lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Category:

Подвиг на службе Ростовского князя: реальный исторический персонаж богатырь Добрыня Золотой пояс


Все мы наверное знаем старинные былины о русских богатырях, среди которых есть богатырь по имени Добрыня Никитич. На самом деле, былинный образ - собирательный и мифологизированный, но в основе его лежит вполне реальный русский богатырь.

Первоначально образом этого былинного богатыря возможно являлся наставник и воевода Киевского князя Владимира, но к моменту когда былины из устных сказаний понемногу начали систематизироваться и становиться письменными, появился еще один - более свежий прообраз этого былинного богатыря. Речь пойдет о рязанском богатыре Добрыне Золотом поясе, он же Добрыня Рязанич.


В летописях у этого богатыря сразу два имени. В Тверской летописи он упоминается как Тимоня Золотой пояс, богатырь который вместе с Алешей Поповичем служил Ростовскому Князю Константину

«... у князя же у Константина тогда бяше в полку два человека храбрых. Олешка Поповничь и человек его Торопь, и Тимоня Золотой пояс»

а в Никоновской летописи он упомянут немного иначе:

«... с ним же бе и два храбра, Добрыня Златый пояс да Александр Попович с своим слугою с Торопом, славныа богатыри».

Понятно, что в этих отрывках речь идет об одних и тех же людях. Имя Алеши Поповича в первой летописи просто уменьшительно ласкательное и написано с буквы "О". Кличка оруженосца Алеши везде одинаковая - Тороп (от слова расторопный). Такое расхождение в именах Добрыни и Алеши не удивительно. На Руси в старину часто человек не использовал имя полученное при крещении дабы уберечься от сглаза, а чаще использовалось прозвище, видоизмененное имя или второе языческое имя. То что и к имени Добрыня и к имени Тимоня в летописях прикрепляется еще одно прозвище - Рязанич тоже о многом говорит. Богатырь явно родом с Рязани. В былинах об этом говорится вообще прямо

«Как из городу из Рязанскава выезжал дородный добрый молодец, выезжал дорогой прямоезжаю, ко тому ли городу ко Владимиру, эх, молодой дородный добрый молодец, что Добрыня сын Никитьевич».

Если вспомнить, что тот богатырь, который как раз служил князю Владимиру был не родом с Рязани (да и по отчеству он должен был зваться не Никитьевич), то очевидно, что речь идет именно про Добрыню который жил на Руси в конце XII - начале XIII и служил вместе с Алешей Поповичем Ростовскому князю Константину, что еще раз подтверждает утверждение о том, что в былинах образ богатыря - собирательный и его образ наложился на созданный ранее образ Добрыни служившего князю Владимиру.

Особо следует отметить, что в былинах образ Добрыни представлен как служивого и образованного человека, знавшего несколько языков. В некоторых прямо сказано, что Добрыня с детства мечтал поступить на княжескую службу и готовился к этому. Известный филолог Федор Буслаев пишет дословно:

«…Если Муромская земля соединила свои поэтические предания с идеалом Ильи Муромца, то соседняя с нею область Рязанская усвоила себе идеал княжеский в лице вежливого и грамотного Добрыни Никитича».

Полную подлинную биографию жизни этого богатыря летописи доносят до нас скупо, но все же удается понять, что родившись по местным преданиям в Рязанском селе Шилово, сначала Добрыня служит на пограничной заставе, которая была на и ныне существующем острове Добрыня, на реке Оке, расположенном между сёлами Ерахтур и Рубецкое.

После Добрыня служит князю Всеволоду Большое Гнездо, а потом, после его смерти, он на службе его сыну - князю Константину. Добрыня также как и Алеша Попович участвует в обороне Ростова от брата Константина - Юрия и принимает участие в сражениях на реке Ишне и у села Угодичи. Апофеозом княжеской междуусобицы становится Липицкая битва, произошедшая в 1216 году близ города Юрьев Польский. На стороне князя Константина также сражался известный князь - участник многих сражений Мстислав Удатный, получивший такое прозвище за удачу в боях их которых всегда выходил победителем.

Никоновская летопись отдельно подчеркивает роль Добрыни - там даже есть упоминание о том, что некий боярин Андрей Станиславич предупреждает надменного князя Юрия и его брата князя Ярослава о том, что на стороне князя Константина сражаются известные богатыри в числе которых и Добрыня:

"... и есть у него мужи храбри зело и велици богатыри, яко лвы и яко медведи, не слышат бо на себе ран... и храбрых ныне не веси у него Александра Поповичя и слугу его Торопа, и Добрыню Рязаничя Златаго поаса и Нефедья Дикуна".

Как рассказывается далее, князь Юрий не прислушался к этому предостережению, зато с энтузиазмом воспринял речь своего боярина Ратибора, который по мнению летописца был "храбрым и безумным" богатырем. Он сказал такую речь:

"Князья Юрий и Ярослав! Никогда того не было ни при отцах ваших, ни при дедах, ни при прадедах, чтобы кто вошел ратью в сильную Суздальскую землю и вышел бы из нее цел. Да хоть бы вся русская земля пошла на нас – и галицкая, и киевская, и смоленская, и черниговская, и новгородская, и рязанская, да и тогда с нами ничего не поделают. А что эти полки, так мы их седлами закидаем!"


Победа в сражении достается союзным князьям во главе с Костантином и Мстиславом Удатным. Погибли два лучших богатыря князя Юрия - храбр Юрята и упомянутый выше боярин Ратибор. Князь Юрий свергнут с Владимирского престола и его занимает Константин.


Липицкая битва становится одним из самых кровопролитных сражений времен княжеских междуусобиц на Руси.


Князь Константин правит недолго. В 2018 году он умирает и Юрий, не имея теперь соперника, вновь воцаряется. Как известно из летописей, не желая служить Юрию Алеша Попович удаляется из Ростова в место которое дословно находилось:

"у Гремячего ключа на реке Гзе"

где восстанавливает опустевшую полуразрушенную небольшую крепость. Это место довольно легко обнаруживается на современных картах. Им является городище Мстиславль. Остатки мощных крепостных валов и рвов хорошо видно со спутника:


Я побывал в этом месте сам и могу сказать, что рвы и валы до сих пор поражают размерами. Скоро, как обработаются фото, об этом месте будет отдельная статья, а пока вот для затравки одно фото:


На валу стояли бревенчатые стены, которые естественно не сохранились. Крепость опустела скорее всего как раз после событий Липицкой битвы. От предполагаемого места сражения до нее по прямой - всего полтора километра


Можно предположить, что Добрыня Золотой пояс уехал вместе с ним.

Так или иначе следующим важным событием становится сход дружинников служивших у разных князей в Ростове в начале 1223 года. Все были недовольны тем, что дословно:

"на Руси великое неустроение, князья друг с другом режутся на радость половцам, ляхам и другим иноземцам и гонят дружинников и своих мужиков избивать друг друга".

В качестве одного из поводов для недовольства могла послужить как раз недавняя кровопролитная Липицкая битва. Дружинники "положили ряд" (т.е. поклялись) больше не участвовать в братоубийственных войнах князей т.к. рано или поздно им бы пришлось воевать друг против друга. Но тем не менее дружинники клянутся все как один участвовать в обороне Руси от внешних врагов.

Как раз в это время начинают приходить известия о вторжении татаро - монгольского войска Субэдэя и Джэбэ в половецкие степи:

"Того же лета (1223) явились языци (т. е. иностранцы-язычники), их же никто добре ясно не весть, кто суть и отколе изошли, и какой язык их и которого они племени и какова вера их. И зовут их татары, а иные глаголют таумены (в другом месте таурмены), а другие называют их печенезами, а иные глаголют, яко они суть, о которых Мефодий Патарский епископ свидетельствует, что изошли из пустыни Етриевской меж востоком и севером... ... И мы слышали, что они многие страны попленили: Ясы, Обезы, Касоги и избили множество половец безбожных, а иных загнали, так что они измерли убиваемы гневом божиим и пречистой его матери, много бо зла сотворили ти окаяннии половцы Русской земле. Того ради всемилостивый бог, хотя погубити и наказати безбожных сынов Измайловых Куманов, послал татар отмстить кровь хрестьянскую, что и произошло над беззаконьными. Прошли бо те Таурмены всю страну Куманскую и пошли близь Руси там, где вал Половечьский. Услышавши это Русские князи Мстислав Киевьский и Мстислав Торопечскый и Черниговьский, и прочие князи, задумали идти на них, думая, что те идуть к ним."

Половцы просят помощи у русских князей и Киевский князь Мстислав начинает собирать войско для похода на татар. Северные богатыри тоже решают откликнуться на его призыв. Киевскому князю известие о том, что северные богатыри собираются примкнуть к нему видимо очень польстило. В летописях об этом даже прямо говорится:

"И приняли они решение служить одному великому князю в матери всех городов – Киеве. А был тогда в Киеве князем храбрый Мстислав, сын Романа Смоленского… Били челом все эти богатыри великому князю Мстиславу Романовичу, и князь великий очень гордился и хвалился ими"

Князь был настолько горд, что даже заявил:

"Пока я в Киеве – татарской сабле не махать по эту сторону Яика, Понтийского моря и Дуная!"

Как известно, самоуверенность, а также отсутствие единого управления войском, сыграло с русскими князьями злую шутку. В битве на реке Калке они были разбиты. О самой битве я подробно писал в статье про богатыря Алешу Поповича и тут подробно описывать ее не буду.

Русские богатыри выступили в поход, но к отходу рати князей из Киева опоздали и догоняли ее идя напрямик мало проезжими дорогами ей вдогонку. Войска русских князей двигались вдоль так называемого Залозного пути - известного караванного маршрута с востока на Киев, к предполагаемому месту лагеря татар и поэтому их маршрут был предсказуем.

Как известно, во время битвы на Калке, укрепленный лагерь Киевского князя Мстислава татаро-монголы взяли обманом, послав в качестве парламентера бродника Плоскиню, который на кресте поклялся, что простых воинов всех отпустят, а князей отпустят позже за выкуп. Похватав князя Мстислава и остальных князей кто был с ним, татары напали на вышедших из укрепления их ратников. Одновременно с этим, продолжалось преследование и уничтожение татаро-монголами отставших воинов князей Мстислава Удатного и Мстислава Черниговского.

Русские северные витязи подоспели как раз к этому моменту и неожиданно атаковали татаро-монгол увлекшихся избиением русичей, оставшихся в малом числе и без своих князей. Их удар был страшен. Ипатьевская летопись гласит:

"И хоть были богатыри в малом числе, но сила и ярость их были таковы, что сей небольшой отряд насквозь проходил через полки татарские, губя врагов во множестве, и затрепетали татары, и подались они вспять перед горстью храбрецов, усмотрев в них не живых людей, а неуязвимых демонов…".


Благодаря подоспевшим богатырям, большому числу русских дружинников удалось спастись, отступить к Днепру и переправиться через него. Прикрывая их отступление богатыри практически все погибли. Среди погибших был и Добрыня. Летопись так и говорит об этом:

"Убиша же на том бою: и Александра Поповичя, и слугу его Торопа, и Добрыню Рязаничя Златаго Пояса, и седмьдесят великих и храбрых богатырей..... С той поры перевелись богатыри на Руси"

Историки считают, что число семьдесят летописец придумал сам и что это чисто символическое число – аналогия с сакральными семьюдесятью апостолами. В реальности дружина богатырей должна была быть больше т.к. иначе она не могла бы хоть сколько то долго сдерживать татаро-монгольский натиск, но в то же время и не сильно велика и удар ее был гибельным для татаро-монгол в основном из-за хорошей военной выучки, опыта, сплоченности и хорошего вооружения. Поэтому и отряд богатырей "насквозь проходил через полки татарские, губя врагов во множестве".

Подвиг русских богатырей трудно переоценить. Они не только спасли много жизней, но и нанесли татаро-монголам ощутимый ущерб. После известного "пира на костях" татаро-монголы не только не попытались взять Киев, но и вообще ушли из пределов половецкой степи и были окончательно разбиты при попытке вторгнуться в Волжскую Булгарию. Из 40 000 татаро-монгольских воинов и примкнувших к ним воинов других народов вернулось к месту стоянки основного войска Чингисхана всего около 4000. Великий поход на Запад при жизни Чингисхана так и не состоялся. Его орда вернулась на родину (территорию нынешней Монголии) и Чингисхан вскоре скончался во время похода против мятежных тангутов. Татаро-монгльское нашествие отложилось аж на 15 лет и состоялось лишь при его внуке - хане Бату (Батый).

Местом битвы историки считают область севернее на 15 км от Мариуполя в Донецкой области. По местным легендам на месте захоронения каждого погибшего богатыря лежит большой камень. Камни якобы и сейчас можно обнаружить. На одной из фото той местности, которую мне удалось найти, действительно присутствует большая россыпь камней


В отличие от остальных богатырей, местом захоронения самого Добрыни считается курган, который находится в Рязанской области у поселка Прибрежный. В 20-е годы прошлого века это место было исследовано археологами, в кургане нашли воинскую кольчугу, шлем, меч и пояс с золотыми накладками.

Сейчас там установлен памятный знак



Илья Duke:
https://zen.yandex.ru/id/602111159966a838711acd02
Tags: Славяне Предки Русь
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments