lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Categories:

Отдавая ребенка учиться: о прошлой и настоящей нашей школе


Учебу в школе можно сделать для ребенка событием, если совсем немного помочь. Ну вот, например, проводится в школе смотр костюмированной песни. Что если спеть песню из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»? «Кольчугой он звенит и нежно говорит…!» Одна из родительниц обеспечила сапоги, кольчуги и шлемы. Я сделал меч, щиты и копья. Костюм на Марусю – из детского народного хора. А в итоге получилось запоминающееся представление, которое всем очень понравилось.

Одни говорят о прошлом нашей школы:

«Ах, как все было хорошо».

Другие утверждают, что плохо – сегодня.

Но многие ли из критиков в образовании работали? Знают ли они на собственном опыте, как там всё менялось на протяжении последнего полувека?

Или отношение их к школе чисто потребительское:

«Она должна научить!»

Но, может быть, и родителям следует школе помогать, а?

Твой жребий – Бремя Белых!
Терпеливо сноси
Угрозы и оскорбленья
И почестей не проси;
Будь терпелив и честен,
Не ленись по сто раз —
Чтоб разобрался каждый —
Свой повторять приказ.
(Р. Киплинг. «Бремя Белых» Перевод В. Топорова)

Не так давно наткнулся сразу два материала про школу. Один (если так можно выразиться) со знаком минус: сегодня всё плохо, верните нам советскую школу, а в идеале – и сам СССР. И второй – со знаком плюс, где объяснялись, в общем-то, банальные вещи.

А именно: что общество развивается по мере улучшения орудий труда. Новые орудия труда отменяют старые, а также и древние профессии. Те из них, что были востребованы еще 20 лет назад, сегодня уже никому не нужны, а нужны совсем новые, на которые даже и не учат. И если раньше у школы была задача научить надолго, то сегодня она совсем другая – помочь самому добывать нужные знания в требуемом объеме.

Самое интересное, однако, в том, что большинство комментаторов в школе никогда не работали. А ссылаются лишь на свой школьный навык и опыт своих детей.

Ну, я тоже не буду обращаться к разным научным данным. А расскажу о своих школьных наблюдениях. Но не ученика (об этом я уже рассказывал и продолжу, но не сейчас), а учителя.





С работой в школе, причем сельской (средней школе села Покрово-Березовка Кондольского района Пензенской области) мне пришлось столкнуться в 1977–1980 гг., когда вместе с женой мы там работали по направлению. То есть отрабатывали наш бесплатный диплом.

Преподавать мне лично (из-за нехватки учителей) пришлось кроме истории и английского языка (специальности по диплому) еще и географию (с 5 по 9 класс), историю с обществоведением, труд, а вдобавок ещё и вести технический кружок. Жена учила английскому и истории в младших классах, плюс – кружок домоводства.


В школе были хорошо оборудованные и оснащенные кабинеты химии (ее вела завуч из местных), физики и биологии (то же самое). Исторический кабинет практически отсутствовал, пришлось оформлять его с нуля.

И то же самое было с английским. До меня в школе один год изучали немецкий. И с самого первого сентября не знали, будет у них «язык» или нет. И учебников, понятно, не имели.

Это вот к вопросу о качественном советском образовании по единому стандарту… Ха! Да. Этот стандарт разнился от деревни к деревне.


Практику я проходил в школе № 1 города Пензы, которая и тогда, и сейчас считается элитным учебным заведением. Понятно, что скидку на первом уроке на уровень подготовки детей я сделал приличную. И все вроде бы им было понятно.




Через неделю спрашиваю пересказ параграфа. А в классе «итальянская забастовка» – никто не готов!

Начинаю выяснять, в чем дело. И мне объясняют, что у них учили не так (учитель-пенсионер), что они в классе по очереди читали по абзацу текст (!), потом его тут же пересказывали (о чём прочитал/прочитала). И так весь урок.

«А на дом нам ничего читать не задавали!»

– сказали мне ребята.

И потом их этот педагог мне это подтвердил.

«Какие странные педагогические приемы!» – подумал я. – «Ни в какие ворота!»

Но факт оставался фактом. В 10 классе никто из учащихся не мог пересказать даже половины параграфа, хотя слушали они меня внимательно и с удовольствием. А кличками наградили даже сразу двумя: «Буратино» (за мой длинный нос) и «Справочник». За то, что я отвечал на любые их вопросы, вплоть до такого:

«А можно ли забеременеть от поцелуя!»


Поскольку в селах вокруг было много кровнородственных браков, то среди учащихся были дети с врожденными уродствами. Причем иногда даже умные!

Хуже было с теми, на ком родство отразилось не внешне, а повлияло на мозги. Тут были дети, способные все запомнить, но ничего не понять. И те, которые вообще не могли ничего запомнить. И все они учились вместе с обычными детьми. Понятно, что это создавало массу проблем с дисциплиной и мешало обучению тех, у кого с головой было все в порядке.


Был в школе и кабинет труда. Верстаки, рубанки, топоры, молотки…

Я говорю директору:

«И как мне с этим проводить занятия по программе?»

А он мне:

«Исходите из местных условий!»

То же и про кружок…

Но главной проблемой были требования. Да-да. Требования к нам, учителям, со стороны районо.

Комментаторы пишут, что задачей советской школы было воспитать человека творца? Нет, это не так! Нам говорили:

«Учите их так, чтобы они оставались в селе. В селе рабочих рук не хватает!»

То есть, это как? А вот так: чтобы оставались!

Но «козе понятно», что если ребенок будет учиться хорошо, то он постарается уехать в город, а ни в доярки, ни, тем более, в скотницы, не пойдет. Значит, надо не учить, а имитировать процесс обучения?


Не проблема.

Но ведь были же проверки? И тогда требовалось показать, что ты хотя бы чему-то детей научил? Да и сами дети не такие уж и дураки? Были среди них и дети учителей, руководящих работников совхоза, конторских. Они бы это быстро поняли. Со всеми вытекающими…

Но были и те, которые (особенно мальчики) подходили ко мне и так прямо говорили:

«Я останусь в деревне, буду трактористом, шофером, комбайнером… На фиг мне ваш английский?»

И мальчики эти были трижды правы.

Ну, где вы видели комбайнера, читающего Шекспира в подлиннике? Не нужно это ему совсем!

Я ему отвечал:

«Ну, ты тогда уж сиди молча и мне на уроке не мешай!»

И не мешали они мне, играли в морской бой.

Но потом им же пришлось сдавать экзамен за 10 класс? И не мне одному, а комиссии и в присутствии зав. районо.

Хорошо, что у одного из них нервы не выдержали. И он так прямо и сказал, что не нужен ему этот английский, потому что он будет с отцом работать на комбайне.

«Вот видите, – говорю, – дети остаются в селе. Всё, как вы говорили!»

Поставили им по тройке. Тем все дело и кончилось.

То есть все было в рамках советских традиций: утверждалось одно, думали люди другое, а говорили и делали часто совершенно противоположное сказанному. И такой это был когнитивный диссонанс, что не приведи Господь!


Вернулся я в город.

А о том, чтобы работать в школе, не могу даже и подумать. И в вузах мест свободных нет.

Пошел на ОблСЮТ – областную станцию юных техников. И начал вести там кружок на полставки. Полставки – это 15 детей и каждое воскресенье занятие по два академических часа. ОблСЮТ подчинялась непосредственно Облоно, поэтому снабжение там было не в пример лучше, чем в моей Березовке.


Все есть сегодня и для организации кружка исторической реконструкции.

Но провел я первое занятие, сделали мои дети по виброходу из мыльницы, причем заранее купили по мыльнице и по четыре зубные щетки, что обошлось им в 1 рубль. Я им выдал по два микродвигателя ДП-10 (2 рубля), и к концу занятия мы уже устроили соревнование: «Гонки виброходов». Естественно, дети забрали свои модельки домой.

На второе занятие я прошу еще по два мотора. А мне директор говорит – фиг вам, вы съели месячный лимит! Я к главбуху Облоно. А он мне –

«Мало того, что вы мне пластиковые коробки заказываете, а теперь еще вам мыльницы и моторчики сверх лимита подавай. А крем для бритья вам не надо?»

Но ведь воспитываем же творца, плывем в завтра, наши космические корабли бороздят…

А он мне:

«Исходите из местных условий!»

Положение немного изменилось, только лишь когда мои ребята впервые за всю историю пензенской ОблСЮТ получили золотые медали ВДНХ СССР. Но и опять же – несильно.

Но тут уже я собрал собрание родителей, все им объяснил и попросил давать детям денег. А взамен они будут приносить вам свои самоделки, и вы увидите, что на «Запорожец» я не коплю. И все родители отнеслись к этому с полным пониманием. И проблем со снабжением у меня в кружке не стало.

Но зато занятия из бесплатных сделались платными. Но качественными. А тем, кому было дорого, я посоветовал кружок «Вырезаем и клеим из бумаги».


Даже древнегреческий шлем и тот совсем несложно, оказывается, сделать из бумаги, причем даже с гребнем.

Тут пошла в школу моя дочь.

Но мы сделали большую ошибку вследствие инерции мышления: отдали ее в мою же 6-ую спецшколу с английским языком со второго класса.

И попала она к совершеннейшей горе-училке, еще худшей, чем та, что учила там меня в начальных классах. В итоге дочка, конечно, язык стала знать, но учиться ей там было с самого начала очень некомфортно.

Вел я там у них опять кружок и занятия в нем подтвердили все то, о чем я к этому времени написал в своих книгах «Из всего, что под руками», «Когда уроки сделаны», «Для тех, кто любит мастерить». То есть уровень технологии этих книг соответствовал уровню подготовки детей к школе на уровне 1–4, вплоть до 5–6 классов.


Впрочем, все остальное снаряжение тоже.

Прошли годы.

И десять лет назад в школу пошла уже моя внучка. Здесь мы были умнее: отдали ее не в престижную школу, а в руки хорошей учительницы, которую нашли по Интернету. Кстати, еще и школа, где она работала, оказалась буквально рядом с нашим домом. Что было удобно во всех отношениях.

Теперь в школу вместе с ней пошли мы оба: я и дочь.

Поговорили с учительницей. И она нам призналась, что терпеть не может уроков труда, а уж кружок техтворчества вещь для нее и вовсе недоступная. Ну, так мы ее от этого на все время обучения и освободили.

Я больше специализировался по самоделкам с техническим уклоном, а дочь – эстетическим: поздравительные открытки мамам в стиле скрапбукинг, 3D-рисунок собственной руки…

Жена организовывала новогодние елки и 8 марта. Одна из родительниц отвечала за все музыкальное оформление.

Кстати, мои занятия помогли выяснить интересное обстоятельство. Дети по уровню развития моторики пальцев и креативности примерно на год стали отставать от тех детей, в расчете на которых были написаны мои книги. То есть от детей 70–80-х годов ХХ века.

То, что я давал тогда уже в первом классе, здесь с трудом делали во втором.

Но о чем это говорит?

А о том, что в семье развитием творческих навыков у детей родители не занимаются. Не занимались они этим и тогда, но сами дети были поставлены в такие условия, что вырезали, пилили, клеили. А сегодня этого им не надо. Жми на кнопки, и весь мир у тебя в кармане.

Так что, не школа оглупляет детей, но прежде всего это делают сами родители еще до неё. Не знают, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

И ещё: 80 % детей в классе справлялись с заданием, а 20 % – ну, никак. Руки у них росли не оттуда. А из этих восьмидесяти процентов у 20 % работы были хорошие, а у оставшихся 60 % – так себе. Интересно, не правда ли?


В старших классах мы не увидели эффекта от подобного сотрудничества и его прекратили. Заканчивать сообща решили 9 классов и выбрали колледж, где внучке было бы комфортно учиться. А основной объем знаний она у нас получает сама. Дистанционно. И справляется с этим отлично.

И вот, что теперь говорит весь наш общий опыт и учителей и родителей: учиться надо с самого начала в коллективе. Это необходимая социализация. Потом вашему ребенку придется общаться и с «козлами», и с придурками, и…

Одним словом, пусть привыкает, пока «козлы» еще мелкие. С крупными – будет сложнее. Изоляция детей у себя в доме – очень плохой педагогический прием.


Далее.

Сегодня, отдавая ребенка учиться, нужно выбирать не школу, а педагога. Вот после начальной школы, когда он получит крепкую базу первичных знаний – можно подбирать уже и школу.

Но после 9 класса учиться в школе сегодня смысла уже нет. Это, с моей точки зрения, пустая трата времени.

Кстати, сегодня я бы даже в сельскую школу (из тех, что поближе к городу!) отдал бы учиться своего ребенка. Ведь там сейчас лучше с базовым уровнем знаний. И с питанием. Воруют меньше и потому не такой гадостью кормят. Машина лишь вот для села нужна. Плюс время свободное.

Еще один вывод.

Всё идет из семьи. Если мать «дунька», а отец полупьяный «ванька», то никакая школа их ребенка уже не исправит.

Хотите, чтобы ваш ребенок читал книги: читайте их ему с самого раннего возраста. И постоянно читайте их сами.

Хотите ему здоровый желудок – забудьте про сладкие газированные напитки и чипсы с акриламидом. Питание и у вас, и у него должно быть здоровым.

Плохо кормят в школе? Просто скажите, что мой ребенок такое не ест.

А заплывший жиром ребенок – это прежде всего недосмотр со стороны его родителей.

Не успевает ребенок по какому-то предмету? Нечего его ругать. Лучше хорошего репетитора наймите. На своих детях нельзя экономить. Это как банк, куда вы откладываете деньги под очень высокий процент капитализации.


Ну и, конечно, правы были наши российские дворяне, когда в целях образования отправляли своих отпрысков путешествовать за границу.

Наша внучка, например, ездит по России и по заграницам с трех лет. Начали с Ейска, а закончили Лорьет-де-Маром в Испании, Монако и Веной. Но зато она, не стесняясь, и по-английски говорит, и заказ в ресторане может сама сделать, и у полицейского спросить, и слово «нет» сказать, что очень важно и чего даже многие взрослые у нас не умеют.

Словом, и тут на детях экономить нельзя. Все, что повышает их шансы на успех в дальнейшей жизни, должно им дать.


Так что, как видите, сегодняшняя школа – это отражение того, что мы имеем у себя дома. Это прежде всего.

И не так уж она и плоха, как кажется.

И в наших силах хорошее сделать еще лучшим, а плохое – скажем, просто обойти (что б на рожон-то уж не лезть!), как мы обходим на асфальте грязную лужу. Если уж нет ни сил, ни желания взять метелку и ее вымести.

P. S.

Кстати, в моей Покрово-Березовке произошли большие изменения. Как-то по дороге из Саратова моя дочь и внучка туда заезжали. Дом, где мы жили, исчез, разрушился, но кругом асфальт, дорога туда тоже заасфальтирована. И хозяйство процветает. Как им рассказали – завелся толковый хозяин. Надо будет поподробнее все разузнать. Да и написать об этом. А то ведь у нас все твердят –

«поля заросли», «деревни вымирают».

Только вот, оказывается, не везде на Руси поля заросли.

И на деле далеко не все сёла сейчас у нас вымирают!


Вячеслав Шпаковский
Tags: Дети, Образование
Subscribe

Posts from This Journal “Дети” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments