Русь Великая

lsvsx


Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.


Previous Entry Share Next Entry
Взгляд из-за бугра: Неубиваемый российский аналог «Гелендвагена»
Русь Великая
lsvsx

Российскому «аналогу» «Мерседес-Бенц G-Класс» — уже более 40 лет. Но впервые эта модель попала на наш рынок в пятидверной версии. 

Говорить о том, что пятидверная Lada 4×4, более известная под названиями «Лада Нива» или Lada Taiga, — новая машина, не приходится. Тем не менее «семейная» версия этой модели, имеющая более длинную колесную базу и двери для задних пассажиров, на рынке стран Центральной Европы официально до сих пор не поставлялась. Бывшая «Лада Нива» совершенно не менялась десятилетиями. У нее было три ключа и несколько пепельниц, а еще она оставляла неизгладимое впечатление на бездорожье. Ничего не изменилось даже тогда, когда модель лишилась своего названия, превратившись из «Нивы» в Lada 4×4 или Lada Taiga. Она осталась такой же, как и в середине 1970-х годов: «грубый», без всяких изысков кузов, простейшая техника внутри и минимум комфорта. Хотя в самой последней модификации Lada 4×4 Urban уже можно обнаружить некий намек на этот самый комфорт. С этой зимы на немецкий рынок поставляются «Лады» с гидроусилителем руля, электрическими стеклоподъемниками, одноступенчатым подогревом сидений и центральным замком, управляющимся с брелока.

Возможностей для «индивидуализации» конкретного автомобиля до сих пор было немного: пара-тройка цветов на выбор, в том числе «эксклюзивная» окраска «сафари»-зебра — и все. Но отныне с этим покончено: теперь нам предлагают не только «Ниву» с трехдверным кузовом длиной всего 3,74 м, но и «пятидверку» длиной 4,24 м, имеющую багажник объемом 440 л (по сравнению с 263 л у «трехдверки»). А если сложить спинку задних сидений, то получатся аж без малого 800 л. Впрочем, двигатель остался прежним: четыре цилиндра, объем 1,7 л, мощность 83 л.с. и слабый крутящий момент в 129 Н/м на 4000 об/мин. Максимальная скорость, как ни странно, такая же, как у трехдверной модификации — 137 км/ч, а до 100 км/ч эта машина разгоняется без лишней спешки — за 19 секунд. Расход топлива этого внедорожника массой около 1,4 тонн — 9,5 л/100 км.

Насколько велика может быть разница между двумя автомобилями одного типа, можно увидеть при сравнении «Лада Нива» и «Мерседес-Бенц G-Класс». В конце 1970-х годов обе машины были абсолютно утилитарными, однако со временем «Мерседес» превратился в красавчика класса «люкс» и олицетворение успеха, а «Нива» почти не изменилась внешне и остается единственной надеждой автозавода из Тольятти на рынках многих европейских стран.


Тот, кто решается на покупку «Лада Нива», должен иметь свои причины: он, очевидно, не стремится казаться «крутым» или «в тренде», но зато хочет прикоснуться к одной из немногих русских «автомобильных легенд», тихонько надеясь, что не придется столкнуться с неприятными сюрпризами. Того, кто умеет управляться с грубой клавиатурой и с понижающей передачей и блокировкой дифференциала, не остановят ни лес, ни косогор. Этому способствуют небольшая масса авто, 22-сантиметровый дорожный просвет и способность «Нивы» преодолевать водные преграды глубиной до 65 сантиметров. Здесь, вдали от гладкого асфальта, Lada 4×4 всегда чувствовала себя в «своей стихии». Но когда поверхность под колесами становится ровнее, а скорость растет, у человека, сидящего в этом автомобиле, возникает ощущение, что он оказался в «машине времени» и переместился на несколько десятилетий назад.

Клиенты «Лада» считаются гораздо более неприхотливыми, чем поклонники других марок. Они воздерживаются от острой критики своих машин даже на таких отдаленных рынках, как Австралия, Уругвай или Исландия. В 1990-х годах существовала даже дизельная модификация, оснащенная французским двигателем, которая, однако, не добилась успеха на международном рынке. Производители «Нива» на протяжении многих лет оснащают свои машины, прямо скажем, не самой качественной механической пятиступенчатой коробкой передач. Длинную рукоятку рычага можно назвать какой угодно, но только не практичной, а если дорога под колесами совсем испортилась, то в распоряжении водителя есть, как известно, еще два маленьких рычажка включения пониженной передачи и блокировки дифференциала.

На бездорожье в распоряжении водителя в последние годы появился гидроусилитель руля, ставший наряду с антиблокировочной системой тормозов и улучшением показателя класса загрязнения воздуха до Euro 6 главным техническим достижением российского производителя. Если же «веселая» езда продолжается, то удовольствие за рулем Lada Taiga быстро улетучивается. Жесткий задний мост превращает езду по бездорожью на короткобазной «трехдверке» в бесконечные прыжки. На международном рынке долгое время продавалась только эта самая «трехдверка». В России же уже с начала 1990-х продается также «пятидверка» с удлиненной на 50 см колесной базой, которая теперь добралась и до немецкого рынка. В частности, на ее базе существуют различные особые модификации, предназначенные для армии и других специализированных ведомств — вплоть до машины «скорой помощи» и бронеавтомобиля.

В течение ближайших лет «Нива» должна покинуть рынок: она ни при каких условиях не соответствует требованиям безопасности Euro-NCAP. Базовая цена за трехдверную модификацию Lada 4×4 составляет 11 090 евро, а за пятидверную — 12 990 евро. За улучшенную версию Lada 4×4 Urban покупателю придется выложить 14 290 евро. Впрочем, она все равно стоит существенно дешевле, чем аналогичные машины конкурентов.

Stern, Германия

Полноприводная «Лада»

Теперь можно получить не только юбилейную модель «Лады 4×4» камуфляжной расцветки. Камуфляж стал доступен и при выборе обычного вариант этого автомобиля.

В тысяче километров к востоку от Москвы, на берегах реки Волги, расположен город Тольятти с населением чуть более миллиона. Город был основан в 1950-х годах, когда заложили Куйбышевское водохранилище, а старый Ставрополь поблизости от него был затоплен. Затем новой стройке дали имя в честь итальянского коммунистического лидера, а также купили автомобильную фабрику у «Фиата» (Fiat), чтобы людям было чем заняться в новом образцовом городе.

Так Советский Союз начал штамповать толстодонную версию «Фиата-124», когда по миру зашагали 1970-е годы. Автомобиль, который получил поэтическое название ВАЗ-2101, был приспособлен к тем суровым условиям, которые царили на советских дорогах. Подвеска была высокой, металл корпуса — более грубым, а в двигателе стало меньше распредвалов. Таким образом были отлично стерты все следы итальянского изящества и легкости.

Примерно в то же время в офис АвтоВАЗа переехал Петр Михайлович Прусов, и вскоре этот талантливый инженер из Белоруссии получил в свое ведение проект ВАЗ-2121. Директива от Кремля гласила, что АвтоВАЗ должен разработать собственный автомобиль, отличный от производных «Фиата», которые тогда штамповал завод (хотя от этих седанов следовало оставить как можно больше механики). И этот автомобиль должен быть еще лучше приспособлен к тем требованиям, которые выдвигает советская автодорожная сеть.

Сказать по правде, советской автодорожной сети тогда толком вообще не существовало, и большая часть дорог состояла из глины и страданий. Прусов понял, что должен сконструировать кроссовер, задолго до того, как это понятие вообще появилось в природе. Так ВАЗ-2121 принял форму полноприводной консервной банки с приличным по советским меркам уровнем комфорта для тех партийных функционеров, которые были достаточно равны, чтобы заслужить народный автомобиль.

Однако в деталях детище Прусова было революционным для своего времени. Вместо тяжелой рамы у ВАЗ-2121 были самонесущий корпус, пружинные амортизаторы и особая передняя ось — практически неиспользуемые тогда еще во внедорожниках 1970-х годов. Полный привод был прочным, с пониженной передачей и блокировкой дифференциала, чтобы у глины не было никаких шансов одолеть новый автомобиль.

Производство началось 5 апреля 1977 года, когда первый ВАЗ-2121, или «Лада Нива», как мы на Западе научились ее называть, сошла с конвейера 62 в Тольятти. Миру быстро полюбился этот маленький советский внедорожник, и с тех пор эта самая «Лада Нива» во всевозможных вариантах служит скорой помощи, военным, спасателям, в горнодобывающей промышленности, в Арктике, на горе Эверест и во время охоты на оленей в шведском Вэрмланде, само собой.

С того весеннего дня в Тольятти «Нива», конечно, непрерывно развивалась. Например, в 2005 году автомобиль получил гидроусилитель рулевого управления, а еще… Хотя нет, на этом список изменений заканчивается. Завод в Тольятти непрерывно штампует ВАЗ-2121, и в прошлом году модели исполнилось 40 лет. Юбилей отпраздновали выпуском специальной модели с лакированным бампером, которая также предлагалась в нескольких необычных цветовых вариантах, таких как камуфляж. К сожалению, серия была ограниченной, так что большинство потенциальных покупателей — поклонников камуфляжа остались ни с чем.

И вот до нас дошли новости, что «Лада» решила эту маленькую проблему. Теперь камуфляжная расцветка доступна для покупателей модели «Лада 4×4 Люкс», то есть более эксклюзивного варианта этого автомобиля, у которого имеется еще и опция кондиционирования воздуха.

А что же случилось с Петром Михайловичем Прусовым? После удачного запуска производства «Лады Нивы» он сделал на предприятии прекрасную карьеру и в последние годы вплоть до самой пенсии был директором по развитию всего АвтоВАЗа. Да и пенсия его не остановила, он оставался на предприятии на почетный постах. В феврале прошлого года он был назначен советником заместителя генерального директора по вопросам персонала.

Но затем он взял и умер, всего за пару недель до того, как АвтоВАЗ начал официальное празднование 40-летнего юбилея его детища. Пожалуй, это и называется иронией судьбы?

Daniel Östlund (Даниэль Эстлунд), Svenska Dagbladet, Швеция

Ино СМИ

?

Log in

No account? Create an account