31 марта 1954 года СССР предпринял решающую попытку вступить в НАТО. Официальная нота с прошением о членстве в альянсе адресовалась правительствам США, Великобритании и Франции. В послании напоминалось, что именно формирование военных блоков предшествовало обеим мировым войнам. Одобрением советской заявки, по мнению Москвы, западные державы продемонстрировали бы мирные цели проекта, а не четкую направленность против СССР, в чем НАТО небезосновательно подозревали.
«Организация Североатлантического договора перестала бы быть замкнутой военной группировкой государств, была бы открыта для присоединения других европейских стран, что наряду с созданием эффективной системы коллективной безопасности в Европе имело бы важнейшее значение для укрепления всеобщего мира», — утверждалось, в частности, в ноте Советского Союза.
«Подкоп под ООН»
25 августа 1952 года состоялась рабочая беседа Иосифа Сталина с послом Франции Луи Жоксом. Дипломат, разъясняя отношение к НАТО президента Шарля де Голля, дал понять, что его страна рассматривает альянс как исключительно мирный союз, не противоречащий уставу ООН.
Сталин рассмеялся и поинтересовался у Вышинского: «Не следует ли в таком случае СССР к нему присоединиться?».
За шуткой вождя скрывалась дипломатическая игра. Еще в начале 1949 года, когда в английском парламенте велась дискуссия Компартии и независимых лейбористов, отправлять ли приглашение в альянс Советскому Союзу, глава МИД Андрей Вышинский направил в Лондон записку, в которой предложил обсудить участие СССР в Организации Обороны Западного Союза — предтечи НАТО. Запад ответил отказом.
Тогда Сталин назвал это обособление некоторых стран Организации в отдельный военно-политический блок «подкопом под ООН». Советский дипломат Андрей Громыко не раз заявлял: «Если бы этот пакт был направлен против возрождения немецкой агрессии, СССР сам бы присоединился к НАТО».
Проект Громыко
После смерти Сталина, ссылаясь на смягчение режима в стране, была предпринята еще одна попытка вступления в Североатлантический альянс уже при Хрущеве.
10 марта 1954 года Громыко направил Вячеславу Молотову проект докладной записки в Президиум ЦК КПСС. В нем предлагалось высказать готовность СССР вступить в НАТО.
Нота 1954 года оказывалась выигрышной в любом случае: если Запад отказывался, СССР мог оценить это как дипломатическую изоляцию и приступить к созданию собственной Организации коллективной безопасности.
В случае согласия, а такая возможность не исключалась, после вступления СССР в Североатлантический союз «последний коренным образом изменил бы свой характер и был бы взорван как агрессивная, направленная против СССР группировка государств», — об этом писал в своей записке Громыко.
В переработанном проекте записки в Президиум ЦК КПСС от 19 марта аргументация в поддержку предложения об участии в НАТО становится развернутой:
«МИД считает целесообразным присоединиться к Североатлантическому договору. Такое заявление поставило бы в затруднительное положение организаторов Североатлантического блока, подчеркивающих его якобы оборонительный характер и то, что он будто бы не направлен против СССР и стран народной демократии».
Борьба за коллективную безопасность
Одновременно с нотой о вступлении в НАТО Москва предложила заключить договор о коллективной безопасности в Европе с участием США.
«Мы готовы к этому, готовы ли вы?» — спросил тогдашний президент США Дуайт Эйзенхауэр. «Мы готовы», — мгновенно отозвался Хрущев.
Однако 7 мая 1954 года США, Франция и Англия ответили отказом: «Нереальная природа предложения не заслуживает обсуждения», — говорилось в официальном сообщении.
Ответ МИД СССР: «В связи с тем, что правительства США, Англии и Франции постоянно заявляют о стремлении способствовать разрядке в международных отношениях, можно было ожидать положительной реакции к этой инициативе советского правительства. Однако на деле получилось иное».
Предложение было отвергнуто можно сказать по формальным основаниям, то есть до выполнения пяти требований, а именно: объединение и демилитаризация Германии, деоккупация Австрии, отказ от своих баз на Дальнем Востоке, соглашение о всеобщем разоружении и подписание всех договоров ООН.
То есть если бы дописали ещё капитуляцию на их условиях, то в принципе ничего бы не поменялось.
А после отказа США продолжили политику продвижения НАТО на восток принимая в альянс новых членов.
В 1955 даже ФРГ включили в состав НАТО, предварительно создав в ней 10 дивизий, несмотря на то, что это противоречило политике разоружения и демилитаризации Германии, торжественно провозглашенной в Потсдаме всеми союзниками по антигитлеровской коалиции 2 августа 1945 года.
Включение ФРГ в НАТО было закреплено Парижскими соглашениями.
Этим американцы официально и окончательно отошли от мирной политики, взяв курс на гонку вооружений, в противовес своим же требованиям высказанным СССР при отказе о вступлении в Альянс.
Но это решение было выгодно США не только политически, но и экономически, так как при создании немецких войск сохранялся запрет на создание германского генерального штаба, предусмотренного Потсдамскими соглашениями.
В важных видах вооружений немецкие вооруженные силы стали зависимы от иных государств НАТО, то есть от США, которые им это вооружение и продавали.
Советское правительство резко осудило подписание этого решения и 15 января 1955 года выступило с Заявлением, в котором высказало опасность перевооружения ФРГ и ее включения в НАТО, прежде всего для народов Европы и для самого немецкого народа, а также недвусмысленно указало на то, что переговоры об объединении Германии «потеряют смысл и станут невозможными, если будут ратифицированы Парижские соглашения».
А отказу НАТО о вступлении СССР они уже противоречили.
В ответ на действия США, 14 мая 1955 года СССР создали свой аналог НАТО — Организацию Варшавского договора по обеспечению мира и безопасности в Европе.
В состав организации вошли Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.
Подобно Североатлантическому альянсу, официально, организация преследовала только оборонительные цели и предусматривала размещение советских войск на территории стран-участниц.
Но как ни странно, часть требований высказанных при отказе о вступлении, вопреки интересам СССР, вскоре выполнил Н. Хрущев, а именно вывел войска из Австрии и отдал Китаю Порт-Артур и о. Дальний.
В 1983 году СССР вновь предпринял попытку вступить в Североатлантический альянс.
Тогда, генеральный секретарь Юрий Андропов выступил с такой инициативой на заседании Политбюро, но после инцидента с южнокорейским пассажирским боингом, на несколько сотен километров углубившимся в воздушное пространство СССР и сбитым советскими ракетами в сентябре 1983 года, любое сближение с Западом оказалось невозможным.
Разоружение же СССР, США добились уже после его разрушения, укрепив свои позиции по всему миру и уничтожив Варшавский договор.
Всё это привело к однополярному миру, в котором США в одностороннем порядке диктуют свою волю всем государствам, исходя из своей личной выгоды.
А несогласных руководителей таких стран объявляют диктаторами и врагами демократии, после чего проводят в отношении их военные компании, как это и было с Кювейтом в 1991-ом, с Сомали в 1992-ом, с Ираком в 1992-1998 гг., с Гаити в 1994-ом, с Югославией в 1999-ом, с Афганистаном в 2001-ом, снова с Ираком в 2003-ем, снова с Гаити в 2004-ом, снова с Сомали в 2004-2010 гг., с Ливией в 2011-ом, с Сирией и очередной раз с Ираком в 2014-ом, и с Йеменом в 2015-ом.
И это если не считать их поддержки военных действий, таких как на на Украине, в Грузии, Карабахе, Чечне и т.д.