
Историю России XVI—XVII вв. в Европе считают кровавой. Действительно, это время отмечено опричниной Ивана Грозного, Смутой, войной Разина, различными бунтами. Однако если сравнить с западными державами, то на Руси всё было не так уж и плохо. Куда ей было, например, до Англии!
Страна торгашей и ростовщиков
В отличие от Франции или Испании, Англия была государством уже не аристократическим, а торговым. Родовое дворянство было вырезано в вековых усобицах. В частности, во время Войны Алой и Белой розы в XV столетии. Аристократию заменили джентри – «новые дворяне», которые вышли из разбогатевших купцов и ростовщиков. Сначала это даже казалось выгодным и прогрессивным для страны. Новые дворяне были предприимчивыми, активными, заводили новые предприятия, мануфактуры, строили корабли, искали новые рынки и источники сырья. Торговля бурно развивалась. На джентри опирались короли, давшие большие полномочия парламенту. Он состоял из двух палат, пэров (лордов) и общин, утверждал законы и бюджет. Также королевская власть объявила себя покровителем всех протестантов. Это тоже казалось политически выгодным. Англия стала экспортером восстаний и революций.
Но остальная часть народа от этого не выиграла. Новые дворяне провели т. н. огораживание. Крестьян сгоняли с земель, с которых они кормились, так как было экономически выгоднее использовать землю для других целей (к примеру, для пастбищ). Против тысяч бродяг и нищих тут же ввели кровавое законодательство. Их обращали в рабов, работающих за миску похлебки, либо клеймили и вешали. Выжившие вынуждены были идти на предприятия богачей, на их корабли с нищенской оплатой и каторжными условиями труда, быстро сводящими человека в могилу. В городах выросли трущобы. Найти защиту в суде простые люди не могли. Мировыми судьями были те же богатые и сильные, они же заседали и парламенте. Депутаты палаты общин были обычно в несколько раз богаче лордов.
Аппетиты торгашей постоянно росли. Они умели экономить (чаще всего на других), быть экономически эффективными. Поэтому парламентарии всячески противились сбору налогов, так как это касалось их кармана. Финансирование королевского двора урезали, как и государственные расходы. Со временем торгашеская прослойка захотела регулировать и королей.

Оплот ересей
Покровительствуя протестантам, которые вызвали серию жесточайших войн по всей Западной Европе, Англия сама заразилась ересями. Плодились различные секты. Английским торговцам и банкирам, как и их голландским коллегам, очень понравился кальвинизм. В нём была установка на «богоизбранность» богатых. Профессиональный успех, процветание и богатство были признаками «избранных». Англиканская церковь была автономной, но сохранила многие признаки католицизма. Кальвинисты (в Англии они называли себя пуританами – «чистыми») требовали удешевить церковь. Уничтожить иконы, богатые алтари, отменить крестное знамение, коленопреклонение. Епископов надо было заменить синодами пресвитеров (священников), которых будет избирать паства. Понятно, что в синоды должны были попасть «избранные».
Кальвинизм стал идеологией политической оппозиции. Разрабатывались теории «общественного договора». Считалось, что первые цари Израиля были избраны народом по божьей воле. Поэтому и нынешние монархи должны править в рамках соответствующего договора с народом, охраняя его свободы. Иначе король превращается в тирана и выступает против бога. Поэтому его не только можно, но и нужно свергнуть. А передавать волю бога монарху должны синоды пресвитеров. Понятно, что такие идеи пришлись по сердцу богатой прослойке.
Политика Карла I
Английский король Карл I правил с 1625 года. Человеком он был сравнительно мягким и нерешительным, который не мог обуздать оппозицию. Конфликты с парламентом (в основном из-за налогов) шли постоянно. Депутаты не давали королю денег, придумывали законы, которые ограничивали власть монарха. Карл и его советники, наместник в Ирландии, граф Стаффорд и архиепископ Кентерберийский Лод, пытались стабилизировать ситуацию, найти компромисс. Уступки только обнадеживали оппозицию, она хотела ещё больше. Парламенты разгоняли, но новые становились ещё более радикальными.
Напряженность усиливали проблемы Шотландии и Ирландии. В 1603 году король Шотландии Яков VI унаследовал английский престол и стал королём Англии Яковом I. Шотландия соединилась с Англией, но считалась самостоятельным государством. Король был один, а правительства, парламенты и законы оставались разными. Шотландская знать была строптивой, склочной, с королевской властью почти не считалась. Местным баронам также понравился кальвинизм, который обосновывал свободы феодалов. В Шотландии его провозгласили государственной религией. Бароны стали пресвитерами, создали совет и прибрали к рукам всю власть. А король пытался проводить политику сближения шотландского пресвитерианства с англиканством. Привлекал на высшие должности епископов, оттесняя местных аристократов.
Также шотландцев раздражал вопрос собственности и налогов. В 1625 году Карл I издал «Акт о ревокации», по которому аннулировались все земельные пожалования королями Шотландии, начиная с 1540 года. В первую очередь это касалось бывших церковных земель, секуляризированных в период Реформации. Дворяне могли сохранить эти земли в своей собственности, но при условии денежной выплаты, которая шла на поддержку церкви. Этот указ затрагивал финансовые интересы большой части шотландского дворянства и вызвал большое недовольство королем. Кроме того, шотландский парламент под давлением короля санкционировал обложение налогом на четыре года вперед. Вскоре это привело к тому, что налогообложение земель и доходов в стране стало постоянным, а такая практика не соответствовала традиционным для Шотландии порядкам.
Ирландию англичане несколько раз завоевывали. Она находилась на положении колонии. Ирландцы-католики считались «дикарями», «белыми неграми». Их держали на положении рабов, отнимали землю. Вся местная администрация состояла из протестантов. Ирландцев обращали в крепостных, продавали в рабство, увозя за море. Даже за убийство ирландца англичанина наказывали лишь небольшим штрафом. Конечно, ирландцы не сдавались, постоянно поднимали восстания. Их топили в крови. Чтобы удержать Ирландию в повиновении, там постоянно находились английские войска. В Ирландии король мог вводить налоги без разрешения парламента. Отчаянно нуждаясь в деньгах, Карл делал это неоднократно. Но терпение ирландцев не было бесконечным, в 1640 году они снова восстали.
Одновременно забурлила и Шотландия. Королевская политика по введению в шотландское пресвитерианское богослужение англиканских обрядов и литургии, а также усиление власти епископов вызвали сопротивление. В 1638 году были принят манифест в защиту пресвитерианства — Национальный ковенант. Противники короля наладили поставки оружия и снаряжения из Европы. Оттуда же прибыли опытные командиры и наемники с опытом Тридцатилетней войны. Среди них выделялся Александр Лесли. Шотландские мятежники наладили связи с оппозицией королю в Лондоне. В результате пресвитеры Эдинбурга и оппозиция в Лондоне сговорились и ударили по королю.
Драму разыграли как по нотам. Шотландцы в 1639 году подняли восстание, захватили королевские замки. Родилась идея похода на Лондон. А в английской столице парламентарии нагнетали панику, стращали народ «шотландской угрозой». Но при этом парламент отказывался дать деньги королю на войну. Карла стали шантажировать: деньги в обмен на уступки. С шотландцами английская оппозиция поддерживала связь, подсказывала слабые места королевских сторонников, когда следует усилить натиск, когда остановиться. В Лондоне взбаламутили народ. В 1640 году шотландская армия под началом Лесли нанесли ряд поражений королевским силам, вторглась в Англию и захватила Ньюкасл. В королевской армии, деморализованной плохим финансированием, непопулярностью короля в обществе, начались волнения.
Карлу пришлось капитулировать. Шотландские войска получили контрибуцию. Король созвал новый парламент, названный Долгим (действовал в 1640-1653 и 1659-1660 гг.)., чтобы ввести новые налоги для выплаты шотландцам. Он подписал закон, по которому парламент не мог быть распущен никем, только по собственному решению. Король лишался права на любые чрезвычайные сборы налогов. Оппозиция, ненавидевшая советников короля, потребовала выдать их на расправу. Парламент судил их по сфальсифицированному обвинению в измене (никаких доказательств не было). В мае 1641 года казнили Томаса Уэнтуорта, графа Страффорда. Архиепископа Уильяма Лода долго держали в тюрьме, надеясь на «естественную» смерть, в итоге обезглавили в январе 1645 года.

Денег королю так и не дали. Мир с Шотландией парламент купил. В 1641 году был заключен Лондонский мир. Все законы шотландского парламента с начала восстания были утверждены королем. Мятежники получили амнистию, шотландская армия – контрибуцию. Королевские войска выводились из ряда крепостей.
Английская бойня: кавалеры против круглоголовых
Вторая гражданская война в Англии была ещё более беспощадной, чем первая. Кромвель заявил, что причина войны – «снисходительность» к противникам после победы. Победа в первой войне показывает, что бог поддерживает пуритан. Значит, это восстание против бога. Войскам приказали «мстить».
Английская смута
После устранения графа Стаффорда и архиепископа Кентерберийского Карл лишился своих самых сильных приближенных. Парламент продолжил наступление. Он потребовал реформы церкви, отмены епископата, права назначать и смещать министров, контроля всех действия монарха. Карл отверг эти требования: «Если бы я согласился на это, то стал бы только призраком, пустой тенью короля». В ноябре 1641 года парламент принял «Великую ремонстрацию» — сборник статей, перечислявших преступления короны. В связи с восстанием в Ирландии в Англии решили сформировать армию. Однако парламент отказался считать короля верховным главнокомандующим.
Король уже не мог отступать. Он узнал, что его положение ранее не было таким безнадежным, как ему внушали. У него есть сторонники в самом парламенте, графствах и народе. Узнал, что его обманывали, разыгрывая «войну» с Шотландией. Карл I разъярился и в январе 1642 года приказал арестовать пятерых главных заговорщиков. Однако «птички улетели», как отметил сам монарх. В ответ оппозиция выгнала из парламента всех сторонников короля, подняла горожан на бунт. Король решил покинуть бунтующий Лондон, уехал в Оксфорд и объявил сбор своих сторонников. Парламент начал формировать отряды милиции.
Началась вялотекущая гражданская война. Три года она тянулась без особых результатов. Сторонников парламента было больше, но они имели плохую организацию и дисциплину. «Кавалеры» (дворяне-роялисты) были более дисциплинированными, имели военный опыт. Командовал королевскими войсками племянник Карла, молодой принц Руперт, имевший опыт войны с испанцами на стороне нидерландских повстанцев и Тридцатилетней войны. Королевская кавалерия легко била «круглоголовых» (название пришло от короткой стрижки), парламентских милиционеров. Однако кавалеры действовали без особого плана, стратегии и не использовали свои первые победы. Богатства Лондона и крупных английских портов, ресурсы буржуазии на первых порах уравновесили возможности кавалеров.
Кромвель и новая армия
Тем временем сама оппозиция раскололась. В парламенте верховодили умеренные пресвитериане. Но набирали силу и более радикальные группы. Индепенденты («независимые») выступали против любой церковной иерархии (власти синодов пресвитеров) и королевской власти вообще. Требовали автономии местных церковных общин. Предлагали заменить монархию республикой. Ещё дальше шли левеллеры («уравнители»). Они говорили, что власть вообще не нужна, каждая община может жить сама по себе по «божественным правилам». Были также анабаптисты, браунисты, квакеры, считавшие «спасёнными» только себя, а прочий мир погрязшим в грехе и погибшим.
В этих религиозных склоках, имевших тогда ведущее политическое значение, выдвинулся Оливер Кромвель. Он происходил из буржуазной пуританской семьи, избирался депутатом парламента, стал идейным противником королевской власти. Во время смуты набрал и снарядил конный отряд из нескольких десятков человек. В 1643 году под его началом было уже 2 тыс. человек. Их прозвали «железнобокими». Его полк стал особенным, идейным. Кромвель привлекал радикальных сектантов: индепендентов, левеллеров, баптистов. Кромвель ввёл институт проповедников-пропагандистов (комиссары-политруки того времени). Они следили за дисциплиной, вдохновляли бойцов. Его солдаты не употребляли алкоголь, не играли в азартные игры. За проступки жестоко наказывали. Дисциплина была железной. При этом идейный полк воевал крайне жестоко. Железнобокие громили храмы англиканской церкви, священников пытали, не щадили роялистов и папистов (католиков). Сплочённый отряд начал выигрывать бои. Его заметили, стали активно восхвалять. Кромвель превратился в героя революции.
Индепенденты в борьбе с пресвитерианами решили сделать ставку на Кромвеля. Его успехи раздувались, преувеличивались, неудачи замалчивались либо сваливались на командиров-пресвитериан. Кромвеля стали называть «спасителем». Сам полководец поверил в это, стал считать себя «избранным» для спасения страны. Проявил себя как отличный политик – беспринципный и циничный. Вместе с индепендентами Кромвелю удалось добиться демократизации армии. По «Биллю о самоотречении» все члены парламента сложили с себя командование. Пэры лишились своего традиционного права командовать армией. Главнокомандующим стал Томас Ферфакс, второе место в армии, пост начальника всей кавалерии, получил Кромвель. Ферфакс и Кромвель стали создавать «армию нового образца» по примеру железнобоких. Армия насчитывала свыше 20 тыс. солдат, всего 23 полка (12 пехотных, 10 кавалерийских и 1 драгунский). Войскам прививались жёсткая дисциплина и идейность (религиозный радикализм).

Поражение короля
В войне наступил перелом. Более многочисленные и теперь хорошо организованные круглоголовые стали бить кавалеров. В решительном сражении при Нейсби 14 июня 1645 года 13 тыс. армия парламента под началом Ферфакса и Кромвеля разгромила 7 тыс. роялистов Карла и Руперта. Королевская армия перестала существовать: 2 тыс. погибли, 5 тыс. попали в плен. Сам король смог бежать к шотландцам, но был захвачен его архив, где были документы о связях с католиками, ирландцами и Францией. Тайная переписка Карла была озвучена парламентом как доказательство двуличности и вероломства короля.
Шотландцы некоторое время держали короля на положении узника, из него выбивали уступки. В январе 1647 года Карла продали английскому парламенту за 400 тыс. фунтов стерлингов. Его поместили под арест и не знали, что делать с королем дальше. Пресвитериане считали, что Карла нужно вернуть на трон, но ограничить его власть. С королем велись переговоры. В них участвовал и Кромвель. Депутаты боялись, что король нарушит свои обещания, погрязли в спорах и придумывали новые гарантии. Тем временем росли и крепли радикальные настроения. Индепенденты отказывались возвращать Карлу корону, называли пресвитериан «новыми тиранами». Предлагали создать республику. «Уравнители» вообще ратовали за всеобщую свободу, народовластие. Другие сектанты тянули страну к полной анархии.
Одновременно возникла угроза диктатуры. Новой политической силой стала армия. Кромвель сформировал «Общеармейский совет», который стал новым политическим центром, конкурентом парламента. Кромвель оттеснил Ферфакса на второй план, стал фактическим главнокомандующим. Парламент пытался противостоять новой угрозе. Нескольких лидеров индепендентов и левеллеров арестовали. Армию решили послать подальше – усмирять Ирландию, а оставшиеся полки расформировать. Мол, война закончилась, денег нет. Но было уже поздно. Кромвель через своих комиссаров-проповедников сорвал демобилизацию. Полки не были распущены, отказались разоружаться и не отправились в Ирландию. «Общеармейский совет» начал борьбу за власть, издавал политические документы. Обещал защитить «свободы».
Вторая гражданская война
Между тем положение страны было плачевным. Смута унесла десятки тысяч жизней. Графства и города были разорены, предприятия остановились, сельское хозяйство понесло большие потери. Цены быстро росли, люди голодали. Победители спешили себя вознаградить. Расхватывали конфискованные имения короля, роялистов и церкви. В хищничестве пресвитериане и индепенденты не уступали друг другу. Народ снова бунтовал. В Лондоне граждане кричали депутатам, что при короле жилось лучше. У Карла снова появились сторонники.
Карл решил, что у него есть шансы все перевернуть в свою пользу. С помощью сочувствующих ему офицеров в ноябре 1647 года он бежал на остров Уайт. Короля поддержал флот. В Шотландии пресвитериане решили поддержать королевскую власть, чтобы страна не скатилась в полный хаос. В декабре 1647 года король заключил соглашение с шотландскими представителями: он обязался признать пресвитерианскую церковь в обмен на военную помощь. Также Карл начал вести переговоры с ирландцами. По всей Англии прокатились мятежи роялистов.
В самой «армии нового образца» начались волнения. Её разлагали левеллеры. Мятеж подняли четыре полка, требовали уравнять всех граждан в правах, передела земли. Кромвель смог подавить мятеж благодаря своему огромному авторитету. Лично прибыл в войска, привлёк военных проповедников. Боя удалось избежать. Полки «почистили», зачинщиков казнили, активистов левеллеров уволили либо арестовали. Дисциплина в армии была восстановлена. Армию бросили против роялистов и шотландцев. Вторая гражданская война была ещё более беспощадной, чем первая. Кромвель заявил, что причина война – «снисходительность» к противникам после победы. Вина короля и его сторонников теперь намного выше. Победа в первой войне показывает, что бог поддерживает пуритан. Значит, это восстание против бога. Солдаты получили приказ «мстить». Это привело к жестоким погромам городов и поселений, сожженным фермам и массовым казням.
Восставшие не могли противостоять хорошо организованной и сплочённой армии. Большинство восстаний были стихийными. В одних местах мятеж подняли роялисты, в других пресвитериане, пытавшиеся защитить парламент от Кромвеля, в третьих – просто голодающие крестьяне и горожане. Разрозненные и стихийные восстание быстро утопили в крови. Затем Кромвель двинулся на шотландцев. В августе 1648 года в битве при Престоне 8-тыс. армия Кромвеля сокрушила 20-тыс. объединенную армию шотландцев и роялистов. Шотландия попросила мира.
Диктатура
После этого Кромвель раздавил парламент. Военные приказали «вычистить» пресвитериан из парламента. Палата общин была испугана. Решила призвать короля, помириться с ним. Карл дал согласие на примирение, приехал в Лондон. Но сила была уже на стороне Кромвеля. Он легко отбросил всякую видимость законности. В декабре его полки вошли в Лондон, взяли Карла под арест. Капитан Прайд ворвался в палату общин, арестовал или выгнал 150 депутатов. Другие депутаты сами бежали. От парламента осталось 50–60 человек, готовых голосовать так, как нужно Кромвелю. Этот остаток получил прозвище «охвостье».

Кромвель провёл большую «чистку» и в Лондоне. Бунтовщиков, сочувствующих королю и пресвитерианам, изгнали из города. Многие остались без жилья, имущества, средств к существованию, погибли. Остатки парламента по указанию Кромвеля в январе 1649 года решили судить короля. Беспрецедентное в ту эпоху решение. Палата лордов отказалась признать это решение. Палата лордов была распущена. Дело короля не принял к рассмотрению ни один суд. Был учрежден Верховный суд из армейских «святых». Суд признал Карла виновным как тирана, изменника и врага отечества и приговорил его к смерти. 30 января 1649 года Карл был обезглавлен в Уайтхолле. В феврале монархия была отменена, учреждена республика и создан Государственный совет. Формально высшая власть в стране принадлежала парламенту, но «охвостье» полностью подчинялось новому диктатору. В итоге Кромвель установил личную диктатуру – протекторат.