lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Categories:

О важности одного дня недели: так для кого суббота?


Сразу в карьер пойдём. Распутывать накопившиеся за несколько тысяч лет богословские хитрости. Четвертая заповедь «Декалога» и сообщение Книги Бытия (о сотворении всего сущего) очень, почти дословно, выделяют важность одного дня недели. Который Бог для собственных целей выделил.По трудам Своим, что важно:

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». (Книга Бытия)

В заповедях, врученным под роспись Моисею, Творец строго сообщает своему «богоизбранному народу»: следует всегда помнить, кто является тут Главным и особо относиться к субботе. Любопытный, не только с точки зрения богословия факт. Существовал строгий «цикл седмиц», известный Ближнему Востоку с незапамятных времен. Потом ставший частью сакральных верований. Ещё задолго до завета (договора) с евреями на горе Синай:

«Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других». (Книга бытия)

Сбились со счета?

Постоянно вспыхивают споры, порядком даже оскомину набили: почему суббота в Библии называется — «седьмым днем». Хотя нам привычно считать под этим номером — «воскресенье». Это неверно исторически, если честно. На самом деле «воскресенье» ранее было первым днем недели. Оставив в покое прочие исторические источники, достаточно обратиться к Библии:

«Воскреснув рано в первый день недели (а это было наше «воскресенье»), Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов». (Марк, Иоанн, «Деяния апостолов» и 1-е Послание Коринфянам)


Сегодня этот факт не оспаривается. Даже отбитые клерикалы лишь тихо шипят, но помалкивают. Историки и современные богословы многозначительно и криво ухмыляются при этом. Краснея за махровый антисемитизм предков. В США, Канаде, Израиле и некоторых других государствах — суббота является седьмым днём недели, воскресенье — первым. Но наша земля Русская потому стоит крепко, что науке неподвластна. Верой непоколебимой. Хотя есть смешные «подсказки»: пора кое-что поменять в традициях нерушимых.

Вопрос: где должны находиться первый и последний дни недели, чтобы «среда» встала, как ей полагается по своему названию? То есть, «по середине»? Только в том случае, если «воскресенье» будет первым днем, а суббота — седьмым.

Можно углубиться в века дохристианские. У славян первый день недели (сейчас который воскресенье) … так и назывался. Неделей. Сохранился в малорусском наречии, перешел в украинский. Таким же остался в польском, белорусском, чешском языках. Поэтому, «по-недельником» был назван первый день после «недели». Вторником — второй (ураинизаторы переименовали в смешное «другий»), четвергом — четвертый, пятницей — пятый. Даже в немецком языке «среда» — это «Mittwoch», производное от «Mittе» (середина).

Точно так же считает лингвистика финского и исландского языков. На греческом: «понедельник» всё еще переводится словом «второй», вторник — «третьим», среда — «четвертым», а четверг — «пятым» днем. Древние северные евразийцы были хорошо знакомы с истинным недельным циклом. Само собой, то ведали и архичные евреи. Еще до получения Скрижалей Декалога.

После срочной эвакуации из «египетского рабства», но ещё перед получением «Синайских заповедей», Бог повелел народу: шесть дней собирать манну, в субботу не выходить на поле. Потому что там всё равно ничего не будет полезного и съедобного. Не все послушались жадобы:

«Некоторые из народа вышли в седьмой день собирать — и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня». (Книга Исхода)


«Л»… логика. Из текста понятно: «заповедь о субботе» (как впрочем и все остальные) была известна евреям ещё до Синая. Поэтому, получен соответствующий упрёк в уклонении. Особо свыше подчеркивается: «Помни день субботний», что любые вопросы лукавые снимает. Будь это диковина какая новая, Творец употребил бы слова: «знай», «запомни», «да пойми же, наконец, бестолочь грешная» и т.д. Скорее всего, уже Праотец всех евреев Авраам был осведомлён и соблюдал законодательство вышнее:

«Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:5). Безусловно, наставления, полученные от Господа, богопочитающие потомки Авраама старались передавать друг другу из поколения в поколение». (1-ая Книга Паралипоменон)

Так кому суббота?

Ступаем на скользкую тропку антисемитизма многовекового. Начинаем копать простой вопрос: только ли евреям была дана суббота в рамках Завета, заключённого на горе Синай? Листаем Первоисточник в самое начало (можно и статью, к первой цитате). Оказывается, свыше благословлено и освящено понятие «седьмой день». Как законный выходной после таких неимоверных трудов Творения всего и вся. Не в момент общения с Моисеем это произошло, на минуточку.

Суббота была освящена и благословлена Богом … до выделения евреев в богоизбранный народ. Теперь читаем Заповеди. Под номером четыре там ясно и понятно прописаны условия для тех, кто это должен соблюдать:

«ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих». (Исход)

Упомянуты: «пришельцы», «рабы» … Даже скотинка бессловесная. То есть, установка дана не только евреям. Национальную окраску заповеди смело несём на помойку, недобро смотрим в сторону тех, кто так толкует предписание Божие. Далее Священное Писание прямо уточняет для нацистов: «праздная суббота» (в числе других заповедей) распространялась на всех, кто присоединится к этому «богоизбранному народу»:

«Сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы». (Исход)


Пора немного упорядочить информацию. Итак, согласно Библии:


  • суббота появляется, как особый день — от сотворения Земли и всего сущего;

  • суббота установлена Богом, как памятник себе любимому и Творению;

  • суббота входила в дозаветные времена в Божий закон, его знали и соблюдали избранные и верующие люди;

  • суббота дана не только евреям, а всем верующим в Бога.


Иисус о субботе

Пора перейти к текстам Нового Завета. Там слово «суббота» просто перегружает текст, упоминается 56 раз. В эпизодах служения Иисуса (только в четырех Евангелиях, апокрифы не беру) — ровно дюжина мест насчитана, где Христос обращает внимание на «субботний день» своё внимание. Более частые упоминания относятся только к «учению о любви». Это ТОП-1 проповедей. «Суббота» — на почётном втором месте.

Примеры просты, всем знакомы. Ненавидевшие Иисуса фарисеи и книжники постоянно пытались «поймать» его на неисполнении собственных религиозных устоев. Особое раздражение и гнев вызывало утверждение проповедника: Он-де Сын Божий. Но нарушает, по их мнению, «заповедь о субботе». Соблюдает её как-то неправильно, не по уставу:

«Искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога». (Иоанн)

Что же отказывался выполнять Иисус, очень интересно. Как оказалось — «требования преданий старцев». В том числе относительно субботы. Но был чётко соблюден изначальный Божий закон, изложенный в Писании. Иисус постоянно критиковал религиозные традиции, добавленные духовными лидерами того времени, — сверх заповеданного. А теперь опять «Л» (логика).

Будь у Бога-Сына предписание вообще отменить субботу (или предсказать её скорую отмену) — что остановило бы? Иисус даже не намекал на её ненужность. А чётко поправлял «придумщиков». Нагрузивших этот день запретами, о которых наверху не слышали. Просто учил правильному соблюдению седьмого дня:

«Спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро». (Матфей)

«И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая». (Марк и Лука)



Хитрые!

Теперь о «предписаниях старцев», на которые опирались фарисеи и книжники в вопросе «о седьмом дне покоя». Во времена Иисуса (как и сейчас) у евреев имелся огромный перечень дел, которые запрещено делать в субботу. Во исполнение четвертой заповеди Декалога. При этом удивляет не сам запрет трудиться в субботу. А смешная абсурдность налагаемых ограничений. И конечно же… куда без тысячелетней еврейской смекалки, способности обходить установленные субботние запреты.

Точно не установлено, какие именно «субботние законы» (с путями их обхода) были популярны в Иудее первого века нашего времени. Зато можно проанализировать правила соблюдения субботы (шаббата) современными евреями. Большинство правил имеют «ветхозаветное происхождение», но не обольщайтесь. Практически невозможно установить точные датировки их появления в обиходе. Как запретов, так исключений.

По общим правилам Галахи (часть Талмуда о законах), якобы «мудрого» толкования Писания, евреям запрещено в субботу: сажать, молотить, веять, месить, печь, красить, закалывать и свежевать, засаливать, убирать останки, нарезать, писать, строить, зажигать, тушить, переносить предметы и т.д. …

С древних времен нельзя писать в субботу хотя бы две буквы, образующие слово. Однако, не считается нарушением запрета, если еврей написал буквы … фруктовым соком, глиной, пылью. Объяснение? Ну как, это-таки не вечность. Надпись скоро пропадет… А чтобы подстраховаться — любой пишущий инструмент (перо) нужно зажать во рту. Или пальцами ног, локтем….


Нельзя в субботу выносить вещи из частного владения на улицу? Три раза «ха»! Читаем современные «установления»:


  • «если бедный человек протянул руку вовнутрь, а в ней была корзина, а хозяин взял корзину из руки человека, или — бедняк протянул руку, а хозяин вложил объект в руку бедняка, то тогда — оба они не нарушили законы шаббата;

  • если хозяин протянул руку, а бедняк взял из нее что-то, допустим, кусок хлеба, или вложил в руку хозяина корзину, оба они не нарушили законы шаббата».


Каково? Гениально, как по мне. Главное договориться заранее, что пришёл именно «бедный человек». Далее. В субботу на улице запрещено переносить любой предмет, даже в карманах. Но изобретательный народ улыбается на это. Просто опутывая населённый пункт веревками (часто уже давно натянутыми), чтобы создать некий замкнутый контур. Предварительно решив промеж себя и громогласно (чтобы Бог слышал) объявив: это «частная общественная территория» (эрув). Такие эрувы существуют во многих городах, всегда появлялись в национальных кварталах евреев. Повсеместно и во все времена, удивляя остальные народы.

Каждый день целостность «контуров» проверяют специальные люди. Если же эрува нет, то на выручку приходит смекалка. Ключ от квартиры превращается… в элемент брючного ремня. Предмету придается другая функциональность: мол, это не ключ. Еврей, страдающий дальнозоркостью, в субботу очки на улице обязан носить на кончике носа. Это такой предмет гардероба, ага. Если же не видит очень для себя важного, то со вздохом согрешившего — применяет предмет по назначению. С обещанием отмолить проступок и рассыпаясь в извинениях окружающим.


Нельзя пользоваться по четвертой заповеди трудом слуг по субботам? Не смешите тапочки дяди Фимы: людям других национальностей ничего подобного не запрещено. Стоит только договориться заранее, это разрешается. В холодные дни добрые люди всегда зайдут к замерзающему соседу и разожгут камин или печь. Очень популярны приглашения в гости именно в такие дни.

Пришёл гость, зажёг свет, из холодильника накидал что-то по своему разумению… бинго! Еврей имеет пользоваться этим. Главное — самому в этот день ничего не просить гостя делать. Сутками раньше оговорить — не запрещено. Мой дружок этим часто пользовался, громко восхищаясь моей «наглостью и сообразительностью» в ведении его хозяйства субботним днем.

Запрещено в субботу греметь погремушкой, чтобы успокоить ребенка? Ну что за благоглупости! Зато разрешено петь в честь Торы, танцевать, хлопать в ладоши! Чадо в полном восторге!

В субботу запрещается тушить даже пожар. Если нет полной уверенности, что кто-то пострадает. Для спасения имущества это делать категорически не рекомендуется. Зато разрешено выносить из огня минимум еды и ритуальной посуды для субботних трапез. Одежду, что на теле в момент бедствия присутствует. Натягивай на себя сколько влезет, выскакивая, скидывай… и опять на штурм гардероба — это можно.

Есть более опасный путь, если пламя совсем из-под контроля вышло. Хозяину дома разрешается объявить свое имущество бесхозным, крикнуть зевакам: «Берите каждый для себя!». Все действительно могут взять, что успеют спасти от пожара. Однако… после окончания субботы погорелец попросит вернуть ранее принадлежавшее ему. Тут неписаные правила тоже на его стороне. Соседи обязаны быть сострадательными к горю. Очень-очень рекомендуется возвратить часть вещей погорельцу.


А теперь вопрос:

представляете, в какое неистовство титанов должен был впасть Иисус, такое шельмование наблюдая? Нет… он деликатно повёл себя. Скорбел о господстве в народе — ложных религиозных представлений. Сокрушался о порабощении иудеев многочисленными глупыми субботними запретами. Очень легко отделались фарисеи и книжники, их прихлебатели. Уж Папа-Бог устроил бы жуть с расчленёнкой, апофеоз геноцида. Но Сын был кроток.

В Евангелиях описаны всего два случая, когда Христос впал в негодование. Бичом из веревок разогнал менял и торговцев из Храма. Это вообще за гранью преступления было, зная Ветхий Завет. Эти бизнесмены устроили свой гешефт в тот момент, когда проходили спасительные для тысяч людей служения заместительных жертвоприношений. Гнев (единственный раз за Новый Завет) овладел Мессией. В день, данный людям для отдыха, радости и хваления Бога-Отца… эти мародеры превратили в день рабства, уныния и абсурда. Поэтому про субботу и сказал:

«Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?». (Лука)

«Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?». (Лука)

«Можно в субботы делать добро». (Матфей)



Смыслы

Бог учредил «субботу», чтобы верующие имели свободный день (среди тяжких трудов) для исключительно созерцательных упражнений. Думали о Творце, вспоминали и общались с Ним: «День седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исход). Замысел не в том, чтобы формально соблюдать множество запретов (которые Он не давал списком). Какие эмоции вызывать они способны? Раздражение своей абсурдностью, разве что. Иисус это доступно вроде растолковал, когда фарисеи обвинили апостолов в срывании колосьев в субботу.

Вспоминаем. Шагая от деревни к деревне с проповедью, ученики проголодались. Скромно решили подкрепиться зернами. На гневный упрёк фарисеев Христос напомнил им ветхозаветную притчу о Давиде. Когда тот бежал от Саула, в крайнем голоде просил у священника «хлебов предложения из святилища». А ведь их имели право вкушать только сыны Аарона.

Бог этот поступок Давида не осудил, потому что знал: несчастный был движим не праздным любопытством или гордыней. А сильным голодом. Но схожая ситуация плачевно закончилась для царя Озии. Тот заработал свыше проказу, когда обуянный гордыней, решил воскурить в храме фимиам. Взяв на себя обязанности и права Первосвященника. А закончил Иисус эту историю выводом:

«Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных». (Матфей)


Вот так. Христос принёс детальные разъяснения погрязшим в «мудрости старцев» иудеям: Бог хочет от них любви, а не бессмысленных ритуальных «самоистязаний» и формальных жертвоприношений. Заповедь о субботе назначена для пользы человека, его саморазвития в Боге. Это общение, отдых и покой в радости от созерцания Божьего творения, перерыв в житейской суете.

«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы». (Марк)

Уж тут-то что непонятного, гениальная же фраза. Как участник создания всего сущего, Христос имел право говорить о субботе. Правильном её понимании. Как власть имеющий (а не книжники и фарисеи), учил правильному соблюдению этого дня. Специально пояснив: Он (в статусе Сына-Бога) её учредил:

«И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы». (Лука)

Проверка

тоже будет простой. Иисус соблюдал субботу. Фарисеи не смогли сказать: Мессия в этот день трудился. Все претензии сводились к чудесам субботних исцелений. Которые были запрещены только «преданиями старцев»:

«Начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний». (Лука, Марк, Матфей, Иоанн)

Очень умно такое заявить Богу, ага. Великого ума начальник. Ученики Иисуса при жизни Учителя свято соблюдали субботу. Даже в драматический эпизод погребения Христа. Мария Магдалина и Мария, не успев закончить установленную процедуру до субботы, остановились. Пребывали в покое на «седьмой день», строго по заповеди. Чтобы в первый день недели продолжить:

«Некто, именем Иосиф … человек добрый и правдивый пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале …

День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди». (Лука)

«По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца». (Марк и Матфей)



После эпизода с Вознесением апостолы продолжили соблюдать субботу. Выбрав её не случайно, потому что в этот день Учитель особенно много уделял внимания Слову:

«В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами». (Деяния Апостолов)

«Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний». (Деяния Апостолов)

«Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов». (Деяния Апостолов)


Ну и вопрос ехидный, как водится. Зачем с таким (почти фанатичным) упорством Иисус сам относился к святости «субботнего дня»? Наставил апостолов все эти факты отразить в Евангелие? Как так оказалось, что очень скоренько… якобы с «Его разрешения» эта практика оказалась отменена? В какой день храмы и церквы посещаете, припоминайте… В первый день недели, которое хитро назначили «главным днём общения с Господом»?

Продолжение обязательно будет...


ПоСкребушки:

На Руси дня недели под названием "суббота" вообще не существовало. Он появился позже, после известных всем истоических событий.


Реконструкция древнерусского календаря VIII—X веков


Исторические напёрстки:
https://zen.yandex.ru/id/5ef8896c0d13dd78e21972de
Tags: Религия, Фальсификации манипуляции и обман
Subscribe

Posts from This Journal “Религия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments