Начиная с горбачевской перестройки базовыми для оценки исторического периода 1924-1953 гг. на какое-то время стали работы публицистов и журналистов, затем западных советологов. Ни те, ни другие, ни третьи в государственных архивах не были.
И когда М.О. Чудакова писала «Жизнеописание Михаила Булгакова», ссылаясь на книгу «Большой террор» Р. Конквеста, полагая его данные заслуживающими доверия, она рисковала. Рисковал и Э.С. Радзинский в биографической книге о Сталине, когда наряду с документами из президентского архива опирался на сведения из «Огонька». И я не уверен, что риск тогда был ими осознаваем.
Проверять данные в середине 90-х было неэтично. Если ты сомневаешься в выводах Р. Медведева, А. Солженицына или Р. Конквеста, то не оправдываешь ли ты убийцу миллионов? Как говорит и сегодня знаменитое интро видео в Ельцин Центре:
Слушаешь, и даже в голову не приходит спросить: а сколько точно – 10 или 20 миллионов? И откуда взялись эти цифры, если «никто не знает»? Разница между 10 и 20 миллионами не маленькая. Безрассудные вопросы, если вспомнить, что речь идет о человеческих жизнях. В 90-е в ходу были и 30, и 40, и 60, и даже 100. Миллионов. Убитых.
Факты – воздух истории
Безумную статистику подсвечивает луч закрытого доклада Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». И масштабная деятельность Правозащитного Центра «Мемориал».
Сравните. Вот доклад Хрущева:
А вот самый актуальный архивный историк связанного с «Мемориалом» направления, Олег Хлевнюк:
И хотя давным-давно уточнено, что миллионная статистика приговоров к ВМН не имеет отношения к реальности , деятельность «Мемориала» начальной поры и близких к нему сегодняшних историков до сих пор считается многими камертоном научности.
Рассуждают так: да, цифры уточняются. Сопротивляться напору архивных данных невозможно. Но… главный тезис доклада Хрущева никак не зависит от снижения цифр репрессий. Это же другой тезис!
Конечно, где-то в глубине сознания мелькает мысль, что если у одних и тех же исследователей вопиюще неточен один довод, то точно также может не быть точным и другой. Ведь может? Но мысль эта тут же отвергается как вредная, не хотим же мы обелять тирана! Это же строгая наука. Только это и может быть наука. Остальное – ревизионизм и желание отрицать, что вода мокрая, а солнце светит.
Мало ли завиральных теорий. Вот и О.В. Хлевнюк согласен, и другие уважаемые историки. Нельзя же им… не верить. Ведь иначе… обелять убийцу. Факты – воздух истории. Как там у Хлевнюка: «…Абсолютно подтверждается всеми документами» . И т.д. по кругу.
Не абсолютно и не всеми
Например, Ю.Н. Жуков опубликовал серию шифротелеграмм Сталина 1937 г. партийным руководителям на места. В них Сталин выступает противником репрессий против конкретных людей, которые уже начались в Воронеже, Свердловске, на Камчатке… Примерно за полгода до начала массовых спецопераций НКВД.
Эти телеграммы, помимо прочего, доказывают, что единичные репрессии на местах начались без участия Сталина. Ни О.В. Хлевнюк, ни другие историки, критикующие Сталина, как правило, никак не комментируют этот корпус документов.
Признания
Эта эффектная линия доказательств к 2012 году стала подвергаться сильным атакам. До этого ученых вроде Ю.Н. Жукова и В.Н. Земскова, которые вдруг стали предъявлять новые архивные данные, можно было просто не замечать. Или традиционно сцеживать в ответ царственную иронию сверху вниз, не вступая в диспуты. Проще всего выиграть спор, уклоняясь от него. Всего-то и надо: а) игнорировать аргументы; б) если аргументов слишком много, игнорировать их высказывающего.
Ни с того, ни с сего нарушил эту традицию основатель общества «Мемориал» Арсений Борисович Рогинский. Он вдруг заметил всех: и аргументы, и оппонентов. Еще В 2007 г. он утверждал , что за все время в СССР было репрессировано по политическим мотивам 12,5 миллионов человек. А потом, в 2012 году неожиданно сдал назад:
Но это бы ладно: выше мы договорились, что в принципе не важно, 12 с половиной миллионов или 7 с хвостиком. Убитым в сталинских застенках не важно, сколько конкретно их было. Однако Рогинский продолжал:
Вот так. Основатель общества «Мемориал» Арсений Борисович Рогинский в 2012 году от Рождества Христова признал, что в его деятельности как историка общественное мнение важнее исторической правды и строгой науки. Как так? Действительно ли у вас факты – воздух истории? Точно?
Это полбеды. В том же году Рогинский снимается в документальном сериале «Сталин с нами» (НТВ), в котором кроме него в качестве экспертов выступают давние оппоненты «Мемориала» – доктора философских наук В.Н. Земсков и Ю.Н. Жуков. Последнего О.В. Хлевнюк считает главным российским ревизионистом. Но после этого фильма российский ревизионизм, который раньше был маргинальным явлением, занял заметное место в российской науке. И начал набирать вес.
Всего через пару лет к Н.К. Сванидзе, автору цикла телепередач «Исторические хроники», последовательному критику сталинского СССР на одном из выступлений в Санкт-Петербурге задали вопрос, как он относится к новым данным, которые появились в исторической науке. И Николай Карлович вынужден был ответить на камеру:
Уровень преступлений ясен и без рассекреченных архивов
В сети часто настаивают на том, что в разговоре о сталинской эпохе важно опираться на новые, рассекреченные документы. Но... какие новые исторические данные могут оправдать кровавую баню большого террора? Как забыть то, что уже известно?
Конечно важно выяснить, почему стал возможен 1937 год. Чтобы все преступления вскрылись, важно, чтобы открыли документы. Но эта статья о другом. О том, что...
Факты обвиняют и без новых данных
О чем вообще можно говорить, когда...
- Поэта Мандельштама арестовали в 1934 году по указке Сталина за дерзкое стихотворение.
- Будущему академику Королеву на допросе сломали челюсть (по другим данным – обе челюсти).
- Достаточно приехать на Бутовский полигон или хотя бы выйти на сайт «Бессмертный барак» и увидеть фото мальчика Миши Шамонина анфас и в профиль, которого расстреляли в 13 лет только за то, что он украл две буханки хлеба.
- Как примириться с существованием расстрельной тюрьмы Серпантинки на Колыме, в которой расстреливали ночами под звук заведенных тракторов тысячи, а то и десятки тысяч человек?
- Сталин лично распорядился увеличить лимиты на расстрелы невинных людей в 300 раз?
Продолжать?
Погодите, уважаемые обвинители.
Вы сыплете «сталинскими преступлениями», сведения о которых некритично подчерпнули в непроверенных источниках. Сыплете густо, без пауз, и вас вряд ли интересует, что вам ответят. А ответить есть что. Если, конечно, вести дискуссию по правилам. Как, например, ведут ее на ученом совете в любом вузе.
Выяснятся странные вещи
Сталин не только не читал стихотворения «Мы живем, под собою не чуя страны…», но и не знал о первом аресте Мандельштама, пока ему об этом не сообщил в письме Н.И. Бухарин. Что, кстати, вызвало у Сталина возмущение . И в 1938 году Мандельштам был арестован также без участия членов Политбюро, на основании личного письма В.П. Ставского Н.И. Ежову (неоднократно опубликованного). Интересующиеся подробностями могут получить их здесь:
https://www.colta.ru/articles/literature/22722-gleb-morev-esche-raz-o-staline-i-mandelshtame
И в лагерь С.П. Королев попал в общем-то, справедливо, за растрату государственных средств, по доносу коллег-ученых. В ученой среде тогда (увы) было принято «стучать» друг на друга.
О том, что С.П. Королеву при допросе сломали челюсти, предположил журналист Ярослав Голованов в своей книге «Королев: факты и мифы». Сделав такое предположение, он сразу же оговорился, что никто никогда не сможет этого доказать. Это высказывание легко найти.
А на том же самом сайте «Бессмертного барака» приложен официальный ответ из ФСБ России, в котором сообщается, что уголовного дела Миши Шамонина в архивах ФСБ нет . Совсем нет. Миша Шамонин в том виде, в каком он представлен сейчас в экспозициях – фальшивка. Чье именно фото демонстрируется все эти годы на Бутовском полигоне – загадка.
Точно такая же, как и причина того, почему ни один архив в стране не может предоставить документов, подтверждающих, что зловещая расстрельная тюрьма Серпантинка когда-либо существовала в реальности .
Если кому-то интересно строгое документальное расследование темы расстрельной тюрьмы на Колыме, с запросами в архив, обстоятельным разбором фактуры, рекомендую видео Егора Иванова. В цикле этих видео, кстати, есть и расследования о причинах ареста С.П. Королева.
Ну, и я сам публиковал недавно статью о том, что согласно данным архивного историка А.Н. Дугина, опубликованным в 2021 году, доказано, что о масштабах арестов и расстрелов в 1937-38 гг. Сталин и другие члены Политбюро ЦК ВКП(б) узнали только в ноябре 1938 года. Так что если придерживаться рассекреченных данных, то нельзя говорить, что Сталин виновен в масштабах большого террора. Документы не позволяют сказать даже, что он его начал. Они лишь позволяют утверждать, что он был в курсе этого начала и вынужден был визировать часть документов.
И, кстати, есть документы, согласно которым Сталин в 1937 году высказывался категорически против арестов. Интересующимся сюда.
Вывод
Именно достоверные, правильно проинтерпретированные архивные данные могут пролить свет на события прошлого. То есть «обвинительный» список, который вы читали выше, на самом деле должен выглядеть так:
- Сталин лично вмешался в дело О.Э. Мандельштама сразу, как узнал о его аресте в 1934. Он с творчеством поэта был знаком плохо, поэтому позвонил Б.Л. Пастернаку и по сути спас автора стихов о кремлевском горце от лагерей. Но в разгар ежовщины в 1938 году Мандельштам (как и многие другие в это время) был заново арестован по доносу коллеги.
- С.П. Королеву никогда не ломали в лагере челюстей. Отсидев положенное, он вернулся в отрасль.
- Никто не расстреливал 13-летнего Мишу Шамонина. Не ясно даже, существовал ли этот человек 1922 года рождения на самом деле.
- Расстрельной тюрьмы Серпантинка на Колыме тоже никогда не существовало. Разве что в фантазиях.
- Сталин узнал о масштабах большого террора только в конце ноября 1938 года. Сразу после этого Н.И. Ежов был снят с поста наркома внутренних дел, а после суда в 1940 году расстрелян.
Согласитесь, что если принять во внимание проверенные факты, эпоха Сталина перестает быть ужасным ужасом всех времен, а становится обычной исторической эпохой, вполне сопоставимой с другими периодами русской и мировой истории.
Хорошо, но вот вам еще факты…
Обязательно скажут обвинители. И дальше следует еще серия таких же на 90% давно опровергнутых уток из перестроечного «Огонька». О том, что сталинское руководство сознательно спровоцировало голод в 1932-33 гг., что заградотряды стреляли в спину своим, что Берия насиловал женщин, которых ему отбирали в общественных банях, что перед войной расстреляли 40 000 офицеров Красной Армии, что Сталин лично грабил карету в Тифлисе в 1907 году… Список бесконечен.
По каждому такому факту существуют развернутые доказательные опровержения. Которые, при желании легко найти.
Но меня в этих бесконечных спорах о сталинской эпохе волнует только один вопрос: почему в спорах эти и другие фейки до сих пор упорно выдают за факты?
Почему фальшивое фото Миши Шамонина до сих пор демонстрируется? И на основании чего распространение неправды считается добродетелью, а внимание к историческим документам – грехом? Распространение антисоветских фейков приводит к тому, что любая критическая позиция по отношению к эпохе Сталина компрометируется. Как раз из-за такого распространения ложного компромата сторонников сталинского СССР становится больше. Неужели слоабо критиковать историю СССР совсем без фейков? Чего же тогда стоят ваши доводы?
И еще
На каком основании тех, кто ссылается на недостоверные источники и сознательно искажает историческую картину, объявляют моральными авторитетами? Впору спрашивать не просто «а судьи кто?», а почему эти – судьи? Не знаю, кто как, но лично я в вопросе выбора между истиной и Солженицыным выбираю истину. И если кто-то принципиально отказывается видеть разницу между «обелением палача» и добросовестным изучением исторических документов, то, боюсь, у такого человека очевидная проблема со здравым смыслом.
Не надо ничего забывать. Надо проверять.
https://zen.yandex.ru/ceplakov