lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Categories:

Единственный лётчик, который смог пролететь мост на реактивном самолёте

Оригинал взят у geophoto в Новосибирск, 1965 г.

В июне 1965 года летчик из полка ПВО Валентин Привалов пролетел на самолете МиГ-17 под Коммунальным мостом через реку Обь в Новосибирске …

Перед этим он сам вплавь обследовал расстояние между опорами моста. Причем Чкалов аналогичный пролет делал на винтовом самолете, а не реактивном...

Его арестовали за воздушное хулиганство, но Малиновский, тогдашний министр обороны приказал допустить лётчика к полётам
Слышал про этот случай в детстве, но никогда не видел фото, вот в фэйсбуке нашлось пошерстил в поиске, нашлось побольше:

"В 1960-х годах летчик «от Бога» — Валентин Привалов сумел успешно посадить реактивный истребитель МиГ-17 с заклинившим рулем высоты! А в другой раз «приглянулся» Валентину мост через Обь близ города Новосибирска. Это было какое-то наваждение, так захотелось пролететь под ним. И вот 3 июня 1965 года после тренировочного полета он вышел из плотной облачности прямо на мост. Сбросив скорость до 700 километров в час, МиГ-17 скользил в метре над водой. Привалов прошел впритирку к фермам железнодорожного моста и свечой ввинтился в облачность. Так был совершен единственный в мире пролет под мостом на реактивном самолете.


Арест последовал незамедлительно — прямо на следующий день. Разбор полета и, мягко говоря, разнос не заставили себя ждать. Однако никто не хотел брать на себя принятие окончательного решения о судьбе летчика. Поставил точку в этом деле тогдашний министр обороны СССР маршал Р. Малиновский. От него в часть пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части» "Капитан Валентин Привалов по прозвищу «Валет».

Родился Валентин в Подмосковье, детство его выпало на военное время. Еще в школе занимался в аэроклубе. После училища служил в морской авиации, в Калининграде и Заполярье, был награждён орденом Красной звезды. Позже был переведён в г.Канск Красноярского края.

В июне 1965го в составе звена из 4-х МиГов Привалов был откомандирован на проходившие в СибВО учения – на полигоне около Юрги зенитные дивизионы проводили тренировочные стрельбы. Возвращаясь с задания в Толмачёво, Валентин и пролетел под Коммунальным мостом. (Для справки: размер арки приблизительно 30 на 120 метров, размах крыльев МиГ-17 – 9,6 метра).

Вспоминает Анатолий Максимович Рыбьяков, майор авиации в отставке:
«С третьего разворота он снизился, и прошёл под мостом. Скорость – где-то 400 км/ч. Был ясный, солнечный день. Люди на пляже купались, загорали, и вдруг – грохот, и самолёт взмыл вверх свечой, избегая столкновения с железнодорожным мостом. Ясно было, что такое не скроешь. Прилетел маршал авиации Савицкий, устроили расследование. Спрашивали у Привалова, какие мотивы у него были. Он отвечал, что писал два рапорта об отправке во Вьетнам, но они остались без ответа. Потому и решил пролететь под мостом, чтобы обратили внимание. Оценивали этот поступок по-разному. Молодые лётчики – как героизм, старшее поколение – как воздушное хулиганство».

История пролетов под мостами между тем имеется: "По получившей широкое хождение легенде, Чкалов пролетел под Троицким мостом в Лениграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полет повторил летчик Евгений Борисенко!

Слухи о полете под мостом довольно быстро разлетелись по стране, и вслед за Валерием Павловичем во время вооруженного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 году летчик Э. Лухт, трижды награжденный орденами Красного Знамени, личным боевым оружием, золотыми часами и прочими знаками отличия тех лет, пролетел под мостом через Амур в Хабаровске, следом за ним этот на первый взгляд бесполезный и опаснейший трюк, повторили летчик того же авиаотряда А.Святогоров, а также И.П.Мазурук и М.В.Водопьянов.

В годы войны аналогичный трюк выполнил летчик Рожнов. Уходя от преследования в небе, он пролетел под железнодорожным мостом, сохранив жизнь себе и экипажу.

Tags: История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments