Русь Великая

lsvsx


Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.


Previous Entry Share Next Entry
Кулугуры - раскольники, старообрядцы-беспоповцы.
Русь Великая
lsvsx

Проживали и проживают кулугуры на территории современных Саратовской, Самарской, Оренбургской областей в ХVIII - XX вв.н.э. Сами старообрядцы не называли себя кулугурами. Это название носило пренебрежительно-отрицательное значение по отношению к старообрядцам еще при царе. В селе по этому поводу усмехались, мол, что с них взять, ведь они кулугуры.У беспоповцев отсутствует церковная иерархия, они считают, что человеку не нужен посредник в разговоре с Богом. Избирается только староста, который управляет всеми делами в молельном доме. Обычаи: не курить, не употреблять спиртного, не сквернословить, укреплять дух и тело молитвами и трудом в поте лица, не пользоваться в быту посудой, предназначенной для "немолящихся". Браки строятся по канонам Домостроя. Развиты коллективизм и взаимовыручка.

Серьезным испытанием для правоверной культуры стала проведенная Патриархом Никоном церковная реформа, приведшая к расколу Церкви. До сих пор не умолкают споры о ее причинах. Были ли виной тому личные амбиции Патриарха или же причиной стала проблема унификации обрядов и забота о централизации государства?
Патриарх Никон вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Решением Собора 1654 года началось активное исправление богослужебных книг по книгам, привезенным из Греции. Наиболее важными были следующие изменения: вместо двуперстного крестного знамения было введено троеперстие, служение литургии на пяти просфорах было заменено служением на семи, вместо двоекратного произнесения слова «аллилуйя» (древнеевр. – «хвалите Бога») стало произноситься троекратное, крестный ход должен был теперь совершаться не по солнцу («посолонь»), а против солнца и т. п.

Даже такие, казалось бы, незначительные обрядовые изменения глубоко затронули чувства многих верующих и оказались принципиальными. Историк В.О. Ключевский считал неоправданной борьбу Никона против старых христианских обрядов и приводил свидетельства, демонстрирующие что сам Патриарх не раз позволял себе неоднозначные высказывания в ходе ее проведения: «И те, и другие добры; все равно, по коим хочешь, по тем и служишь». Так или иначе, многие противники реформы ушли в раскол.

Среди них наиболее ярким полемистом был протопоп Аввакум, которого сожгли заживо по приказу царя. Большинство ревнителей старого обряда скрывались в лесах, где они устраивали свои поселения и монастыри. Посланные для их ареста войска зачастую провоцировали сожжения раскольников.

На протяжении всей своей трагической истории преследования старообрядцев то стихали, то вспыхивали вновь. Только после 1905 г., когда в России была гарантирована свобода совести, у старообрядцев появилась возможность восстановить свои утраченные права (иметь колокольный звон, крестные ходы, создавать общины). На Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1971 г. старые обряды были признаны «равночестными» и «спасительными». Этим был сделан серьезный шаг по преодолению раскола.

В рамках исследования современных религиозных процессов, осуществляемой философским факультетом МГУ, была изучена религиозная ситуация в Селивановском районе Владимирской области. В беседах с местным населением специалисты столкнулись с упоминаниями о так называемых «кулугурах». Этот термин жители использовали с оттенком легкого пренебрежения для обозначения староверов, однако этимологию этого слова объяснить не могли.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона слово «кулугур» или «калогер» означает имя, с которым в древних греческих монастырях младшие обращались к старшим, более почетным лицам из монашествующих. Со временем оно сделалось нарицательным. При переводе древних греческих прологов и патериков на славянский язык это слово оставлено без перевода. Оно встречается в рассказах об искушениях, случавшихся даже у лучших из иноков, в наставлениях братии и т.п.

В России слово «кулугур» стало синонимом старца – духовного наставника, второго лица после настоятеля монастыря. Видимо, по аналогии им стали обозначать пожилых лидеров старообрядческих общин беспоповцев – наставников и начетников, а затем и всех прочих членов общины. Наконец, в современном словоупотреблении так подчас называют старообрядцев вообще.

В ходе исследования удалось установить, в каких деревнях района жили кулугуры и какие специфические черты им присущи. Ряд населенных пунктов Селивановского района полностью принадлежал старообрядцам, например, деревня Большое Угрюмово, хотя на сегодняшний день «угрюмовских кулугуров» в ней почти не осталось.
Деревня Переложниково – одно из немногих мест, где старообрядческая традиция еще не пресеклась. Община насчитывает шесть женщин-читалок. Старшая – уставщик, руководит общиной и координирует религиозную жизнь. Имеется молитвенный дом, в котором регулярно проходят моления. Чаще всего именно к читалкам обращаются местные жители для крещения или отпевания.

Десять лет назад уставщица освятила новое местное кладбище по старому обряду. Теперь, поскольку нигде поблизости действующих читалок не осталось, за этими бабушками приезжают из соседних деревень: Святцев, Кольцова, Угрюмова. Роль бабушек-читалок в общине трудно переоценить. Местные жители именуют их даже «кулугурскими попами», что указывает на религиозный авторитет.

«Селивановские кулугуры» осеняют себя двуперстным крестным знамением, почитают восьмиконечный крест, совершают только земной поклон при молитве, произносят «аллилуйя» дважды в конце молитвы.

Среди обрядовых действий, которые в настоящее время совершаются селивановскими кулугурами, кроме собственно богослужений в молитвенных домах, можно выделить крещение, отпевание, освящение воды на праздники. Следует отметить, что в настоящий момент обряд крещения совершается без троекратного погружения.
Большинство внешних проявлений религиозности, связанных со старообрядчеством, уже утрачены. Во многих деревнях кулугуров описывают как людей замкнутых и необщительных, связанных множеством норм.

Бабушки-кулугурки вспоминают, что в прежнее время все строго соблюдали посты, не пили спиртное, не курили. У каждого была своя посуда, поэтому накормить или напоить постороннего человека означало осквернить эти предметы. Пришлым людям не позволялось пройти в избу, они лишь могли присесть на специальную гостевую лавку.

В случае если кто-либо на время покидал общину и осквернял себя общением со «щепотниками» (так они иногда называют верующих, принадлежащих РПЦ), на него по возвращении накладывалась особая шестинедельная епитимья – прощалица.

Большинство предметов быта члены общины изготовляли сами. Мужчины носили бороды, женщины – простую одежду. Платок повязывали особым образом, «на кромку»: два ближайших конца платка скалывали булавкой. Этот способ считался более правильным, нежели «иудина петля», привычный для нас способ повязывания платка. Кроме того, многие кулугуры самостоятельно накладывали на себя пищевые ограничения: не ели мясного и не употребляли алкоголь.

Последние кулугуры бережно хранят старинные печатные и рукописные книги (Псалтырь, Канон, Кафизма, Часы, Панихидник), лестовки (старообрядческие четки), кадила (так называемая кацея – кадильник с ручкой), продолжают сучить свечи, надевают «на кромку» платки и проводят многочасовые службы в молельных домах.


В памяти некоторых сохранились впечатления о религиозных гонениях в советский период российской истории, когда изымались иконы и распятия, а чтимые книги приходилось скрывать. Видимо, в это время было сложено апокалиптическое по духу пророчество: «говорили старые люди, что и родные не будут родниться. И будет, что все паутиной обовьют, будут девицы – бесстыжие лица – в штанах ходить».

Однако не все соблюдают традиции так уж строго: бывает, во время молений читалки иногда произносят «аллилуйя» троекратно, чтут святых, прославленных после раскола и т.д. К «церковному» православию относятся индифферентно, противопоставляя ему «нашу» веру.

Современные исследователи (например, А.Торопов) указывают на огромный вклад Владимирской области в развитие старообрядчества, однако сложившаяся в последние десятилетия ситуация изучена слабо. Несомненным представляется отнесение селивановских кулугуров к беспоповцам. Характерный способ крещения позволяет нам провести параллель с так называемым «бабушкиным согласием». В настоящее время старообрядчество в Селивановском районе вымирает вместе с его последними представителями.

Елена Сергеева, Иван Мирошников, Алексей Ефремов

  • 1
"Кулугуры" ето не название безпоповского согласия, а местная дразнилка, как и "Кержаки", "каменщики", "поляки", "австрияки" и т.д.
Не верный посыл в самом начале- будто отрицание священства вровень как у протестантов... безпоповская доктрина в другом- иерархия физически прервалась (уничтожена никониянами) и воцарился- анчихрист.
По безпоповцам- http://mu-pankratov.livejournal.com/245215.html

Не Верьте!!! Сташные Они (..даже Не Люди)!!! Моя Бабка и Мать -- Кулугурки... Я Улыбки на их лицах Не Видел!!! Смурные Вечно!!!! Меня тоже они крестили " по своему" на дому,, тайкоом.... Слава Тебе, Господи!!! Когда Ума понажил, Перекрестился в Нашем Храме в г. Пугачёв!!! Было мне уж под тридцатник!!! Кто читает про этих нЕлюдей, не Верьте !!! Дикие Сатрапы!!!!! Жестокие.. не только к Чужим,, но,, в Первую Очередь к Наиближайшим!!!!! Сволочи!!! Маньяки Они!!!!

А вы, я смотрю, совершенно не адекватный!!! В адрес старообрядцев я слышала много всего, но такую страмоту, уж простите, читаю впервые! А ведь, если я правильно поняла, вы о своих же родственниках так говорите! Бессовестный, страшный и, самое главное, НИЧЕГО не знающий о старообрядцах человек!!!!!

Re: ....про Кулугур

Олег, не видно что ты "ума нажил"...

Были в деревне где большая часть старообрядцев, с годовалым ребенком. Машина сломалась, просили людей за любые деньги пустить на ночлег. Всей деревней отвезли на трассу по среди ночи, никто не пустил. Спасибо ребятам которые ехали с Самары на газели, и подобрали нас. Вот вам и староверы! Вы, абсолютно правы!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account