
5 марта 1987 года началась военно-морская операция Северного флота ВМФ СССР получившая название «Атрина».
В 1987 году Холодная война уже уходила в историю, однако противостояние советских и американских военных продолжалось. Проведенная в то время военно-морская операция «Атрина» по сей день вызывает восхищение у специалистов. По их мнению, русские моряки вскрыли противолодочную оборону НАТО «как консервную банку».
Дело в том, что военное дело требует постоянного поиска новых способов действий, тактических приемов, форм и способов управления силами. Надо знать возможности вероятного противника, его стратегию и тактику. И такие учения, как «Атрина», когда стороны действуют в непосредственной близости, соприкасаясь друг с другом, дают богатый материал для анализа. Проходят проверку не только тактические приемы, но и существующие наставления и инструкции. А главное – выявляются широко мыслящие, творческие, инициативные люди. Именно на них-то и держится флот.
Американцы привыкли к тому, что наши АПЛ выдвигаются в районы боевой службы – а это прежде всего Северная Атлантика и Средиземное море – по одному и тому же направлению с небольшими отклонениями: либо между Фарерскими и Шотландскими островами, либо между Исландией и Гренландией. Да и трудно найти какой-либо иной оптимальный с мореходной точки зрения (я пока не говорю о тактической стороне дела) путь от берегов Кольского полуострова в Средиземное море.
Поэтому, за долгие годы противолодочные силы НАТО научились перехватывать советские ПЛ именно на этих главных маршрутах развертывания. Надо было найти и проверить на практике способ развертывания атомоходов без потери скрытности, а заодно и слегка проучить зазнавшегося «вероятного противника», показав, что при необходимости мы можем нанести ответный удар.
Суть «Атрины» заключалась в скрытном, минуя прежние маршруты выхода, развертывании АПЛ 33-й дивизии подлодок Северного флота в Атлантическом океане с целью вскрытия районов патрулирования американских ПЛАРБ. Тогда, операцию отличал высокий уровень секретности. Даже само её название «Атрина» — вымышленное слово, без какого-либо осмысления — было придумано, чтобы исключить возможность логических связей с истинным замыслом.
Вероятно, натовские шифровальщики и криптографы изрядно поломали головы, пытаясь разгадать смысл такого названия. В качестве лирического отступления: если из названия операции убрать букву «т» — получится «Арина». А это не только русское женское имя. Но и небольшой город в американском штате Миннесота, который называют «Штатом Северной звезды». Вторые по численности населения здесь — выходцы из Норвегии. Впрочем, это лишь наивное предположение.
Операция «Атрина», которую еще называют «неизвестной победой советских подлодок», началась в марте. Тогда пять АПЛ Северного флота одна за другой, выдвинулись из Кольского залива в Баренцево море. В состав отряда вошли подлодки К-119, К-255, К-224, К-298 и К-524 (все проекта 671РТМ (К) «Щука», отличавшиеся сравнительно небольшим уровнем шума). Общее командование субмаринами в море осуществлял командир дивизии капитан 1 ранга (впоследствии — вице-адмирал) Анатолий Шевченко.
За советскими АПЛ следила вся натовская противолодочная группировка в регионе. И поначалу, пока подлодки двигались вдоль берегов Норвегии и Швеции, все пять были «на виду». Однако совершенно неожиданно внезапно пропали с мониторов.
Их искали повсеместно при помощи гидролокаторов и радаров. В воздухе день и ночь «висели» патрульные противолодочные самолеты НАТО. Но отряда Шевченко и след простыл.
Подлодки незамеченными вышли к восточному побережью США. Некоторые оказались у Нового Орлеана. Участникам операции «Атрина» удалось «вскрыть» судоходную активность Штатов в той части Атлантического океана, которая до этого не была обозначена на советских разведкартах. Не смогли наши атомные подводные крейсера обнаружить и шесть посланных на поиски американских субмарин класса Los-Angeles — самые передовые на тот момент подлодки.
Совершить подобную операцию и незамеченными выйти к побережью США удалось во многом благодаря отклонению от привычных маршрутов прохождения АПЛ через Северную Атлантику. То есть — наши отказались от протоптанной «тропинки» и пошли «лесом», где засекать и сопровождать их противолодочные силы НАТО не привыкли. И средств для обнаружения не имели.
Можно предположить, что использовалось и новое гидроакустическое оборудование — как раз в это время в ВМФ СССР поступили приборы «Рица», в которых применялись усовершенствованные алгоритмы анализа акустического спектра подлодок. Это устройство, помимо прочего, позволяло контролировать предельную дистанцию между подводными лодками в «завесе». Что давало возможность самим двигаться «плотным строем» и заранее обнаруживать натовские корабли и подлодки.
Одну из советских АПЛ в ходе операции «Атрина» американцам все же удалось обнаружить. Но — только же на обратном пути.
Все подлодки благополучно вернулись на свою базу Западная Лица в мае 1987 года.
Успех этой операции много значил и для международного престижа нашего ВМФ. НАТОвские стратеги почувствовали, что с уходом прежнего Главкома – Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова, столь много сделавшего для флота и для вывода наших кораблей на просторы Мирового океана, – его преемник не только не собирается сдавать обретенные позиции, но и готов продолжить независимую и твердую линию предшественника.
Помимо важных сведений о противолодочных силах и средствах вероятного противника в Атлантике, которые были получены в результате операции «Атрина», поход имел и большое морально-психологическое значение для наших моряков, глубоко переживших недавнюю гибель стратегического атомохода К-219. От рокового выхода «Комсомольца» нас отделяло тогда два года, и мы с законной гордостью праздновали победу в этой «малой битве за Атлантику», как в шутку нарекли операцию «Атрина» ее участники.
Сами американцы подобных учений не проводили. При наличии ВМБ, разбросанных по всему миру, нужды в подобных акциях у них нет. Нас же, что называется, география заставила.
Заявление тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова о том, что, несмотря на развернутую против нас подводную систему «Trident», у нас есть возможность нанести удар возмездия по территории США было подтверждено, в т.ч. и результатами закончившейся операции.