lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Categories:

Немецкий Капут или сверхоружие оружие Третьего Рейха


«У нас были летающие управляемые снаряды, ракетоплан, обладавший еще большей скоростью, чем реактивный самолет, самонаводящаяся по тепловому излучению зенитная ракета, морская торпеда, способная преследовать корабль, ориентируясь по шуму винтов. Авиаконструктор Липпиш подготовил чертежи реактивного самолета, далеко обогнавшего тогдашний уровень самолетостроения, – летающего крыла. Можно сказать, мы испытывали трудности от обилия проектов и разработок…» - писал в своих мемуарах министр промышленности Третьего Рейха Альберт Шпеер.

Герр Шпеер, мы знаем, что у вас были сверхтяжелые танки, высокоавтономные подводные лодки, инфракрасные прицелы, баллистические ракеты, суборбитальный бомбардировщик доктора Зенгера, секретные «дисколеты» и базы в Антарктиде… фашистские мерзавцы даже отправили экспедицию в Тибет и вступили в контакт с внеземной цивилизацией Альфы Центавра.

А еще мы знаем, что среди руин Третьего Рейха не было обнаружено ни одного действующего ядерного реактора. Руководитель немецкого атомного проекта Вернер Гейзенберг (лауреат Нобелевской премии 1933 г.) признавал, что немецкие ученые не имеют понятия о технологии получения оружейного плутония. Зенитные супер-ракеты «Вассерфаль» не сбили ни одного самолета, а немецкие сверхтяжелые танки навсегда остались в мировой истории, как результат победы техники над здравым смыслом. «Вундервафли», одним словом.


Макет ядерного реактора B VIII в г. Хайгерлох. Единственная более-менее реалистичная конструкция немецкого реактора. Увы, когда его собрали, то оказалось, что количество урана нужно увеличить на 750 кг, немцы просчитались.

После победы, союзникам по антигитлеровской коалиции достались богатые трофеи. В том числе – фантастические технические новинки, предметы из будущего. Во многих конструкциях начисто игнорировались законы природы, единицы «вундерваффе» успели принять участие в боевых действиях, доказав свою полную несостоятельность перед менее революционной, но хорошо отлаженной и запущенной в серийное производство техникой союзников. Однако, сам факт существования подобных проектов поражал и наводил на мысль, что Третий Рейх был близок к революционному прорыву в технологиях. Миф о великих достижениях фашистов был с жадностью подхвачен прессой, умевшей делать деньги на нездоровых сенсациях.

На самом деле, нет никаких оснований говорить о техническом превосходстве Третьего Рейха, наоборот, справедливо признать, что под конец войны германская наука серьезно отстала от своих противников. Большинство немецких фантастических проектов «супер-оружия» отражали намерения, а не возможности. В это же время, у союзников появлялись не менее передовые образцы техники, которые, в отличии от немецкого «вундерваффе», были запущены в серийное производство и доказали в бою свою высокую эффективность. В этом легко убедиться на нескольких примерах.


25 февраля 1945 года. В окрестностях авиабазы Гильберштадт с воем и грохотом падают реактивные Me.262 – американские «Мустанги» подстерегли группу на взлете и в упор расстреляли шесть не успевших набрать скорость, беспомощных «Мессершмиттов»…

Впервые с реактивным немецким истребителем союзники встретились в 25 июля 1944 года: в тот день Me.262 безуспешно атаковал разведывательный «Москито» Королевских ВВС. Примечательно, что через два дня – 27 июля 1944 г., свой первый боевой вылет совершили реактивные «Глостер - Метеор», перехватив над Ла-Маншем крылатую ракету «Фау-1». Британский самолет оказался намного совершеннее своего немецкого аналога, «Метеоры» приняли участие в Корейской войне и эксплуатировались по всему миру до конца 70-х годов. Но публика любит громкие сенсации – вся слава досталась «Мессершмитту».


Кроме Ме.262, авиапромышленность Германии подготовила множество проектов реактивных самолетов:
- блиц-бомбардировщик Арадо-234
- «народный истребитель» Хеншель-162 «Саламандер»
- бомбардировщик с крылом обратной стреловидности «Юнкерс-287»
- «летающее крыло» братьев Хортен Ho.229


Единственной проблемой было отсутствие надежных и тяговитых реактивных двигателей. В наличии у немцев было только два типа силовых установок: BMW 003 и Jumo 004 – на них держались все проекты «супер-самолетов». Оба были предельно пожароопасны и не обеспечивали требуемых летных характеристик. А без нормальных двигателей все планы становились бессмысленными - и действительно, большинство немецких «супер-самолетов» не вышли за рамки экспериментальных моделей.


9 мая 1946 г., авиабаза Берлин-Гатов. Вдоль стройных рядов Ме.262, движется кортеж из лимузинов «Майбах» - сам Герман Геринг будет присутствовать при запуске «Америка-бомбера». В свете прожекторов видна огромная эстакада – сплетение стальных ферм берет начало в восточной части полигона, и стремительно уходя ввысь, упирается в пасмурное небо на Западе. Туда, где за горизонтом раскинулась ненавистная Америка. На эстакаде установлен орбитальный корабль с разгонным блоком. Через мгновение, огнедышащая упряжка из 5 двигателей суммарной тягой 600 тонн сорвут с места космический аппарат, как ураган срывает рекламные щиты, и унесет его в бархатную черноту космоса.


За 8 минут «Америка-бомбер» поднялся на высоту 260 километров и на скорости 22 тыс. км/ч взял курс на Нью-Йорк. Через 3500 километров от точки старта суборбитальный бомбардировщик делает первое снижение, и, оттолкнувшись от плотных слоев атмосферы на высоте 40 км, снова поднимается на низкую околоземную орбиту. Через час радисты услышали прерывающийся голос пилота: «Мой фюрер, вашим именем!.. территория США!..пикирую!.. прощайте, умираю с честью!..». Огненный метеорит прочертил небосклон и врезался в небоскребы Манхэттена…

С первого дня войны руководство Рейха скрежетало зубами в бессильной ярости, пытаясь найти средство для нанесения ударов по Нью-Йорку, Вашингтону, другим крупным городам США, военно-промышленным комплексам Урала и Сибири – недостижимым целям для немецкой авиации. «Оперативно-тактический комплекс «Фау-2», обладая дальностью порядка 300 км, был бесполезен для решения этой задачи. Над созданием межконтинентальной баллистической ракеты по проекту А-9/А-10 Вернер фон Браун работал на протяжении всей войны, увы, технологический уровень немецкой промышленности тех лет не позволял создавать что-либо крупнее «Фау-2», а регулярные бомбардировки научных центров и ракетного полигона Пенемюнде еще более тормозили работу. Не оправдал надежд и четырехмоторный дальний бомбардировщик Та.400 – по всем расчетам он не имел шансов достигнуть побережья Америки.
Последней надеждой фашистского руководства стал суборбитальный бомбардировщик доктора Зенгера. Феерический проект даже сейчас поражает воображение.


«100 тонн сплошного огня! Самолет забрасывается своим адским двигателем на страшную высоту и падает на сверхзвуке вниз, но не врубается в атмосферу, а рикошетит об нее, как плоский камень от поверхности воды. Ударяется, подскакивает и летит дальше! И так два или три раза! Сильная идея!» - рассказывал о немецком проекте «Silbervogel» конструктор Алексей Исаев, создатель первого отечественного ракетоплана БИ-1. К счастью, полная нереализуемость этого проекта была понятна даже самым упертым шизофреникам из тогдашнего руководства Рейха.

С точки зрения инновации, бомбардировщик доктора Зенгера мог стать хорошим сюжетом для научно-фантастического романа. Просто красивая идея-мечта. Аппарат Зенгера не более реалистичен, чем звездолет из романа «Туманность Андромеды» - при кажущейся практичности, не было проведено никаких детальных расчетов.


30 апреля 1945 года в боевой поход вышла подводная лодка U-2511 под командованием аса А.Шнее (за свою карьеру потопил 21 судно). В районе Фарерских островов лодка встретилась с группой британских крейсеров и эсминцев, но по каким-то причинам отказалась от атаки и вернулась в базу спустя несколько дней после объявления об окончании войны.


Так закончился первый и последний боевой поход подлодок типа XXI, более известных, как «Электролодка». Несмотря на свое совершенное радиоэлектронное оборудование и аккумуляторные батареи нового типа, позволявшие двигаться много часов в подводном положении со скоростью 15 узлов, «Электролодка» в реальном бою испугалась эсминцев и охотников за подводными лодками. Иногда приводится оправдание, что «Электролодка» U-2511 отказалась от торпедной атаки в связи с благими намерениями – 4 мая 1945 года адмирал Дениц отдал приказ о прекращении боевых действий. Может быть и так… хотя эта история имеет трагикомическое продолжение: десять «Электролодок», пытавшихся прорваться в Норвегию в начале мая 1945 года были обнаружены и потоплены авиацией союзников. Не помогли немцам их новейшие разработки…Проблему мог решить только ядерный реактор на борту лодки, но до его создания немцам требовалось еще несколько лет.

Немецкие подводники добились потрясающих успехов в годы Второй мировой – на их долю пришлось 50% морских побед. Всего подводные убийцы потопили 2759 судов суммарным тоннажем 14 миллионов брутто-регистровых тонн и 123 военных корабля (из которых 60 были нефтеналивными судами, тральщиками и траулерами, формально приписанными к военному флоту).

Здесь возникает интересная ситуация: в первые годы войны немецким подводникам, имевшим всего 50-60 лодок в строю, удавалось топить судов противника общим водоизмещением под 2 миллиона тонн. В 1944 году, имея 500 боеспособных лодок, Кригсмарине с огромным трудом удалось потопить судов общим водоизмещением «всего» на 700 тысяч тонн! При этом в 1940 году немцы потеряли 21 подводную лодку, в 1944 они потеряли за год 243 субмарины! Похоже, полсотни эскортных авианосцев, постоянные воздушные патрули и британский гидролокатор Asdic стали более грозным «супер-оружием», чем все передовые разработки германских кораблестроителей.

Примечание. Всего за годы войны Кригсмарине потерпели 768 подводных лодок. 28 000 немецких подводников навсегда канули в пучину океана.


Немцы действительно достигли огромных успехов во всем, что касается ракетной техники (пожалуй это единственная область где они преуспели) Кроме известных «Фау-1» и «Фау-2», в фашистской Германии активно шла разработка противокорабельных ракет и управляемых авиационных бомб «Фриц-Х» и «Хеншель-293», управляемая ракета «воздух-воздух» Х-4, а также 3 типа зенитных ракетных комплексов «Вассерфаль» (нем. водопад), «Шметтерлинг» (нем. бабочка) и «Рейнтохтер» (нем. дочь Рейна).

Наибольшего успеха добились управляемые бомбы - их применение стало причиной гибели десятков кораблей и только тотально превосходство союзников в воздухе позволило избежать большого погрома в дни высадки в Нормандии.
Управляемая ракета «воздух-воздух» была запущена в серийное производство и, теоретически, могла быть использована в последние недели войны, хотя об этом оружии нет никаких достоверных упоминаний. 1000 ракет этого типа нашли в подземном хранилище.

Очень интересен проект «Шметтерлинг» - это не зенитная ракета, а целый беспилотный летательный аппарат (БПЛА) с дальностью полета 35 километров. Однако, немцам так и не удалось создать главного – точной и надежной системы управления. Попытки наведения ракет по акустическому шуму винтов и тепловому излучению полностью провалились. В результате немцы остановились на радиолокационном методе наведения при помощи двух наземных РЛС, но для доработки системы уже не хватило времени. Кстати, при испытаниях, проведенных в 1944 году, из 59 пусков «бабочек» 33 оказались аварийными. Закономерный результат – ни один самолет не был сбит немецкой зенитной ракетой.


«Если вы про «Kоролевский Тигр», то я не вижу никаких реальных усовершенствований — более тяжелый, менее надежный, менее маневренный.» - из книги «Тигры в грязи», автор Отто Кариус (один из лучших танковых асов, на его счету более 150 уничтоженных единиц бронетехники).

Действительно, немецкое танкостроение страдало похожей проблемой, что и авиационная промышленность. Немцы могли создать любой проект:
- сверхтяжелый танк «Лев» со 105 мм орудием, масса 76 тонн
- зенитный танк Е-100 «Аллигатор» с двумя спаренными (!) 88 мм орудиями
- тяжелый истребитель танков «Ягдтигр» со 128 мм орудием
Единственная проблема была в отсутствии подходящей трансмиссии и подвески, положение усугублялось неумеренным ростом массы боевых машин – немецкие танкостроитель до конца войны так и не научились создавать компактные конструкции и экономить силы и ресурсы.


Из всего вышеперечисленного «вундерваффе» в мелкосерийное производство была запущена только тяжелая САУ «Ягдтигр» на шасси одноименного танка (выпущено от 70 до 79 машин), ставшая самым тяжелым типом немецкой бронетехники. 75 тонн – такую массу с трудом выдерживало даже мощное шасси «Тигра», машина была явно перегружена и даже колоссальная огневая мощь («Ягдтигр» пробивал танк «Шерман» в лоб с дистанции 2500 м) не могла спасти ситуацию. «Ягдтигр» разваливался прямо на глазах. После короткого марша разбалансировалось орудие, ломалась подвеска, не выдерживала колоссальных нагрузок коробка передач. Забавно, но в каждой машине было изначально предусмотрено 2 заряда взрывчатки для уничтожения неисправной САУ. Немцы правильно догадались, что «Ягдтигр» не выдержит ни один мост, поэтому сразу же оснастили все машины шнорхелем для движения по дну рек. Настоящая «вундервафля».



Результаты расследования

Ограбив десятки стран и народов, арийцы-уберменши, не создали ни одного революционного образца техники, ничего принципиально нового и необычного. Все проекты «супероружия», в лучшем случае, имели сомнительную боевую ценность, а в худшем, представляли собой набор нереалистичных фантазий.
Война – двигатель прогресса. И немецкая промышленность, в сущности, делала то, что должна была делать. Другой вопрос, что темпы развития военно-промышленных комплексов стран Антигитлеровской Коалиции превышали темпы развития ВПК фашистской Германии. Немцы научились делать сложные, но бесполезные ракеты. Умели производить качественную оптику, гироскопы и радиоэлектронику. Было хорошо развито двигателестроение (реактивные моторы не в счет), на высоком уровне стояла авиационная промышленность, электротехника, химическая промышленность; строилось огромное количество подводных лодок. У немцев была потрясающая организация и работоспособность, все немецкие изделия отличало высокое качество и внимание к мелочам. Но! Здесь нет ничего фантастического - так и должна была работать промышленность высокоразвитой индустриальной страны.

На самом деле, в начале войны немцам удалось создать ряд удачных образцов оружия, на порядок превосходивших по эффективности оружие всех их противников. Пикирующий бомбардировщик Юнкерс-87 «Штука», тяжелый танк «Тигр» - несмотря на свою сложность и высокую стоимость это была мощная, хорошо защищенная и маневренная машина. Хорошие самоходные артиллерийские установки на базе средних танков – Штуг III, Штуг IV, Хетцер (на базе чешского танка), Ягдпантера… Выдающимися достижениями немецких конструкторов стало создание единого пулемета MG34 и промежуточного патрона 7,92х33 для первой штурмовой винтовки. Совершенно простое и гениальное оружие «Панцерфауст» стоило жизни тысячам танков. Как вы могли заметить, в этом списке нет никакого «вундерваффе» - самые обычные образцы вооружения, которые при качественном исполнении и грамотном применении превратились в шедевры.


Олег Капцов

Tags: История, Ратное дело
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments