Существуют два ошибочных постулата, на которых строится все понимание древнерусской истории многими «историками». Первый, набивший уже оскомину, что, будто бы, до IX века ни имени Русь не было, ни, тем более, государства с таким именем. И второй, что весь север Руси от Урала и до Балтики, якобы, до прихода русов занимали некие финно-угорские племена.
Насколько это соответствует реальности? Что говорят на это счет факты?
Немалую роль во всей истории сыграло то, что угро-финны обитали по соседству со славяно-русами. Но кем они были? Собирателями, охотниками, рыболовами, но никак не созидателями государства!
В исторической науке так повелось, если не знаешь, кто населял ту или иную территорию в определенный период, назови их угро-финнами. Это как аксиома, не требующая доказательств. Особенно это касается территории северо-запада Руси.
Однажды введенное в оборот допущение, стало многократно повторяться, пока не превратилось в весьма стойкую аксиому.
В официальной науке создана общепризнанная сейчас этническая картина Восточной Европы в древности. Что, якобы, финно-угры мигрировали со своей прародины близ Северного Урала в пределы Восточной Европы не позднее 4 и 3 тыс. до н.э. То есть тысячелетиями финны удерживали за собой некогда освоенные территории от Урала до Ботнического залива. Соседями их с юга выступают носители славянской языковой общности, выделившиеся из этой общности только за 1 тысячу лет до н.э.
И уже принималось за данность: финно-угры жили на нынешней территории обитания изначально. А потом уж здесь появились славяно-русы. Правда, предполагалось все-таки, что финно-угры прибыли на эти земли из-за Урала. А до этого, вроде бы, земли будущей Руси пустовали.
Представить, что на этих землях сразу же после ухода ледника, покрытых тундрой, мог существовать кто-то другой, кроме собирателей кореньев, рыболовов, охотников, коими и являлись финно-угры, казалось, было невозможно. Более того, западные обыватели с легкой руки своих историков убеждены, что смесь существующих уже финнов с пришлыми в конце первого тысячелетия н.э. славянами и дала нынешних русов. (*Прим. Вспомним это же нам пытаются внушить в своей пропаганде "великие укры")
Отчего наши историки так любят финнов? Оттого, что они, кажется, всегда жили по соседству? Но если они жили сто лет назад, или даже 200 лет назад, это не значит, что они пришли на эти земли раньше наших предков. Ну да, существует такая концепция! А не ошибочна ли она?
Такая искусственная картина «отсекает» от русской истории всю Восточную Европу, начиная с древности и вплоть до второй половины 1 тыс. н.э., до расселения в этих пределах восточноевропейских славян. С этого момента и начинают русскую историю. По крайней мере у Карамзина ранее этой даты ничего в нашей истории нет.
Да, и историк В.О. Ключевский безапелляционно в «Курсе русской истории» заявляет, что до прихода славян в Центре и на Севере Великороссии сплошь обитали финские племена, которых славяне ассимилировали. Он считал, что колонизация северо-востока шла с XII века. Позже историки отодвинули этот период на VII век, когда сюда пришли кривичи. В соответствии с этими «концепциями» и формировались впоследствии взгляды на этногенез великороссов. Так насаждалось мнение, причем, мнение пренебрежительное, что наш народ финского происхождения. И насаждается и сейчас. Более того это мнение получило сегодня большое развитие у наших "окраинных" братьев. Эта тенденция настораживает, особенно при ознакомлении с реальными фактами.
Как же так? Ведь до 1917 года у финнов собственного государства даже не намечалось.
Возможность создать его подвернулась по воле Ленина. Что там говорить о каком бы то ни было влиянии угро-финнов на русов, если в то время, когда Русь была уже «Страной городов» (Гардарикой), у представителей указанной общности никаких городов и в помине не было. Ну и, конечно, финны как давние соседи никогда враждебных чувств у славяно-русов не вызывали. А вот противоположное влияние имело место.
Влияние русов как цивилизаторов, а значит, между делом «охмуряющих» финских дев, и привело к тому, что в местах наиболее тесного соседства этих народов контингент светловолосых и голубоглазых «финнов» преобладает.
Что мы имеем на сегодня. К. Пензев в книге «Князья Рос. Арийская кровь» отмечает, что до сего дня древнейшая история Великороссии выводится учеными от кривичей, а постулат об изначальном заселении данного региона финно-уграми принят без всяких на то оснований, практически без критики и в угоду неким темным политическим соображениям.
Присутствие финнов принималось за факт. Хотя детальные исследования региона не проводились. А если проводились, то широкому читателю такие выводы русских ученых известны не были. Например, Вологодская область стала подвергаться детальному археологическому изучению только в 80-х годах XX века. Когда миф о финно-угорском влиянии уже давно был сложен.
И здесь та же ситуация, что и с немцами-дойче – современное положение с наличием на территории Финляндии финнов путают с положением дел одной-двухтысячелетней давности, когда все было абсолютно по-другому.
Как появились на северо-западе Руси финны?
Как отмечают справочники, предками финно-угров являются древнейшие уральцы, прародина которых современной наукой (это на момент 1974 года!) локализуется в период с V по III тыс. до н. э. в северной части Западной Сибири, в районах между низовьями Оби и Уралом. После распада уральской общности финно-угорская ветвь мигрировала на запад и в дальнейшем заняла некоторую территорию к западу от Уральских гор.
Ну и естественно топонимику бассейна Оки традиционно бездумно приписывают финно-угорскому элементу. Это возмутило в 50-х годах XX века даже академика Н.П. Третьякова:
«В нашей литературе, посвященной древней археологии и древней истории финно-угров, установилась одна традиция, с которой необходимо вести борьбу. Любая гипотеза или любой факт, касающиеся вопросов этногенеза, скажем, восточных славян, скифов, или фракийцев, обычно сразу же берутся под придирчивый обстрел критики. От автора гипотезы требуют доказательства, которые не всегда бывают. Что же касается финно-угорской проблематики, то здесь господствует относительное спокойствие. Считается аксиомой, что на севере в лесной полосе издавна жили финно-угры, что этногенетические процессы протекали здесь автохтонно и что здесь, собственно говоря, спорить не о чем. Это, конечно, далеко не так.
Также видный российский финно-угровед Б.А. Серебрянников писал: «Несколько тысяч волго-окских топонимических названий, фигурирующих на карте европейской части СССР, не могут быть объяснены при помощи ныне существующих финно-угорских языков…. Древняя топонимика Карело-Финской, Мордовской и Марийской республик явно свидетельствует, что никаких угро-финнов на этих территориях раньше не было.
А вот мнение исследовательницы Л.П. Грот:
«В северной топонимике имеется много топонимов, происхождение которых не может быть объяснено из финно-угорских языков.
Крупнейший российский исследователь саамского языка Г.М. Керт пришел к выводу о том, что значительный процент топонимии восточноевропейского Севера не этимологизируется из саамского языка (и из финно-угорских языков вообще) и высказывает предположение, что часть из них – наследие каменного века».
Так что, получается, что топонимика Волго-Окского междуречья (где обязаны были присутствовать финно-угры!) при помощи финно-угорских языков необъяснима.
Вот так – необъяснима! И истоки всей массы топонимов этого ареала, как отмечал ученый, следует искать в балтийских языках. Здесь отмечу, что к балтийским языкам древности относились языки народов, обитавших на южном берегу Балтики, арийских потомков западных славян, в том числе пруссов и ятвягов. Литовский и латышский выделились в отдельные языки, как полагают, только после XI века.
Это же поддержал и В.В. Откупщиков специалист в области индоевропеистики, отметив, что в бассейне Оки – сотни гидронимов балтийского происхождения. А вот финно-угорских гидронимов в этом ареале практически нет.
В доказательство слов данного исследователя, именно так и оказалось с топонимом «Колпино», который долгое время считался финским изобретением. Я в своей книге показал, что слово «Колп» нашлось в одном из славяно-русских языков побережья Балтики, к которому относится верхнелужицкий язык.
Некий географ Поспелов в своей книге предположил происхождение имени Колпино от финского слова «келми» (три). Что с лингвистической точки зрения абсолютно абсурдно. Но столь «авторитетное» мнение мусорило мозги его последователей до сего дня. Поэтому в своей книге я показал более ста восьмидесяти топонимов с корнем «колп», из которых более 30 раз упоминается одно только «Колпино», причем там, где финнов в помине не было – в Польше, Белоруссии, Германии, не говоря уже о России.
А если основываться на созвучиях, то можно любой топоним вывести чуть ли не из любого языка. В этом и состоит так называемая народная этимология. При таком «простецком» способе объяснения можно дойти до «научного подхода» А. Шлецера (его исторические измышления до сего дня почитаются норманистами), который выводил славянское «дева» от нижнесаксонского «tiffle» (сука) слово «князь» от «knecht» (холоп). Слова же «барин», «боярин» и «баран» объявлял однокоренными.
Доказательств того, что Русь занимала нынешнюю ее территорию за тысячелетия до прихода финнов, великое множество.
Конечно, это топонимика на севере Руси – сплошь и рядом изначально арийская. На территории Руси существовала в доисторические времена развитая цивилизация русов. Приоритет в наименованиях – за русами, хозяевами территорий. Тождество названий рек этого региона с именами из индийского эпоса «Махабхарата, обнаруженное учеными только совсем недавно, не может не удивить. Привожу только несколько из тридцати примеров: Акша – Акша, Апага – Апака, Вараха – Варах, Кумара – Кумаревка, Кушика – Кушка, оз. Рама – оз. Рама, Сома – Сомь, Шива – Шивская и другие.
И действительно, в гидронимии Волго-Окского междуречья существует сплошная арийская традиция, берущая свое начало со времен глубокой древности, и утверждать, что до вторжения сюда кривичей здесь проживали одни финно-угры, - это просто некая тенденции к «финно-угризации» всего и вся. Хотя, конечно, я с должным уважением отношусь ко всем нашим финно-угорским соседям.
Нельзя не отметить еще одну черту русов, поскольку это напрямую связано с историей Руси. Это – поразительная терпимость и уживчивость русов с любыми соседями как вне границ обитания русов, так и в этих границах.
Это впрямую относится и к финнам. В силу того, что финны не представляли для русов никакой угрозы, русы и подпускали их так близко, иногда даже вступая в родственные отношения. Но главной государственно-образующей этнической группой русы и оставались.
Когда Петр Первый строил Петербург, он собирал для работы крестьян со всех окрестных деревень, в том числе и из Вологодской области. Эти крестьяне, почуяв неладное, целыми семьями снимались с насиженных мест и уходили на восток, за Урал, подальше от деспота царя. Оставленные ими, прекрасно устроенные поселения заняли, живущие по соседству лопари. Происходило это каких-то триста лет назад.
Ясно, что Восточная Европа не являлась незаселенной пустыней до миграций сюда носителей уральских языков (финнов). Здесь жили люди, оставившие свои топонимы. Это были предки славяно-русов арии. После выхода в 1972 году работы академика В.Н. Топорова «Baltica Подмосковья» постулат о преобладании финно-угорской лексики в топонимике Волго-Окского междуречья был опровергнут.
Любопытную информацию на этот счет дает ДНК-генеалогия, которая показала, что арийские поселенцы обитали на территории Карелии уже очень давно. Археологи обнаружили на Оленьем острове на Онежском озере могильник, возраст которого 7500 лет. По обнаруженным костным останкам удалось установить гаплогруппу (род) его владельца.
У одного мезолитического обитателя Южного Оленьего острова, жившего 8800–7950 лет, была определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a, крайне редкого субклада YP1272, оцениваемого в 14 000 лет.
Стало быть, картина однородного финно-угорского мира на севере Восточной Европы в древности, превалирующая в науке, является искусственной.
Она не раскрывает, а затемняет реальный ход исторического процесса на севере Руси. Носители арийских (индоевропейских) языков распространились среди древнейшего населения Восточной Европы задолго до прихода сюда народов уральской языковой семьи.
https://zen.yandex.ru/bonorus