Говоря об идеях национальной и религиозной нетерпимости, в последнее время мы все чаще обращаем внимание либо на состояние дел в Прибалтийских республиках с их разделением на тех, кто «до 40-го» и «после 40-го», либо на арабский Восток или Афганистан, где радикальные исламистские течения нередко устраивают самую настоящую экстремистскую диктатуру.
Часто появляются материалы и о России, в которых представляется информация о ситуации с ксенофобией и религиозной нетерпимостью в определенных группах населения. При этом люди, которые причисляют себя к отечественной «демократической» оппозиции, постоянно пеняют «лояльным» на то, что давно пора переходить на жизнь по западным стандартам, и тогда, дескать, всё в нашем обществе наладится: люди станут лучше, трава зеленее, птицы певучее, улыбки шире (ну, или «ширше»).
Только вот есть здесь, по меньшей мере, один нюанс. Западная цивилизационная система в плане разруливания ситуации с ксенофобией, является, мягко говоря, далеко не самой идеальной. Для понимания этого факта стоит обратить внимание на «мировой оплот демократии», по мнению определенных групп людей, - на Соединенные Штаты Америки. Раз уж нам их приводят в качестве примера для подражания, то почему бы не использовать США еще и в качестве примера того, как в этой стране обстоят дела с национальной, расовой и религиозной терпимостью (а точнее, нетерпимостью).
В последнее время у многих в сознании укрепилась мысль о том, что американское общество, наконец-то, перешагнуло свой главный Рубикон – Рубикон расовых предрассудков, избрав на главный пост в стране темнокожего президента. Вот, мол, посмотри, мир, на Соединенные Штаты – состоялось эпохальное событие, после которого все 314 миллионов американских граждан сплотятся в едином порыве всепоглощающей взаимной любви… Однако если такое масштабное сплочение и произошло, то далеко не везде и далеко не среди всех.
Расовые вопросы в звездно-полосатой стране испытали новое перерождение и приобрели весьма специфические формы. Если некоторое время назад под словом расизм в США понимался, главным образом, насаждаемый психологический догмат о превосходстве белой расы над расой темнокожих, то сегодня это определение претерпело существенные изменения.
Сегодня нередки случаи своеобразного реваншизма со стороны афроамериканцев, многие из которых пытаются «воздать» должное за то, что десятки лет их «второсортность» в США была одним из главных общественно-политических принципов. И это связано далеко не только с тем, что впервые в истории страны кресло в Белом Доме занял темнокожий президент, а с тем, что численность афроамериканцев во многих городах США становится, если не подавляющей, то весьма внушительной. К примеру, столичный округ Колумбия сегодня заселен преимущественно темнокожими американскими гражданами, а в некоторых районах Нью-Йорка появление человека со светлой кожей для него самого будет, мягко говоря, совсем небезопасно, даже среди бела дня… Всего же в США сегодня проживают, по самым скромным подсчетам местных переписчиков, около 13% представителей негроидной расы от общего числа граждан. Еще раз – по самым скромным подсчетам…
Такая ситуация стала порождать в Соединенных Штатах всплеск активности ультранационаолистических организаций, главный лозунг которых повторяет призывы членов Ку-клукс-клана «очистить страну от черных». Причем называть проявления новой расовой ненависти в США редкими и неконсолидированными даже язык не поворачивается. Многие экстремистские структуры вполне легально проводят свои съезды и собрания, главным вопросом которых остается «решение расового вопроса». И слов властей о том, что такие съезды несут явный оттенок экстремизма, что-то не слышно.
К примеру, в последние годы новый импульс для своей деятельности получил круг весьма специфичных американских организаций. Здесь речь идет фактически о прямых последователях Ку-клукс-клана: «Арийские нации», «Белые американские рыцари», Национал-социалистическое движение.
Деятельность этих организаций, как нетрудно догадаться, основывается на классических принципах расизма в самой открытой его форме. Заполнение залов внушительных размеров в Мэриленде, Джорджии и других американских штатах людьми с крестами клана и фашистскими свастиками на груди и рукавах становится вполне привычным делом.
Неплохо чувствуют себя на территории США и нацистские преступники времен Второй мировой. Прикрываясь весьма оригинальными американскими законами о запрете вмешательства в частную жизнь граждан США, долгое время продолжал пропагандировать идеи фашизма такой человек как Тед Джанкер (настоящее имя – Теодор Юнкер). Именно он являлся главным идеологом собраний неонацистов в США на ежегодных конгрессах, куда приглашались, в основном, молодые американцы, которым сообщалось, что «арийская раса» должна продолжать борьбу, о которой говорил Адольф Гитлер.
Джанкер дошел до того, что построил на территории своего двора самый настоящий мемориал в память о Гитлере, потратив на это около 350 тысяч долларов не только из своих средств, но из средств, «пожертвованных на благое дело» единомышленниками.
Мемориал состоит из плит, посвященных гитлеровцам, внутри дома установлены портреты «фюрера», флаг США и полотно с фашистской свастикой.
Примечательно то, что Джанкер попытался собрать на открытие своего мемориала несколько сотен человек, но власти ему этого сделать не позволили. Можно подумать, что власти уличили Джанкера в попытках посеять новые семена межнациональной розни и пропаганды фашизма, но на самом деле все было гораздо банальнее. Местный муниципалитет порекомендовал престарелому нацисту воздержаться от приглашения гостей по причине того, что рядом с его мемориалом отсутствует парковка… И это лишний раз демонстрирует отношение американских власть имущих к проблеме расовой, национальной и религиозной нетерпимости.
Кстати, в США Джанкер попал еще в 1955 году и, несмотря на то, что весьма открыто пропагандировал фашизм как «единственно объективную» идеологии, никакому уголовному преследованию не подвергался…
Удивительное дело, но радикальные организации в плане их попыток «решения расовых вопросов» недавно стали поддерживать и некоторые представители протестантской церкви, последователей которой в США насчитывается более 51% населения. В частности, речь идет об одной из ветвей протестантизма – баптистской церкви, группа белых прихожан которой в штате Миссисипи буквально запретила местному пастору проводить церемонию бракосочетания чернокожей пары, заявив, что такое венчание может осквернить их веру.
Это еще более удивительно в связи с тем, что сама баптистская церковь благодаря деятельности Мартина Лютера Кинга (темнокожего проповедника) в течение длительного периода времени выступала за расовое равноправие. Получается, что сегодня в США сама идея социального христианства, на котором зиждется столь популярная здесь баптистская ветвь протестантизма, сводится на нет определенными силами.
Однако пока речь идет только об отдельных проявлениях расовой ненависти и попустительства американских властей. Что и говорить, когда и сами американские власти ведут самую настоящую политику государственного превосходства по всему миру. Американская нация (как собирательный, естественно, образ) представляется самой прогрессивной, самой объективной и богоизбранной на Земле. Если ознакомится с текстами, на основании которых американские лидеры обращались к нации перед тем, как развязать очередную войну последнего времени, то выходит, что эти тексты и призывы, содержащиеся в них, странным образом, сочетаются с лозунгами нацистов Третьего Рейха. Фашистская Германия использовала пропагандистскую машину превосходства арийской расы над всеми остальными, чтобы решать свои задачи.
Современная американская пропаганда заключается в том, что американцы, как главные носители идей демократии, должны сеять эту демократию повсеместно, хотят ли того страны и народы, или не хотят. Здесь наблюдаются те же методики, которыми пользовались в гитлеровской Германии: американскому народу (в данном случае) вступление в войну преподносится как объективная необходимость защиты от внешнего врага. Аналогичные лозунги шли в ход и в Рейхе, когда Гитлер и его пропагандисты-сподвижники рисовали немецкому народу «коммунистическую угрозу от недочеловеков с Востока». А цель-то, по сути, одна: и в 30-е у фашистской Германии, и у США сегодня – добраться до новых территорий, захватить ресурсы и власть в своих руки… Именно в этом, в конечном счете, и заключается главный принцип расовой, национальной, религиозной и даже государственной нетерпимости.
Поэтому когда говорят о западных идеалах цивилизации, и необходимости к ним стремиться, то такие разговоры вызывают, по меньшей мере, удивление. Перефразируя слова знаменитого комментатора, можно сказать, что такой идеал нам не нужен…