Русь Великая

lsvsx


Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.


Previous Entry Share Next Entry
В память о балтийских вендах – славянах, их обычаях, характерах и мифологии.
Русь Великая
lsvsx

УТРЕННИЙ СОН

Старинная датская баллада о ясновидящей сиротке Вессе, её несчастливом детстве в замке тётки Рисели и спасительном браке с князем вендов – славян.

Рисели входит в покой,
Девушек будит твердой рукой.
А венды идут по дороге к замку.

Всех она ласковым будит словцом,
А Вессе будит жестким прутом.
А венды идут по дороге к замку.

«Будешь так предаваться снам,
За юного рыцаря не отдам».
А венды идут по дороге к замку.

«Я видела столько утренних снов,
Сколько у девушек пестрых обнов.
А венды идут по дороге к замку.


Маленькой уточкой я была,
В землю вендов я поплыла.
А венды идут по дороге к замку.

Крылья широкие стеля,
Покрыла я вересковые поля.
А венды идут по дороге к замку.

На корень липы села я,
Склонила ветви липа моя».
А венды идут по дороге к замку.


«Отдай мне, племянница, утренний сон,
Это тебе не будет в урон.
А венды идут по дороге к замку.

Я летом шитье не спускала с колен,
Я все отдам тебе взамен».
А венды идут по дороге к замку.

На этом прервался разговор,
Вендов король въехал на двор.
А венды идут по дороге к замку.

Вендов король въехал на двор,
На Рисели поглядел в упор.
А венды идут по дороге к замку.

«Что вам подать, мой господин,
С медом вино или мед один?»
А венды идут по дороге к замку.

«Ни мед, ни вино я сегодня не пью,
Зови племянницу твою».
А венды идут по дороге к замку.

«Весе моей всего пять лет,
Она у мачехи, здесь её нет».
А венды идут по дороге к замку.

«По мне хоть три года племяннице будь,
Ступай да её захватить не забудь».
А венды идут по дороге к замку.

«Девушки золотом шьют весь день,
А Весе спит, видно шить ей лень».
А венды идут по дороге к замку.

Она короля в покой провела,
Сама за племянницей пошла.
А венды идут по дороге к замку.

Стала за волосы Вессе таскать:
«Нечего в сраме счастья искать.
А венды идут по дороге к замку.

Живо со мной отправляйся в дом,
Предстанешь перед самим королем».
А венды идут по дороге к замку.

Весе вошла, и стало светло,
Будто солнце на небе взошло.
А венды идут по дороге к замку.

«Такую красавицу трудно найти».
Король попросил её руки.
А венды идут по дороге к замку.

«От слова я не привык отступать,
Сколько захочешь, ты будешь спать».
А венды идут по дороге к замку.

Они одели её в шелка
И подняли на гнедого конька.
А венды идут по дороге к замку.

Корона ей пришлась точь-в-точь,
Король и Весе уехали прочь.
А венды идут по дороге к замку.

(«Утренний сон девушки» в сокращении и частичной обработке , «Скандинавская баллада», Ленинград 1978, С.169 – 171).

В этой сказочной балладе всё выдумка и каждое слово – правда. Реалистично описаны характеры героинь: жёсткая, трудолюбивая датчанка, уверенная в том, что всё можно купить и её любящая поспать племянница, видимо наполовину славянка, так как у скандинавских народов и немцев славяне издавна ассоциировались с лентяями. Это связано с тем, что у славянских народов время сна не совпадало со скандинавским: у русских, например, вплоть до начала ХХ века в народной культуре было принято спать после обеда. Героиня имеет «говорящее» имя Вессе, в котором двойное «с» могло заменить славянский звук «щ» («Вещая»)». В сонной утренней дремоте её посещают многочисленные видения полные мифологических славянских символов: маленькая утка, покрывающая крыльями целые поля; липа – священное дерево западных славян, принимающая заморскую гостью – приплывшую уточку – на свои корни и склонив к ней ветви. Это всё иносказательно говорит о том, что «залётная птичка» станет своей, коренной, приживется под сенью родового древа. Характерен так же предложенный королю вендов выбор напитков: вино с мёдом или чистый мёд, что указывает на знакомство в датском замке со славянскими традиционными напитками. Совсем не удивительно послушание хозяйки датского замка вендскому королю: хотя баллада и не имеет конкретных исторических прототипов, однако имеются многочисленные исторические примеры заключения браков между знатью славян, скандинавов и немцев. Например, Эрик Померанский, король Норвегии, и Швеции в начале своего пути был Богуславом из Поморья, сыном Вартислава VII и Марии Мекленбургской. Низкий брачный возраст невесты, вероятно, оговорка, скорее всего речь о 15 годах.

Низкий поклон датскому народу за сохранение памяти о балтийских вендах – славянах, их обычаях, характерах и мифологии. (Из текста баллады исключен рефрен «- Длинна французская миля –», повторяемый после каждой первой строчки четверостиший).


  • 1
Венеды участвовали в этногенезе славян, но называть венедов славянами не корректно

Наиболее ранние известия о славянах под именем венедов, или венетов, принадлежат римским и греческим писателям - Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. Название венеды происходит от кельтского vindos, что означает "белый". К середине 6 в. венеды делились на две основные группы: склавины (склавы) и анты. Что касается более позднего самоназвания "славяне", то точный смысл его не известен. Есть предположения, что в термине "славяне" заключено противопоставление другому этническому термину - немцы, производимому от слова "немой", т. е. говорящий на непонятном языке. Славяне делились на три группы.

К восточным славянам относились поляне, древляне, северяне, дреговичи, радимичи, кривичи, полочане, вятичи, словене, бужане, волыняне, дулебы, уличи, тиверцы, хорваты.

Западные славяне - это поморяне, ободричи, вагры, полабы, смолинцы, глиняне, лютичи, велеты, ратари, древане, руяне, лужичане, чехи, словаки, кошубы, словинцы, мораване, поляки.

К южным славянам относились словенцы, хорваты, сербы, захлумляне, болгары.

Венеды это не славяне . Венеды участвовали в этногенезе славян как и кельты и прочие. Славяне это не самоназвание. не было не одного племени которое бы называло себя славяне.
"Не многие знают, что это слово пришло к нам из «Грамматики» Милентия Смотрицкого, напечатанной в 1592 году. А туда оно попало из папских хроник, где фигурировало как Sсlavonia или Sсlavia – так Святой Престол называл Северную Европу, на территории которой хозяйничали языческие народы, позднее образовавшие Германию.
Один из таких «германцев» по имени Гельмольд (между прочим, урожденный вагр), вошел в историю тем, что написал книгу, где были подведены итоги крестового похода против балтийских язычников. Дело было в 1156 году. Книга называлась «Chronica Slavorum» («Славянские хроники») и поэтому нам интересна — ее название свидетельствует, что книжное слово «Sclavinia» к этому времени упростилось до «Slavia». Во всяком случае, Гельмольд применил именно разговорный вариант, без звука «К». Получается, в первой половине XII века книжный латинизм превратился в топоним?

Благодаря активному распространению латинской письменности, слово «Slavia» стало самым ходовым обозначение покоренной прибалтийской цивилизации, перекочевав из папских булл в арабские манускрипты. В самой Европе оно было в ходу до XV века, дав много однокоренных слов, в том числе и понятие «славянин», т.е. «живущий в Славии» или «относящийся к Славонии»."

  • 1
?

Log in

No account? Create an account