?

Log in

No account? Create an account
Русь Великая

lsvsx


Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.


Previous Entry Share Next Entry
Почему индийская йога не подходит для нас.
Русь Великая
lsvsx

Классически принято считать, что йога, как система много векторного развития человека сформировалась в Индии. Индийские йоги в результате многочисленных экспериментов и наблюдений создали поистине потрясающую систему, помогающую человеческому существу раскрыть свой безграничный потенциал.

Однако существует один маленький, но принципиально важный нюанс.

Индийская йога, как целостная наука и система мировоззрения, формировалась в определенной культурной, социальной, информационной среде. И её различные техники, вместе с понятийным аппаратом создавались и адаптировались в первую очередь для индусов, которые в силу своей ментальности и физиологии часто достаточно заметно отличаются от среднего статистического человека, проживающего на территориях России, Украины, Белоруссии, а также соседних государств.

Вашему вниманию представляется достаточно интересная статья Андрея Лобанова, в которой сравниваются индийские йоги и западные последователи индийской йоги.

В силу того, что йога пришла из Индии, она ассоциируется именно с этой страной, хотя аналоги йоги существуют под разными названиями во многих культурах. Они сформировались в попытке человека познать себя и найти способы освобождения от зависимого существования. Однако с уверенностью можно сказать, что сейчас индийская йога – едва ли не самая популярная система.

И с такой же уверенностью можно добавить, что индийская йога – это тупиковый путь развития для современного человека.
* * *

Традиционные системы развития человека являются версиями картины мира определенной культуры, народа в определенный период времени. Они содержат в себе зёрна знаний, методов взаимодействия человека с самим собой и миром в данной конкретной культуре и эпохе. Эти знания носят отпечаток культурной и ментальной среды, в которой живёт народ, его истории, религии и условий жизни, включая климат и географические условия.

В Индии, как и в других странах, шёл процесс поиска, и выдающиеся люди разных эпох искали пути к освобождению и создали свои подходы. Эти подходы также носят отпечаток культурной среды, в которой сформировались, и облечены в традиционную для Индии форму.

В процессе изучения любой из традиционных систем, будь то йога, китайские или тибетские системы, главным объектом внимания должно быть именно зерно – знания, методы, составляющее их основу, а не культурное обрамление, которое может быть ярким, экзотичным, мистичным. И отвлекающим от видения и постижения сути. Это лишь фон, обертка для сохранения знаний.

То, что органично присутствует в один период времени, в одной культуре, с её законами и отношениями, совершенно не подходит для другого времени и условий.

Попытка копировать и переносить древние традиции в чистом виде, с теми же ритуалами, формами взаимоотношений, в современную жизнь, без глубокого понимания их сути, больше похоже на театр, нежели на систему развития человека. Это не поможет человеку реально обрести свободу и творческую силу и научиться выстраивать правильные взаимоотношения с самим собой и миром.

Но именно копирование внешней формы, атрибутики, ритуалов без понимания их истинного назначения, слепое следование древним учениям, в наибольшей степени – индийской йоге - стало популярным среди современных практиков, как в России и СНГ, так и на западе.

Её адепты одеваются в оранжевое, обвешиваются амулетами и четками, охотятся за посвящениями и благословениями индийских мастеров, с энтузиазмом выполняют ритуалы, не понимая их подлинного смысла, отправляются в ашрамы на карма-йогу в услужение местным свами, а некоторые втайне мечтают получить этот титул, а с ним – авторитет и привилегии, соответствующие этой ступени духовной иерархии.

Погружение в индийскую культуру, религиозные ритуалы, быт и образ жизни создает у человека иллюзию того, что он постигает йогу. На самом же деле он уходит от йоги и её главной цели - освобождения от всей умственной «шелухи» и зависимости от разного рода идей, привычек и обрядов.

В плену традиций

Йога распространена в Индии в первую очередь как религиозная система, что существенно ограничивает её применение для развития человека. Религиозное прочтение йоги не несет полного и естественного раскрытия природы действительности в человеке.

В Индии йога издавна существует в рамках орденов, созданных много лет назад Шанкарой, а также двух орденов, существовавших до него.

Ордена – это религиозные структуры, которые живут по жесткому внутреннему уставу, предписанному традицией. Выполнение норм обеспечивает дисциплину в ордене, и эти жесткие рамки необходимы для существования этой социальной структуры.

Какая форма йогической практики будет здесь присутствовать? Где свобода, творчество, естественность?

Здесь она невозможна.

Любая традиция – это форма ограничения. И одновременно – форма сохранения, "консервирования" уклада жизни той или иной эпохи, с соответствующим ей менталитетом, картиной мира, мышлением, оценками и нормами поведения. Именно поэтому в Индии, в отличие от многих других культур, знания древних мастеров дошли до наших дней.

Заложенное в индийском менталитете слепое следование традициям позволило сохранить йогические знания с помощью священных текстов и традиционной индийской передачи от учителя к ученику (существующий по сей день институт гуру).

Знания эстафетной палочкой передавались в неизменном виде. Но при любой передаче, как письменной, так и устной, неминуемы ошибки и искажения, и чем длиннее цепочка, тем их больше. И искажалась в первую очередь суть, хотя внешняя форма оставалась неизменной.

Еще один фактор, сыгравший важную роль в сохранении и передаче традиций – кастовая структура индийского общества, которая также оставила свой след в менталитете народа.

Касты - это уникальная система управления обществом в огромной стране, состоящей из разных народов, языков, религий. И это - рабство в рамках ведических законов.

Священные тексты Вед – свод предписаний и программ действия на все случаи жизни для всех каст – являются базой всей культуры Индии. Весь порядок и уклад жизни построен на идеологии Вед как абсолютно священных текстов, которые "даны свыше". Они же являются уздой для управления индийским обществом, в котором никто не свободен - ни брамин, ни шудра.

Для сохранения древних традиций кастовая система сыграла положительную роль, но развития человека – ограничивающую.

Прогрессивные борцы за свободу освобождали Индию не только от англичан, но и от кастовой системы. Но освобождение - это очень сложный процесс. Он завязан на рабстве идей, в котором пребывают несвободные, не развивающиеся люди. И им нужна соответствующая йога - с ритуалами, поклонениями, служением свами и гуру, молениями высшим силам об успешности, богатстве и здоровье. Что ещё может пожелать человек с рабским сознанием? Только выживать, и высшая форма выживания - максимальный материальный достаток. Желание идеальной жизни, которой руководят боги, является иллюзией и мечтой младенческого сознания, от которого закрыто истинное понимание жизни и предназначения человека.

Как протест против порядка орденов в Индии существуют садху – святые, отшельники и аскеты. Правда, часто под маской отшельничества скрывается философия современных бомжей – нежелание и неспособность трудиться и делать в жизни что-то стоящее. Такие "садху" используют представления индусов о святых, легенды и мифы о них, и страхи, связанные с их могуществом. Поэтому, «попрошаек в законе» обыватели на всякий случай снабжают едой и деньгами, дабы откупиться и не навредить себе - а вдруг настоящий святой?

Поэтому толпы так называемых святых бродят по городам Индии. А у многих адептов йоги из Европы, России, Украины это ассоциируется с настоящей йогической жизнью – сиди, покуривай, ничего не делай – вот она, свобода. И они подражают им, ведут такой же образ жизни - жизни без ответственности. Подобных русских и украинских "святых" и отшельников можно встретить в Индии.

Еще одна особенность традиционной индийской йоги, препятствующая развитию человека - институт гуру. Гуру воспринимается как воплощение божества, для ученика он является высшим существом, через которого говорит бог, и ученик слепо выполняет его волю, не подвергая её сомнению. Служение свами, мастеру, учителю – первый долг ученика. Подобное состояние лишает человека ответственности за свои выборы и до конца разрушает без того слабые волевые структуры, его веру в себя и способность выбирать свою судьбу.

Альтер йога

Параллельно с традиционной индийской йогой создавалась классическая йога - другая йога для другой жизни - вне рамок идей и традиций, а главной целью практики стала кайвалья – свобода, прежде всего, от обусловленности ума, его порабощенности разного рода идеями и традициями, в том числе, ведическими.

Это универсальная наука о человеке, его естественном самосовершенствовании и развитии, технология познания и внутреннего освобождения.

В чем состоит революционность классической йоги Патанджали? В смене способа взаимодействия с миром. Эта йога предлагает путь познания действительности через непосредственное соединение с ней, без любых посредников – в том числе, идей. Вот в чём мне видится смысл кайвальи. Но кайвалья – это не конечная цель развития человека, а начало другой – творческой – жизни в состоянии свободы.

Классическая йога не имеет ничего общего ни c образом жизни садху, ни с религиозными ритуалами, ни со служением свами, ни с духовными титулами и внешними атрибутами.

Йога – это прежде всего внутренняя дисциплина, необходимая для развития волевых структур – важного инструмента практики. Она требуется и в начальной йоге – хатха-йоге, когда самодисциплина мобилизует человека для регулярной практики, и в дальнейшем, на уровне раджа-йоги, этот навык необходим для ментальных тренировок, управления вниманием и освоения глубокого сосредоточения.

Навыки дисциплины, к сожалению, отсутствуют у большей части современной молодежи. Привычка балдеть, искать удовольствия и не работать, не размышлять, а получать информационные суррогаты из интернета уменьшают объем памяти, упрощают мыслительные процессы.

Отсутствие привычки к чтению усугубляет деградацию, люди не утруждают себя раздумьями. Картинки, готовые образы заменяют мышление. Внимание катастрофически рассеяно и не способно удерживаться долгое время на чем-либо. Интернет – главный справочник и замена размышлениям.

Деградации мыслительной деятельности способствует также современная система обучения, ориентированная на запоминание информации: "угадай-ка" является главной способностью в тестах ЕГЭ.

Поэтому классическая йога для многих сложна – она требует внутренних усилий, самостоятельных исследований, реальной работы.

Большинство выбирает варианты попроще. И один из таких вариантов – индийская традиционная йога, не требующая ни внутренней ответственности, ни воли, ни размышлений и собственного поиска. Ответы на все вопросы – в Ведах, священных текстах и устах свами.

Рабская психология и разрушенные волевые структуры – вот что является причиной выбора именно такой йоги.

Разрушение воли человека на протяжении веков происходило в России постоянно. Достаточно обратиться к недавней истории. Чуть больше 150 лет назад было отменено крепостное право, и наши прабабушки и прадедушки были рабами. Годы постреволюционного террора, компостирование мозгов коммунистической идеологией, сталинские репрессии, безответственность постсталинского периода оставили неизгладимые следы страха, неверия в себя, нежелания самим руководить своей жизнью.

В эти периоды успешно подавлялись структуры личной воли человека, привычка подчиняться и не иметь своего собственного взгляда на жизнь является наследием этих времен.

Верить в кого-то, кто выше, и не верить в себя – плацдарм для создания индийских и иных сект. Слепое поклонение религиозным авторитетам, раболепство перед индийскими и другими восточными "мастерами" - обычное дело в постсоветском йога-пространстве.

Это страстное желание российских адептов "в ноженьки валиться, поверить в очарованность свою" выражено в такой гротескной форме, что порой шокирует вновь прибывших мастеров. В Индии подобных экзальтированных изъявлений преданности, самоуничижения не наблюдается. Но они быстро привыкают к подобному отношению – почему бы не использовать то, что само идет в руки? Со временем раболепство последователей развращает этих мастеров, они начинают воспринимать его как должное и с удовольствием входят в роль великого гуру, предложенную паствой. Степень абсурдности зашкаливает, и ни о каком развитии человека здесь не может быть и речи.

Не пора ли перевести йогу в России в научный формат, с реальными, трезвыми целями и задачами и адекватными формами их реализации, направленными на потребности современного человека в здоровье и развитии? Не пора ли начать культивировать йогу как науку о человеке, помогающую делать его жизнь естественной и свободной?

Если йога будет развиваться в России по такому пути, то это закроет дорогу заезжим мудрецам в тюрбанах, экзотических одеждах и атрибутах, ищущих власти и денег, так как естественным образом исчезнет спрос на них.

Необходимо сформировать современную науку о человеке, очищенную от всей экзотичности и мистичности ее индийского прочтения, от отживших и неуместных в ритуалов и обрядов.

Если йога как наука о человеке сможет получить государственный статус, это откроет широкие возможности ее применения в сфере оздоровления и развития человека.



Борис Иванович Володарский - народный целитель Алтая, тренер русского рукопашного боя, разведчик, после 15 лет службы зарубежом занимался в т.ч. подготовкой спецназовцев для Афганистана, Чечни и т.д. Теперь живёт под Барнаулом (зимой - в Новосибирске), и занимается целительством. В этом видео даст много интересной, в том числе ранее засекреченной информации. Основной же темой является здоровье и возрождение Русского Народа.

Фрагмент занятия №2 «Биоэнергетика, этнопедагогика» (11.12.2010)

Книга, о которой идет речь - Коити Тохэй "Книга КИ: Координирование ума и тела в повседневной жизни"



  • 1
Дыхательные практики, йога, насыщают кислородом микрососуды мозга в контрастном режиме, что повышает эффективность второй сигнальной системы, увеличивает потенциал высшей психической деятельности, способствует проницательности, абстрактному мышлению, социальной саморегуляции и совокупно - личностному росту; на что в РФ нет социального заказа, но четко прослеживается тенденция к монархическому мракобесию и охоте на ведьм (ведьма, если чо - не метафора, а сведущая женщина, знахарь, от слова -знать, а не от "знатный" вельможа).

  • 1