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии на Руси, т.е. фактически он основатель государства российского. И снова лажа — сегодня потомки княжеских родов, якобы ведущих родословную от самого Рюрика имеют гаплогруппы либо R1a, либо N1c. Как он мог быть одновременно и русом (тюрком) и угром.
И, вообще, куда он с братьями и родами пришёл? Вернее, к кому? Весь северо-запад современной России ареал обитания финно-угорских племён: «Обширные пространства лесной зоны Восточной Европы с глубокой древности были заняты двумя этноязыковыми массивами — финно-уграми и балтами. Ареал финно-угорского расселения, выявляемый по материалам гидронимии и совпадающий с распространением памятников раннего железного века, характеризующихся текстильной керамикой, достигал на юге верховьев рек Великой, Ловати, Западной Двины и Волги, охватывая основную часть Волго-Окского междуречья. В него входили занятые ныне преимущественно русским населением Озёрный край (Новгородская, Ленинградская, Псковская области).Русский Север (Вологодская, Архангельская области), Верхнее Поволжье, Поочье и исторический великорусский Центр в междуречье Оки и Волги (Владимирская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Рязанская и, частично, Тверская и Московская области)» (Е.А. Рябинин, «Финно-угорские племена в составе древней Руси»). К этому стоит добавить — Волжко-Камским регионом, также заселённым преимущественно уграми, на то время владели готы.
Можно ли «призвание варягов» считать началом нашей государственности? Да и был ли сам мальчик… тьфу ты… Рюрик?
Зачем так важно понимать «откуда есть пошла Русская земля»?
На самом деле вопрос становления российской государственности — один из важнейших вопросов не только нашей истории, но и мировой геополитики. Понимая это, недруги умышленно сводят проблему к национальности Рюрика, оставляя «за скобками» вопрос территориальности.
Да, какая разница кем был Рюрик? Если и существовал реальный прототип изображённого Нестором Рюрика (Рерика), он отличался от настоящего примерно так же, как монах Киево-Печерской лавры по прозвищу Чоботок от выдуманного Ильи Муромца. Хотя и с «былинным» Ильёй тоже далеко не всё радужно. Князь Святослав надорвал бы живот от смеха, слушая современных патриотов — Илья (Элияху, Элия) с древнееврейского переводится как «Яхве — мой Бог». Какой на ... русский витязь?
Стоит добавить — тамга, приписываемая Рюрику, та самая украинская «вилка в жопе», встречается повсеместно по всей Евразии, от Монголии до Венгрии.
Даже противники норманнской версии соглашаются — исторически Русь (кроме Киевской) занимала земли, сегодня именуемые Нечерноземьем. Таким образом формула «Россия — тюрьма народов» обретает своё наполнение. Что в свою очередь даёт право не только госдепу США говорить об «угнетённых народах», но и активизировавшимся последнее время националистическим элементам называть русских «захватчиками».
Немногие пытаются хоть что-то противопоставить потокам лжи. Одна из них — арабист, доктор исторических наук Елена Сергеевна Галкина. Но, даже она пишет: «Многочисленные раннесредневековые источники, упоминающие русов, часто противоречат друг другу и в локализации «руси», и при описании социальных отношений, хозяйственного уклада, обрядов. Различные византийские, немецкие латиноязычные, восточные письменные источники располагают русов во многих, даже не связанных между собой торговыми путями, районах Европы от Уральского хребта и побережья Каспия до Западной Прибалтики и германских земель (причём включая территории, на которых нет археологических подтверждений присутствия славян)» (Е.С. Галкина, «Тайны Русского каганата»).
Ничего не противоречат, «Великая Степь», протянувшаяся по всей Евразии, от Китая на востоке и до Балкан на западе и есть наша Прародина. Россия — многонациональная страна, так было всегда, но не стоит забывать — мы, русские, точно такие же наследники тех мест, как и народы, ныне считающиеся здесь аборигенами.
И причём здесь славяне? Кто такие славяне? Склавины (σκλαβηνός, греч. — рабы) — презрительная кличка ряда южных племён, проживавших по границе с Византией. Если внимательно посмотреть источники, славяне всегда выступали в походы с кем-то — с антами, аварами, готами, вандалами, русами. Византийский историк VI века Иоанн Эфесский, говоря о типичном вооружении славян, называет два или три дротика. С подобным идти против хорошо вооружённых и прекрасно обученных византийских отрядов просто безумие. Скорее всего славянские воины играли роль массовки — добить раненых, собрать до кучи пленных, хабар и, безусловно, разведка, тут им равных не было.
Небольшое отступление.
Сегодня уже практически официально генетикой признано — никакой монголоидной примеси у русского народа нет, т.е. трёхсотлетним монгольским игом прикрыли нечто иное, спустя даже несколько сотен лет дурно пахнущее. Но нам сейчас интересно следующее. В 2015 году в журнале PLoS ONE появляется статья «Genetic Heritage of the Balto-Slavic Speaking Populations: A Synthesis of Autosomal, Mitochondrial and Y-Chromosomal Data», затем уже в январе сего года ряд научных изданий (sciencedirect.com, pubmed.ncbi.nlm.nih.gov) публикуют «Genome-wide Sequence Analyses of Ethnic Populations Across Russia». Собственно, главный посыл — это то, что современных русских условно можно поделить на две большие группы — южных и западно-восточных (северных). Нет, это вовсе не означает, что мы как-то отличаемся друг от друга, просто на юге и на севере в качестве генетического субстрата выступали разные племена.
