Русь Великая

lsvsx


Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.


Previous Entry Share Next Entry
Готы - культура, социальная структура и взаимоотношения с другими племенами (Продолжение)
Русь Великая
lsvsx

Начало...

Культура и хозяйство

Германские племена, объединенные готами, оставили после себя на территории Украины памятники так называемой вельбарской и черняховской культур. В наиболее чистом виде материальная культура готов представлена поселениями, могильниками и кладами на территории Волыни, от Западного Буга до Горыни и Случа, в границах Волынской, Ривненской и северной части Хмельницкой областей. Эти памятники появились здесь в сформированном виде. К наиболее изученным и известным принадлежат вельбарские могильники в Дитиничах, Любомле, Баеве, поселения в Лепесовке, Боратыне, Загаях-II, Линеве, Пражеве.

Материальная культура готов в Украине имеет много общих черт с готскими древностями северных и восточных регионов Польши I-III вв., хотя отличается и рядом особенностей, вызванных влиянием местной культурной среды, иными направлениями культурных и экономических связей. К таким особенностям принадлежат: отсутствие курганных захоронений, наличие керамического комплекса кружальной керамики провинциально-римского типа (черняховской), несколько иной характер металлических частей одежды, наличие значительного количества элементов материальной культуры пшеворских (восточногерманских) племен.


Наиболее ранние памятники вельбарской культуры датируются на Украине последней четвертью II в., а наиболее поздние - концом IV в. Все это время культура просуществовала в неизменном виде лишь на Волыни. Новым элементом, который появился во второй половине III в., была гончарная керамика черняховской культуры. Ее количество на разных памятниках составляет от 3 до 90%. Такая разница в количестве этой керамики на рядом расположенных поселениях объясняется, очевидно, уровнем развития общин, проживающих на них, контактами с черняховской средой. На территории Южной и Восточной Волыни, в Подолии, Поднепровье, в зонах особенно активных контактов с носителями черняховской культуры готы имели смешанные вельбарско-черняховскую культуру. На территории Среднего Поднестровья, Северного Причерноморья, в Крыму вельбарские памятники расположены среди Черняховских древностей, оставленных славянами, дакийцами, скифо-сарматами, или входили в них как один из компонентов. Все они датируются от середины III в. н. э. Это свидетельствует об особой восприимчивости германских племен к элементам культуры местного населения.

На вельбарских и Черняховских поселениях открыты жилые сооружения, хозяйственные постройки, ямы-погреба. Жилища наземные, полуземляночные и земляночные. Первые имели удлиненно-прямоугольную форму площадью 60-120 кв. м. Состояли из двух и больше камер. Одна камера часто использовалась для содержания скота или была мастерской. Широко известны небольшие наземные жилища прямоугольной формы площадью 12-20 кв. м. Стены жилищ были столбово-плетневыми, столбовыми и штукатурились глиной. Полуземляночные и земляночные жилища имели овальную, прямоугольную или неправильную форму площадью 12-20 кв. м. Конструкция стен аналогична наземным жилищам. Помещение отапливалось очагом с глиняным подом, реже глиняной печкой. Хозяйственные помещения использовались под хранилища продуктов земледелия и животноводства, для содержания скота, для мастерских и т.д.

Могильники готов плоские, без конструкций на поверхности. Господствующим был обряд трупосожжения. Остатки кремации помещались в ямку (ямные погребения) или осыпались в сосуд урну (урновые погребения). Вместе с останками находились мелкие вещи - украшения, сосуды, орудия труда, редко предметы вооружения. На могильниках известны жертвенные ямы, куда ссыпались остатки тризны. Богатым и разнообразным был вещевой инвентарь культуры, в частности, посуда. Керамика изготавливалась ручным способом. Для приготовления еды использовались горшки, а для сохранения запасов еды - глубокие сосуды, миски. Их верхняя часть хорошо выглажена, а корпус украшен рустом. Столовая керамика миски, вазы, стопки, кружки, отличаются лощеной поверхностью, разнообразием форм. Посуда чисто орнаментирована врезными линиями различных комбинаций, наколами, составляющими геометрические рисунки. Среди деталей орнамента заслуживают внимание небольшие, вертикальные, глухие ушка (лжеушка), расположенные под шейкой. Со второй половины III в. готы, как и другие народы, входившие в состав черняховской культурной общности, широко использовали кружальную керамику в хозяйстве, в основном в качестве столовой посуды и хранилищ для продуктов питания. Довольно часто такая керамика повторяет формы и орнамент лепной посуды.

Значительную часть вещей составляют украшения н металлические части одежды. Это фибулы, подвески, булавки, браслеты, ожерелья, перстни, пряжки. Они изготавливались из железа, бронзы, серебра и золота. Особенно знаменитыми были готские женские украшения, состоявшие из двух больших серебряных кольчатых фибул и массивной пряжки. Такие вещи хорошо известны из могильников в Крыму.

Главным занятием готов, проживавших в Лесостепной части Украины, в Крыму, было земледелие, основа расцвета ремесел и торговли процветания сельских общин и народа в целом. Уровень земледельческого производства был достаточно высоким для своего времени и явился результатом влияния провинциально-римской культуры из Подунавья. Об этом можно судить по набору сельскохозяйственных орудий, особенно орудий для обработки почвы сбора, и переработки продуктов земледелия.

В данном случае показательными являются находки не только на "чистых" вельбарских памятниках Западной Украины, но и на памятниках Северного Причерноморья, Крыма, Поднепровья, где готы составляли определенную часть Черняховского населения.

Здесь известны находки железных частей почвообрабатывающих орудий - узко- и широкомасштабные наральники (Магомедов, 1984, с,62-63). По заключению Ю.А.Краснова, такие наральники были составной частью рала с полозом - орудия, способного подрезать дернину и частично разламывать ее. 'Это имело важное значение для борьбы с корневой системой травянистой растительности. Оборот пласта вспаханной земли способствовал ее взрыхлению и повышению урожайности. Рало с полозом, по мнению Ю.А.Краснова, явилось основой изобретения плуга. Оно было заимствовано от гето-дакийских племен из дунайских провинций Рима. Для обработки огородных культур применялись мотыги. Такие орудия найдены в Лепесовке на Волыни, в Дарьевке, в Причерноморье.

Более частыми являются находки серпов - главного орудия черняховцев для уборки урожая, а также кос. Если первые имеют давние традиции на территории Украины, и применялись еще с рубежа эры, то вторые были заимствованы у античного населения Северного Причерноморья.

Для обработки зерна германцы, как и остальное население, входившее в состав черняховской культуры, применяли ротационные жернова - ручные мельницы. Изготовлялись они из плотного известняка и повышали производительность труда приблизительно в 3-4 раза по сравнению с зернотерками. Такие орудия труда появились в западной части Украины у славян-венедов еще во II в. н.э. и были заимствованы от гето-дакийцев.

Палеоботанические изыскания на керамике вельбарской культуры зафиксировали традиционный для Украины ассортимент выращиваемых готами злаков. Это просо, ячмень пленчатый, пшеница карликовая, овес, конопля, горох.

Эффективное земледелие предполагает наличие достаточно развитого скотоводства. На поселениях вельбарской культуры, по определению О.П.Журавлева, обнаружены костные остатки домашних животных - крупного и мелкого рогатого скота (бык, корова, овца, коза), свиньи, лошади. Естественно, видовое распределение животных внутри стада, принадлежавших германцам в лесостепной и степной зонах Украины, имеет отличия, основанные на природно-климатических особенностях. По подсчетам Б.Магомедова, в Северном Причерноморье процент лошадей в два раза выше, чем в Лесостепи. Зато свиней здесь в четыре раза меньше.

Однако, под влиянием хозяйственного уклада вельбарских племен Лесостепи, переселившихся в Северное Причерноморье, здесь в III-IV вв. резко увеличивается процент свиней, особенно на памятниках, где отмечены яркие вельбарские черты (Коблево).

В целом можно сказать, что животноводство у населения Северного Причерноморья, в том числе и готов, сложилось, в основном, на базе хозяйственного уклада местного скифо-сарматского населения при сильном воздействии античных традиций и влияния готов. В Лесостепи в основу животноводства германцев легли традиции древнеславянских племен.

Определенное, очевидно, вспомогательное место в хозяйстве занимала охота, о чем свидетельствуют находки костей оленя благородного, зайца, кабана, волка, а также рыболовство. Свидетельством последнего являются не только кости рыб, но и находки железных рыболовных крючков и гарпунов (Боратин, Хринники).

Продуктивное сельское хозяйство позволяло вырабатывать дополнительный продукт, что, в свою очередь, позволяло обществу выделять из своей среды людей, профессионально занимающихся тем или другим видом ремесла. Это способствовало процессу таких традиционных видов ремесла, как металлообработка, гончарные ремесла, обработка кости и шкур, дерева, камня. Эти ремесла у черняховских племен вышли за пределы общинных и стали производить продукцию на рынок.

Большое значение в жизни германцев имела торговля. Об этом свидетельствует многочисленный античный и провинциально-римский импорт, найденный практически на всех поселениях черняховской культуры. Особенно богато импортом Суеверное Причерноморье и Крым, немного его на вельбарских памятниках Волыни. Для характеристики торговых отношений Причерноморья с Римом можно процитировать отрывок из "Истории" Полития: "Для необходимых жизненных потребностей окружающие Понт страны доставляют нам скот и огромное количество бесспорно отличнейших рабов, а за ... доставляют в изобилии мед, воск и соленую рыбу. Получают же они из продуктов, которыми изобилуют наши страны, масло и всякого рода вино; хлебом они обмениваются с нами, то доставляя его в случае нужды, то получая...".

Социальная структура

Социальная структура готского общества, обитавшего на территории Украины, реконструируется по письменным источникам и археологическим материалам, полученным при раскопках готских селищ и могильников на территории северо-западной Украины.

Готские селища расположены, как показывает картографирование, отдельными территориальными группами, каждое из которых объединяло определенную социальную единицу, очевидно, племя. Наиболее часто такая группа занимает бассейн небольшой речки или озера. Наиболее четкими и заметными являются скопления селищ вельбарской культуры в Волынской и Ривненской областях, в бассейне Южного Буга.

Поселения были небольшие. Они насчитывали 3-5 усадеб с хозяйственными постройками рядом. Для примера приведем описание одного из полностью исследованных поселений готов на Волыни, в с. Городок (раскопки Д.Н.Козака). Длина поселения составляла 130 м, ширина 30 м. На этой площади, размещенной на ровной площадке террасы, находилось три отдельных двора-хозяйства, каждый из которых огораживался забором. Расстояние между дворами составляло 20-30 м. Площадь двора составляла 400-500 кв. м. В состав хозяйства входило от двух до шести хозяйственных сооружений и три-семь ям-погребов.

Анализ археологического материала, выявленного в каждой из усадеб, показал, что их жители, кроме главного общего занятия - земледелия и приусадебного животноводства, специализировались на определенном виде ремесла - ткачестве, обработке кости, металлообработке и ювелирном деле.

Таким образом, в поселении жили три отдельные семьи с собственными постройками, составлявшими жилищно-хозяйственный комплекс. Каждая семья вела самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжалась результатами своего труда. Исходя из величины поселения, количества жилых построек, расположенных в нем, тесных хозяйственных связей между отдельными семьями, что иллюстрирует дифференциация ремесленной деятельности, можно предположить, что здесь жила одна патриархальная семья, которая состояла из нескольких отдельных и самостоятельных в хозяйственном отношении малых семей, однако с уже заметной имущественной дифференциацией. Аналогичная структура прослеживается и на других поселениях вельбарской культуры Западной Украины, на черняховских памятниках с вельбарскими элементами, Северном Причерноморье. Так, на поселении Загаи-II, также исследованным полностью, на площади 2 тыс. кв. м находилось четыре жилищно-хозяйственные комплекса, расположенных на ровных террасах склона, на расстоянии 15-30 м одни от другого. На поселении в с. Лынив, на первой фазе его существования было два двора. Один из них объединял четыре жилища, а второй состоял из одного жилища. Во второй фазе здесь было построено большое наземное жилище площадью 80 кв. м и полуземлянка. Две группы жилищ, принадлежавших двум патриархальным семьям, разделенных значительным пространством, выявлено Д. Н. Козаком на поселении Боратии возле г. Луцка.

На основании приведенных данных можно предположить, что готы жили па территории Украины, в основном, патриархальными семьями, каждая из которых занимала отдельное небольшое поселение. Иногда на селище жило две, возможно и больше патриархальных семьи. Существовали в каждом регионе большие торгово-ремесленные центры, насчитывавшие несколько десятков домов. Социальная структура этих центров пока не прослежена. Возможно, это были соседские общины. Такие поселки выявлены в Лепесовке (Южная Волынь), Хринниках (Ривненщина).

Патриархальная готская семья состояла из двух-четырех малых семей, полностью самостоятельных в хозяйственном отношении. Каждая из таких патриархальных семей была, очевидно, замкнутой экономической единицей, ведущей натуральное хозяйство.

Принимая во внимание общепринятое учеными для древних обществ количество членов одной малой семьи (5 человек), получаем приблизительный количественный состав всей патриархальной семьи. Она состояла из 12-25 человек. В настоящее время не удалось проследить четко, по археологическим данным, следующую за уровнем социальную единицу -род. Если она существовала в готском обществе, то должна была состоять из нескольких патриархальных семей, занимавших несколько поселений, расположенных рядом. Такая картина прослежена, например, в округе с.Лынив (Волынь), где на солнечных склонах одного урочища, которое тянется вдоль речки на несколько километров, на расстоянии 0,5-1 км выявлено три синхронных поселения вельбарской культуры.

С большей долей вероятности можно говорить, что пространство в границах бассейна какой-то речки или вокруг озера занимало более широкое социальное объединение, чем род, очевидно, племя. Судя по количеству поселений, выявленных, например, в бассейне р. Черногузки (приток р. Стырь), в состав такого объединения входило 18-25 патриархальных семей к оно насчитывало от нескольких сотен до тысячи человек.

Данные археологии о социальном устройстве германского общества в Украине дополняются письменными источниками. Их анализ показал, что основную массу готов составляли свободные общинники (freis), которые проживали в селах (на поселениях) (weis). Они принимали участие в народных собраниях и военных походах. В обществе было распространено патриархальное рабство. Рабы составляли важную часть имущества готов и занимали главное место среди военной добычи. Однако среди свободных общинников античные источники отличают простой народ и знатных людей. Из числа последних избирались короли, руководители военных отрядов, послы. Знатные люди были заложниками в переговорах. Однако, в отдельную прослойку знать еще не выделилась. Существование имущественного неравенства в готском обществе подтверждается лексическими источниками. В библии Вульфилы готскими терминами выражены, как отмечает А.Р. Корсунский, такие понятия, как "наемный рабочий", "бедняк", "просить милостыню", "долг-должник", "проценты", "заклад", "кредитор". Это значит, что у готов уже были бедные общинники, которые занимали деньги, продукты и имущество, а также богатые, которые кредитовали их под определенные проценты, т.е. были должники и кредиторы. Из библии Вульфилы известно и ряд понятий, связанных с развитой частной собственностью "кража". Собственность", "вор".

Имущественное благополучие, достаток были адекватными социальной значимости гота. Ряд письменных источников свидетельствует, что неимущие рассматривались в качестве людей, которые не могут играть какую-то роль в общественной жизни. Однако, еще в V в. рядовые свободные готы принимали участие в народных собраниях, составляли основной контингент готского войска, были носителями норм права. Это значит, что имущественная дифференциация у готов не достигла решающего значения еще в V в. Такое состояние общества подтверждается и данными археологии, о чем речь шла выше. Готы имели ярко выраженное племенное устройство. Каждое племя имело свои святыни и священнослужителей. Письменные источники часто упоминают готских племенных старейшин. В готской библии есть слова "король", "вождь", "старейшина". Очевидно, именно они возглавляли племена. Античные авторы называют вождей готских племен королями. Однако, как отмечает A. P. Kopcyнcкий, к одной и той же персоне античные авторы применяют разные термины, что может свидетельствовать об отсутствии четкого размежевания между разными органами управления в обществе. В одних племенах еще могла сохраняться власть старейшин, в других уже утвердилась власть короля. По мнению ряда исследователей готские короли могли только советовать, а реальная власть в обществе принадлежала племенному совету и совету племенного союза. В походах, в период воины военный предводитель или король имели, очевидно, больше прав. Античные авторы отличают среди воинов народное ополчение и особые отряды воинов, входивших в личную охрану королей и вождей, относившихся к дому вождя, получавших от него оружие и коня, а также часть военной добычи.

Война, военные походы, к которым так стремились готы, были важным источником накопления богатств вождей и королей. Стремление к наживе, к накоплению в своих руках большого количества драгоценностей, поднимавших социальный статус, толкали готских предводителей и рядовых общинников к войнам, грабежам, наемничеству. Римская администрация использовала эти порывы готов и вербовала их в свою армию, подкупами и вознаграждениями легко переманивала на свою сторону целые отряды во главе с военными вождями, племенными королями. Лишь на территории Волынской области можно выделить 3-4 племенные объединения, которые, во главе со своими вождями, принимали участие в походах на Дунай и возвращались с большой военной добычей. Об этом свидетельствует серия громадных по ценности кладов, зарытых в этом регионе готами на рубеже IV-V вв. (Ласковский, Борочицкий, Брановсквй и др.). Так, лишь в Лесковском кладе было 18 золотых и серебряных предметов, в том числе 7 золотых медальонов. Вполне понятно, что сосредоточить такое большое количество золотых и серебряных римских вещей огромной ценности как в выше наведенных кладах, было под силу человеку с высоким социальным статусом - военному или племенному вождю, человеку, неоднократно побывавшему в военных походах в Подунавье.

К сожалению, нам не доступно мировоззрение готов из-за отсутствия источников. Известно лишь, что каждое из племен имело свое святилище и своих богов, которым поклонялись и приносили жертвы. Известно также, что готы первыми из племен, проживавших на территории Украины, начали принимать христианство. Особенно широко оно распространилось у готов, проживавших в Крыму.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ

Готы двигались по территории Украины не сплошной массой, а медленно, осваивая и спорадически заселяя земли, по которой проходили. Об этом свидетельствуют памятники вельбарской культуры, раскиданные отдельными островками, или определенными массивами на всей” по существу, территории Украины. Письменные данные также подтверждают, что готы в 1II-IV вв. были рассеяны на значительных пространствах отдельными се семейно-родовыми или соседскими коллективами.


Мы уже отмечали выше, что к III в. н.э. готы подчинили своему господству большинство племен, обитавших между южным Бугом и Днепром. Исходя из системы поселенческой структуры обществ этого времени, предусматривавшей значительный разброс и скрытность мест проживания, полного подчинения быть не могло. Готы, овладев Северным Причерноморьем, не только отрезали славянам, дакийцам, скифо-сарматам самостоятельный путь к морю и связи с античными центрами, но и, имея хорошую военную организацию, при столкновениях могли, очевидно, разорять селища, жечь и топтать посевы, брать пленных и т.д. По и сами готы, несмотря на военное преимущество над покоренными народами. при сохранении конфронтации тоже не могли- чувствовать себя в безопасности, живя в их среде. Поэтому конфликтное состояние не могло быть выгодным ни одной из сторон. Очевидно, на этом основании достигался какой-то компромисс, базировавшийся на признании местным населением определенной, возможно, вассально-даннической зависимости при гарантии, со стороны гуннов, безопасной жизни и свободной торговли с античными городами.

По нашему мнению, для освещения взаимоотношений готов и оседлого земледельческого населения Украины вполне правомерна экстраполяция отношений между скифами и племенами Лесостепи, которую показал Ю.В. Готье: "Одни были властители и собирали дань, другие были подневольные и платили дань ценностями, натуральными продуктами, а иногда просто поставляли властителям живую силу - воинов". Однако в целом, такая система господства облегчалась сложным переплетением этнических и социальных отношений, поэтому рядовое земледельческое население могло не чувствовать гнета. Вполне понятно, что эта система утвердилась не сразу после появления готов к Украине, а постепенно, пока окончательно не оформилась структура так называемого "государства Германариха" - временного объединения какой-то части существовавших племенных или межплеменных, одно- или многоэтнических образований под политической эгидой готов. Каждое образование имело, очевидно, более мелкую организационную структуру, которая опиралась на родовые или племенные войсковые отряды готов, проживавшие на вельбарских селищах среди аборигенов. Наиболее вероятно, что имело место хорошо отработанная связь между такими мелкими группами германцев, которые, при необходимости, вместе могли создавать военную силу, способную не только удерживать в подчинении окружающие племена, но и формировать в нужное время крупные войсковые отряды для далеких походов. Йордан в "Готике" описывает многочисленные походы готов в границы империи, особенно морские, их военные столкновения с разными племенами в Подунавье. При этом войско готских вождей насчитывает десятки и сотни тысяч воинов. Коли даже принять во внимание, что в это войско входили массы покоренных и союзных племен, все-таки его основу должны были составлять сами германцы. Приняв предложенный нами механизм организации войска из готских общин, обитавших среди подчиненных народов, можно понять, откуда готские вожди черпали такие значительные силы, следует, очевидно, признать, что готы составляли военно-административную касту в обществе народов, населявших Украину в III-IV вв.

Благоприятные климатические условия, богатые и плодородные земли, многочисленные леса, речки, озера, которые создавали великолепную базу для хозяйственной деятельности, наконец, господствующее положение среди коренного народа содействовали высокому и стабильному росту народонаселения, процветанию готских племен. Думается, именно такими, приблизительно, факторами можно объяснить почти 200-летнее господство готов на территории современной Украины, сохранение длительное время этнической обособленности.

Говоря о взаимоотношениях готов с окружающими племенами, следует отметить, что в археологических памятниках Украины III-IV вв. пока не зафиксировано смешение готских (вельбарских) и славянских материалов, в то же время, есть много случаев смешения и симбиоза гото-сарматских, гото-дакийских, гото-позднескифских элементов. Очевидно, между славянами и германцами все время сохранялась отчужденность, скорее всего, враждебность. Это подтверждается письменными источниками, в частности, сообщениями Иордана. Он пишет, что среди покоренных готами народов были и венеды, между которыми существовали довольно напряженные отношения.

Под частыми угрозами применить оружие венеды были вынуждены покоряться и терпеть готов. Однако после вторжения гуннов и после смерти Германариха, что привело к распаду его царства, конфликт между венедами и готами все-таки возник. Иордан пишет: "Амал Винитарий (иначе Витимир - "победитель" (потрошитель) венедов) с горечью переносил подчиненность гуннам. Понемногу освобождаясь от их власти, он направил войско в область антов". В. П. Буданова объясняет эту ситуацию следующим образом. Извещения Иордана и Аммиана Марцеллнна показывают, что готы Германариха делились в IV в. на несколько частей. Одна часть, задолго до нашествия гуннов, отделилась от основной массы и перешла в Поднестровье, где была остановлена везеготами под предводительством Анатариха. С первым натиском гуннов в эту же сторону направляется с востока другая группа готов под руководством Винитария - Витимира "понемногу освобождаясь от гуннов", т.е. отдаляясь от основной массы готов, подвластных гуннам. При этом у Винитария возникла необходимость обойти готов, оставшихся на месте, а это привело к вторжению в земли антов и войне с ними. В первом бою Винитарий был побежден, но в последующих разгромил антов, а их короля Божа и 70 старейшин распял. Гунны во главе с Белембером не стерпели ослушания Винитария и разгромили его войско.

На наш взгляд. размышления В.П. Будановой по поводу этого события несколько усложнены и построены на неверных исторических реалиях. В.П.Буданова исходит из того, что готы и анты жили отдельно на своих территориях чуть ли не с установленными границами. Поэтому вторжение готов на антскую землю тут же привело к великой войне. Это противоречит не только письменным источникам, но и археологическим материалам, фиксирующим германские памятники на всей территории Украины, т.е. внутри аптекой земли. Учитывая это, а также другие факторы, причины гото-антской войны можно объяснить по-другому.


Славянские племена венедов, которым со временем все тяжелее было переносить готское господство, в каких формах оно бы не выражалось, с приходом гуннов и распадом "государства Германариха", что обозначило ослабление готского могущества и разлад военно-административной системы, подняли восстание. При этом, очевидно, славяне сумели заручиться поддержкой или хотя бы нейтралитетом гуннов, которые объективно были заинтересованы в ослаблении готов. Можно предположить, что сначала борьба славян с готами выражалась в уничтожении германских поселений, расположенных в их среде, столкновениях с небольшими межродовыми готскими отрядами. Со временем готы под руководством Винитария сумели организовать карательную армию для усмирения бунтарей. Однако им не сразу удалось это сделать, несмотря на большой военный опыт. Очевидно, после распятия Божа и его окружения, т.е. военно-племенной верхушки, венедский народ какое-то время не смог оправиться. Однако гунны не хотели и не могли допустить усиления власти венедов в регионе. Поэтому, отыскав определенный повод, возможно, какой-то акт своеволия Винитария, что вполне возможно после полной победы над славянами, разгромили его войско. Это имело большое значение для продолжения славянами войны с готами.

Готы, проживавшие в Украине от конца II до рубежа IV-V вв., оставили здесь заметные следы. Если в экономической деятельности, культуре они стояли на более низком уровне, чем местное население и перенимали от него навыки хозяйствования, то в политической, военной организации общества стояли намного выше племен Восточной Европы. Это преимущество позволило готам подчинить их своему политическому господству и удерживать его на протяжении длительного времени. В археологическом материале это явление выразилось в возникновении и существовании одной из наиболее ярких культур Европы - черняховской культуры. Теперь уже общепринято считать, что костяком этой культуры была готская политическая структура, а ее телом экономика, направленная на торговлю с Римом через посредничество готов, войны и грабежи.

Д.Н. Козак

?

Log in

No account? Create an account