Тем временем на северо-западе России развивались не менее драматические события. Новый король Швеции Густав Адольф, желая окончательно закрепить за собой северо-западные территории и города России, решил овладеть Псковом.В январе 1615 года шведы предприняли очередную попытку овладеть Псковом, но были разбиты на подступах к городу. Отступив от Пскова, они расположились в 12 км к западу от города у деревни Куя, где построили укрепление. Укрепление располагалось на высоте, где был вырыт ров и насыпан вал. На валу сооружён частокол. Это укрепление наряду с занятыми шведами Гдовом и Порховым завершало окружение Пскова. Все пути подвоза к нему были перехвачены. Город начал ощущать недостаток продовольствия. Цены на него начали расти. Люди, в том числе ратные, стали уходить из города.
Весной 1615 года большая часть шведов из-за недостатка продовольствия ушла к Печёрам. Этим не преминули воспользоваться псковские воеводы. Они направили к укреплению дружину ратных людей, которые ранним утром внезапно напали на укрепление, разбили оставшихся шведов и захватили его. Догадываясь, что шведский король не оставит Псков в покое, воеводы начали готовиться к осаде. Пока шведы собирали войско, псковичи успели убрать рожь и заготовить другое продовольствие. Всё оно было учтено и распределено среди населения и ратных людей. Оружия и снарядов в крепости было достаточно.
В мае 1615 года шведский король отправил Я. де ла-Гарди в Нарву для сбора финских ратных людей. От генерала Э.Горна, находившегося в Новгороде, король узнал о состоянии шведского войска. Генерал сообщил о сокращении численности войска и мятежном его состоянии, постоянном требовании жалованья и нежелании идти к Пскову. Сообщал также, что доставил продовольствие к Печёрам, хотя и в недостаточном количестве. 9 июля Густав Адольф прибыл в Нарву и 29 июля с войском, насчитывавшим около 7 тысяч человек, подошёл к Пскову. В середине августа к нему подошло ещё 7 подраз-делений, примерно по 200 человек каждое, состоявшие из англичан, шотландцев, французов и других наёмников, а в сентябре ещё пять подразделений. Таким образом, шведский король под Псковом собрал рейтарской конницы свыше 2 тысяч человек, наёмной пехоты свыше 6,4 тысяч человек и 200 артиллеристов. Всего было собрано свыше 9 тысяч человек.
В Пскове находилось свыше 4 тысяч ратников. Вскоре из Москвы подошла дружина во главе с воеводой Плещеевым, численностью свыше 300 человек. Таким образом, в Пскове было собрано около 4,5 тысяч человек. Возглавил оборону Пскова воевода Плещеев. Утром 30 июля шведский король расположился в Снетогорском монастыре, а затем выдвинулся с частью своего войска и генералом Э.Горком к Пскову. Эта часть войска расположилась, в 3 верстах от крепости, не выставив охранения. Псковские воеводы заметили беспечность неприятеля и осуществили успешную вылазку. Российская конница внезапно напала на противника. В завязавшемся бою был убит инициатор взятия Пскова генерал Э.Горн, а король был ранен.
Эта удачная вылазка псковичей заставила Густава Адольфа отойти от Пскова на 7 верст. В дальнейшем продвижение шведов к городу было более осторожным. Во второй половине августа они построили плавучий мост через реку Великая. В начале сентября шведы подвезли осадные орудия. Из них были созданы три осадные батареи. Большая, из 20 орудий, располагалась на гдовской дороге. Две меньшие - на новгородской дороге и за рекой Великой, у церкви Иоанна Предтечи. Установка большой батареи в непосредственной близости от крепости, всего в 200 метрах, также не была обеспечена необходимым охранением. 14 сентября псковичи осуществили новую успешную вылазку. В ходе боя шведы оставили большую батарею и потеряли около 300 человек.
Оставшиеся в живых были вынуждены отходить к Снетной горе, куда Густав Адольф перенес свою ставку. Шведы с большим трудом отбили батарею. После её восстановления 11 сентября шведский король распорядился начать обстрел крепости, разрушение её стен и башен. В результате интенсивного обстрела шведам удалось разрушить Варлаамовскую и Высокую башни, а также часть прилегающей стены. Как только обрушились башни и часть стены, шведы пошли на приступ (штурм) и захватили Наугольную башню. Но не успели в ней закрепиться, как были выбиты оттуда псковичами. В результате, приступ шведов осаждённые псковичи успешно отразили. Затем они быстро заделали проломы.
В начале октября в среде шведов из-за начавшихся холодов и ненастья начали распространяться болезни. В результате, около трети наёмников выбыло из строя. Поэтому шведский король поспешил осуществить новый приступ (штурм). 8 октября он распорядился начать обстрел крепости «огненными» ядрами. Однако защитникам Пскова удалось потушить пожары и продолжить сопротивление. 9 октября шведы под непосредственным руководством короля пошли на второй приступ (штурм) в районе Варлаамовской наугольной башни и Варлаамоской башни с воротами за рекой Псковой. Сражение шло весь день. Но и на этот раз псковичи отразили атаку шведов. В этот же день шведы на плотах подплыли по реке Пскове и выломали ворота у нижних решёток. Затем они ворвались в Запсковье и даже продвинулись «до Званицы улицы». Но псковичи не дали им там укрепиться. Они дружно ударили на врага с разных сторон и выбили шведов из крепости.
Шведский король, потерпев новую неудачу, сразу же решил готовить новый приступ (штурм).
11 октября осадные орудия вновь открыли интенсивный огонь. Однако одно орудие от выстрела перевернулось и упало в пороховой погреб. Раздался мощный взрыв, уничтоживший основные запасы пороха и нанёсший потери шведам в людях. Шведский король, оставшись без порохового запаса, с массой раненых и больных людей, отменил штурм. Вечером того же дня он распорядился погрузить орудия на суда и снять осаду Пскова. 13 октября часть его войска ушла к Нарве, а другая часть направилась к Новгороду. 17 октября из своего лагеря уехал и сам король. После этого он вынужден был вступить в переговоры с Россией о мире.
Неудача Густава Адольфа под Псковом, равнозначная поражению, была тяжёлым, но поучительным уроком для шведского короля, который неверно организовал осаду крепости, сосредоточив разрушение крепостных сооружений, по существу, в одном месте. Там же он стремился осуществить приступы (штурмы). При этом силы своей пехоты он рассредоточил по пяти лагерям, что затруднило маневрирование ею во время приступов. В то же время эта неудача (поражение) была результатом организованного сопротивления защитников Пскова. Псковские воеводы внимательно наблюдали за действиями противника и немедленно использовали ошибки неприятеля, смело делали вылазки, нанося ему ощутимые потери, а также сосредотачивали все имеющиеся силы на отражении штурмов и восстановлении сооружений.
Неудача под Псковом для Швеции грозила перерасти в катастрофу. Дело в том, что в 1611-13 гг. Швеция потерпела поражение от Дании, следствием которого стало господство датчан на Балтике. Россия, ободрённая успехом защитников Пскова, тоже могла начать более активно освобождать свои северо-западные города. Но больше всего Густава Адольфа тревожила Речь Посполитая. Война с нею в Прибалтике не была окончена. Кроме того, началось её сближение с испанскими и австрийскими Габсбургами, что позволяло ей, все свои силы сосредоточить против Швеции. В этой связи нужно было не только спешно заключить мир с Россией, но и поскорее найти союзников. Таким естественными союзниками для Швеции стали Англия и Голландия.
При посредничестве этих стран и был заключён Столбовский мир, по которому Новгородская земля возвращалась России. Королевич Карл Филипп полностью отказывался от любых претензий на московский престол. Швеции отдавалась Ижорская земля, Карела с уездом и все города северо-запада России, которыми Швеция овладела ранее. Шведы также контролировали российскую торговлю на Балтике. Столбовский мир был заключён в феврале 1617 года. Заключение этого мира способствовало оформлению двух враждебных блоков в Европе. С одной стороны создавался испано-австро-польско-датский блок, а с другой враждебный ему англо-франко-голландско-шведский блок. Создание этих блоков, в конечном счёте, привело к развязыванию 30-летней войны в Европе. В результате этой войны силы Речи Посполитой были отвлечены от России, что, в конечном счёте, подорвало её возможности в последующей борьбе с Москвой.
В.М. Дёмин: Образование и крушение Российской Империи