lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Category:

Первый российский трамвай — переделанный вагон конки двигаемый электрической силою


3 сентября (22 августа по старому стилю) 1880 года на углу Дегтярного переулка и Болотной улицы в Санкт-Петербурге происходило нечто необыкновенное. По рельсам двигалось нечто, похожее на вагон конки – но без лошадей. Так русский инженер Федор Пироцкий продемонстрировал первый в России электрический трамвай.

Результаты этих экспериментов были опубликованы в «Российском инженерном журнале», журнале «Электричество», «Журнале Русского физико-химического общества». Газета «Новое время» сообщила своим читателям:

«..... в 1880 году 22 августа в 12 часов дня в Санкт-Петербурге на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущий по рельсам, по которым катятся колеса вагона...»

В пятом номере журнала «Электричество» за 1880 год сообщалось:

«22 августа в 12 часов дня в С.-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона».

Экспериментальным стал переделанный вагон конки. Пироцкий сумел его заставить двигаться со скоростью 36 километров в час — и это при том, что в вагоне находились 40 пассажиров. Весь сентябрь Пироцкий катал петербуржцев на трамвае, несмотря на прямые протесты владельцев конок. А вот на дальнейшее развитие своего детища денег у Пироцкого не хватило, инвесторов в России не нашлось. Зато его идеи были подхвачены за рубежом достаточно мощными фирмами и состоятельными предпринимателями. Именно на проект Пироцкого ориентировался инженер Карл Сименс, который изучал чертежи изобретателя и встречался с ним, а в 1881 году начался выпуск трамваев Сименса, очень похожих на трамвай Пироцкого.


Впрочем, сам Пироцкий успел сделать важное дело для развития электричества в России. В 1881 году он проложил подземную линию, по которой передал электроэнергию от пушечной мастерской до Технической артиллерийской школы. Успех этого проекта подтолкнул власти Санкт-Петербурга к строительству центральной электростанции.

Первый в Российской империи электрический трамвай был запущен лишь спустя 12 лет после эксперимента в Дегтярном переулке – в Киеве, где городской рельеф осложнял применение гужевого транспорта.

В Петербурге же началу эксплуатации электрического трамвая предшествовали длительные судебные тяжбы с монополистами, которые закончились тем, что город, в конце концов, выкупил права у владельцев конно-железных дорог. Это позволило открыть в столице трамвайное движение 29 сентября 1907 года – эта дата считается днём рождения петербургского трамвая.

Сначала столичные жители настороженно относились к электрической машине, но совсем скоро этот вид транспорта стал в городе основным. Трамваи начала XX столетия кардинально отличались от современных: например, кондуктор и водитель довольно редко заходили в трамвай и ехали снаружи, а салон был поделен на классы, как поезд.

От конки до трамвая

В начале 1900-х годов главным транспортным средством в России была конка. Она представляла собой вагон, который тащила по рельсам пара лошадей. И, хотя в некоторых городах уже появлялись первые трамваи, в столице их не было: этому активно препятствовали владельцы коночных парков. Тем не менее, идея создания вагонов на электрической тяге в Петербурге развивалась, и 29 сентября 1907 года в городе состоялось торжественное открытие трамвайного движения. В тот день знаменитый инженер Генрих Графтио, который был одним из авторов проекта нового общественного транспорта, лично провел первый трамвай по центру Петербурга: от Адмиралтейства через Благовещенский мост до Большого проспекта Васильевского острова.


Поначалу новые вагоны вызвали недоверие у петербуржцев, однако потом все увидели, что трамвай – надежный и безопасный транспорт. Кроме того, он был похож на привычную конку: только лошадей не было. Первое время трамваи так и называли – «электрическая конка».

Деление на классы и разноцветные билеты

Первые трамваи начинали курсировать по городу в 07.30 утра, а заканчивалось движение в 23.00. В 1907 году в Петербурге насчитывалось 190 новеньких трамвайных вагонов английской фирмы «Brush». В каждом таком вагоне разрешалось провозить не больше 34 человек одновременно.

До 1908 года вагон был поделен на две части – в каждой из них размещались пассажиры первого и второго классов соответственно. Сиденья в трамвае представляли собой скамейки, поставленные вдоль стен, но различие было в том, что в первом классе они были мягче и удобней. За комфортную поездку нужно было заплатить 6 копеек, место во втором классе стоило 4 копейки. Переплачивать половину стоимости никто не хотел, и первый класс в вагоне частенько пустовал, поэтому вскоре от такой практики отказались. Плата стала одинаковой для всех без исключения – 5 копеек за один тарифный участок.

Весь маршрут был поделен на зоны, за каждую из которых пассажиру приходилось платить. Обязанностью кондуктора было помнить границы всех участков и следить, чтобы пассажир не проехал лишнее расстояние «зайцем». Чтобы знать, кого и когда высаживать из трамвая, кондуктор имел при себе несколько катушек с билетами разного цвета: для каждой зоны – свои билеты.


Работа кондукторов была непростой: они не только собирали с пассажиров деньги и следили за нарушителями, но и отвечали за безопасность в трамвае. В вагон кондукторы заходили только на остановках, а во время движения находились на специальной открытой площадке позади вагона. Там они могли остановить хулиганов, желающих запрыгнуть в трамвай на полном ходу. Кроме того, кондукторы не пропускали в вагон людей в испачканной одежде и с домашними животными.

Место вагоновожатого также находилось на улице – на открытой площадке, которая была отделена от вагона с пассажирами. И если кондуктор хотя бы изредка заходил в вагон, то вагоновожатый не мог покинуть свой пост.

Трамвайное движение

Трамвайное движение в Петербурге быстро развивалось, и уже к 1908 году существовало 9 маршрутов общей протяженностью 58 километров. К 1917 году длина путей составляла 200 километров, и город стали называть трамвайной столицей России. Считается, что именно трамваи укрепили финансовое положение города: прибыль от перевозок помогла наконец-то ликвидировать дефицит петербургской казны.

В настоящее время в Петербурге действуют более 60 трамвайных маршрутов. И, хотя на первое место по перевозкам в городе давно вышел метрополитен, трамвай остается одним из любимых видов общественного транспорта петербуржцев.



Яна Хватова
Tags: Автомобили и Другая техника, История
Subscribe

Posts from This Journal “Автомобили и Другая техника” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments