Дух новаторства отечественных автомобилестроителей начал витать в воздухе задолго до планов по выпуску новой модели от АЗЛК в середине-конце 1980-х годов. Тем не менее, проект Москвич‑2144 «Истра» по праву считается одним из самых одиозных, перспективных и столь же несправедливо забытых на всём постсоветском пространстве.
Автомобиль был спроектирован и изготовлен в единственном экземпляре и серийно никогда не производился. Специально под данный проект на АЗЛК была создана группа перспективных разработок, руководителем которой назначили инженера-конструктора А. В. Куликова. Управление завода поставило непростую задачу: воплотить облик автомобиля, который был бы актуален даже в 2000 году – фактически, через 15 лет с момента производства.
Москвич‑2144 «Истра» поистине стал «Автомобилем будущего»: от обычных машин того времени его отличал дюралевый кузов кировского производства, не имеющей центральной стойки, две широких центральных двери, открывающихся вверх по типу «Lamborghini», дизельный двигатель, использующий в качестве топлива рапсовое масло, а также совершенно неуместные для «гражданского» авто «фишки». Среди них: прибор ночного видения и специальный прибор, проецирующий показания приборной панели на лобовое стекло перед водителем.
Из-за применяемого материала конструкторам удалось выжать из трехцилиндрового турбодизеля объёмом всего 1,2 литра колоссальную мощность – порядка 70 лошадиных сил. Это позволило бы разгонять 700-килограммовый Москвич‑2144 «Истра» до 185 километров в час. Расход топлива в обычном режиме не превышал бы 2,2 литров рапсового масла на 100 километров. Примечательно, что сам «движок» был очень неприхотливым – позволял «заливать в себя» солярку, керосин, бензин и даже растительные масла.
Конструкторы уделили особое внимание безопасности сверхлёгкого автомобиля: установили подушки безопасности, ремни с преднатяжителями, сканеры переднего и заднего обзора, позволяющие управлять в условиях минимальной видимости. Кроме прочего, в Москвич‑2144 «Истра» была «вшита» система бортовой самодиагностики, которая выводила на лобовое стекло детальную информацию о неисправностях и способах их устранения.
К большому сожалению, в 1993 году проект посчитали слишком инновационным и прекратили работы. Создание «Автомобиля 2000 года» остановилось на стадии готового макетного образца. Его единственный экземпляр сейчас находится в музее ретро-автомобилей на Рогожинском валу в Москве и продолжает радовать глаз любителей уникальных решений советских автомобилестроителей.