lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Categories:

Москва — "порт пяти морей": почему в годы ВОВ на пачке "Беломора" появились Суэцкий и Кильский канал


Для начала, старый советский анекдот в тему.

Летит самолет. Один пилот спрашивает у другого:

– Слушай, а ты карту местности взял?

– Нет...

– Эх, ты... Опять придется по пачке "Беломора" лететь

Эту шутку поймут те, кто постарше и застал советские времена (а также некоторая часть современной молодежи, использующая "Беломор" чуть по-иному назначению).

Ну, а если вы не поняли, то пачка "Беломорканала" имела (и имеет) вот такой дизайн:


Как видим, на лицевой стороне изображена карта европейской части СССР, а также Урал, немного Сибири и Европы. Этот дизайн используется с момента появления "Беломора" еще в 1937 году, то есть в этом году легендарной сине-белой пачке исполняется 84 года. Настоящая классика!

Оформление папирос было придумано художником А. Таракановым. Исходя из логики названия, он отметил на карте главные каналы СССР:


  • Беломорско-Балтийский канал



  • Канал имени Москвы



  • Волго-Донской канал


Все эти каналы являются часть единой водной транспортной системы, которая связала Белое море с Каспийским и Азовским.

Благодаря этой системе Москву начали называть "портом пяти морей", потому что из столицы через Москва-реку можно было попасть в Волгу, а из Волги, благодаря указанным каналам, выйти в:


  • Балтийское море



  • Белое море



  • Каспийское море



  • Азовское море



  • Черное море


Добавление в список Черного моря, кстати, является весьма спорным моментом. Ведь в Черное можно попасть только через Азовское. А раз так, то в качестве московского порта можно было бы назвать еще и Баренцево море (в него можно через Белое), Северное море (через Балтийское), да и вообще любое другое море в мире.

Ну, это ладно. Число 5, видимо, просто звучит лучше, чем число 4.

Рассказать же хотелось не об этом, а о том, что в годы ВОВ дизайн пачки "Беломора" был несколько изменен (это было единственное его изменение в истории).

Во-первых, с пачки исчез красный шрифт, а во-вторых, карта была взята более общим планом, так, чтобы на ней уместились еще и


  • Суэцкий канал (Египет)



  • Кильский канал (Германия)



Все три канала, были отмечены чисто схематически, в виде двойных синих полосок без каких либо изгибов.

Для чего был сделан такой шаг?

Считается (но достоверных доказательств этому нет), что такая карта была использована в целях пропаганды.

Для понимания, вопроса, нужно просто посмотреть на характеристики этих трех каналов.

1. Кильский канал

Соединяет Белтийское и Северное море. Грубо говоря, позволяет обойти "аппендикс", на котором расположена Дания (Ютландский полуостров).


Канал был открыт в конце 19 века и для своего времени был достаточно прорывным проектом. Его протяженность – 98 километров

2. Суэцкий канал

Связывает не просто Красное море со Средиземным, а гораздо шире – Индийский океан с Атлантическим, или еще шире – Восток с Западом.


Грандиозность каналу придает, прежде всего, его географическое положение, а также протяженность – целых 160 километров (что почти в 2 раза больше, чем у германского проекта).

3. Беломорско-Балтийский канал

Соединяет Белое и Балтийское моря через Онежское и Ладожское озера.


В 40-е годы 20 века это был самый длинный канал в мире – целых 227 километров! То есть, он был длиннее Суэцкого канала в 1,5 раза, а Кильского – более чем в 2.

Кроме того, сильно различались и сроки строительства. Сравните:


  • Кильский канал строили 8 лет (грубо говоря, 1 километр строили за 1 месяц)



  • Суэцкий – 10 лет (1 километр за 22 дня)



  • Беломорканал – ЗА 1 ГОД И 9 МЕСЯЦЕВ


То есть советский канал возводился с абстрактной скоростью 1 километр за 2,5 дня!

Естественно, такая стройка являлась гордостью СССР и потому Беломорканал появился на пачке папирос в сравнении со своими иностранными "коллегами".

Альтернативная версия

Честно говоря, версия с пропагандой на папиросах мне не очень нравится. Потому как...

Ну, посудите. Вряд ли просто колхозник или шахтер, достающий в на перекуре пачку "Беломора" знает вот так навскидку, какова длина каналов в Гермнии и Египте, чем они уступают советскому каналу и т.д.

На мой взгляд, если бы цель была именно пропагандистская, то под названиями каналов писали бы еще и расстояния в километрах. Типа такого


И сразу понятно всем, от мала до велика, у кого самый длинный канал и кто круче всех :)

Слишком грубо? Для пропаганды тех времен – ничуть. Про крутость канала и так все знали? Ну, лишний раз напомнить все равно бы не помешало.

Так что я думаю, что никакой политической подоплеки в новом дизайне папирос не было. Возможно, это был просто географическое просвещение.


Азиз А:
https://zen.yandex.ru/onp
Tags: Архитектура дизайн и строительство, Очень интересно и полезно знать
Subscribe

Posts from This Journal “Очень интересно и полезно знать” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments