?

Log in

No account? Create an account
Русь Великая

lsvsx


Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.


Previous Entry Share Next Entry
Связь между древним народом Сибири и славянами: Археология о городах, культуре и величии Сибири.
Русь Великая
lsvsx

Начало...

8. Сибирская археология и этнография

Настоящая глава написана для ознакомления не искушённого в археологии читателя со сведениями о сибирской археологии. Чтобы было видно, что не на пустом месте в Сибири возникали государства и империи, и что археология подтверждает былое величие и могущество насельников Сибири.

В Сибири с глубокой древности, с каменного века проживали люди. Археология выделяет несколько этапов в истории человека на территории Сибири, приведём их хронологию в следующей редакции:

1. Нижний палеолит: более 2 млн. лет назад. Формирование на территории Евросибири человеческой европеоидной расы (Деринг-Юрях, Улалинка).

2. Верхний палеолит: Мальтинская культура (от Урала до Ангары), 35 тыс. лет назад, близкородственна (идентична) культурам Восточной Европы (Днепро-Донской, Волжской, Костенки, Мезин), Афонтовская культура, Красный Яр и др.

3. Мезолит, неолит: 15 - 5 тыс. до н.э.: Вехнеобская, Томская, Бирюса, Усть-Белая.

4. Энеолит: IV тыс. до н.э. - Афанасьевская культура, близкородственная (идентичная) древнеямной культуре Поволжья и Причерноморья - формирование индоевропейской общности на территории Евросибири. Миграции европеоидов на юг и запад.

5. Раннебронзовый век, III-II тыс. до н.э.: Самусьская, Андроновская культуры. Формирование арийской общности и миграции на юг, восток и запад.

6. Бронзовый век, II тыс. до н.э.: Карасукская культура. Экспансия «карасукских» племён на запад. Самусьско-сеймино-турбинский феномен экспансии сибирского воинства на запад.

7. Эпоха раннего железа, с I тыс. до н.э. - I тыс. н.э.: Тагарская, Кулайская, Саргатская, Усть-Пролуйская, Таштыкская культуры. Западные миграции сибирских племён отразились в истории пришествием в Европу скифов, сарматов и позднее гуннов.

Сибирские саргатцы, кулайцы и тагаро-таштыкцы - это скифо-арийские племена и их родственники. С кулайской культуры и начнём краткий обзор сибирской археологии. Кулайская культура (V век до н.э. - V век н.э.) - с этой культурой следует ассоциировать существование на территории Сибири Серики-Сербики (средневековые города Серпонов, Грустина). Более древние города Серики по сведениям античных авторов именовались (повторимся): Sera (Серпонов?) - столица, Damna, Piada, Asmirae, Tharrhana, Issedon Serica, Aspacara, Drosache, Paliana, Abragana, Thogara, Daxata, Orosana, Ottorocorrha, Solana, Sera Metropolis. Как видите, городов в Серики-Сибири было не мало. Все они оставили после себя памятники. Одни из них скрыты под существующими городами, вторые заброшены и ждут ещё своего открытия, третьи уже открыты и занесены в список археологических памятников древности.

Город Серпонов (смотри рисунки ниже) сегодня раско¬пан, и предметы из его святилища находятся в краеведческом музее города Томска. Святилище города Серпонова известно археологам под именем Саровского культового места (село Большая Саровка). Рядом со святилищем несколько раньше было обнаружено и городище, - сам город Серпонов, на берегу обского притока р. Саровки. Название городища и культового места по сохранившемуся населённому пункту Б. Саровка, что в 38 км южнее города Колпашева. Время и людская память сохранили древнюю сербскую топонимику. Это явное свидетельство непрерывности проживания в Сибири славян. Саровка - это без огласовки срв, srv=srb. Сербская топонимика, мы уже об этом упоминали, разбросана по всей Сибири, Уралу, Центральной России и Европе: В Томской области, на¬пример, населённые пункты: Саровка, Сураново, Сурово; на Урале и в России: Се¬ров, Саров, Сарское. У боснийцев (сербов) столица называется Сараево (ранее именовалась Саров). Здесь мы видим перенос названия Саров с Оби на Волгу и далее на Балканы - это трассировка движения сербов.

Исходный пункт исхода сербов из Серики – это Саров(ка) на реке Саровка. Это город Серпонов средневековых карт.

Следующий пункт миграции - город Саров на реке Саровке на землях эрзян (arsa?) в Поволжье.

Далее, город Ростов Великий – Сарское городище на реке Сара (близ озера Неро).

Конечный пункт переселения сибирских народов (сербов) с берегов речки Саровки – город Саров, сегодня, - Сараево, столица Боснии.

Город Саров-Серпонов (Саровское городище) сегодня разрушен размываемым берегом реки, сохранилась часть укреплённого когда-то города (фортификационный ров, вал). Культовое место, давшее при раскопках порядка 70 предметов культа (кулайская металлопластика) было разрушено пахотой участка, но располагаясь в глубине от берега, и не пострадало от размыва (см. рис. 8.2).

Ниже, на рис. 8.1 приведены и образцы кулайской ме- талопластики и родственной ей скифо-сибирской (сакской).

Сюжеты на артефактах идентичны, а вот техника исполнения различна. Кулайская (таёжная) пластика проигрывает своей родственной тагаро-таштыкской (лесостепной).

Но следует сказать, что различия керамики, металлических изделий, сюжетов для творчества не являются определяющи¬ми при установлении родства этносов, для этого следует употреблять другие характеристики: краниологические показа¬тели, общий культурный уровень, язык. В связи с этим, всегда удивляло очень существенное различие в археологии средневековых славянских племён - вятичей, кривичей, полян, севе¬рян, древлян, волынян.

Скифо-сибирский мир


Кулайская культура

Рис. 8.1. Металлопластика Сибири.

Как будто это очень далёкие племена различных этносов и территорий. Но ведь это были этнически близкие племена единого государства. Очень показательны в этом плане женские украшения - подвески.

Потому имеющиеся различия в археологии кулайцев, тагарцев и более поздних скифов и славян нельзя принимать за определяющие характеристики при установлении этнической принадлежности создателей артефактов. Тем более, что мы указывали выше на идентичность женских украшений угро-финнов и славян. Эту загадку ещё предстоит решить.

Рис. 8.2. Саровское городище и культовое место (выделено чёрным).
Из книги Я.А.Яковлева Саровское культовое городище.

Но вернёмся к археологии Сибири, и, конкретней, к ар¬хеологии Томского Приобья. К сегодняшнему дню на этой тер¬ритории нам известно уже более двух тысяч археологических памятников. Предлагаем читателям познакомиться только с некоторыми из них. Надеемся, что этот краткий обзор позволит составить представление о Приобье, как о древней¬шей исторической области в мировой истории.



Рис. 8.3. Город Серпонов (Саровка) на разновременных картах:
карта Н.Сансона,1653 г, ниже – современная карта.

Мы кратко говорили уже об основных этапах археологи¬ческой истории Сибири, теперь же более подробно коснёмся этих периодов. Древнейший период истории человека в Том¬ском Приобье представлен следующими памятниками: палео¬литической стоянкой в Лагерном саду в Томске, Могочинской палеолитической стоянкой, Северской (Парусинской) палеоли¬тической стоянкой (ранее 20 тыс. до н. э., кроманьонцы), па-леолитическими памятниками в бассейне реки Чулым (Арышевский карьер, Омутная, ранее 100 тыс. лет до н. э., мустьерский период, неандертальцы).

Открытие древнейших памятников каменного века на территории Западной Сибири было сенсацией в мировой ис¬торической науке. В России и в Европе до конца XIX века ни¬кто и представить не мог о возможности заселения Сибири кроманьонцами, а до середины ХХ века (1955, Зырянский рай¬он), когда были открыты памятники Причулымья, в археологии ещё не был однозначно решен вопрос о первоначальном заселении Северной Евразии неандертальцами.

Сегодня на территории Сибири (на Алтае) открыты памятники куда более древние. Улалинка (Горно-Алтайск) имеет дату, по некоторым оценкам, более 2,0 млн. лет, самые скромные оценки - 800-1000 тыс. лет. Диринг-Юрях в Якутии – 1,5-2,0 млн. лет.

Рис. 8.4. Самусьский медведь, IV тыс.до н.э.

Хочется отметить значение находок, обнаруженных в Северске (близ Томска, Парусинка). В скоплении бивней мамонтов, на одном из них бы¬ли изображены мамонт, двугорбый верблюд, благородный олень, люди. Кроме того, здесь же были нанесены изображения солярных символов (свастики). Находки, датируемые 20 тысячелетием до нашей эры, выполненные в «многообразном» стиле очень редки в мировой практике, на территории Томской области они присутствуют. Эти памятники имеют общемировое значение.

Неолит - последний период каменной эпохи, продолжи¬тельность этого периода определяется с начала производства глиняной посуды и до появления металлических изделий. Неолит Западной Сибири датируется VII - III тыс. до н. э.

Памятниками неолита Томской области являются Самусьский могильник, материалы раскопок в верховьях Кети, Нарымского Приобья. В этот период жителями Сибири была изобретена и освоена технология производства керамики (глиняной посуды); посуда использовалась для приготовления пищи на огне и для хранения припасов. Керамические изделия украшались простым ещё тогда орнаментом - ямочками и геометрическими фигурами из прямых и волнистых линий, нанесённых твердым предметом по сырой глине.

К периоду неолита относится изобретение ткачества и прядения. Сырьем для производства тканей являлась шерсть и волокна крапивы и конопли. В последующем, шелковица (?).

Необходимо обратить внимание на то, что в этот период всё чаще появляются следы религиозной обрядности, духовных практик (начало в каменном веке). Эти следы можно проследить в орнаментации керамических изделий и в традиции трупосожжения. Так в Самусьском неолитическом могильнике были обнаружены сожжённые человеческие кости, обсыпанные охрой. Этот обряд был широко распространен по всей Евразии.

Замечательным памятником культуры всего человечест¬ва является неолитическая находка из Самусьского могильни¬ка - каменная фигурка медведя, выполненная древним скульптором с большим искусством. На земле крайне мало та¬ких уникальных памятников искусства. Подчеркнём, что это было время небытия ещё и Шумера и Египта.

Погребения самусьских литейщиков, отмеченные наличием большого числа бронзовых художественных отли¬вок, идентичны погребениям турбинской культуры (Приуралье, р. Кама, Пермь Великая). В Прикамье горнорудное и бронзо-литейное производство находилось на такой же стадии развития. Самусьские и турбинские бронзовые предметы имеют поразительное сходство с вещами из Бородинского клада (Одесская обл.), Сейминского могильника (Нижняя Ока) и многих других памятников. Этот удивительный факт свидетельствует о существовании уже в бронзовом веке единой самусьско- турбино-сейминской общности на огромной территории Вос¬точной Европы и Западной Сибири - на территории всей Евросибири. Учёные не признают факта существования общности и трактуют находки сеймино-турбинского типа, как кратко¬временное явление, как эпизод героического путешествия сибиряков в Европу. Но необходимо бы учитывать и последующие связи сибирских культур с уральскими и восточноевропейскими культурами.

На удивительном феномене самусьско-турбино-сейминских бронзовых отливок следует остановиться подроб¬ней, поскольку эти факты касаются наших изысканий. Вот что пишут об этом специалисты. «Сейминско-турбинские могильники, яркие памятники середины 2-го тысячелетия до н.э., принадлежат выходцам из Сибири, стремительная миграция которых в Восточную Европу способствовала прогрессу мест¬ной металлургии. Основными сеймино-турбинскими могильниками являются Сейма (Горьковская область, близ города Саров!), Турбино (Пермь, Зыряне-серяне), Ростовка (Омск, Серика), отстоящие друг от друга на 2000-4000 км; в большин¬стве случаев кости погребенных отсутствуют (в остальных за-фиксированы ингумация и кремация). Главной характеристикой культуры служит бронзовое оружие (важнейшие категории - наконечники копья, нож-кинжал); известны также долота, то¬поры, тесла, кремневые и костяные наконечники стрел, нефритовые украшения и т. д. Культура существовала 100-200 лет, хронология её до сих пор является спорной. Используя различные линии синхронизации, ученые датируют сейминско-турбинские древности в пределах 17-13 вв.

В публикациях последних лет о сеймино-турбинском феномене стала исчезать информация о самусьских находках, как о принадлежащих к этой же группе артефактов. Почему, интересно? Они перестали быть одного стиля или памятник Самусь закрыли (настолько яркая и самобытная это культура).

Нас в феномене Самусь-Сеймино-Турбинских памятников привлекает тот факт, что в эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) на территории Евросибири существовала связь между теми центрами, которые спустя тысячелетие стали центрами развития древней славянской культуры. Сейма - это приток Оки, рядом в Оку впадают реки Угра и Упа (смотри Обь, Уфа). Турбино - это район Перми, Великой Перми, район славянской культуры болгар, зырян-серян. Самусь - посёлок на Томи (близ города Томска), а Томское Приобье - это древнейший культурный центр, извест¬ный по памятникам каменного века, неолита, энеолита, брон¬зы, и по памятникам кулайской лесной цивилизации (Саровка- Серпонов). Более то¬го, археологам должна быть известна связь памятников Ку¬лайской археологической культуры и культур Приуралья и Та-тарстана эпохи сарматов (предгуннское время). Это культуры Азелинская, Пьяноборская из которых выросла, как считается, Именьковская культура славян. Хотя, вероятно, что она пришлая культура.

Примечательно, что в Сибири была сформирована новая культурная общность - Андроновская (по названию села Андроново у г. Ачинска). Как и предыдущая Самусьская культура, Андроновская общность имела огромную территорию распространения; границы «андроновской империи» находились от Енисея, Алтая на востоке до Южного Поволжья и Урала на за¬паде, от границы тайги (в то время северней р. Васюган) на севере до Тянь-Шаня, Памира и Амударьи на юге.

Рис. 8.5. Приобье: бер-кут, медведь-дух (шелоб).

Эта культурная общность известна, как древняя индоарийская цивилизация, давшая начало впоследствии всем империям арийского круга, Индийской цивилизации, многим современным народам Европы и России.

Предки андроновцев одомашнили лошадь (VI тыс. до н. э.), а андроновские племена оседлали лошадей и запрягли в боевые колесницы. Именно это и определило боевую мощь арийских племен, завоевавших верхом на лошадях и в колесницах половину древнего мира. Именно из районов Урала и Западной Сибири начинали своё завоевательное движение арийские племена на юг: в Иран, Индию и на Ближний Восток.

В культуре андроновцев-сибиряков сохранялось знание об Арктике, о великом потопе, о «доисторической истории» человечества.

К концу бронзового века население, проживавшее на территории Сибири, достигло значительной степени культурного развития. Однако в последние века до границы эпох существенно изменились и природные условия. Увлажнение климата привело к активному заболачиванию бассейнов Кети, Васюгана, Тыма. Стали исчезать пастбища, с обжитых мест вместе со своими стадами лошадей уходили люди. Это и был процесс движения скифов и сарматов из Сибири за Урал и на юг. Те, кто оставался, приспосабливался к жизни в таёжных районах Западной Сибири. Бронзовый век Сибири завершался в условиях экологического кризиса, как отмечают учёные.

Эпоха раннего железа (V в. до н.э. - V век н.э.) в лесной зоне Приобья называется кулайской эпохой, о ней мы уже говорили. С кулайской культурой связан исход гуннов из Приобья и нераскрытая тайна, разбросанных по всей Сибири кладов времён исхода. На обширной территории Сибири археологи вот уже более 100 лет находят ритуальные захоронения оружия, предметов культа и быта. Разгадкой тайны этих кладов, видимо, является прощание с родной землёй и магическое действо, направленное на возвращение потомков на земли своих предков. Магия возымело действие, и славяне вернулись на родину своих предков. Но, что вероятней, это обусловлено климатической цикличностью.

Таким образом, археология Сибири свидетельствует о существовании здесь с древнейших времён мощного культурного очага европейских народов. Отсюда распространялся свет цивилизации и культуры. В гунно-сарматское время под воздействием экологического кризиса праславяне (сербы, болгары) вынуждены были уйти из Сибири в Европу, существенно потеснив германцев и кельтов, и разрушив Римскую империю.

Возможно, в этом кроется тайна необъяснимой неприязни германцев и других западноевропейских народов к славянам: не могут они простить притеснения и выселения с родных земель, которое происходило в эпоху переселения народов. А то, что пишут о германцах, как о первоистоке движения в эпоху переселений, то это пишут сами германцы и романцы, которых и потеснили славяне. Потому и политика «дранг нах остен» - приоритетная политика Западной Европы, стран НАТО.

Продолжение следует...

  • 1
Славянство заебало -отписываюсь

Товайищ, это древняя археология.
До принятия христианства еще, как минимум, 20 веков.

Какие нахрен славяне 20 веков назад? Вообще как можно социальную страту выдавать за народ да ещё за род!!!! Славяне это разноплемённые сброд рабы. И термин это появился в 10 веке

Истина всегда серых раздражала


Серые как раз славянство и пропагандируют -потому что славянство это многонационалия - безнационалия - без родство- серость.
Я несколько не раздражён, что тут раздражаться. слаавянством весь интернет забит. Просто я разочарован. Очень мало настоящих исторических и особенно русских ресурсов.Надеялся, что тут будут писать что то настоящее

Спасибо, супер- интересно...у нас не популяризируют

Благодарю! Да, информация действительно интересная, заслуживающая внимания.

Славяне как этнос сложились позднее времен описываемых вами...

  • 1