?

Log in

No account? Create an account
Русь Великая

lsvsx


Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.


Previous Entry Share Next Entry
Закоренелые язычники в бассейне реки Пинеги, которых христианские проповедники называли Сура Поганая
Русь Великая
lsvsx

Пинега и Сура Поганая

Мы с дороги ног не чуем, был денек горяч и крут.
Отдохнем, переночуем и по новой на маршрут.

Ветер ставенки тревожит, развлекается, злодей…
Человек без дома может. Дом не может без людей.
Потому что, без сомненья, он тогда в один момент
превращается в с т р о е н ь е и ландшафта элемент.

И когда дощечки накрест, и когда хозяев нет,
не поможет даже адрес, даже ящик для газет.
Но всего острей и жальче видеть в горнице пустой,
как печально смотрит мальчик с репродукции простой.

… Вездеход уходит прытко по дороге столбовой.
Тут останется открытка да бесхозный домовой,
да упавшие заборы обветшалого мирка.
Деревенька Кулогоры. Север. Пинега река.

Ременюк Валерий

К стыду своему, о реке Пинеге я узнал поздно – только когда учился в аспирантуре, узнал не из книжек, а от своего друга Кожевникова Юрия Павловича, который, будучи студентом Ленинградского университета, в одиночку сплавлялся на надувной резиновой лодке по этой таежной реке. Он изучал флору бассейна Пинеги, чтобы написать дипломную работу. Дипломную он написал и успешно защитил, а после окончания университета поступил в аспирантуру в Ботанический институт им. В.Л. Комарова, где мы с ним и познакомились. Юра рассказал мне о дремучих лесах по берегам этой реки, пойменных лугах, известняковых скалах по ее берегам, "южных" растениях, которым по их экологии вроде бы не полагалось обитать так далеко на севере. Рассказал он и о карстовых пещерах, которые промыли воды в толще известняков Беломорско-Кулойского плато. А еще он рассказывал о деревнях по берегам этой реки, разрушенных церквах и брошенных домах. В качестве сувенира он привез оттуда звонкий колокольчик, который некогда звенел под дугой, а теперь висел над юриным столом и издавал мелодичный "сладковатый" звон, когда его задевали.


Информация о Пинеге тлела в моем мозгу несколько десятилетий – до тех пор, пока я всерьез не увлекся историей северной Руси. Тут пригодилось и то, что я услышал от Юры, и мои познания в ботанической географии и палеогеографии. Мы как-то не замечаем, а потому и не задумываемся о громадных просторах нашей страны. Но если сравнить бассейн Пинеги с территорией, например, Швейцарии, то окажатся, что на пинежских просторах вполне могло разместиться это европейское государство. А мы, многие жители России, даже и не слыхали о такой реке. Ниже на космоснимках в одном масштабе можно посмотреть и сравнить Швейцарию и бассейн Пинеги. Только в Швейцарии городов больше, чем деревень в бассейне Пинеги.




В новгородских летописях село Сура на Пинеге упоминается под 1137 годом как «Сура поганая». Историк В. Пименов считал что, чудь заволочская и теперь имеет свое продолжение либо в лице отдельных семей, либо даже целых селений, ведущих от них свое происхождение. Бассейн реки Пинеги (правый крупный приток Северной Двины) дольше других новгородских волостей была заселен "закоренелыми язычниками", которых христианские проповедники называли "Сура Поганая" за то, что они не желали принимать новую веру. Жители деревни Нюхча сохранили культуру чуди заволочской, сохранили и облик, который был характерен для чуди. Сергей Григорьев признаками чуди заволочской считал смуглость, легкую скуластость и нос уточкой.


А вы знаете, сколько таких больших рек в России?


Александр Тунгусов сообщает, что в Сурской волости на Пинеге, согласно переписи 1585 г., значилось 37 деревень, которые за исключением трех носили русские названия. Деревня Осташевская (Новохотцкая) в ХVIII в. значится уже как село Нюхченское (с. Нюхотское). У всех жителей деревень русские (православные) имена, за исключением Мамонка Григорьева и Чюбарка Игнатьева. Считается, что река Сура происходит от вепского СУР (большая река); река Хала – от вепского ХАЛА (иней, заморозок); р. Нюхча – от саамского НЮХЧ (лебедь); деревня Шиднема производится от саамского ШИД (жилое) и от вепского НЕМА (мыс); деревня Шулонема – от вепского СУЛА (талый). Но если в Пинежском уезду многие названия рек и селений переводятся и из вепского, и из коми языков, и из прибалтийско-финских, то в в соседнем Холмогорском районе таких названий немного, все названия там в основном русские. Случайно ли это?




Не могу согласиться с тем, что Сура – большая река, а производить из вепского языка названия в бассейне Пинеги вряд ли следует, так как вепсы обитали много западнее этих мест. А вот саамские названия, вполне возможно, сохранились. Это значит, что коренные саамы здесь довольно мирно приняли мигрантов фино-угров, в противном случае фино-угры не сохранили бы их названия. Вообще саамских названий на севере восточной Европы немало, например, речки с названием "Ухтома", "Ухтомка", "Охтомы" распространены от Ростово-Суздальской земли до берегов Белого моря. А только в переводе с саамского понятен смысл этих названий – это реки с волоком в другой бассейн. Кстати, они такими и являются.


Я бы не назвал эту реку большой.


Глядя на эти здания, невольно подумаешь: "А не такая уж и поганая была здешняя Сура".

Вполне возможно, что название Сура имеет смысл только в древнем арийском языке и в переводе на русский значит "Солнечная". В русском языке это слово сохранилось в фамилии "Суровы" и в названии краски рыжего цвета –"сурик". Кстати, люди с фамилией Суров тоже чаще всего рыжие – солнечные.

Открытие на Урале в конце ХХ в. древнейшего города ариев Аркаима и «Страны городов» Синташты сильно пошатнуло традиционную версию истории. Начали появляться версии о том, что чудь – это древние арии потомки индоевропейцев. Кстати, в финно-угорских языках есть много «иранизмов», финно-угорские и индоиранские языки имеют очень большой общий лексический пласт. На Русском Севере в Архангельской и Мурманской областях имеются географические названия с корнем «ганг»: озеро Ганга, залив и гора Гангас, залив Гангасиха. По преданиям, в местах Кудымкар, Майкар, Дондыкар, Иднакар, Анюшкар находили чудские городища, бронзовые украшения и другие предметы, выполгенные в Пермском зверином стиле.


В письменных источниках Древней Руси самые ранние сведения о Пинежье относятся к ХII веку. По сей день жителей верхнего течения Пинеги называют чудью. Село Сура – родина святого праведника Иоанна Кронштадтского. Так что не все жители Суры были погаными.


В Суре преобладают дома угрофинского типа, но встречаются дома и русского типа.

Существуют параллели и в мифологии финно-угорских и индоиранских народов. В преданиях древних ариев, ушедших когда-то на юг, сохранились воспоминания о полумифической прародине, расположенной где-то далеко к северу от Индии. Там обитают и прекрасные небесные танцовщицы – апсары, сияющие всеми цветами радуги (северное сияние), а солнце восходит и светит полгода не заходя за горизонт, а потом полгода длится ночь. В мифах эстонцев северное сияние – это павшие в битвах герои, живущие на небе. В индийской мифологии на небо могут забраться только волшебные птицы, в том числе вестник богов Гаруда. В финно-угорской мифологии Млечный путь, соединявший север и юг, именовался Дорогой птиц. Сходство имеется в названиях богов, например, бог у удмуртов – Инмар, у индоиранцев Индра. В коми мифологии имя Ёма носят и первочеловек, и болотная ведьма, в индоиранской мифологии Йима – также имеет значение "первочеловек".

Теперь впору подумать: кого же на северо-востоке Европы называли чудью? Может быть, чудь заволочская – это и есть потомки одной из ветвей индоевропейцев ариев, пришедших сюда 5–6 тыс. лет назад? Если это так, то почему этноним чудь «прилип» только к финно-угорским народам? Какая существует взаимосвязь между индоиранскими и финно-угорскими народами? Видимо, здесь следует вспомнить мнение Льва Гумилёва, который считал, что новый этнос рождается от двух родителей-этносов. Арии, пришедшие в Заволочье с Урала, пришли не на пустое место. Здесь уже обитали предки теперешних саамов. Ассимилировав саамов, пришедшие арии, возможно, и образовали новый этнос, который и окрестили чудью заволочской.




Христиане называли язычников "поганцами" (от слова "поганус" – идолопоклонник). В летописях XV в. Сура так и называется – поганой. В переводе с арабского Сура – картина, Сурьа – быстрота, скорость; с санскрита Сурья – бог солнца; с финно-угорских наречий сура – «остров на воде», «остров на болоте». По-моему, здешняя Сура имеет, скорее всего, все же арийское название.

Топонимы и гидронимы, существующие в настоящее время на территории Пинежского района, имеют корни, имеющие смысл в языках так называемой финно-угорской группы. Бесспорно, названия речкам, ручьям и урочищам давалось местным населением, говорившем на языках, близких к современному финскому, карельскому, коми. С тех пор эти названия не изменились или изменились лишь частично из-за неудобного произношения – исказились и переназвались, так сказать, русифицировались.


Удивительно, но здесь тоже много домов в русском стиле.

Из книг, описывающих историю Пинежского края, выпущенных уже в наше время, известно, что до прихода «новгородцев» в этих местах жили люди, именующие себя чудь, которые поклонялись богу Юмалу. Если посмотрим на карту из учебников истории, то видно, что весь современный северо-восток России занимала так называемая заволочская чудь – то ли один этнос, то ли несколько родственных этносов. Скорее всего, под названием чудь заволочская скрывается несколько этносов, говоривших на сходных языках. Но сходство языков далеко не всегда говорит о генетическом сходстве. Сегодня русские и чукчи говорят на одном языке, но их происхождение совсем разное. Вряд ли исключением из этого правила были фино-угорские народы. Различия в их языках могут оказаться не следствием дивергенции из одного праязыка, а следствием перехода на фино-угорский язык изначально разных этносов. Подобный процесс произошел и со славянским языком, который, наложившись на изначально разные этносы, дал широкий спектр диалектов славянских языков и даже разных языков, которые кажутся родственными.

Вопрос в том, можно ли сегодня разглядеть мозаику того субстрата, на котором сформировался финоугорский суперэтнос? Думаю, что кое-что разглядеть можно, если сравнивать не только языки и диалекты, но и традиции в изготовлении одежды, домов, инструментов и т.д. Традиции строить дома очень устойчивы и, по всей вероятности, сохранялись многие столетия. Я выделил русский беломорский и фино-угорский типы домов. Оказалось, что каждый из них имеет определенный ареал распространения, но также оказалось, что в одних селениях в Заволочье преобладает русский тип, а в других – финоугорский.


Читая разнонаправленную литературу, наткнулся на поэму К.Ф. Жакова «Биармия», в которой автор описывает, как по реке Северной Двине князь Перми Яура едет за невестой Радой в столицу Биармии Кордор, расположенную в низовьях Двины. Произведение «Биармия» написано по собранному автором народному эпосу. Но тут может произойти как с известным городом Троей: пока её не обнаружил археолог Генрих Шлиман, в неё мало кто верил. В.Д. Бубрих утверждает, что Биармию следует отождествлять с Заволочьем, а биармийцев – с Чудью Заволоцкой. По-моему, конвергенция изначально различных этносов в один фино-угорский суперэтнос произошла в Биармии, именно в этой стране был выработан единый межнациональный язык общения, на который постепенно перешли все этносы, прежде говорившие на своих несходных языках. Западные европейцы в Биармию приходили с севера по Баренцову и Белому морям, а хазары и византийцы – с юга и называли эту страну по-своему. Кстати, в арабских источниках на просторах северо-восточной Европы перечисляется огромное количество этносов, идентифицировать которые с современными этносами за редким исключением невозможно.

Упоминания о Биармии находятся не только на древних картах, но и в книгах, и в скандинавских сагах. В «Орозии короля Альфреда» (конец IX века) есть описание плавания норвежца Отара, который морским путём добрался до Биармии. Путешественник описывает устье Северной Двины, называет местных жителей биармийцами, поясняя, что разговаривают они на языке, схожем с финским.


В скандинавских сагах, таких как «Сага об Олаве Святом», «Сага о Боси», «Сага о Хаконе, сыне Хакона» и других, описываются походы в страну Бьярмов, которая расположена по реке Вине, с которой у скандинавов сложились тогда хорошие торговые отношения. Описываются также и места поклонения Бьярмов – божеству Йомали.

Если двигаться от Суры по Пинеге вниз по течению, то на пути будут попадаться деревни и села. Обратим внимание на то, какие дома в этих населенных пунктах, в каком стиле они построены. В деревне Чушела дома двух типов: финоугорские с двухскатной крышей и русские с трехскатной крышей и обязательной светелкой. И те и другие рублены в лапу, и те и другие просто огромные. Обратите внимание – на окнах нет украшений в виде резных наличников. Это характерно для северных домов.

Каждый такой дом был построен на одну семью. В наше время такие просторные дома могут себе позволить иметь только очень состоятельные люди. По размерам домов можно судить о имущественном цензе их владельцев. Вот вам и дикие люди, вот вам и Сура поганая. Да, не бедная страна была Биармия – Русь Северная.

В деревне Сояла дома также двух типов – финоугорские и русские. Пока что никто из этнографов на эти различия не обращал внимания. А ведь совсем не праздный вопрос: почему одни хозяева строят дом так, а другие иначе. Ведь в старые времена мода на стиль менялась чрезвычайно медленно. Это сегодня каждый строит дом или коттедж кто во что горазд, а 100 лет назад люди были верны традициям, за сохранение традиций они даже шли на смерть. Ну какая вроде бы разница креститься двумя или тремя пальцами? А ведь сколько народу на Руси сожгли живьем из-за нежелания перейти от двуперстия к трехперстию.




Филипп Иоганн Сраленберг выдвинул теорию о Биармии как об огромной стране между Финляндией и Уралом, что вызвало необычайно бурные научные споры в то время. На самом деле, источников информации о Биармии очень мало. В наших древних летописях нет и намёка на данную страну, однако В.Н. Татищев в своей книге «История Российская» описывает, как 14-й король финский Кузан нападение на Бярмию учинил и, в течение трех лет воюя, всех в свое владение покорил. Оная Бярмия имела своих королей, которые не меньшею славою, как финские и прочие северные короли, процветали. Во время 15-го короля Дюмберга, что после Кузана, финны с руссами так соединены стали, что трудно сказать, кто из них был начальнейшим".

И в настоящее время по поводу местонахождения загадочной страны Биармии ломаются копья. Каждый пытается доказать своё. Но как же на самом деле? Кто прав? На сегодняшний день существует три версии о местонахождении загадочной страны: 1) Биармия – это Пермь; 2) Биармия – это Кольский полуостров; 3) Биармия – это Беломорье и Подвинье. Для окончательного ответа на этот вопрос пока не хватает фактов. Ясно одно – страна такая существовала, она была сильной и технологически не отсталой, народ в ней не бедствовал. А христианские байки о якобы дикости здешнего населения, – мягко говоря, заблуждение, а может быть, и намеренная ложь, чтобы оправдать собственную жестокость и жестокость князей, облагавших здешние народы данью, казнивших упрямых и неугодных.









Когда-то в них хранилось зерно, которое выращивали на ныне заброшенных и заросших лесом полях. Боже! Как легко разрушить строй жизни и превратить некогда процветающие и благодатные края в дикие и малоприятные для жизни. Кто ответит за это? И ответит ли когда нибудь?


Хотя окна и без резных наличников, но некоторые украшения все же имеются.


Ветряные мельницы сломали еще не все. Стоят они на пригорках и рассказывают нам о том, что неплохие хлеба когда-то родила эта северная земля древней Биармии. Но напрочь забыли люди свою историю. Слава богу, что исчисляют ее все же не с 1917 г., а со времени крещения в христианскую веру.


Пинега прорезает толщу коренных пород Беломорско-Кулойского плато – известняков, в которых имеется огромное количество известных и пока неизвестных пещер, которые ждут туристов и спортсменов спелеологов.


В здешних пещерах полно сталактитов и сталагмитов, а может быть, и рисунков, нарисованных древнейшими жителями этих краев.

По мере продвижения вниз по течению Пинеги в деревнях и селах процент домов в русском стиле увеличивается, а в нижнем течении на отрезке от Устья реки до поселка Пинега в селениях дома фино-угорского типа – большая редкость. Вот и в селе Петухово мы видим русские дома.


Дома не выглядят обветшалыми и убогими. Похоже, что перестроечный шок прошел, и северная Русь оклёмывается. Сменится 1–2 поколения людей – и глядишь, к середине XXI в. вновь будут распаханы земли, и на них заколосится рожь, ячмень, пшеница и овес. Появятся на Пинеге рыборазводные заводы и увеличится в разы количество заходящей на нерест сёмги. А на хариузовую рыбалку и в здешние пещеры будут приезжать десятки тысяч туристов. И вновь услышат здешние пригорки детский смех, а с них на санках и лыжах помчатся будущие чемпионы и чемпионки мира. Не знаю, как вы, а я в это верю.


А.В. Галанин: «Чудь заволочская»

Featured Posts from This Journal