Ч — 1-я
Конечно, Волк – не слуга человеку, не собака, но кто… же он? Только ли лесной зверь? Но ведь звери не разговаривают и не умеют превращаться в людей!
Не нужно было языковедом, чтобы узреть сходство в имени Волка и «скотьего бога» Волоса (или Велеса). Известно, что жрецы этого бога носили в качестве «форменной одежды» волчьи шкуры. Да и некоторые из русских князей, не чуждые волшебных умений, могли обращаться в волков, подобно тому, как сказочный Волк обратился в Елену Прекрасную. Речь идет о былинном князе Вольге Всеславиче:
- Дружина спит, Вольга не спит,
Он обернется серым волком,
Бегал, скакал по темным лесам и по раменью:
А бьет он звери сохатые,
А и волку, медведю спуску нет,
А и соболи, барсы — любимый кус!
Он зайцам, лисицам не брезгивал.
Много раз – и в разных смыслах, волк упоминается в «Слове о полку Игореве»:первый смысл: певец Боян сравнивается по быстроте мысли с серым волком и сизым орлом;второй - князь Всеволод сравнивает с волками своих закаленных воинов: «А мои ти куряни сведоми къмети… сами скачють, акы серыи влъци в поле, ищучи себе чти, а князю славе»;третий - волчий вой предвещает беду войску Игоря;четвертый – половецкие ханы Гзак и Кончак сравниваются с серыми волками, которые, кружа, подбираются все ближе к русскому воинству, готовятся внезапно напасть;пятый – коварный князь Всеслав Брячиславич, князь из города Полоцка сравнивается по скорости своих перемещений с волком (в «Слове» рассказывается о том, как Всеслав, внук Изяслава, враждовал с внуками Ярослава Мудрого. Он взял Новгород («оттвори врата Новуграду, разшибе славу Ярославу»), но вскоре Изяслав и Всеволод Ярославичи разбили его на Немиге. Убежав в Киев, Всеслав был заключен там Ярославичами в тюрьму. Но затем сами Ярославичи были разбиты половцами, и взбунтовавшиеся киевляне, освободив Всеслава, посадили его на киевский престол. Против него направился изгнанный киевлянами Изяслав Ярославич. Встреча между князьями произошла у Белгорода, но Всеслав, предвидя поражение, бежал и еще до восхода солнца был в Полоцке – драпанул, как волк, спасая свою шкуру);шестой – упоминание об обротничестве этого князя (как у былинного Вольги): «Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь влъком рыскаше: из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хръсови влъком путь прерыскаше»,то есть, в стихотворном переводе (Николая Заболоцкого) на современный язык это звучит так:
- Тот Всеслав людей судом судил,
Города Всеслав князьям делил,
Сам всю ночь, как зверь, блуждал в тумане,
Вечер—в Киеве, до зорь—в Тмуторокани,
Словно волк, напав на верный путь,
Мог он Хорсу бег пересягнуть.
В этом переводе Всеслав блуждает ночью в тумане не в шкуре волка, а – «словно волк». Ну, невозможно было в советские времена написать об оборотничестве, что русский князь и в самом деле превращался в волка-оборотня.
В стилистически неловком подстрочном переводе смысл первоисточника все же сохранен:
- Всеслав-князь людям суд правил,
князьям города рядил,
а сам в ночи волком рыскал:
из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя,
великому Хорсу волком путь перерыскивал.
(Тмуторокань (или Тмутаракань — древнерусский город X-XII веков, на Таманском полуострове, современная станица Таманская. Возник на месте античной Гермонассы и хазарской Таматархи. Сохранились руины оборонительных стен, домов и собора. Хорс – бог в славяно-русской мифологии, одно из названий бога солнца).
Уже цитированный нами в этой главе греческий «отец истории» Геродот подчеркивал неразрывную связь невров (академик Борис Александрович Рыбаков считал невров славянами), живущих на северных границах скифского мира с волком: «Эти люди, по-видимому, колдуны… Каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем принимает человеческий облик».
По этому поводу Николаева и Сафронов пишут: «Змей Огненный волк в сербском эпосе — предводитель дружины. Его редкое сходство с Всеславом-Волхвом и развивающим этот сюжет князем Всеславом Полоцким восходит к эпохе общеславянского единства и к мифу той эпохи о князе — предводителе дружины, у которого с рождения обнаруживаются знаки волшебной власти.
Сюжет о Волхе Всеславльевиче и его походе в Индию принадлежит архаичному слою в русском былинном эпосе. Обернувшись волком, он бегает по лесам и «бьет звери сохатые». Доходит до столицы «индийского царя», превращает своих воинов в муравьев и неожиданно захватывает город. В образе Волха Всеславича отразился славянский бог Волос-Велес, в котором есть тоже змеиные черты. Получается сочетание аналогичное Змею Огненному Волку».
Впрочем, про оборотней у нас разговор впереди. Сейчас же хотелось бы упомянуть о Егории волчьем пастыре, о котором написал в одном из своих ранних стихотворений Алексей Николаевич Толстой:
В поле голодном
Страшно и скучно.
Ветер холодный
Свищет докучно.
Крадется ночью
Стая бирючья,
Серые клочья,
Лапы что крючья.
Сядут в бурьяне,
Хмуро завоют;
Землю в кургане
Лапами роют.
Пастырь Егорий
Спит под землею.
Горькое горе,
Время ночное…
Встал он из ямы,
Бурый, лохматый,
Двинул плечами
Ржавые латы.
Прянул на зверя…
Дикая стая,
Пастырю веря,
Мчит, завывая.
Месяц из тучи
Глянул рогами,
Пастырь бирючий
Лязгнул зубами.
Горькое горе
В поле томится.
Ищет Егорий,
Чем поживиться…
Страшно и скучно.
Ветер холодный
Свищет докучно.
Крадется ночью
Стая бирючья,
Серые клочья,
Лапы что крючья.
Сядут в бурьяне,
Хмуро завоют;
Землю в кургане
Лапами роют.
Пастырь Егорий
Спит под землею.
Горькое горе,
Время ночное…
Встал он из ямы,
Бурый, лохматый,
Двинул плечами
Ржавые латы.
Прянул на зверя…
Дикая стая,
Пастырю веря,
Мчит, завывая.
Месяц из тучи
Глянул рогами,
Пастырь бирючий
Лязгнул зубами.
Горькое горе
В поле томится.
Ищет Егорий,
Чем поживиться…
Некоторые ученые считают, что Егорий волчий пастырь – это переосмысленный в народе образ Георгия Победоносца. Вряд ли это так. Что общего, кроме имени (Егорий это, действительно народная форма имени Георгий), может быть между христианским мучеником и богом животных? Скорее, нужно искать сходство между Егорием и гиперборейским богом Аполлоном, повелевавшим волками (точно так же, как его сестра Артемида изначально была повелительницей медведей). Причем, сам Егорий был человеком или, что, весьма вероятно, оборотнем. Если вы внимательно прочитали отрывок былины о князе Волхе Всеславиче, то не могли не обратить внимания, что тот, оборачиваясь, все же не становился вполне волком; волкам-то от него больше всего и доставалось: «А и волку, медведю спуску нет». Именно таким в народных преданиях и был Егорий, которому следовало жертвовать часть урожае. Тогда он защищал крестьянский скот от набегов своего «серого воинства». Если же какой-то волк нарушал этот запрет, то хозяин карал его очень сурово: просто вбивал тому в глотку камень и волк, не способный ни есть, ни пить, умирал от голода. Но, если люди забывали о Егории, не приносили ему жертв, то у него не было повода для сдерживания волчьих стай – они резали скот, сколько их душе было угодно; больше убивали, чем ели.
А теперь – самое главное. Волчица-тотем, волк- помощник на охоте – это вполне понятно и объяснимо, а что такое «Хлебный волк», о котором довольно подробно пишет в своей знаменитой книге «Золотая ветвь» Джеймс Джордж Фрэзер: « Начнем с духа хлеба в облике волка или собаки. Такое представление о нем распространено во Франции, в Германии и в славянских странах. Так, когда волны хлеба колышутся на ветру, крестьяне нередко говорят: «По хлебам проходит волк», «Ржаной волк проносится по полю», «В поле волк», «В поле бешеная собака», «Там большой пес». Когда дети собираются в поля собирать колосья и васильки, взрослые предостерегают их, говоря: «В хлебах сидит большой пес», «В хлебе сидит волк — он разорвет вас на куски», «Волк вас съест». Детей предостерегают не от простого, а от так называемого Хлебного, Ржаного или другого подобного волка. Их, к примеру, предупреждают: «Дети, придет Ржаной волк и вас съест», «Ржаной волк утащит вас» и т. д. И все же по своему внешнему виду такой волк ничем не отличается от обычного волка».
Автор этой книги не является знатоком народных поверий германских народов, но нам кое-что известно о смысле «Хлебного волка» у славян. Так, на браслетах древнерусских мастеров XII — XV веков изображен волк в узорчатом поясе; из хвоста у него растет зеленый побег. Эти браслеты назывались «русальскими» и были ритуально связаны с молениями о дожде, о живительной, с плодородием земли и плодородием в более широком смысле слова. Первым волком, выгравированным на русском серебре, является волк на оправе турьего рога из Черной могилы из Чернигова. О значении этой находки Рыбаков писал: «Этот волк, как и его сказочные потомки, благожелательны к человеку и к жизненному началу вообще.» Да и на православных храмах, в частности на Дмитровском соборе во Владимире изображено свыше двух десятков волков. Среди них есть и волки с «процветшими хвостами».
С этим вполне согласуется поверье сербов о том, что волк приносит удачу и может предсказывать урожай. Казалось бы, с чего бы лесному жителю интересоваться созреванием колосьев? Этому есть вполне внятное объяснение: волк, агрессивный самец, охотник – воплощенное мужское начало. Сам, будучи частью природы, он может выступать как оплодотворитель природы – растительности, пассивно женской по своей сути. Чтобы наши рассуждения не выглядели произвольными фантазиями, скажем, что у «Хлебного волка» на древнерусских браслетах есть конкретное имя – Семаргл. Этого посланца богов иногда изображали в виде небесной собаки (или крылатого волка). Он так же отвечал за всхожесть семян. За Семергла пили из турьих рогов, которые украшались чеканкой с изображением волка с хвостом из растений.
Точно так же за сохранность урожая отвечал Егорий волчий пастырь. Ну, а в Синей Сварге, на ее небесных полях и вовсе — «волки траву». Так что никакой тайны «Хлебного волка» нет, ведь и в русских сказках волки подчас клянутся не есть мяса, а полностью перейти на растительную пищу.
***
Русские пословицы о волке
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Волка ноги кормят. Что у волка в зубах, то Егорий дал. Как волка ни корми, а он все в лес смотрит. Пастухи воруют, а на волка поклеп. Волку сеном брюха не набить, так создан. Знать волка и в овечьей шкуре Сытый волк смирнее ненасытного человека. Не суйся в волки с собачьим хвостом. Кто волком родился, тому лисой не бывать. Не все, что серо, волк. Сказал бы словечко, да волк недалечко Веселье волку, как не слышать за собою гонку. Счастье, что волк: обманет, в лес уйдет. Верь волчьим слезам. Ловит волк, да ловят и волка. После нас, хоть волк траву ешь. Коли конь, да не мой, так волк его ешь! И волки сыты, и овцы целы. Волк дорогу перебежит к счастью. Помяни волка, а волк тут. Стал бы кормить и волка, коли б траву ел.
***
Волковы
У многих народов существовала традиция давать имена по тотемному животному. Эти почетные прозвища, передававшиеся по наследству детям,внукам и правнукам, превратились в «животные» фамилии. В России, наряду с Медведевыми, Зайцевыми, Орловыми,Соколовыми,одной из самых распространенной была фамилия Волковых. Одному из старинных дворянских родов дал начало знатный литовец Григорий Волк, прибывший в Россию в начале XVI века. Дети Григория уже именовались по отцу (чьими?) – Волковыми. Так от старшего сына, Василия Ивановича Волкова пошло самое большое потомство,известное в Вологодской, Костромской, Новгородской, Московской, Санкт-Петербургской и Ярославской губерниях. Вполне оправдывая свою фамилию многие Волковы прославились в ратном деле:служили воеводами и стольниками. Так,из потомков Абрама Васильевича (внука Григория Волка), участвовавшего в 1634 году при осаде Смоленска, известны Андрей Алексеевич, убитый в сражении при Лесном (1708 год); Алексей Андреевич (1738 – 1796 годы), генерал-поручик, пермский и тобольский генерал-губернатор; Аполлон Андреевич (1739 – 1806 годы), сенатор; Сергей Аполлонович (умер в 1854 г.), попечитель Московского университета.
Нет никакой возможности перечислить всех прославленных людей,носивших эту фамилию. Но о некоторых из них мы просто не можем не упомянуть,так как их имена сами стали мифами – одни широко известными,другие – незаслуженно и преждевременно забытыми.
Первым в этом ряду следует назвать Федора Григорьевича Волкова (1729 — 1763) - первого русского профессионального актера, основателя русского театра, вторым — Федора Ивановича Волкова (1755 – 1803) – одного из первых отечественных архитекторов; третьим - Ефима Ефимовича Волкова (1844 — 1920 ) – известного живописца-передвижника (в Третьяковской галерее хранятся его работы «Болото», «Ранний снег», Осень», в Русском музее – картина «Над рекой»).
Надо вспомнить так же славного воеводу Зиновия Васильевича Волкова (1656 — 1660),отличившегося во время войны со шведами боевыми подвигами, и Алексея Степановича Волкова (1726 — 1769),который,не раз рискуя быть обезглавленным турками,способствовал возвращению славян из Турции на родину,на берега Днепра и Южного Буга (правда,он удивился бы,узнав,что потомки возвращенных им славян отделились от России,образовав собственное государство).
В новые времена прославились два космонавта — Александр Александрович Волков (род в 1948 году) и Владислав Николаевич Волков (1935 -1971), после гибели последнего в Казахстане его именем названы кратер на Луне, астероид, научно-исследовательское судно, улицы в Москве и других городах. Известны два писателя — Александр Мелентьевич Волков (1891-1977),автор известной серии книг для детей от «Волшебника Изумрудного города» до «Желтого тумана» и публицист Олег Васильевич Волков (1900 -1996)чья жизнь овеяна легендами. Дворянин,вступивший в армию Корнилова и пытавшийся спасти от расстрела царскую семью,тридцать лет провел в лагерях ГУЛАГа. После освобождения отдал весь свой талант защите национального наследия России, сохранению чистоты русского языка, культуры, природной и исторической среды. Стал лауреатом Государственной премии России и кавалером ордена Франции за заслуги в области литературы и искусства.
Надо так же упомянуть Александр Николаевич Волкова(1886-1957), российского живописца-кубиста,который прожил жизнь в Узбекистане и воспел этот прекрасный край в своих полотнах.
***
Слово «волк» образовано от общеарийского слова,означающего «тащить»,то есть – «тот,кто таскает скот».
***
Прозвания волка и «волчьи» названия. В народе его называли разными именами – бирюком, аукой, серым, овчаром,боясь,что,если назвать его настоящим именем,то он тут же и появится.
Про медведя говорили, что он задрал корову,бабр (так на Дальнем Востоке называли тигра) ее унес,а волк – зарезал.
Волчьим глазом называли полудрагоценный камень опал. Если у лошади зуб,раскрошился по краям и стал острым,то это – волчий зуб. Так же называли у зуб у человека,который вырастал не так,где надо,например,на небе. Очень много растений носило название волка.Это:папоротник – волчья трава,растение купена – волчьи глазки,прикрыт большой – волчий корень,а есть еще волчья ягода (или вороний глаз),волчий перец,волчье лыко,а волчцом называли вообще все сорные травы.
Борзую собаку, с которой охотились на волков,называли волкогоном. Были и мощные псы-волкодавы. Помесь волка и собаки называли волчьим тумаком (то есть, пинком).
***
Волки-оборотни.
Волдодлаками или вовкулаками (в Германии — вервольф, во Франции – Ле гару) называли человека, обращенного в волка. После этого он мог превращаться почти в любое животное: собаку, кошку, даже в куст или пень. Но для начала нужно было найти в лесу гладко срубленный пень, воткнуть в него с соответствующими заклинаниями, нож, а затем перекувырнуться через этот пень. Тут уж человек обязательно станет волком, а, когда ему надоест рыскать по лесу, необходимо вернуться на то же место, стать строго с противоположной стороны и перекувыркнуться обратно. Если же за это время кто-то находил и забирал нож, то оборотень так навсегда и оставался в волчьей шкуре.