?

Log in

No account? Create an account
Русь Великая

lsvsx


Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.


Previous Entry Share Next Entry
У славян князи и грады одного имени
Русь Великая
lsvsx

Пояснения, статья тут

[30] Вениамин монах токмо для закрытиа вымышлен.

[31] Иоаким святитель, разумеется, архиерей, о котором выше, н. 1, показано, ч. II, н. 198, 237. 

[32] Славена и Скифа братиев сказует, следственно, единородными от незнания разности народов, что у многих древних находится. О скифах же гл. 11, о славянех гл. 33, о разности и смешении народов гл. 19. Сие же видимо, что в Степенную новгородскую отсюду внесено и большими баснями умножено, гл. 33.

[33] Алазони в греческом знаменование почитай то же, что славяне, гл. 12, н. 8, 37.

[34] Амазони — славяне, гл. 12, н. 53, гл. 14, н. 68, гл. 34, что Мауроурбин и другие многие утверждают.

[35] Ювелий стихотворец, может Ювеналий испорчено, но как о том он воспоминает, мне неизвестно.

[36] Бастарн князь. Видно, что славян бастарнов, на Дунае и в Вандалии потом живших, от него производит, гл. 13, н. 12, и сие обыкновенное — по имяни народа вымышлять им праотца.

[37] Славенск град в Степенной новгородской разумеет Новград, гл. 33; мню, отсюду ж взял, но здесь имянует град великий, то имеет быть Старая Ладога; а выше говорит за Дунаем, может, о граде Алазоне, который географ Стефаний кладет близ Елеспонта; Мауроурбин Славенск град сказует на реке Мозеле и в Нормандии. Но все, мню, вымыслы пустые.

[38] Скифия Великая, гл. 11, часть II, н. 76. Малая же Скифия — Крым, гл. 13, н. 43.

[39] Вандал князь. Хотя польские в глубокой древности короля славян Вандала сказуют, но сие ошибка, что они вандалов германян или сармат с венды славяны мешают, гл. 39, р. [11]; а здесь Иоаким вместо народа вандалов князя именовал. Равно Гельмольд оного ж Винулем, т. е. князь винулев имяновал, гл. 40, р. [3], что и с летами согласует, ибо от оного до Гостомысла счисляет 14 колен, а по Гельмольду около 350 лет; потому приходит на владетеля 25 лет, которое за среднее почесть можно, хотя Геродот и другие кладут по 50 лет, но оное весьма велико.

[40] Гардорик и Гунигард, мню, також имяна князей от предел взятые; но, может, и собственные имяна им тако были, как видим у славян князи и грады одного имени многое, яко Владимир, Юрьев, Изяславль, Ростиславль, Радегаст и пр. О Гардорике же князе Стрыковский, стр. 53, из Базилика истории Атиллевой в те ж времена сказует Гардорика, короля гепидов, пришедшего в помосчь Атилле. О Гунигарде Дитмар и Адам Бременский сказуют: Хунигард отечество Гунов, но они вместо Гунигард неправо имяновали Хунигард, гл. 17, н. 46, гл. 27 и 29. А что они не возвратились, то известно, что гуны в Венгрии и Германии остались.

[41] От моря до моря. Разумеет [море] Балтийское и озеро Ладожское, которое море Руское имянуемо, гл. 17, н. 47, гл. 32, часть II, н. 14.

[42] Грады по имянам видимо: Изборск во имя Избора, который у сармат Кунигард и Шуя имянован. Владимир в области Псковской, ныне село Владимирец, где древний вал видим и в древних писцовых книгах град или пригород имянован. Сие имя Владимир в Ванлалии у вендов давно употребляемо, которые северные в Вальдемар преврасчали, зри гл. 32. Столпосвята неизвестно, токмо два села знаемя: Столбово на реке Тихвине, где 1617-го съезд послов был и мир со шведами заключен; другое на реке Тверце меж Вышняго Волочка и Торжка, Столп имянуемое. Оба сии в области Новогородской, но есть ли при котором знак древняго града, не знаю. Пред несколькими днями бывши у меня монах Ниловы пустыни, как я его спросил, почему оный Столбенский называется, то он мне сказал, что против острова онаго лежасчий пригород Осташков древле от князя Столбов имянован, а после князь Владимир Андреевич, дав оный воеводе своему, преимяновал Осташков.

[43] Адвинда княгиня. Северные упоминают в Руси короля Енвинда, как Страленберг, стр. 95, из Дикмана сказует, король шведский Галдан женат был на дочери Енвинда, короля Гардорики, то может быть сын ея или свекор, как н. 30, 33 о перемене имян показано, так и здесь едино з другим сходно.

[44] Имяна неведомы. Видимо, что сей Иоаким и Нестор не так продерзы были имяна смышлять, как другие. Иоанн Магнус в Истории готической когда не знал, чим порядок королей дополнить, то взял из истории мунгал или татар и дела их купно с имянами внес, как Страленберг на стр. 45 обличил. Мы видим, что пред Гостомыслом некоторых государей имяна у иностранных упоминаеми, как выше, н. 14 Енвинд, в гл. 17, н. 63 — Ион, но, когда и по ком который был, неизвестно. Для того их в порядок внести и дела им вымысля приписать с честию историка не согласуют, и лучше незнание свое признать, нежели ложью хвалиться.

[45] Песни древних, хотя они не таким порядком складываны, чтоб за историю принять было можно, однако ж много можно в недостатке истории из оных нечто к изъяснению и в дополнку употребить, как видим Омера, песнями нечто в память оставившего. Стрыковский в недостатке истории литовской сказывает, что из песен брал. Я прежде у скоморохов песни старинные о князе Владимире слыхал, в которых жен его имянами; також о славных людех Илие Муромце, Алексие Поповиче, Соловье разбойнике, Дюке Стефановиче и пр. упоминают и дела их прославляют, а в истории весьма мало или ничего. В пример сему о Путяте, н. 45, я ис песни изъяснил. Но я жалею, что ныне таких песен списать не достал.

[46] Сие есть достопамятное изъяснение, что Бярмия или Корелия тогда об реку Кумень с Финляндиею или Варягами граничила.

[47] Бярмы град, у руских Корела, у финов Кексгольм, т. е. на дву островах. Беер мнит, что у норманских Голмогардиа или Островная область имянована, гл. 17, p. W, н. 55.

[48] О дани варягом Нестор кратко воспомянул, что Беера привело во мнение, якобы сии варяги — нордманы, норвежские или датские государи, Русью владели, но здесь точно показано, что финские, гл. 32, н. [28], а Гостомысл отъехал в Кексгольм, н. 18.

[49] Выбор град. По обстоятельству разуметь должно Виборг, токмо онаго нигде в руской истории до 15 ста не упоминается. По истории шведской сказуют, что в 14 сте нестроен и сие имя Вибург их языка почитают. Есче есть град Выбор в пределе Псковском на реке Сороти от Пскова к Лукам Великим по пути 90 верст. Иоаким же, может, сие говорит о Выбурге, которой по строении разорен был, а после на том же месте построен и оное древнее звание возобновлено, ибо мы многие примеры имеем, что древних разоренных градов пустые места имяна сохраняют.

[50] Дочери Гостомысловы за кого были отданы, точно не показано, но ниже видимо, что большая была за изборским, от которой Ольга княгиня; другая — мать Рюрикова, а о третией неизвестно. Нестор сказует, н. 57, что Рюрик убил славенского князя Водима, что в народе смятение зделало. Может сей таков же внук Гостомыслу, большой дочери сын был, которой большее право к наследству имел и для того убит.

[51] В Колмогарде возшед на высокая. Здесь видимо, что сей град был, где ныне село Бронницы, и холм оный за святость великую почитан, о котором гл. 29, р. [9, гл.] 32, н… Весчуны же имянуеми волхви, у восточных маги, и видно, что тут ответы богов или оракули давались, как ниже н. 23, у грек и египтян, где оные обманы, по Геродоту, начало возъимели. Ответы давались чрез женщин, которых пифиа имяновали, но те ответы попы, и более виршами двомненными, сочиняли, о чем Далий, а по нем Фонтенель обстоятельно описал. Для сего, мню, короли северные в Колмогард приезжали.

[52] Ответы у зимеголов. Разумеет Курляндию, где також прославляемо было, гл. 17, н. 24. Но сие довольно всем известно, что сии оракули, или богов чрез весчунов и пустосвятов ответы и пророчества, сусчие суть суеверным и несмысленным обманы, как Далий о греческих и египетских оракулях описал, а негде и христианские в пример приводит. Иногда же ответы и провесчаниа по обстоятельству произшествий долго спустя складывали, как о сновидении показано.

[53] Сновидение сие точно показует на мать Рюрикову. Таковых вымышленных после предзнаменований и провесчаний у древних немало находится, особливо сему подобное вижу у Геродота, виденное Астиагом, королем мидиским, о Кире Великом и пр. Сие же, может, Гостомысл, любя сию среднюю дочь, для успокоения противных разсуждений в народе о сыне большой дочери вымыслил, яко божеским откровением его определение утвердить, или после кто-либо вымыслил, как нам таких вымыслов от суеверных пустосвятов, льстецов и лицемеров слыхать нередко случалось, каковых мог бы я много з довольным доказательством привести, да едино токмо вспомяну, которое многим ведомо, а никому в обиду быть не может. Двор царицы Прасковий Феодоровны от набожности был госпиталь на уродов, юродов, ханжей и шалунов. Междо многими такими был знатен Тимофей Архипович, сумазбродной подъячей, котораго за святаго и пророка суеверцы почитали, да не только при нем, как после его предсказании вымыслили. Он императрице Анне, как была царевною, провесчал быть монахинею и называл ее Анфисою, царевне Прасковий быть за королем и детей много иметь. А после, как Анна императрицею учинилась, сказывали, якобы он ей задолго корону провесчал. Другое, как я отъезжал 1722-го другой раз в Сибирь к горным заводам и приехал к царице просчение принять, она, жалуя меня, спросила онаго шалуна, скоро ли я возврасчусь. Он, как меня не любил за то, что я не был суеверен и руки его не целовал, сказал: он руды много накопает, да и самого закопают. Но сколько то право, то всякому видно. Какой был великой у безумных пророк Андреюшко, но сего не узнал, что его пытать будут и зжечь за великую ересь и сквернодейства определят.

Не упоминаю пустосвята Михаила, в Васильевском саду жившего, которой за плутовство и ересь распытан, а у баб в великом почтении был. Страбон в язычестве о пустосвятстве жен правду сказал, гл. 13, р. Е. Кому неизвестно вымышленное сновидение Густава Адольфа и пророчество о Карле 12-м, короле шведском, в котором слагатель весьма обманулся, ибо все не по его желанию скончалось.

[54] Титул князь какого языка, не знаю, о чем гл. 42. Иоаким греческим изъясняет — правитель, а великий князь — высший правитель или царь и король. Но сие последнее у славян до Рюрика во употреблении не было, Рюрику же нуждно было для различия от подвластных князей великий приложить. И сей титул у нас был до Иоанна Великого, который стал писаться повелитель, или император, гл. 46. Но у нас несмысленные разности писцы в Степенной и других часто подвластных князей великими, равно как римских епископов и архиепископов в папы по смерти жаловали, которые той чести не имели, гл. 48.

[55] Рюрик Финландию обладал, выше, гл. 31, р. 21.

[56] Урманиа имеет быть область в Швеции. Мню, не оную ли Беер, гл. 32, р. Раумдалия имянует. Нестор их междо варяги, н. 45, положил.

[57] Ижора в вено. Сей предел Ярослав I после княгине своей Ингегирдисе в вено отдал, гл. 17, н. 42, и, может, оный от Ингоря Ингрия прозван. Вено за жен, ч. II, н. 188, гл. 49.

[58]Оскольд. Хотя Иоаким точно сыном Рюриковым его не именовал, но обстоятельство утверждает, ибо киевляне не просили бы сына, если бы его не было. Ингорь же тогда или не родился, или был в пеленках. И как Оскольд был княгине Рюрикове пасынок, сарматски тирарь, то Нестор, не разумея сего слова, пременил в Дир и зделал из одного имяни два: Оскольд и Дир, гл. 3, н. 10; часть II, н. 51; гл. 32, н. 13.

[59] Олег шурин Рюрику. У Нестора имянован просто свойственник. В манускрыпте раскольничем вуй Ингорь, т. е. брат материн. В Прологе маиа 11 — дядя Ингорь, что значит брата отцова, но сие не согласно, паче же здесь положенное правильнее. По сему видно, что сочинитель житиа Ольгина Иоакимову историю читал, да баснею о ея роде и браке исказил. Зде же имя матери Игоревы Ефанда, а после тем же жена Улеба, сына его, ч. II, н. 105, имянована, может, Ингорь от любви во имя матери своея назвал, н. 33, имя же нордманское есть.

[60] Блаженный Оскольд. В гл. 3, н. 10 показано, что он был кресчен и видно, что Иоаким его кресчение описал, но оное утрачено, как выше, н. 29 показано, и для того блаженным имяновал.

[61] Церковь стояла. Иоаким в том разуме говорит, что уже Святославом была разорена, а Нестор сказует, что по погребении над гробом построена, по чему видимо, что ему по кресчении имя дано Николай, часть II, н. 61.

[62] Ольга от рода Гостомысла. Иностранные сказуют ее дочь Гостомыслову, ч. II, н. 43, 58, 76. В Прологе маия 11 неистовная ошибка, что крестьянкою и на реке перевозчицею сказано, что и Нестор противоречит, говоря: Олег же приводе Игорю жену от Изборска. Следственно, Олег избрал, а не Ингорь собою женился. К тому видим, что все князи и прежде и после женились на дочерях княжеских, а на крестьянских ни единаго. В Прологе ж славенское ея имя Прекраса превратил в прилагательное прекрасная, которую Олег от любви преименовал ее в свое имя Ольга, а при кресчении Елена, как то н. 14 и 30 о равномерных пременениях сказано.

[63] Имя князя древлянского в разных манускрыптах Несторовых и в Степенных разно, но Стрыковский точно сие положил, ч. II, н, 123, по сему паки видно, что Стрыковский сию Иоакимову имел.

[64] О проповеди апостола Андрея в Киеве весьма правильнее, нежели у Нестора, написал, что он, может, у киевлян или болгор и козар слышал или на письме видел, гл. 3, н. 3, ч. II, н. 17.

[65] Многие крестились. Весьма вероятно, ибо прежде уже христиан в Киеве было много, гл. 3, часть II, н. 91, 118. Паче же Ольга как владетельная, могла многих верных ей вельмож склонить, особливо бывшие с нею в Цареграде. О церкви же Софейской Нестор смятно написал.

[66] Святослава супружество с венгерскою. Нигде не нахожу, чия дочь была. О помосчи же от венгерского войском, сребром и златом сам Святослав упомянул. Венгерские истории сего времяни, которые я имел, темны и кратки. В сие же время знатен был король их Рокс и, может, его дочь или сестра, имя же ея у Нестора, н. 105, Предслава славенское.

[67] Глеб. Нестор единою Владислава и Улеба в договоре с греки, н. 105, упомянул. Улеб же и Глеб часто за едино кладено, и сие Улеб северное, а Глеб испорченное, власно как из Ингорь сократили Игорь, ч. II, н. 105.

[68]Горислава. У Нестора Рогнед и Рохмида, а после дополнитель, н. 163, 383, имяновал Горислава. Первое норманское или северное, другое славеянское от обстоятельства ея любочестия дано.

[69] Ярополка склонность к христианству — причина погибели его и, может, посему мосчи его крестили, часть II, н. 150, 249.

[70] О войне Владимира с Мечиславом, или Мешком, Нестор кратко упомянул: шед на ляхи зая грады червенские, н. 154, Польские сих времян своих историков не имели, а брали из руских. Как Стрыковский говорит, они сию троекратную победу согласно кладут, а о положении дани не воспоминают, но токмо мир тяжкий учинил. Сие паки утверждает, что сиа история им известна была, н. 34.

[71] Кресчение Владимирове Иоаким ли или списыватель так кратко, а Нестор пространно, но нечто и баснословно описал, а к тому и о месте кресчения сумнительно, часть II, н. 174, 190. У Нестора же о греческой пренцессе Анне, которую здесь, н. 47, видится, правильнее болгарскою разумеет, часть II, н. 153, 172, 178.

[72] Епископов пришествие в Русь Нестор после митрополита 3 годы положил, в том числе и сей Иоаким, как выше, н. 2, показано, может быть, что они вместе с митрополитом пришли да в епархии после определены, о чем гл. 48 и часть II, н. 198.

[73] Сие ни о ком ином, кроме Иоакима епископа, разуметь неможно. Яко Нестор сказует, Иоаким послан был в Новград з Добрынею, не упоминая Путяты, ни обстоятельств кресчения. В Крекшина манускрыпте обстоятельства с противностию новгородцев нечто сему согласно, но кратко и баснословно о идоле Перуне описано, якобы, когда оный ломали и тасчили, рыдал и противился. А в Ростовской есче прибавлено, якобы Перун палицу, имевшую в руке его, на мост бросил, сказав, что торговцы з горожаны всегда будут драться. В Степенной сия басня распложена и к наказанию их царем Иоанном 11-м соглашена, ч. II, н. 581. Что можно в пример суеверным иметь, которые таким нечувственным весчам провесчания вымышляют или верят, гл. 2.

[74] О Путяте нигде Нестор не упомянул, но есть Путеш, токмо иной. В песнях же старинных о увеселениях Владимира тако поют: Против двора Путятина, против терема Зыбатина старого Путяти темной лес. Ис чего можно видеть, что знатный муж был. Тысецкой же чин был над всеми войски, яко фельдмаршал, часть II, н. 390.

[75] Кресты на шею класть нигде у христиан, кроме Руси, нас, не употреблено, но кто узаконил, нигде не нахожу. Некоторые сказывают, якобы Владимир, иные о булгарех, токмо в Булгарии не употребляют. Итак, мню, что Иоаким начал, а Владимир во все государство определил, чтоб кто кресчения не отлыгался.

[76] Жены Владимира весьма иначей описаны, и у Нестора велика погрешность, что он при кресчении детей 12 сынов написал, чему быть неможно, ибо по малой мере Борис и Глеб не родились, хотя бы они двойни были. О женах же, во-первых, Олову, княжну варяжскую, мать Вышеславлю, Нестор не токмо не упомянул, но и Вышеслава, сына Рогнедина, сказал, что в летех рождения и кресчения согласить трудно, как я о летех Ярослава показал, ч. II, н. 150, 156. Предслава, бывшая супруга Ярополка; Нестор, имяни не объявя, имянует грекиня, а после упоминает сельцо Предславино, н. 162. Адиля у Нестора чешская, и, мню, имя германское Адельгейт или изясчество испорчено. Анну царевну Нестор сказует греческую, что в великом сумнении погрешности, часть II, н. 184. Бориса же и Глеба он положил от болгорины, а от царевны Анны никого не показал, н. 163, а сей царевну Анну сказует мать Бориса и Глеба, то, мню, конечно сия царевна была болгорская, а Василию и Константину сестра внучатная, как н. 163 сказано. А о протчих так многих женах и наложницах Нестор, кроме числа, ничего не написал. Стрыковский согласно с сим сказует, что с сыновьями отпусчены, с протчие выданы за знатных, и оному быть весьма нуждно.

[77] Сие сказание хотя есть краткая выписка, а к тому, ис чего взято, то поврежденное и неполное, однако ж ко изъяснению древности и Несторова темного сказаниа много служит, доколе полнейшая тех времян история сыскаться может, чрез что б многие остаюсчияся темности изъяснить и пополнить, что, мню, святейшему Синоду весьма нетрудно, если повелит во всех монастырех всякие древние письменные книги, тетради, грамоты и пр. обстоятельно описать и под именем руской библиотеки напечатать, чтоб желаюсчие в истории церковной и гражданской трудиться могли знать, где что сыскать могут, что и монастырям немалой доход и пользу принесет.


Демин Валерий. Русь Летописная

Featured Posts from This Journal