
Часть 1-я
"Народы моря" есть не только на фресках Древнего Египта, но и на наскальных рисунках Сахары – белые наездники на колесницах. И они не похожи на гиксосов, вторгшихся в Египет в 1200 году до нашей эры и осевших в Киренаике.Одежда, оружие и доспехи, тип колесниц и, наконец, физический облик не оставляют сомнения, что это пришельцы с севера – из районов восточного Средиземноморья. Речь идет о походах «народов моря» в конце XIV века до нашей эры. Именно тогда крупные военные отряды из Эгейского бассейна вторглись в Ливию и Египет. Есть предположение, что в состав «народов моря» входили и воины из района Атласа. Первую победу над "народами моря" одержал египетский фараон Мернептах в 1251–1231 гг. до н.э. Но племена «народов моря», успели смешаться с местными ливийскими племенами и в Египте, пока армия Рамзеса III не нанесла им сокрушительное поражение в районе сегодняшнего Эль-Аламейна в 1200 году до нашей эры. Но и после этого фараон вынужден был поселить их в дельте, где они жили, не признавая ничьей власти над собой.

По наскальным рисункам Сахары можно проследить некоторые маршруты, которыми уходили «люди колесниц» в глубь пустыни, растворяясь постепенно в местном населении. Так они дошли до Нигера. А остальные «Таинственные, загадочные, непознанные...» группы не известно пока, откуда они пришли, и куда ушли. Это так называемые гараманты, о которых знали Геродот и Тацит, Помпоний Мела и Сенека. Лукиан и Страбон. Культура гарамантов, живших в древности на просторах еще не высохшей до конца пустыни, была ливоберберской в своей основе. В последние годы удалось несколько прояснить этнический состав «народов моря». Среди них были ахейцы, данайцы, сарды, ликийцы и, конечно же, давно известные древним египтянам критяне – «кефтиу». Все они значительно повлияли на антропологическую и языковую среду Северной Африки. Участие «народов моря» в формировании Канарского этноса представляется ученым весьма правдоподобным.
На каком языке говорили древние канарцы? Скорее всего он был родственен и берберскому, и некоторым западноафриканским языкам. Чудом уцелел пережиток древних времен – язык свиста, который до сих пор распространен среди жителей одного из Канарских островов – острова Гомера. Еще монахи Бонтье и Леверье писали, что жители островов «говорят губами, как будто у них нет языка, и какой-то правитель сослал их сюда в наказание, вырвав языки».

В конце IХХ века немецкий этнограф Кеденфельд писал: «Они могут передавать любую мысль с помощью свиста, причем на расстоянии до тысячи метров, то есть даже когда крик не имеет смысла». Во время войн этот свист очень помогал канарцам, они заблаговременно «высвистывали» опасность, а в мирное время извещали о начале празднеств и о других событиях. Свист этот может быть самых разных оттенков. Известен способ общения с помощью барабанов в различных районах Африки, когда новость выбивается нехитрым кодом на расстояние десятка километров — от деревни к деревне. Бушмены Калахари общаются с помощью дыма костра. У племени гурунси-нанкансе в излучине Нигера имелась флейта, с помощью которой кочевники переговаривались на большом удалении друг от друга. «Свистящая деревня» открыта в 60-х годах в Турции. Наверняка последуют новые подобные открытия и, конечно, в горных районах. Ученым предстоит выяснить много вопросов: каким образом переводятся обычные фразы на язык свиста, как рождаются комбинации свистовых модуляций...
Основная часть наскальных надписей - это хаотическое нагромождение значков и фигур, среди которых можно разобрать отдельные изображения, напоминающие надписи... Вот тщательно скопированные значки с острова Йерро.

Испанский священник дон Аквилино Падрон, прогуливаясь среди базальтовых глыб, обнаружил две горизонтальные строчки знаков, каждый из которых был около пяти сантиметров в длину. Их много на юге острова. На первый взгляд, они напоминают древнеегипетские иероглифы, но я напрасно искал там сидящие фигуры и быков Аписа с митрами, ибисов, которыми покрыты обелиски Египта. Не обнаружил я там ни рыб, ни четвероногих животных, которых видел на мексиканских и инкских календарях. Наверное это открытие имеет важное значение, ведь надписи скорее всего сделаны в очень далекую эпоху и отличаются от найденных раньше. Они несомненно выражают какие-то мысли, породившие эти надписи. Контуры значков неглубоки и стерты и видны только при ярком свете. Они сделаны на отвесных скалах и раньше наверняка были видны на значительном расстоянии. Значки окружены рисунками: спиралями и кружками. Туареги Сахары до сих пор пользуются древнеливийским письмом тифинагом. Письмо туарегов сходно с Канарскими надписяими – с письмом тифинаг.При тщательном исследовании выяснилось сходство канарских письмен с финикийскими надписями, найденными в Южной Испании и в Карфагене. Надписи Тенерифе на Канарах высечены, несомненно, металлическим орудием, а ведь известно, что гуанчи не знали металлов. Вообще на Канарах представлено несколько видов надписей. Наиболее вероятным кажется такой вариант. За века исследований у ученых накопился огромный этнографический материал, говорящий о сходстве древних канарцев с берберами. Вполне вероятно, что именно протоберберы составляли основное население островов. В свете этого проблема большинства надписей на скалах островов проясняется. Их авторы – протоберберы.
Но если берберы жили на Канарах и принесли туда в отдаленную эпоху письменность, то почему она не сохранилась у канарцев к приходу европейцев, а была представлена лишь наскальными знаками? Ливийские надписи найдены на территории Туниса и восточного Алжира, однако дальше на запад, в сторону Канар, они не попадаются! А между тем на западе находится Марокко, где испокон веков живут берберы! Канарские острова могли посещать и ранние мореплаватели – карфагеняне и другие. Надписи на Йерро, Тенерифе и Гран-Канарии – свидетельства таких плаваний», – заключает английский ученый Э.Хутон. Поразительно, но самое большое количество надписей обнаружено самом западном острове архипелага – на Йерро.
Исследователи насчитали на Йерро и Гран-Канарии 373 значка. Недавно удалось сгруппировать эти значки согласно алфавиту и получить первый результат: выяснилось четыре типа надписей. Первый – спирали, бороздки и закругленные линии, аналогичные которым находят в памятниках древнейшей письменности эпохи бронзы Западной Европы, Скандинавии и в некоторых сахарских петроглифах. Второй – таинственные надписи с параллельными горизонтальными линиями, пересеченными вертикалями, полуспирали и крестики. Они наводят на мысль о родстве с граффити лигуров, найденными в долинах Ле Меравилье и Фонтанальба в Италии. Третий – алфавитные знаки, полностью схожие с ливийскими. Четвертый – значки, весьма схожие с письмом А на Крите и с петроглифами Верхнего Египта. Характер многих знаков канарцев дает возможность говорить о влиянии критской письменности. Часть знаков близка к линейному письму А и Б, часть – к древнеливийскому письму, а остальные – комбинации двух предыдущих типов.

Пока что ни одна из надписей не разгадана. Это и понятно, если вспомнить слова французского лингвиста А. Бассэ: «Пытаться расшифровать ливийские надписи с помощью современного берберского языка так же бесполезно, как интерпретировать латинские надписи, используя язык парижских предместий».
Канарцы широко практиковали татуировку. На Тенерифе любили использовать для этого зеленый, желтый и красный цвета. Для татуировки, вероятно, применяли пинтадеры - предметы для рисования. Однако назначение этих орудий окончательно не выяснено. Moжет быть, их применяли на Гран-Канарии, причем большинство – в Агимесе, в мастерской, где их скорее всего и делали. Вылеплены они из обожженной глины или вырезаны из дерева, толщина – 4–8 миллиметров. Рукоятка конической или пирамидальной формы, а на чуть выгнутой поверхности вырезаны геометрические фигуры - квадраты со скругленными углами, треугольники, круги. Подобные орудия обнаружены в Мексике, Венесуэле, Колумбии, Западной Африке и Италии (Лигурия).
По данным Геродота и других источников, берберы и кабилы раскрашивали тело киноварью перед военными действиями и религиозными церемониями. Постепенно этот обычай исчез на континенте, но сохранился до XVI века на Канарах.Наиболее впечатляющим сходством между культурами древних гуанчей и египтян является строительство пирамид. Гуанчи оставили после себя пирамиды Гуимар – удивительный памятник мегалитической архитектуры. Они возвели на островах несколько небольших ступенчатых пирамид, по форме очень похожих на аналогичные пирамиды древних Египта и Междуречья.

Пирамиды имеют ориентацию «восток-запад», что говорит о их ритуальном назначении, связанном с восходами и закатами солнца. Аккуратные ступени, высеченные на западном склоне каждой пирамиды, ведут к ее вершине, где расположена площадка, покрытая гравием, на которой, по-видимому, совершались религиозные обряды. Тур Хейердал доказал, что пирамиды в Мезоамерике и в Египте могли быть построены древними первопроходцами Атлантического океана, которые, возможно, были основателями доколумбовых цивилизаций Европейского, Азиатского, Африканского и Аериканского континентов.Поскольку исконные древние жители Канарских островов были прямыми потомками атлантов, судя по их мумиям они были светловолосыми и бородатыми, то, возможно, предположил Хейердал, они и стали прообразом тех Белых Богов, за которых приняли испанцев американские индейцы. Атланты использовали то же течение, проходящее вдоль Канарских островов, а с другой вдоль берегов Центрально Америки, которое помогло и Колумбу достигнуть берегов Нового Света. Для подтверждения этой теории Хейердал предпринял транс-атлантичекую экспедицию на тростниковом древнеегипетском корабле, названном «Ра», и доказал, что на подобного рода судах люди в древности могли пересекать Атлантику.

Экспедиция Колумба была Канарском архипелаге на острове Гомера, расположенном западнее главного канарского острова Тенерифе, где запаслась провизией и водой. Но гуанчи, населявшие Тенерифе, не позволили Колумбу высадиться на их острове. Их не впечатлил внешний облик бородатыхиспанцев, они и сами выглядели так же. Совсем иначе испанцев встречали на берегах Нового Света. Им повсеместно оказывали радушный прием и даже поклонялись как богам, потому что индейцы считали их потомками основателей их цивилизации - светлокожих бородатых людей, приплывших из-за океана (надо полагать из Атлантиды). Согласно легендам ацтеков и ольмеков, их бог Кетцалькоатль был голубоглазым и бородатым. Он явился из-за океана и научил индейцев земледелию и строительству.
Мумии у гунчуй похожи на мумии древних египтян и мумии инков. Техника мумификации у всех этих народов схожа даже в деталях. При этом использовали многие травы, а для сохранения кожи также сок драконового дерева, обладающий консервирующими свойствами. Они сохраняли останки своих родственников, ничего не жалея для их увековечивания. Перед кончиной человек сам готовил дубленые шкуры, куда его останки должны будут завернуть. Рецепты, по которым изготовлялись лучшие мумии – «хахо», утеряны. У канарцев должность мумификатора была презираемой. Их труд хорошо вознаграждался, но жили они отдельно. Мужчины и женщины препарировали тела соответственно своему полу. Хронисты говорят, что то была отдельная каста жрецов, деяния которых окружались священной тайной, и с их смертью уходил секрет мумификации. Существовало несколько видов бальзамирования.
Труп клали на каменный стол и делали разрез внизу живота острым ножом «табона». Внутренности вынимали, тут же промывали и чистили. Мыли свежей водой с солью и остальное тело, особенно тщательно уши, полость рта и пальцы. Большие полости тела наполняли ароматическими травами, а потом тело выносили на жаркое солнце или же, если было пасмурно, помещали в особую сушильню.Его обмазывали мазью, составленной из жира овцы, пыльцы ароматических растений, коры сосны, смолы, дегтя, пемзы и других компонентов. Некоторые исследователи полагают, что умащивания включали также масло, обезвоживающие вещества и субстанции, обладающие бальзамирующими свойствами, такие, как смола и листья гранатового дерева. На пятнадцатый день обряд мумификации завершался, мумия становилась сухой и легкой. Родственники приходили за ней и устраивали торжественные похороны. Они зашивали тело в шкуры, приготовленные еще самим покойником, и опоясывали его ремнями, сделанными в виде скользящей петли. Правителей и знать клали в пещеры поодиночке. Гроб был выдолблен из древесины того вида можжевельника, которая не поддается разрушению.
Тела мумифицировали только три народа на Земле – древние канарцы, инки и египтяне эпохи XXI династии. И все они прятали мумии в труднодоступных, скрытых от глаз местах. В гроте Тараконте на Гран-Канарии найдена мумия старухи, захороненная в сидячем положении, как это делали в Перу инки.

Долгое время считалось, что у древних обитателей архипелага не было ни лодок, ни плотов, а следовательно, исключалась возможность даже каботажного плавания. Говорили о некоем «табу» моря, об отсутствии строительного материала на островах. Есть и теория, по которой канарцы – часть сахарского племени, насильно выселенного карфагенянами на пустынные острова. Но недавние исследования на Гран-Канарии позволили установить, что на островах есть наскальные рисунки, где представлены несколько типов древних судов. Одни из них похожи на корабли скандинавских петроглифов и одновременно на суда, изображенные на скалах Нубийской пустыни и на вазах додинастического Египта. Другие пока не поддаются идентификации.

На Канарах обнаружено множество свидетельств культуры гуанчей: это и настенная пещерная живопись, надгробия, могилы, разбитая посуда и другие предметы домашнего хозяйства. Схожие находки обнаружены и на близлежащих берегах африканского континента, особенно на территории Марокко, что говорит о проникновении гуанчей и Атлантов в Африку. Здесь произошло их смешение с местным населением, результатом чего, по-видимому, является, наличие до сих пор у местных берберийских племен некоторых нордических черт. Вполне вероятно, что европеоидный генофонд, проникал сюда и позднее – во времена греческих и римских колоний и вандало-аланского королевства Северной Африки, а также в Средние века, когда тысячи белых рабов свозились сюда арабами с северного побережья Средиземного моря.
Если верить некоторым ученым, на островах встречаются еще настоящие гуанчи. В войне с колонизаторами, длившейся до конца XV века, количество канарцев сократилось с 20 тысяч до 600 человек. Сражались они с величайшим мужеством. Но обнаруженные «нетронутые» манускрипты, в подлинности которых теперь никто уже не сомневается, сообщают, что политика искоренения населения архипелага проводилась далеко не так интенсивно, как принято было считать. Так, например, некоторые вожди гуанчей, яростно боровшиеся против завоевателей в течение многих лет, оказывались вдруг в лагере испанцев, заключали с ними союзы, почитались вместе со своими подданными как соплеменники испанцев. Церковь видела в жителях островов будущих христиан и потому достаточно милостиво к ним относилась. Сколько канарцев уцелело после завоевания, сказать трудно. В начале войны число воинов составляло 5–7 тысяч человек, а все население Гран-Канарии равнялось 20 тысячам. В XVI веке численность жителей на острове определялась 10 тысячами, из них половина была чистокровными островитянами, а остальные – метисами.
Испанский антрополог М.Фюсте обследовал в Канарском музее 958 черепов, около 400 полных скелетов и 362 современных канарца. Ученый сделал вывод: у сегодняшних жителей стойко сохраняются основные элементы расового комплекса населения, жившего до захвата островов. Важно то, что эти признаки обнаруживают не спорадически, а являются устойчивыми.
Нет сегодня древних вавилонян и ассирийцев, лигуров и готов, этрусков, нет древних греков и древних римлян. Но гибель народа еще не означает физического исчезновения его представителей. Для гуанчей, говорят ученые, это лишь частичный переход от одного антропологического типа к другому. Сегодняшние канарцы и не подозревают, как много у них генов гуанчей!
Гуанчи жили в пещерах, которые сами выдалбливали в скалах, стены часто украшали деревом или разрисовывали, но большей частью этот дом служил только для сна, жизнь гуанчей проходила на открытом воздухе. В пещерах же и хоронили своих покойников, мумифицируя их. Гуанчи занимались земледелием, разводили коз, овец и собак, ходили в небольших накидках из козьих шкур или совершенно обнаженные, ведь климат на островах всегда был комфортным для людей. Это покажется удивительным, но до сих пор некоторые обитатели Тенерифе живут... в пещерах.

Подобные «апартаменты» имеются и на других Канарских островах. В естественных пещерах температура воздуха постоянна и днем и ночью, и зимой и летом: 20°С. Идеальный микроклимат. Еще задолго до прихода на Тенерифе испанцев пещеры облюбовали аборигены-гуанчи. Испанцы тоже оценили преимущества такого жилья, пусть и как временного. Ну а как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Но несмотря на столь простой быт, гуанчи заботились о воспитании своих детей. Правда, воспитание подрастающего поколения понималось коренными жителями островов весьма своеобразно. Всех юных девушек они отправляли в специальное заведение – моне, для того чтобы подготовить их к замужеству. Подготовка же состояла лишь в том, что девушек откармливали до 100-килограммового веса. Более стройные невесты на Канарах у женихов успехом не пользовались. Культура гуанчей, видимо, сохраняла многое из матриархата , по крайней мере, женщина играла очень важную роль и в передаче прав наследования, и в воинских делах (известны легенды о воительницах, принимавших участие в битвах). Традиционны легенды о том, как гордые «аристократки» гуанчей бросались со скал, совершали ритуальные самоубийства, чтобы не попасть в плен.
А.В. Галанин: Атлантида. Вселенная живая. Владивосток, 2011.