Спасительная штыковая пробка. Разве может ли пробка быть спасительной? Тем более – штыковая?
7-й Сибирский стрелковый полк – одна из славных частей русской императорской армии. И данный факт в полной мере демонстрирует показательный и в то же время характерный боевой эпизод истории части.
Шло тяжелое лето 1915 года, и 13-го июня части полка занимали линии сторожевого охранения. Резервов не было. Противник (немцы) становился все сильнее и настойчивее, а русские все более и более слабели. Несмотря на то, что боевая слава дивизии (2-я Сибирская стрелковая прославленного 1-го Сибирского армейского корпуса), возникшая в огне предыдущих боев, заставляла противника быть осторожным, он готовился к решительному удару - сосредоточивая войска и технику.
14-го июня противник начал энергичное наступление по всему фронту дивизии. Ночью сибирцы наблюдали, как постепенно расширялся фронт пожаров, последовательно переходя вначале в дугу, а затем в кольцо. Было ясно, что германцы стремились окружить стрелков, отрезая путь отступления на юго-восток - в общем направлении на Рожаны.
Наконец, сибирские стрелки получили приказ спешно отступать: противник значительными силами прорвался на западе и севере. И 7-й Сибирский стрелковый полк с дивизионом артиллерии был назначен в арьергард и должен был, сдерживая противника, прикрыть отход дивизии.
Первым и ближайшим рубежом, подходящим для этой цели, была р. Оржиц. Болотистая, довольно глубокая, с небольшим количеством переправ, она давала возможность, обороняясь небольшими силами, сдерживать превосходящего противника.
1-го июля полк занял позицию у дер. Подосье. На правый берег был выдвинут 3-й батальон, на левом - правый участок занял 1-й, а левый – 2-й батальон. Артиллерия встала в районе 2-го батальона, а 4-й батальон оставался в резерве западнее дер. Завады. Позиция 1-го и 2-го батальонов шла по командующей высоте левого берега, вдоль дороги, обсаженной деревьями и кустами.
Так как противник следовал по пятам, сибирские стрелки еще не успели как следует расположиться на позиции – и начался артиллерийский огонь по участку 1-го и 2-го батальонов.
В первом часу противник повел энергичное наступление на 3-й батальон (командир - подполковник Россолюк) с трех сторон: с северо-запада, с запада и юго-запада. Было ясно, что противник приближался 3 большими колоннами.
К 16 часам 3-й батальон был смят, и германцы на плечах его остатков устремились на левый берег - на участок 2-го батальона.
1-й батальон капитана Траяна, все время находившийся под жестоким артогнем, помощи оказать не мог.
К 17-ти часам от 2-го батальона капитана Жмакина оставалась только небольшая кучка бойцов.
4-й батальон (резерв) под командой капитана Вишневского, двигавшийся на помощь 2-му, был остановлен заградительным артогнем немцев. Наша артиллерия частично снялась с позиций, а частично была захвачена противником, который, развернув русские орудия, приготовился открыть огонь по 1-му и 4-му батальонам.
Через мост двигалась колонна противника, продвигавшаяся на юг - на участок 2-го батальона. Артиллерийский огонь по первому батальону с открытием заградительного огня ослаб.
И тут сыграл роль командирский почин. Командир левофланговой роты 1-го батальона, под прикрытием двух отделений, построил в кустах свою роту в колонну по отделениям и таким строем двинулся к мосту – прямо на колонны противника. Штыковой атакой ему удалось разорвать колонну противника и пробиться к мосту. Узкий мост не позволил немцам использовать свою численное превосходство, а то что враги в ходе штыкового боя перемешались – не дало германцам возможности и открыть огонь. Соседняя рота 1-го батальона также быстро выстроилась в колонну по отделениям и бросилась вслед за авангардной ротой - к мосту, где кипела жаркая рукопашная схватка, образовавшая своеобразную пробку.
В итоге – 4-му батальону удалось пробиться через заградительный огонь противника, и, вобрав остатки 3-го батальона, отбить захваченные ранее германцами русские орудия. Командир одной из рот 3-го батальона поручик Иосселиани, совместно с двумя артиллеристами, повернул одно орудие на мост и открыл огонь - разрушая сооружение. В результате, успевшие переправиться германцы были отрезаны от своих, а переправа у дер. Ленг была разрушена еще до подхода главных сил немцев. Таким образом, почин ротных командиров и комбатов, спасительная штыковая пробка на мосту (не позволившая немцам преодолеть всей своей массой мост) и контратака батальона сибирских стрелков превратили неудачный арьергардный бой (причем сопряженный и с потерей артиллерии) в яркую победу.
Все успевшие переправиться части противника оказались в руках бойцов 7-го Сибирского – в общей сложности было пленено германцев: 10 офицеров, около 1500 бойцов и захвачено 9 пулеметов. Со стороны сибирцев наибольшие потери понесли роты 3-го и 2-го батальонов и левофланговая рота 1-го батальона – их потери достигали до 85% в каждой роте. Командир левофланговой роты 1-го батальона, будучи тяжело ранен, был вынесен из боя (на руках) только после того, как обозначился боевой успех.
Нам пока не удалось установить имя этого офицера, проявившего столь знаковый почин. Но мы можем взглянуть в лица некоторых воинов 7-го Сибирского стрелкового полка.
А также увидеть, к каким результатам может привести удачная штыковая пробка на тактически важном мосту.