Блин, прямо Америку открыли…
Север — это угры и балты, начиная с V века активно разбавляемые (и вытесняемые) племенами, которые условно можно назвать «славянскими». А юг — гунны, скифы, тюрки, русы, — называйте как хотите, приходившие волнами в Причерноморье с востока. Тут и генетиком не надо быть: ассимиляция — правило формирования большинства генофондов. Важно другое — кто объединил все эти такие разные племена, а значит «откуда есть пошла русская земля».
Вне всякого сомнения, славяне, угры, балты, готы и ещё ряд племён — составная часть современного русского народа, но… плясать надо от печки. Россия — искажённое, онемеченное (сравните: Пруссия, Боруссия) производное от слова Русь. Ничего удивительного в этом нет, достаточно вспомнить родословную Романовых, начиная с Екатерины II, — историю они писали под самих себя.
Север и северо-запад Европы V-XI веков — глухие задворки тогдашней цивилизации. Даже Западная Русь, полностью прекратившая своё существование на острове Рюген в 1168 году, не делала в регионе особой погоды. Вся «движуха», pardon за выражение, шла именно на юге, именно здесь столкнулись интересы ряда тогдашних сверхдержав — Византии, арабов, Русского каганата. Официальная история, говоря о войнах русов с Византийской империей, называет их обычными «грабительскими экспедициями» (the first pillage expedition, Encyclopaedia Britannica). Ну, а, поскольку позднее на Руси утвердилось христианство именно византийского толка, об этих войнах и в самой России решено было забыть.
На самом деле в переписывании истории нет никакой конспирологии, — это обычное явление. Только история России, и только XX века, подвергалась серьёзным корректировкам минимум трижды, чего уж говорить о временах столь отдалённых.
Заканчивая сегодняшнюю часть статьи, так сказать, — «вишенка на торт». Не знаю, использует ли РПЦ ныне, но в практике православной церкви есть особое молитвословие Богородице — «Взбранной воеводе победительная», в котором она прославляется за спасение Царьграда от врагов.
Каких врагов?
«Этот скифский, жестокий и варварский народ, выскочив из-за самых Пропилеев города, как дикий вепрь расположился около него» («По случаю нашествия россов», патриарх Фотий). Вы ещё продолжаете верить, что христианство исконная наша религия?
«Святая троица» Байер-Миллер-Шлёцер и по сей день у любого патриотично настроенного гражданина вызывает зубовный скрежет — как же, проклятая немчура исказила нашу с вами историю, чтоб им пусто стало. Ну, да, первым придал научное оформление норманской теории Байер в своей работе «О варягах» следом появляется «Происхождение народа и имени российского» Миллера и окончательно версия о том, что до прихода скандинавов восточные славяне не знали государственности как таковой формируется в работах Шлёцера «Опыт анализа русских летописей», «Нестор» и Томсена «Отношения Древней Руси и Скандинавии и происхождение Русского государства».
Небольшой ликбез.
Итак, сочинение автора Феофила Сигефра Беера «О варягах»: «От начала Руссы, или Россияны владетелей Варягов имели. Выгнавшиж оных, Гостомысл от славенского поколения, правил владением, и ради междусобных мятежей ослабевшим, и от силы Варягов утдененным. По его совету Россияне владетельский дом от Варягов опять возвращили, то есть: Рурика и братьев».
Ничего не напомнило? Ну, как же…
«В лето 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси».
Считается, что основой для написания «Повести временных лет» послужила хроника Георгия Амартола, дополненная Нестором. Как бы там ни было, ясно одно: автор ПВЛ — христианин. Зная, как яростно христианский мир сражался с язычеством и как люто ненавидели те же византийцы руссов, можно ли полагаться на достоверность изложенного в «Повести»? Интересный вопрос, правда?
На Руси издавна во всём виноваты стрелочники. Вот и были назначены на роль «козлов отпущения» господа немецкие историки: «И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника [и очистив священников], приведёт он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлёт с нарочным человеком в пустыню: и понесёт козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев, 16:19).
Ну, да Бог с ними…
Интересно другое. Почему столь популярная и поныне теория (скорее гипотеза) получила название норманской?
Вот за что я люблю Википедию, так это за её «детскую» непосредственность: «Норманская теория (норманизм) — направление в историографии, согласно которому народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов (называемых в Западной Европе норманнами)».
Слово лангобарду Лиудпранду из Павии — историографу, дипломату, епископу Кремоны, дважды побывавшему в Константинополе, первый раз как посланник короля Беренгариуса I (948 или 950 гг.), второй — как посол императора Оттона I (963 г.): «Habet quippe (Constantinopolis) ab aquilone Hungarios, Pizenacos, Chazaros, Rusios quos alio nos nomine Normannos appelamus, atque Bulgaros nimium sibi vicinos» (Pertz, Monumenta German. Histor. Scriptores, III, p. 277).
На русском это звучит примерно так: «С севера ближайшие соседи Константинополя: венгры, печенеги, хазары, русы, которых мы называем норманнами и их соседи болгары, которых очень много».
Даже исходя из этого коротенького отрывка можно понять:
1) норманнами* в Византии именовали всех, кто располагался севернее империи;
2) среди прочих, русы названы ближайшими соседями.
*Примечание. Само слово норманны производное от латинского Normanni — «Северные люди».
Продолжение следует...
https://cont.ws/@al-termezi