15 июля 1410 года произошла битва, серьёзнейшим образом повлиявшая на пути исторического развития Восточной Европы. В исход сражения между войсками Тевтонского ордена и польско-литовской армии русские внесли решающий вклад.
Откуда пошёл «Жальгирис»
Сражение между деревнями Грюнвальд, Танненберг и Людвигсдорф имеет несколько названий. В германских источниках оно известно как Танненбергская битва, в белорусских летописях его именуют Дубровенским, но в большинстве источников сражение названо Грюнвальдской битвой. Литовцы, переведя с немецкого слово «Грюнвальд», означающее «зелёный лес», получили «Жальгирис». Так что название популярного в Литве и известного во всём мире баскетбольного клуба связано с битвой 1410 года.
О битве, в которой друг против друга сошлись войска Тевтонского ордена и польско-литовская армия, в России знают меньше, чем о Куликовском сражении, стоянии на Угре или о Бородинской битве. Оно и понятно — ведь в этом сражении государство Российское представлено не было.
Несмотря на это, русские не просто участвовали в битве, но и внесли в её исход решающий вклад.
Выбор Ягайло
К началу XV века будущее русских земель находилось в тумане. Процесс объединения вокруг Московского княжества вовсе не казался на тот момент делом, решённым окончательно и бесповоротно. На роль собирателя русских земель вполне могло претендовать могучее Великое княжество Литовское, владевшее большими территориями современных Украины, Белоруссии и России. Тогда, правда, речь о разделении одного народа на три не шла — все эти земли называли русскими, как и их жителей.
Властители Великого княжества Литовского колебались в решении по вопросу о виде христианской веры, которому предстояло стать главенствующим в государстве и прийти на смену язычеству.
В 1386 году великий князь литовский Ягайло, его двоюродный брат и главный соперник Витовт, а также литовская знать сделали выбор в пользу католичества.
Этот выбор серьёзно повлиял на дальнейшую историю Литвы. Давление католиков и ущемление прав православных в итоге привели к тому, что русские земли, входившие в состав государства, стали ориентироваться на набирающую силы Москву.
Великие комбинаторы
Но тогда выбор Ягайло казался весьма прагматичным. Ведь на основании заключённой летом 1385 года Кревской унии между Польшей и Великим княжеством Литовским после принятия католичества он получал возможность жениться на польской королеве Ядвиге и стать владыкой Польши и Литвы.
Но польско-литовское объединение было довольно неустойчивым, тем более, что в Великом княжестве Литовском Витовт, ставший соперником Ягайло, объединил вокруг себя оппозицию. В итоге Ягайло пошёл на уступки, сделал Витовта своим наместником в Великом княжестве Литовском с широкими полномочиями. На основании Вилемско-Радомской унии Витовт получил титул Великого князя Литовского, при этом подтверждая верховную власть Ягайло над собой.
Все эти политические союзы и комбинации были вызваны прежде всего угрозой, нависшей и над Польшей, и над Литвой.
Орден, ставший государством
В начале XIII века образованный в 1190 году в Палестине Тевтонский орден крестоносцев обосновался в Европе. Влияние ордена стремительно росло. Рыцарей ордена различные европейские державы приглашали для «борьбы с язычниками».
В 1217 году Папой Римским Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада I Мазовецкого. В награду за это польский король обещал ордену владение городами Кульм и Добрынь, а также сохранение за ними захваченных территорий.
В последующие несколько десятилетий рыцари Тевтонского ордена покорили и обратили в христианство большинство пруссов. В процессе этих завоеваний в 1224 году было образовано государство Тевтонского ордена, стремительно расширявшее своё влияние и территорию.
Прусскими землями дело не ограничилось. Орден попытался подчинить северо-западные русские территории, но это закончилось поражением от Александра Невского на Чудском озере в 1242 году.
Тогда Тевтонский орден, в который влились ещё несколько более мелких духовно-рыцарских орденов, обратил своё внимание на Великое княжество Литовское.
Жемайтийский вопрос
Повод для атаки у крестоносцев был веский — княжество оставалось языческим, представители ордена заявляли о намерении обратить его в истинную веру. Тем не менее, в данном случае речь скорее шла о стремлении к новым территориальным приобретениям.
Особенно ожесточённый конфликт шёл за контроль над Жемайтией — территорией, отделявшей государство Тевтонского ордена от его владений в Ливонии.
Противостояние, длившиеся многие десятилетия, к середине 1380-х годов завершилось переходом большей части Жемайтии под власть Тевтонского ордена.
Территориальные претензии ордена заставили Ягайло искать выход. Уния с Польшей и принятие христианства литовской элитой, казалось бы, лишали крестоносцев главного аргумента в пользу продолжения войны.
Но и Тевтонский орден был не лыком шит. Великий магистр ордена Конрад Цёлльнер фон Ротенштайн объявил, что сомневается в искренности перехода Ягайло в христианство.
Борьба продолжалась. Одновременно Тевтонский орден имел территориальные претензии к Польше.
В 1409 году в Жемайтии вспыхнуло восстание против Тевтонского ордена. Великое княжество Литовское поддержало повстанцев. Угроза рыцарей ответить вторжением в Литву была парирована обещанием Польши вторгнуться на земли ордена. Началась война, которая, впрочем, не носила ожесточённого характера и осенью 1409 года была прервана перемирием. Обе стороны конфликта собирали союзников, готовясь к решающей битве.
Сбор в Гродно
Ягайло и Витовт разработали военный план, который предполагал двинуть объединённую армию на столицу Тевтонского ордена город Мариенбург. Крестоносцы придерживались оборонительного плана, надеясь предугадать действия противника.
В конце мая 1410 года в Гродно начался общий сбор польско-литовского войска. Войско насчитывало 91 «хоругвь» (полк), из которых 51 были польскими, а 40 литовскими.
При этом 7 польских и 36 литовских полков представляли русские области — в современном понимании, территории России, Украины и Белоруссии.
Точных данных о численном составе войск нет. Оценка численности польско-литовского войска варьируется от 16 до 39 тысяч человек, Тевтонского ордена — от 11 до 27 тысяч человек. При этом войска Ордена считались более боеспособными.
Рыцарская провокация
Встреча двух армий произошла на рассвете 15 июля 1410 года. С трёх сторон место предстоящей битвы было окружено лесами. Крестоносцы прибыли первыми и успели до подхода противника укрепить свою позицию, а также расставить многочисленные ловушки.
Крестоносцы рассчитывали спровоцировать противника на атаку, полагая свою оборонительную позицию более выгодной, с учётом преимущества поляков и литовцев в численности.
Ради этого к Ягайло и Витовту были посланы герольды с двумя обнажёнными мечами — от верховного магистра Юнгингена королю Владиславу (такое имя носил Ягайло после крещения) и от грандмаршала Валленрода великому князю Витовту. На словах был также передан вызов на битву. Мечи в рамках традиций того времени означали оскорбление Ягайло и Витовта, что должно было вызвать их ярость и побудить к активным действиям.
Честь Смоленска
Витовт действительно принял решение атаковать, не дождавшись приказа Ягайло. Литовская тяжёлая кавалерия вместе с союзной татарской конницей напала на хоругви великого маршала Фридриха фон Валленрода. После часового боя крестоносцы перешли в контратаку.
Литовцы стали отступать. До сих пор среди историков нет единого мнения, был ли это тактический маневр или незапланированный отход. Как бы то ни было, крестоносцы поверили, что враг сломлен. Всё, однако, только начиналось.
Часть литовского войска, которую составляли смоленские полки под командованием князя Лугвения Ольгердовича, заняла оборону у стана Витовта, неподалёку от правого фланга польского войска. Смоленским полкам был отдан приказ — во что бы то ни стало удержать позиции и не допустить удара во фланг и в тыл союзникам-полякам.
Бой был кровопролитным, смоленские полки несли тяжелейшие потери, но не отступали. Это, по мнению историков, стало ключевым моментом битвы.
Разгром
В это время разразилось ожесточённое сражение между крестоносцами и поляками, которое шло с переменным успехом. Этот эпизод битвы растянулся на пять часов и шёл на полное истощение сил. Рукопашная схватка дошла до места, где находился Ягайло. Один из крестоносцев бросился на короля, но Ягайло спас его секретарь Збигнев Олесницкий.
В последней стадии сражения сказалось то, что у польско-литовского войска было преимущество в живой силе — свой последний резерв Ягайло вбросил в бой позже, чем крестоносцы.
Польская и литовская конница обошла крестоносцев с левого фланга, в результате чего основные силы Ордена были окружены. Началось избиение тевтонцев.
Спастись удалось лишь небольшой части рыцарей. Больше 200 рыцарей, включая всё высшее руководство Ордена, были убиты. Всего же со стороны тевтонцев были убиты около 8000 человек, примерно 14 000 попали в плен.
Польско-литовское войско потеряло около 5000 человек убитыми и около 8000 ранеными. Ягайло и Витовт дошли до Мариенбурга, но взять хорошо защищённый город им не удалось.
Внимание, Польша!
Принципиально это, однако, ничего не меняло. Тевтонский орден лишился своей военной мощи, что привело к его закату. Кроме того, орден был вынужден потратить огромные средства на выкуп рыцарей, оказавшихся в плену. Поскольку деньги эти собирались в результате введения новых налогов на подконтрольных ордену землях, очень скоро там стало зреть недовольство. Ряд городов, ранее опиравшихся на защиту Ордена, отказался от союзнических отношений, число желающих вступить в него катастрофически сократилось.
1 февраля 1411 года был заключён Торуньский мир, по условиям которого Великое княжество Литовское получало Жемайтию, а Польша — Добжиньскую землю. Кроме того, Тевтонский орден был обязан выплатить контрибуцию.
Несмотря на то, что Тевтонский орден формально просуществовал ещё больше ста лет, это был период его угасания. Теперь уже не орден диктовал условия другим государствам, а они навязывали ему невыгодные соглашения и отнимали у него территории.
В Восточной Европе доминирующей силой стал польско-литовский союз, спустя полтора столетия преобразовавшийся в Речь Посполитую.
Но выбор, сделанный Ягайло, сыграет свою роль — героические русские полки, стоявшие насмерть при Грюнвальде, впоследствии будут драться уже против Речи Посполитой на стороне православного русского царя.
Однако это уже совсем другая история.