lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Categories:

Путешествие «летучего голландца» через Московию в Персию и Индию, и обратно


Труд, украшенный более чем 320 резцовыми гравюрами, в высшей степени любопытными, представляющими наиболее замечательные виды этих стран, их главные города, различные одеяния народов, населяющих эти отдалённые страны, животных, птиц, рыб и необыкновенных растений, там находящихся. С древними памятниками этих стран и особенно находящихся в знаменитом дворце Персеполис, который персы называют Чиль-Миньяр. Все рисунки выполнены на месте с натуры. С дополнением описания дороги, проделанной г-ном Исбрантом, послом московитов, пересекшим Россию и Татарию, чтобы достичь Китая. Многие иллюстрации - раскладные. Один из наиболее известных памятников европейской Россики петровского времени. Первое французское издание! В повествование о России де Брюйн включил также описание путешествия чрезвычайного посла Их Царских Величеств Иоанна и Петра Алексеевичей Исбрант-Идеса из Москвы в Китай, совершенного в 1692 году. Он был, как и де Брюйн, голландцем и дневник его путешествия издан в Амстердаме в 1704 году.


Корнелис де Брюйн (де Бруин, нидерл. Cornelis de Bruijn 1652, Гаага — 1727, Утрехт) — голландский художник, путешественник и писатель. Он совершил два больших путешествия на Восток и опубликовал две книги, иллюстрированные собственными рисунками: «Reizen van Cornelis de Bruyn door de vermaardste Deelen van Klein Asia» (1698) и «Reizen over Moskovie, door Persie en Indie» (Путешествие через Московию в Персию и Индию) (1711). В первом путешествии он посетил Рим, Египет, Иерусалим, множество больших и малых городов в Оттоманской империи, сделал первые изображения и зарисовки Иерусалима и внутреннего вида египетских пирамид. Его книги имели сенсационный успех в Европе и были переведены на несколько языков. Во время второго путешествия он посетил Россию, её северную часть, Москву, Астрахань и далее Персию, где сделал зарисовки с натуры городов, древних развалин, надписей, людей, животных, растений. Продолжив свой путь через Индийский океан, он достиг острова Ява, а потом вернулся через Персию и Россию в Голландию. Голландец Корнелиус де Брюйн с детских лет питал страсть к рисованию и путешествиям. Посвятив юношеские годы изучению живописи в Гааге и Риме, он посетил Грецию, Египет, Сирию и Палестину, после чего в 1698 году издал в Амстердаме описание своих приключений, проиллюстрировав его собственными рисунками. Ободрённый результатами первой поездки, он задумал отправиться в ещё более отдалённые края.


Сам он рассказал об этом так: «По моём возвращении в Гаагу я вдохновился мыслью ещё раз посетить чужие страны, изучить там народы и их нравы. Я решил побывать в Вест-Индии, проделав этот путь через Московию и Персию. Этот план не понравился моим родным и друзьям, которые живо рисовали мне возможные трудности и невзгоды, но моя настойчивость, подкреплённая успехом первой поездки, помогла довольно-таки легко преодолеть их сопротивление. Будучи уже в более зрелом возрасте, имея за плечами немалый опыт, я рассчитывал лучше изучить предметы, на которые мало обращал внимания в юные годы. Преисполненный этими мыслями, я принялся ревностно изучать различные собрания редкостей. Я решил также, что в пути стану зарисовывать с натуры, на холсте или на бумаге различных зверей, птиц и рыб, продукты моря, цветы, растения, фрукты и т.д. Тем не менее, я считал всё это вспомогательными целями, главной же моей задачей оставались памятники истории тех стран, через которые я буду проезжать, а также населяющие их народы, исповедуемые ими религии, их нравы, образ жизни, политическое устройство, правление, одежда, то, как у них обставлены рождение, свадьбы и похороны. И всё это я должен был внимательно наблюдать, чтобы дать точный отчёт после окончания путешествия».




Преисполненный столь благими намерениями, де Брюйн 28 июля 1701 года покинул родимую Гаагу и на следующий день поднялся на борт корабля, чтобы пуститься навстречу очередному рискованному приключению. Через полтора месяца любознательный путешественник высадился в Архангельске. Познакомившись с городом и коренными жителями севера самоедами, он отправился на санях через города Вологда и Ярославль до Москвы. Это был единственный путь, которым добирались многочисленные ремесленники, строители, архитекторы, дипломаты Западной Европы до столицы, а 4 января 1702 года приехал в Москву, где уже на следующий день был представлен Петру I в доме голландского резидента в Немецкой слободе, воспользовавшись случаем и рекомендательными письмами Николааса Витсена, друга и наставника русского царя. Общение шло на голландском языке, который знал царь. Корнелис рассказывал о собственных путешествиях, о пребывании в Венеции, где не пришлось побывать Петру. Как художник, он выполнил по заказу царя портреты русских царевен, племянниц Петра I. Эти портреты были разосланы потенциальным женихам. Де Брюйн был первым иностранцем, который получил возможность зарисовать различные интересные здания в Москве и других регионах России.








Художник обращал внимание на одежду, наказания, праздники и свадьбы, питание, водку и вино, погодные условия и средства передвижения. Выполняя поставленную перед собой задачу, пытливый голландец постарался максимально подробно изучить и как можно более точно описать поразивший его город: «Многие писатели полагают, что некогда город Москва был вдвое больше того, как он есть теперь. Но я, напротив, дознался по самым точным исследованиям, что теперь Москва гораздо больше и обширнее того, чем была когда-нибудь прежде, и что в ней никогда не было такого множества каменных зданий, какое находится ныне и количество которых увеличивается почти ежедневно. В окружности Москва имеет добрых 3 часа ходьбы до Земляной стены или вала, начиная с Покровских ворот... На другой день я обошёл стену города, называемого Белым городом, и нашёл, что в окружности она имеет полтора часа ходьбы. Между каждыми двумя воротами города возвышаются в самой стене по две башни, а между некоторыми воротами и по три башни. Башни эти четырёхугольные, вовсе неприспособленные для установки на них пушек, и отстоят они одна от другой на 400 шагов, исключая одно место, которое вовсе не имеет башен; оно находится между двумя воротами, и его величество царь приказал развести здесь сад, чтобы нельзя было обойти стену, а должно было войти в город именно в этом месте, то есть с севера...

Центральную часть города составляет замок, или крепость, называемая Кремль. Там, посреди большой площади, окружённой различными зданиями, возносится башня, или колокольня. Иван Великий. С высоты этой Ивановской колокольни открывается самый лучший вид на город с множеством каменных церквей, которыми он наполнен. Церковные и колоколенные главы некоторых из них вызолочены, что производит чрезвычайное впечатление, когда лучи падают на эти главы и играют на них. Кроме церквей, в городе этом есть множество других красивых каменных зданий. Относительно зданий, ничто мне не показалось здесь так удивительным, как постройка домов, которые продаются на торгу совершенно готовые, так же как и покои и отдельные комнаты. Дома эти строятся из брёвен, или древесных стволов, сложенных и сплочённых вместе так, что их можно разобрать, перенести по частям куда угодно и потом опять сложить в очень короткое время. Продаются они в таком виде по 100 и по 200 рублей за сруб. По ту сторону земляного вала находятся, говорят, деревни, пригороды и монастыри, которыми город окружён и которые теснятся друг к другу, весьма густонаселённые. Есть такие деревни, которые примыкают даже к самому валу». Помимо планировки и архитектурного облика города, де Брюйн, как и предполагал заранее, описал праздники и обычаи московитов, их одежду и еду, особо отметив капусту, а также огурцы, которые, по словам голландца, здесь принято поедать, как в других странах едят яблоки или груши.

Суммировав свои наблюдения, путешественник пришёл к выводу: «Народ этот обладает замечательными способностями, кроме, может быть, того, что он любит подражать как в хорошем, так и в дурном». Жизнь Корнелиуса де Брюйна в Москве была весьма насыщенной - он участвовал практически во всех важных событиях, происходивших в городе: познакомился с царевной Натальей Алексеевной, царицей Прасковьей Фёдоровной (вдовой царя Ивана) и писал портреты трёх её дочерей: присутствовал на свадьбе Ф. Шанского в доме Ф.Я. Лефорта и на бракосочетании И.Ф. Головина с Н.Б. Шереметевой; обедал у Петра в Преображенском, наблюдал за «потешными» увеселениями царя. Пётр, готовясь к шведской кампании и зная, что Корнилий направляется в южные страны, пригласил его в Воронеж, чтобы показать новый флот, строившийся для защиты южных рубежей от турок. Корнилий сделал в Воронеже известный рисунок города — вид с Чижовской слободы. Вместе с Петром он посетил древнюю стоянку охотников на мамонтов в Костёнках. Обильные возлияния в компании Петра подорвали здоровье голландца, чтобы прийти в себя ему потребовалась целая неделя. Поездке в Воронеж посвящены две главы его «Путешествия». В конце апреля 1703 года де Брюйн выехал из Москвы и продолжил своё путешествие вниз по Москва-реке, Оке и Волге в город Астрахань. Благодаря короткой остановке де Брюйна в Нижнем Новгороде во время Пасхи, появилось описание праздника, города с его Кремлём, каменными церквями и оживленными кабаками. На юге страны он встретился с черкасами и татарами. Оставив границы Русского государства он прибыл в Персию. Там он сделал чертежи Исфахана и Персеполя, городов, когда-то разрушенных Александром Македонским, и где он пробыл в течение трёх месяцев. В 1705 году де Брюйн продолжил своё путешествие до Цейлона и Явы, а также посетил султана Бантама.






Через полгода де Брюйн стал возвращаться тем же маршрутом обратно. В Персии ему удалось заполучить копию книги Фирдоуси «Шахнаме» и сделать её доступной для Запада. Ровно через четыре года вернулся в Россию и ещё полгода - с ноября 1707 по март 1708 года - жил в Москве. По возвращении домой сей «летучий голландец» выпустил подробное описание своей поездки, проиллюстрировав его более чем тремя сотнями рисунков, сделанных с натуры.




Одно из центральных мест в этой поразительной галерее портретов, видов, карт и таблиц занимает огромная (1 м 90 см в длину) гравированная панорама Москвы, о создании которой художник рассказал следующее: «Вид города снят с высоты царского дворца, называемого Воробьёвским. Он расположен на высоте горы, против Девичьего монастыря, по другую сторону Москвы-реки, в трёх верстах от столицы. Сам царь выбрал это место как наиболее пригодное для этой цели. Несколько дней кряду я отправлялся туда и исполнял свой снимок водяными красками на бумаге из самых верхних окон. С этой высоты ясно видно всё, что только находится в городе и окрестностях его».




Хотя книга де Брюйна явилась далеко не первым описанием Московии и стран Востока, тем не менее, для европейцев она содержала немало открытий. Как говорилось в предисловии издателей, амстердамских типографов братьев Ветстейнов, читателю предлагалось описание малоизвестных земель, «в которых Невежество и Рабство сводят на нет многие преимущества, дарованные здесь самой Природой».




Первое издание книги на голландском языке увидело свет в 1711 году. Три года спустя появился немецкий перевод, а ещё через четыре года вышла французская версия. Всего же в XVIII веке сочинение Корнелиуса де Брюйна переиздавалось семь раз.


Путешествіе через Московію Корнилія де Бруина (1873). Перевод с французского П. П. Барсова, проверенный по голландскому подлиннику О. М. Бодянским:
https://books.google.ru/books?id=YMkGAAAAQAAJ&printsec=frontcover#v=onepage&q&f=false


RARUS'S GALLERY:
http://www.raruss.ru/travels/1456-cornellius-bruyn.html
Tags: Искусство Творчество Кино и Театр, История
Subscribe

Posts from This Journal “История” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment