lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Category:

Почему Русь называли Израилем, а подданных царя Ивана Грозного - израильтянами


В переписке Ивана IV Грозного с Андреем Курбским, в Первом послании Курбского Ивану Грозному, Грамота Курбского царю государю из Литвы, есть любопытный фрагмент: 

«Зачем, царь, сильных во Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и чародействе, и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким?

В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане - соратники твои?

Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши?

Не сдались ли тебе крепости немецкие, по мудрости их, им от бога дарованной? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими?

Или ты, царь, мнишь, что бессмертен, и впал в невиданную ересь, словно не боишься предстать перед неподкупным судьей - надеждой христианской, богоначальным Иисусом, который придет вершить справедливый суд над вселенной и уж тем более не помилует гордых притеснителей и взыщет за все прегрешения власти их, как говорится: «Он есть Христос мой, восседающий на престоле херувимском одесную величайшего из высших, - судья между мной и тобой».

Заинтересовала начальная фраза - «Зачем, царь, сильных во Израиле истребил». Андрей Курбский в своём послании Ивану Грозному называет Русь Израилем. Почему?

Наши современные представления накрепко связаны с тем, что понятие Израиль относиться только к одному государству Израиль на Ближнем Востоке, которое было создано 14 мая 1948 года. Но 400 - 500 лет назад, как мы увидим далее в двух статьях на эту тему, в 15 - 16 веках, понятия Израиль и Иерусалим имели иные смыслы и имели отношение не только к еврейскому народу и к их современному государству.

* * *

1

Известный современник царя, аристократ, русский боярин 16 века Андрей Курбский, далее пишет:

«Читал (я) в Священном писании, что будет пущен губитель на род человеческий… Ныне же видел сановника,… погубившего уже сильных и благородных в Израиле… Не годится, о царь, таким потакать...» (речь идет о гонениях на бояр), называя Русь Израилем, а подданных Ивана Грозного - израильтянами.

Примечателен ответ Ивана Грозного, которого такое обращение к нему не только не смущает, но и, как видно, он считает его справедливым и само собой разумеющимся:

"...Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала?… А когда ты писал: за что я перебил сильных во Израиле,… то ты писал и говорил ложь… А сильных во Израиле мы не убивали и неизвестно, кто еще сильнейший во Израиле: потому что Российская земля держится божьим милосердием,… а не судьями и воеводами..." (переписка - Главный Исторический музей г. Москва).

По свидетельствам историков, сам он (Иван Грозный) величал себя Царем Израильским.

"Израиль" означало "Имеющий власть над силами", другие значения - "Принц Божий" и Избранный.

Еще один эпизод в доказательство того, что Иван Грозный называл себя царем Израиля, а свою страну - Израилем и стремился построить в Москве Новый Иерусалим - "Казанская история" - так называемая Никоновская летопись.

Отрывок рассказывает о победе над Казанским Ханством:

Победа в исторических документах называется «обретением русским народом горнего, то есть небесного Сиона, или Иерусалима».

В ее честь в самом центре столицы, на Красной площади Москвы, был возведен "Небесный Иерусалим" - Храм Василия Блаженного.

Идеи Небесного Иерусалима оказались актуальными и спустя много веков.

Так, уже в наше время, в начале 21 века, в официальном ответе на вопрос корреспондента газеты "Аргументы и Факты" митрополит Владимир отвечает о Храме Василия Блаженного, как о Небесном Иерусалиме так:

«...Созданный православным вдохновением благочестивых русских мастеров собор Покрова на Рву, иначе называемый храмом Василия Блаженного, - это одно из самых ярких воплощений славянского духа.

А в Священном Писании имя Небесного Иерусалима прилагается к Царствию Божию - вечному царству добра, света и красоты.

И лишь духовный слепец может не видеть, что православие, явленное в таких формах, как воплощенная мечта о Небесном Иерусалиме, было основой не только русской культуры, но и российской государственности.

Незнающий православия никогда не постигнет смысла российской истории…»

Что говорить, раз идея пережила столетия, возможно, Иван Грозный и не зря величал себя Царем Израильским, а Россию - Израилем...

28 августа 2019 года.

ИСТОЧНИК: Из-за чего Иван Грозный называл Россию Израилем.

* * *

2

Вторая статья.

В ней о книге Александра Филюшкина - «Андрей Курбский»:


«...самая интересная глава посвящена конфликту с Грозным, благодаря которому, собственно, князь-перебежчик и вошел в историю.

Филюшкин вслед за историком Юргановым предложил достаточно оригинальное понимание этого спора: его истоки следует искать в учении о «Новом Израиле», которое в то время было едва ли не влиятельнее представления о Москве как о третьем Риме.

Интенсивное развитие данной идеологии начинается в конце XV века, и одним из ее создателей можно назвать ростовского епископа Вассиана Рыло.

В письме к великому князю Ивану III в 1480 году (т.е. ещё до Ивана IV Грозного. прим. Веб Рассказ) он сравнивал Россию с Новым Израилем - новым Богоизбранным народом, а татарского хана - с библейским Фараоном.

Русские должны избавиться от татарского пленения, как некогда евреи избавились от порабощения Фараоном в Египте. Тогда подвиги русских правителей сравнятся с подвигами царей библейского Израиля, и «Русь - Новый Израиль» возвысится над другими народами, станет проводником всего человечества в Царствие Небесное.

Судя по всему, и царь, и князь вполне разделяли это представление. Поэтому, бросая Грозному свои обвинения, Курбский писал: «Зачем, царь, сильных во Израиле истребил?» - а тот, в свою очередь, отвечал ему библейскими цитатами о судьбе и царях Израиля.

В соответствии с тогдашним мировоззрением появление Нового Израиля было высшей, конечной точкой мировой истории, за которой следовало второе пришествие и страшный суд.

Соответственно, Грозный, согласно этим представлениям, оказывался не первым русским царем, но «последним богоизбранным царем Нового Израиля, правителем-мессией, сравнимым с библейскими царями».

2 сентября 2009 года

Евгений Левин.


ИСТОЧНИК: СПОР О СУДЬБЕ НОВОГО ИЗРАИЛЯ.

* * *

И напоследок один отрывок из статьи, не имеющий прямого отношения к этой теме, но о Древней Руси:

«В 671 г. до н.э. с севера в Африку пришла новая армия. Ассирийский царь Асархаддон разгромил фараона и захватил Мемфис.

Скорее всего, сам Асархаддон уклонялся от столкновения со скифами. В это время скифы – новые армии Руси – вторгались с севера в Мидию, Сирию, Палестину. По характеристике Геродота, они «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское царство.

История народов навевает аналогии с Солнцем, из которого выплескиваются протуберанцы.

Так из Руси на протяжении тысячелетий выплескиваются народы, которые наслаиваются друг на друга, рождая все многообразие культур, языков и верований» .

5 апреля 2013 года

Геннадий Климов


На этом всё, всего хорошего, всё есть в открытых источниках, нужно только прочитать...

До свидания.


Юрий Шатохин, Новосибирск,
канал Веб Рассказ,

https://youtu.be/ljsm6Y_ynP8
Tags: История, Славяне Предки Русь
Subscribe

Posts from This Journal “Славяне Предки Русь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment