lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Categories:

Мало общего с реальными событиями: Уильям Уоллес и его борьба за независимость от англичан


Четверть века назад на экраны вышел фильм «Храброе сердце» — вторая режиссерская работа Мела Гибсона. Картина имела ошеломительный успех, собрала в прокате более 200 миллионов долларов и завоевала 5 «Оскаров» и «Золотой глобус».

«Храброе сердце» — эпичная и атмосферная драма, посвященная Уильяму Уоллесу и шотландской борьбе за независимость конца XIII–начала XIV вв. Как и все, за что берется Гибсон, постановка получилась добротной, эмоциональной и впечатляющей. Фильм порой трогает до слез и заставляет искренне проникнуться симпатией к свободолюбивым горцам, ненавистью к мерзким англичанам и презрением к аристократам, предавшим простых шотландских парней, которые беззаветно боролись за общее дело.

Насколько фильм хорош в художественном плане, настолько же мало общего он имеет с реальными событиями того времени. Справедливости ради нужно отметить, что Мел Гибсон не претендует на достоверность картины и открыто заявляет, что 80% сюжета — художественный вымысел.

Из-за чего все началось


В первую очередь стоит разобраться с самими шотландцами и причинами их недовольства действиями англичан. Борьба за независимость Шотландии началась в 1292 г., на 12 лет позже, чем датирована в фильме. В тот год при поддержке Эдуарда I Длинноногого в власти пришел король Иоанн I (Джон) Баллиоль, который расплатился за коронацию клятвой о выплате дани английской короне.

Однако Эдуарду этого показалось мало, и он попытался втянуть Шотландию в вассальную зависимость и полностью ее контролировать. Шотландская знать во главе с Баллиолем возмутилась, началось противостояние. Эдуард I расценил действия Иоанна I как измену и поступил в соответствии с феодальными законами тех лет: вторгся в королевство и начал отбирать земли у мятежников, жестоко расправляясь с непокорными. В первую очередь под удар попало мелкопоместное рыцарство, поскольку крупных шотландских землевладельцев из родовитой знати было трудно лишить обширных владений, которые в том числе у них были и в Англии.


При этом никаких переговоров с выборными представителями шотландцев ни король, ни его представители не вели. Равно как и не развешивали пэров гирляндой в сараях, как это показано в «Храбром сердце». Кроме того, англичане не пытались уничтожить национальное самоопределение шотландцев. Этот вопрос вообще никого не интересовал. Причины вторжения Англии лежали сугубо в практической плоскости: владея половиной Британских островов Эдуард I хотел захватить оставшуюся часть. Соответственно, английские лорды не вводили «право первой ночи», чтобы ассимилировать шотландцев. Этот сильный с точки зрения сюжетной линии ход вообще был неправомочен в феодальном обществе.

Who is Who

В отличие от главного героя, которого сыграл Мел Гибсон, его прототип не был простым парнем из народа. Существует две версии происхождения шотландца, исходя из которых реальный Уильям Уоллес был или сыном мелкопоместного рыцаря или выходцем из достаточно влиятельного аристократического рода. В любом случае, он был потомственным дворянином, но не настолько знатным, чтобы претендовать на власть. Исходя из его роли в шотландском восстании, первый вариант представляется более правдоподобным. Об этом можно судить по тому факту, что Уоллес сплотил вокруг себя мелкопоместное рыцарство и, по сути, выражал их недовольство политикой правящей шотландской аристократии и действиями англичан, которые отбирали у них землю.


Происхождение Уоллеса предполагало обучение военной науке. Кроме того, есть предпосылки думать, что будущий лидер восстания служил и воевал в армии Эдуарда Длинноногого. Однако на первых порах ярким талантом полководца он не отличался. Большинство шотландских побед повстанцев и, в частности, крупное поражение англичан в битве при Стерлинге — заслуга Эндрю де Морея. Однако в фильме этот персонаж показан очень неприглядно и наказан за предательство лично Уоллесом. В реальной жизни де Морей получил смертельные ранения в битве на Стерлингском мосту и скончался несколькими днями позже.


В «Храбром сердце» участие Уоллеса в восстании во многом определяет гибель его жены Мэрион. Эту идею Гибсон почерпнул из мало соотносящейся с реальностью поэмы шотландского поэта-романтика Гарри Слепого, написанной в XV в.

Вторая любимая женщина киношного Уоллеса — принцесса Изабелла не могла с ним общаться, а тем более влюбляться в лидера восстания. На момент описываемых событий ей было меньше 10 лет.

Сражения

Мел Гибсон полностью переиначил сюжет битвы при Стерлинге. В угоду зрелищности бой проходит на равнине, стенка на стенку. В реальной жизни это была чисто логистическая победа. Повстанцы подловили английский карательный отряд на марше во время переправы через реку Форт.


Шотландская тяжелая пехота в таких условиях имела значительное преимущество перед кавалерией противника, которая не могла ни развернуться, ни набрать разгон для атаки на узком мосту. Англичане обратились в бегство, но столкнулись со своим же подоспевшим подкреплением, которое двигалось им навстречу. В результате возникшей сумятицы мост не выдержал и рухнул. Разгром англичан завершила легкая кавалерия под командованием Эндрю де Морея.

.
Еще один явно фантастический сюжет — битва, в которой шотландцы перехитрили врага и победили английскую конницу с помощью заостренных колов. Красивая с точки зрения художественного произведения сцена чистый вымысел. Во-первых, в схожих ситуациях использовали окованные копья или пики, которые поднимали, держали и упирали в землю совсем по-другому. Во-вторых, боевой конь, скачущий в карьер, вместе со всадником в полном обмундировании весит около 600 кг и развивает скорость до 40 км/ч. Остановить такую массу на такой скорости деревянной палкой невозможно: сломается или кол, или человек, который его держит.

Внешний вид.


Доспехи англичан в «Храбром сердце» выполнены в единой стилистике и цветовой гамме. В реальности во времена Высокого Средневековья каждый воин заботился о своем снаряжении сам. Единой формы одежды не было, поэтому армия выглядела разношерстно. К слову, англичане внешне ничем не отличались бы от повстанцев, которые в массе были рыцарями и имели примерно идентичное боевое снаряжение.

Килты, в которых Гибсон одел шотландцев служат в первую очередь для удобства зрителей. Так в массовых сценах с первого взгляда понятно, кто есть кто. На самом деле килты появились значительно позже. Самое первое описание этого предмета гардероба относится к 1594 г.


Боевая раскраска, которую по фильму наносили на лица повстанцы, в Шотландии действительно существовала. Но только во времена античности, когда на этой территории жили народности пиктов.

Если для устрашающего макияжа во времена Уоллеса было слишком поздно, то для волынок, показанных фильме, — слишком рано. Мелодии и музыкальные инструменты, на которых их играют, относятся к XVIII–XIX вв. Также опережает свое время двуручный меч Уоллеса. В реальной истории такое оружие типично для XVI в.


Анатолий Дубина
Tags: Искусство Творчество Кино и Театр, История, Очень интересно и полезно знать
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments