?

Log in

No account? Create an account
Русь Великая

lsvsx


Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.


Previous Entry Share Next Entry
Чья история запечатлена в легенде: Немного земли - величиной только с бычью шкуру?
Русь Великая
lsvsx

В рассказах Н.М.Пржевальского есть такая легенда, которую он услышал от тибетцев. Она как-то пояснила путешественникам ощутимое недоверие местных.

Цитирую:

Многие из местных легенд отличаются оригинальностью. Есть легенда, очень напоминающая легенду о построении Дидоною Карфагена.

Во времена весьма давние пришел будто бы на границу Тибета какой-то ян-гуйза с тем, чтобы пробраться внутрь страны, но его туда не пустили. Тогда он попросил, чтобы ему продали кусок земли, равный бычачьей шкуре. Тибетцы согласились на это, заключили формальное условие и взяли деньги. Ян-гуйза изрезал кожу на тонкие ремешки и обвел ими большое пространство земли, которое оспаривать у него никто не мог. С тех пор тибетцы стали бояться хитрых европейцев.


О Дидоне (в римской мифологии царица, основательница Карфагена) обычно говорится следующее... Бежав после смерти мужа со многими спутниками и сокровищами в АФРИКУ, Дидона купила у берберского царя Ярба землю. По условию она могла взять столько земли, сколько покроет бычья шкура; разрезав шкуру на тонкие ремни, Дидона окружила ими большой участок и основала на этой земле цитадель Карфагена Бирсу"


Повторяется ли этот сюжет еще где-либо? - Да и, как оказывается, немало.

Схожий сюжет записан Л.С.Толстовой в Хиве, у туркмен в ХХ веке. В этой легенде говорится о том, как Хазират Полван-ата сумел обманным путем потребовать у царя Индии столько людей, сколько поместиться на шкуре коровы: разрезав шкуру коровы на тонкие ремешки, он окружил большую территорию, на которой разместил много людей; людей этих он отвел в Хорезм.


Многочисленные легенды о быке, помогающим людям освоить новые земли, или оказавшим услуги при заложении новых городов и селений зафиксированы Г.П. Снесаревым у тюркоязычного населения Хорезмского оазиса. Например, у этого автора также имеется мотив плутовства, обмана при освоении новых земель, когда новопоселенцы просят у хозяев “немного земли - величиной только с бычью шкуру”.

Обнаружен этот сюжет и у малочисленного северного народа юкагиры, язык которых исследователи до сих пор затрудняются отнести к определенной языковой семье. В юкагирской легенде “Петр Бэрбэкин” рассказывается как Петра Бэрбэкина старики отправляют к владыке Верхнего мира. Петр Бэрбэкин берет бычью шкуру, разрезает его по кругу узкой ленточкой и получилась у него длинная лента. Придя на Верхний мир, Петр лентой окружил себе огромную площадь, границу сделал и внутри нее рассыпал землю, прихваченную с собой и по четырем углам поставил кресты. Таким образом, он себе среднюю землю сделал и стал здесь жить. Владыка Верхнего мира послал своих подчиненных, чтобы те наказали Петра Бэрбэкина, но они не смогли это сделать, так как не могли проникнуть вовнутрь огорожененой территории. Петр им ответил, что стоит на своей земле. Действительно, земля со всех сторон огорожена, по всем четырем сторонам поставлены кресты и неоткуда туда проникнуть. Так Петр Бэрбэкин спасся от наказания.

К этому сюжету о плутовстве с землей при помощи ленты, нарезанной из бычьей шкуры, примыкают также мотивы заселения новых земель при помощи быка или переселения на новые земли на спине быка. Мотив заселения новых земель при помощи быка имеется и в зороастрийском тексте Бундахишн, где говорится о главах шести родов, которые на спине мифического быка переправились через озеро Воурукаша и заселили новые земли. Взято здесь

Поиски упоминаний о Дидоне, Карфагене и бычьей шкуре привели к НХ.

"...По ходу дела обратим внимание не только на имена Дидоны, но и на обстоятельства основания Карфагена. История с "бычьей шкурой", которой обнесли будущий город, по-видимому, скрывает в себе нечто вполне реальное и не столь сказочное, как нам внушают сегодня комментаторы. Скорее всего, основатели города обнесли стеной, ВАЛОМ, некоторое обширное пространство, внутри которого возвели строения. В славянском языке ВАЛ - крепостная стена, и ВОЛ - животное, бык, звучат практически одинаково. Отсюда же английское WALL = стена. Под пером переписчиков крепостной ВАЛ мог превратиться в ВОЛА-животное. Дальше заработала восторженная "античная" фантазия: шкуру вола якобы нарезали на тоненькие полоски, изготовили длинную-длинную ленточку и т.п. О реальном событии было забыто".

Зная, что эта история запечатлена не только в античном срезе, но и в устном предании юкагир, тюрков Хорезма, туркмен и, наконец, Тибета, допущения "новой хронологии" (заработала восторженная "античная" фантазия), мягко сказать, ошибочны. И выводы, соответственно, - в лес и по дрова.

Вывод довольно очевиден. У легенды есть событие-прообраз - здесь не как с потопом, который коснулся многих жителей Земли - прообраз этот не коренится в исторических мифах, а находится поглубже в подлинной летописи земных событий.

Легенда о возникновении села Алтуд Кабардино-Балкарии. Умная женщина посоветовала мужу попросить у Хана кусок земли, который можно покрыть воловьей шкурой. Хан согласился. Кабард забил огромного вола, снял с него шкуру. Шкуру эту разрезали на тоненькие веревочки.  Вероятно это уже позднее использование легенды, но когда это село возникло?

А вот совсем недавний случай.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в станице Лысогорской построена в 1886 году мастерами из Воронежа, приглашёнными Лысогорскими казаками. Размеры церкви составляют длине шкуры барана, нарезанной на узкие ленточки. Существует об этом быль - легенда:Собрались Лысогорские казаки вместе и отправились к атаману Брянцеву, чтобы спросить разрешение на строительство. Привезли в подарок самого лучшего барана. Принял дар атаман, выслушал просьбу казаков, и немного помыслив, молвил: «Внимаю я и разрешаю строить православный храм на земле нашей, но при соблюдении малого условия – уместить церковь на шкуре барана, коего вы привезли мне».


Здесь явно идет заимствование. Так ли это с Иваном Великим, который использовал хитрый прием при получении земли от шведов.

Легенда об основании Ивангорода:

В 1345 году левобережные земли Принаровья переходят от датчан к Ливонскому ордену, купившему всю Северную Эстонию у прежних владельцев за 4,5 тонны серебра. Дабы обезопасить границы отечества, царь Иван III строит "... в лето 7000 (1492г.) ... град на неметцком рубежи, на реце на Нарове, и нарече Ивангород".

«Однажды русский царь был в гостях у шведского короля. Ели и пили вдоволь. В конце пира просит русский царь продать ему часть Нарвской земли. На что шведский король его спрашивает:

— Сколько же ты желаешь?
— Ах, много не хочу, - ответил хитрый царь, - только в величину лошадиной шкуры. Русский царь разрезал шкуру на тонкие-тонкие ремешки, связал их и получившейся веревкой обнес часть земли. Повелел выкопать новое русло для реки, которое бы отделило Город Лошадиной шкуры от Нарвы.»

Где такое случилось впервые? Или все происходило почти одновременно, так как это случается с изобретениям, когда разные умельцы в разных странах, независимо друг от друга, с минимальной дельтой по времени запускают схожие проекты?

С Древней Грецией не торопитесь. Ведь она вполне может оказаться всего-лишь Гревней Дрецией. Сомневаетесь? - Посмотрите осевые храмов в статье "На что указывает ориентация храмов древней Греции."


Оригинал взят у rodline в Карфаген и Тибет - что общего?