?

Log in

No account? Create an account
Русь Великая

lsvsx


Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.


Previous Entry Share Next Entry
Библия — немножко логики и здравого смысла: избранникам Господа далеко до диких варваров.
Русь Великая
lsvsx

Продолжение, начало тут...


Часть Седьмая. Было ли наказание? 


«И сказал Господь: что ты сделал? За то, что ты убил брата своего Авеля, ты проклят!» (Библия для детей)

Читая предыдущую часть, мне могут возразить, мол если убийство брата было жертвоприношением Господу, причем по его же указанию, то почему Господь проклял Каина?

Давайте разбираться. Во-первых, этот самый Господь и до и после случая с Каином поступал подобным образом. То есть он и раньше и позже наказывал людей за дела которые совершались по его воле, и если даже не по его воле то по крайней мере при его попустительстве. Историю с грехопадением, надеюсь еще не забыли.

Во-вторых, где в Библии написано, что Господь проклял Каина? Там этого нет. В Библии Господь говорит Каину: «и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт, 4:11). Больше ни о каком проклятии в Библии не говорится. То есть, Каин проклят не Господом, а землей.

Мне опять могут возразить, мол это Господь таким образом давал понять Каину, что он его проклял. Но ведь Господь никогда ни до ни после не показывает подобной скромности. Особенно когда это касается проклятий. «Все истреблю с лица земли, говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь» (Соф, 1:2-3), «И узнаете, что Я — Господь — Каратель» (Иез, 7:9).

То есть нигде, никогда Господь не говорит о проклятии от чьего-то имени. Карающий всегда он сам.

Читаем четвертую главу Бытия дальше. «И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт, 4:13-14)

Кстати, это лишнее доказательство тому что земля уже была заселена к моменту этих событий и совсем не Эдемцами, которых к этому моменту оставалось уже трое: Адам, Ева и Каин. Однако, Каин опасается какого-то «всякого, кто встретится» ему на земле.

Что ответил Господь Каину? Разве он стал напоминать Каину, что смерть это справедливое наказание за его преступление? Нет! Напротив, Господь сказал Каину: «за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт, 4:15)

Опять говорю, каждый имеет право верить чему желает, но в этом месте Библии речь идет не о наказании, а скорее — о награде. Библия ясно говорит о том, что знамение, которое Господь наложил на Каина будет охранять его и оберегать от наказания.

Кстати, обещание быть изгнанником и скитальцем на земле, о котором говорит двенадцатый стих четвёртой главы, опять же не сбылось. Каин ушел в землю Нод, женился там и построил город. Не особо похоже на скитание, не правда ли?

Итак, какие выводы можно сделать? Каин за убийство брата не проклят Господом и не наказан, а даже напротив — в какой то степени вознагражден. А это дает повод думать что Каин действовал мало того, что не за спиной у Господа, а даже при его подсказке. То есть… Каин сделал всё таки доброе.

Скорее всего потомок Каина — Ламех, был в курсе всех событий, и тоже понимал, что для Каина в этой истории всё закончилось более чем удачно. Возможно даже именно поэтому, Ламех выбрал тот же путь и стал убивать, после чего заявил, что «если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт, 4:24). Почему то Библия молчит об обстоятельствах этого убийства, как впрочем и о реакции на это убийство самого Господа.


Часть Восьмая. Еще одна история о потопе


Чтобы эта часть не получилась слишком длинной, дам всего лишь совет почитать другие, более развернутые истории Потопа в темах: «Ноев Ковчег» и «Свидетели Потопа»

В этой части, чтобы разгадать историю с Потопом нужно забежать немного вперед. Во времена, когда евреи хотят войти в «землю обетованную» (кстати, об этой «земле» поговорим в следующей части). «Разведчики» нашли на этой земле «исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода» (Чис, 13:34). Рост одного из них «девять локтей, локтей мужеских» (Втор, 3:11). 9 * 45см = 405см. Четыре метра! Нельзя упрекать евреев в том, что они испугались этих гигантов. Эти великаны, или как их еще называли — рефаимы, жили в Палестине со времен Давида (2 Цар, 21:16-22).

Эти самые гиганты появились на земле как раз незадолго до потопа. Как раз перед самым потопом «сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали себе в жены, какую кто избрал» (Быт, 6:2).

Я знаю две распространенные версии того, кто эти Сыны Божии:

Одни считают Сынами Божьими ангелов. На самом деле, в Библии есть места, где под «Сынами Божьими» подразумеваются ангелы (Дан, 3:24) (Иов, 1:6). Но я не думаю, что ангелы могут иметь близость со смертными женщинами, а тем более зачинать им детей.

Вторые утверждают, что «Сыны Божьи» — это евреи, а «дочери человеческие» — это женщины из других племен. Но обычно в таких случаях Библия говорит «сыны Господа» (Втор, 14:1).

Одно из предположений можно посмотреть в главе «Сыны Божии»

Но можно предположить и следующее. Сыны Божии — это потомки первой пары людей, которые были созданы Элохим (Богами), «по образу и подобию Своему» (Быт, 1:26-27). А «дочери человеческие» — это потомки Адама, который породил детей «по подобию своему, по образу своему» (Быт, 5:3).

Как бы там ни было, появились эти великаны (Быт, 6:4). И, скорее всего, именно они и виноваты в том, что Господь рассердился. Это заметно по тем неутешительным выводам, которые Господь сделал: «велико развращение человеков на земле… все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время… всякая плоть извратила свой путь на земле» (Быт, 6:5,12). Каких либо других примеров развращенности людей в допотопные (буквально) времена Библия не называет. Кроме этого, Господь вообще не очень то доверяет тем, кто смешивает кровь «своих ребят» с «не своими». (Исх, 34:16) (Втор, 7:3) (Езд 9:11)

Здесь не столь важно то, справедливо ли было наказывать людей за грехи истребив «всякую плоть» (Быт 6:17). Очень много раз я убеждался, и можно убеждаться каждый раз, читая Библию, что библейский Господь мало интересуется о справедливости своего действия. А по факту: великаны спокойно живут, спустя тысячи лет, после потопа.

Как они смогли выжить? Не в Ковчеге — точно. Ни в Библии, ни где то еще, такой версии не существует. И вряд ли Ной с семейством были великанами, так как какой смысл спасать в Ковчеге тех, по чьей вине в принципе и устроен потоп? Здесь не то что справедливости, но и логики никакой нет.

А вот в следующей строке можно найти еще один к ключ к разгадке о том, был ли потоп всемирным. Вот эта строчка: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт, 6:7). И чуть позже добавляет: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое» (Быт, 6:13)

Господь, который Яхве, который тот самый — племенной, уничтожил именно то, что ОН сотворил. То есть Эдем и земли, которые населяли потомство Адама. «Пред лице Мое» — вспомним, что говорил Каин, убегая в землю Нод: «и от лица Твоего я сокроюсь» (Быт, 4:14).

Вывод:

Потоп был локальным и погубил далеко не «всякую плоть», а только ту, которую сотворил этот самый Господь. Потоп был не везде, а только в конкретном месте, на Ближнем Востоке — «пред лицом Господа». Потому как в земле Нод ковали медь потомки Каина, а где-то еще великаны строили крепости.


Часть Девятая. Земля Обетованная


Если спросить, что для вас «земля обетованная», многие скажут, что это — рай на земле. Это символ легкой жизни, где нет печали. Короче, земля обетованная — это молочные реки, кисельные берега, и всё такое. Не жизнь, а словами Карабас-Барабаса «просто праздник какой-то»

А что говорит Библия про эту землю?

По Библии, Господь обещает Моисею «вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх, 3:8).

И опять же этот Господь, то ли не совсем прав, то ли не совсем честен. На «земле обетованной» не было рая на земле, пока туда не пришли евреи с Моисеем. А после этого тем более никакого рая на земле там не было. Не текли там молоко и мёд. Там текла кровь. Но об этом чуть позже.

В самых первых обещаниях Господа Аврааму и Иакову он не дает таких поэтичных подробностей. Думаю догадываетесь почему? Потому, что в отличии от Моисея, эти ребята прекрасно знали особенности этой земли. Собственно говоря, именно на этой земле и давались эти обещания. «И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую» (Быт, 17:8), «землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему» (Быт, 35:12). В этих строках Господь говорит о земле Ханаанской — о земле Хананеев. А Моисею господь дает уже «землю обетованную», а это значит, что эта земля, которую Господь обещал избранному народу, состоит уже не только из земли Хананеев, но также из земли «Хеттеев, Гергесеев, Амореев, Хананеев, Ферезеев, Евсеев и Иевусеев» (Втор, 7:1)

Очень прошу перечитайте предыдущий абзац и задумайтесь. Ничего странного не заметили? Вот именно! «Земля хорошая» уже была населена разными племенами. Как с ними быть?

Перечитаем первый стихи Второзакония еще раз:

«Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя,и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их» (Втор, 7:1-2)

Ужасно. Но… слов из песни не выкинешь.

Вернемся к теме. Что может означать «предай их заклятию»?

Далеко ходить не надо. Перелистаем до стиха 34, второй главы этой же Книги Второзакония: «и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых»

То есть «заклятие» — означает поголовную безжалостную резню.

Причем это был далеко не единичный случай.

«И поразили они его и сынов его и весь народ его, так что ни одного не осталось, и овладели землею его» (Числа, 21:35)
«И предал его Господь, Бог наш, в руки наши, и мы поразили его и сынов его и весь народ его, и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых» (Втор, 2:33-34)
«И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом» (Нав 6:20)
«Так поражали их, что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего… падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч. Иисус не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не предал заклятию всех жителей Гая» (Нав, 8:22, 25-26)

Вообще, к слову сказать, Книга Иисуса Навина не для слабонервных, так как по много раз повторяет «и истребил ее Иисус мечом, и все дышащее, что в ней; никого не оставил а ней, кто бы уцелел», «и поразил его мечом, и все дышащее, что было в нем», «поразил его и народ его так, что никого у него не оставил, кто бы уцелел», «а всю добычу разграбили сыны Израилевы себе, людей же всех перебили мечом, так что истребили их: не оставили ни одной души»

Предчувствуя философски раскачивающиеся головы, мол «время такое было» — заявляю: не было такого времени. Никогда не было такого времени, когда убийство женщин, детей и стариков — когда подобный геноцид, считался богоугодным, или хотя бы обычным делом.

Во многих мифах и преданиях есть примеры, когда злодей — не положительный герой, а Злодей — начинает убивать чужой ему народ, причем поголовно истребляя. Но почти каждый раз, остается один выживший, который начинает мстить, который проливает кровь за кровь, и истребляет весь род своего обидчика. Как правило, после этого, сам мститель погибает. Знаете почему? Потому что даже если и считать, что месть эта праведна, эти дикие древние люди не понимали, как можно жить после того, как ты убил женщин, детей и стариков чужого, пусть даже враждебного тебе народа. Примеры можете посмотреть в Саге о Вёльсунгах или в Калевале.

Помните в начале я говорил, что монголы Чингиз-хана были намного гуманнее. Эти ребята убивали всех мужчин завоеванного народа, женщин и детей они не убивали. Их уводили в плен. В большинстве даже мужчин они уводили в плен, а не истребляли. Бывало даже, что они оставляли завоеванный народ на месте их обитания. Их лишь облагали налогом. И это дикие варвары Чингис-хана. А любимчики Господа истребляли. Поголовно. Всех. Даже животных.

«И сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин?… Убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин… убейте!» (Числа, 31:15,17)

Сравним: Батый отпускал или даже брал на службу тех, кто с особой храбростью сражался против него (например пять воинов Евпатия Коловрата), а евреи «мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом»(Нав,6:20). Неужели никого не оставили в живых? Оставили! «Блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее были» (Нав, 6:24). «С чего это?» — спросите вы. А «потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высмотрения» (Нав, 6:24). Именно они — шпионы, были у неё.

Короче, что касается благородства и милосердия — то избранникам Господа далеко до диких варваров. На фоне любимчика господа Моисея, который приказывал убивать женщин и детей, и на фоне зомбированного истребителя Иисуса Навина — любые другие самые кровожадные персонажи в истории человечества — это светлые образы благородных рыцарей.

Но, что то мы отвлеклись от темы. Вернемся к «земле обетованной», то есть к обещанной. Обещанная этим племенным божком диких кочевников для захвата и разграбления. Население этой земли, которое своим трудом добывало себе хлеб насущный было вырезано с изощренной жестокостью и главное по указанию и во имя «милосердного» Господа.

Так что нужно быть чуточку осторожнее, когда называете какую-то землю — землей обетованной. Тем более если это ваша родина, а вы не «избранный народ Господа». Потому что лично я, не хотел бы быть жителем земли обетованной. Такой участи не позавидуешь.

Отступление

Перед тем, как написать следующую, последнюю часть, хочу сделать небольшое отступление. Перечисленные выше персонажи, далеко не единственные любимчики Господа, которые отличались жестокостью. И можно еще долго писать, например о том, что Самсон (Книга Судей) далеко не герой-освободитель или благородный судья, а всего лишь бандит-уголовник, или о том, что «добрый пророк» Елисей (4 Цар, 2:23-24) за невинную детскую дразнилку скормил медведям «сорок два ребенка», или о том, что патент на использование печей для уничтожения пленных принадлежит не каким-то там фашистам, а очередному избраннику Господа — царю Давиду, который «вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими» (2 Цар, 12:31)

Но думаю, что вышеприведенные экземпляры — достаточный пример того, что Господь, отнюдь не такой милосердный, каким принято его считать. И плюс, ничего нового от подробного рассмотрения еще больших примеров мы не узнаем, потому что уже рассмотренные любимчики Господа были не лучше Самсона, Давида или Елисея. А христианин, да и любой другой человек Писаний, всего лишь пожмёт плечами, и добавит: «Что поделать, слаб человек, а Сатана всегда начеку. Безгрешен лишь Господь!»

Кстати, тема Господа и Сатаны — это отдельная, и тоже очень любопытная тема, если говорить о них не то, что говорят священнослужители, а то, что говорит сама Библия. Но об этом как-нибудь потом. Сейчас перейдем к последней части этой главы.


Часть Десятая. Десять Заповедей


Для кого написаны заповеди? Вы никогда не задавались этим вопросом? Скорее всего нет. Все хором ответят, что десять заповедей Моисея были посланы всему человечеству.

Тогда вопрос: а почему одну из самых важных заповедей — «не убий» — так часто нарушают эти самые положительные герои Библии — эти пророки и цари? Например сам Моисей, который и принес эти заповеди (Исх, 14:25, 20:1-17), в Книге Чисел приказал убить пленных женщин и детей. Да и к соплеменникам он был не особо добр. Как только Моисей получил скрижали с заповедями, он приказал: «возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек» (Исх, 32:27-28).

Вот так вот! «Не убий»!

Если внимательно перечитывать Исход, Второзаконие и Левит, удивлению вашему не будет предела. О каком «не убий» может идти речь, если в законах Господа, каждое третье преступление карается «высшей мерой наказания». Колдунов и ворожей — убить (Исх, 22:18; Втор 18:9-12). Богохульников и поклоняющихся другим богам, кроме Господа — убить (Исх, 22:20; Лев, 20:1-6, 4:10-15; Втор, 13:1-18, 17:2-7). За плохое отношение к родителям — убить (Лев, 20:9). Дальше в таком же духе. Убить!

Причем, все это относится к своим же — к евреям. С чужими вообще особо не церемонились. Второзаконие, например приказывает вырезать поголовно.

Учитывая всё вышесказанное, глупо не прислушиваться к атеистам, которые говорят, что Писания полны противоречий. Трудно с этим не соглашаться. Но давайте вернемся к заповедям, которые Господь дал Моисею.

Первая заповедь, это далеко не «Не убий».

«Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх, 20:2-4). Не очень то понятно, когда некоторые «умные» священнослужители вкладывают в эту заповедь какой-то высокоморальный смысл. Тут ясно написано, что делать любые изображения — запрещается. Любые! Кстати, к чести евреев — среди художников-реалистов, очень трудно найти еврея, а вот среди авангардистов-абстракционистов они есть — ведь это не нарушает вторую заповедь.

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно… Помни день субботний… день седьмой — суббота Господу… Почитай отца твоего и мать твою…» (Исх, 20:7, 8, 10,12). И только потом — шестая — «Не убивай» (Исх, 20:13). Остальные заповеди: «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства», «Не желай дома ближнего твоего…» здесь рассматривать не будем.

Не думаю, что вы догадались почему, поэтому вкратце объясню. Все статьи этого законодательства, нарушение которых карается смертной казнью, говорят о нарушении этих пяти заповедей. Эти пять заповедей перечислены ДО «Не убий», а значит, они важнее. Поэтому — «не убий» — касается только тех, кто их соблюдает. То есть, почитай родителей — но только тех, кто соблюдает первые четыре заповеди.

Вывод:

Согласно Закону Господа о Десяти Заповедях, а значит и согласно Священному Писанию — Библии — жить имеют право только те, кто поклоняется Господу — и только ему одному! В свое время и многие тысячелетия после, это означало истребление всех народов земли, кроме одного — Избранного, который верит этому самому Господу, а других считает неправильными почитателями этого самого Господа. Потом появилось христианство, со своей почти двухтысячелетней кровавой историей. Потом появились мусульмане, со своими кровавыми историями. Каждый из них считал, что именно они и есть этот избранный народ и «не убий» — не про них…

На этом хотелось бы завершить, но осталось лишь найти истинное лицо этого самого Господа. Так сказать, посмотреть в глаза этому мерзавцу. Поэтому, хоть десятая часть и была последней, придется помучить вас еще и эпилогом с картинками.


Заключительная часть


Заключительная часть целиком взята из седьмой главы книги Ричарда Докинза «Бог, как иллюзия», которую рекомендую каждому здравомыслящему человеку.

Священное Писание двумя способами указывает верующим нравственные правила поведения. Во-первых, путем прямых предписаний, как, например, в Десяти заповедях — источнике яростных разногласий и интеллектуальных битв в американской глубинке; во-вторых — на живых примерах, когда Бог или другие библейские персонажи служат, говоря современным языком, образцами для подражания. Если по-религиозному истово придерживаться данных правил, то на выходе получаем нравственную систему, которую любой современный человек — как верующий, так и атеист — не может не признать, мягко говоря, довольно отвратительной.

Справедливости ради заметим, что большая часть содержания Библии не преднамеренно жестока, а скорее просто бессвязна, как этого, по существу, и следует ожидать от беспорядочно сгруппированного под одним переплетом сборника разрозненных документов, сочиненных, отредактированных, переводимых, искажаемых и «исправляемых» сотнями неизвестных нам и незнакомых друг с другом авторов, редакторов и переписчиков в течение девяти веков. Это обстоятельство помогает понять некоторые странные особенности Библии. Но беда в том, что именно этот причудливый сборник апологеты религии предлагают нам использовать в качестве непогрешимого источника морали и правил поведения.

Как справедливо заметил в книге «Грехи Писания» епископ Джон Шелби Спонг, желающие строить свою жизнь буквально «по Библии» либо не читали ее, либо не поняли.

Ветхий Завет

Начнем с приведенной в книге бытия популярной истории про Ноя, позаимствованной из вавилонского мифа об Ута-Напишти и присутствующей в более древних мифологиях нескольких культур. Легенде о входящих в Ноев ковчег животных («каждой твари по паре») трудно отказать в обаянии, но нравственная ее сторона не может не вызвать содрогания. Разочаровавшись в людях, бог утопил всех без исключения (кроме одной семьи), не пощадив ни детей, ни животных (ни в чем, по-видимому, не повинных).

Теологи, конечно, с раздражением возразят, что в наши дни мы не принимаем все написанное в Книге Бытия буквально. Так я именно об этом и говорю! Мы сами выбираем, в какие фрагменты Священного Писания надо верить без рассуждений, а от каких можно отмахнуться, назвав их символами или аллегориями. Выбор же делается на основе личных убеждений, подобно тому как атеисты на основе личного убеждения, без абсолютного критерия истины, решают следовать тому или иному нравственному правилу. Если первый из этих способов можно назвать выбором морали при помощи «шестого чувства», то же можно сказать и о втором.

В любом случае, несмотря на благие рассуждения ученых теологов, пугающе большое количество верующих продолжают воспринимать Священное Писание, включая историю о Всемирном потопе, буквально. Согласно опросу компании «Галлап», в их число входит приблизительно 50% американских избирателей. А также, по-видимому, многие азиатские религиозные лидеры, возложившие вину за цунами 2004 года не на движение тектонических плит, а на человеческие прегрешения — от танцев и распития в барах алкогольных напитков до нарушения каких-то ничтожных правил на отдыхе. Трудно винить людей, воспитанных на сказке о Всемирном потопе и не знающих ничего, кроме библейского текста. Склонность рассматривать природные катастрофы как реакцию на людское поведение, мщение за человеческие грехи, а не какое-то безразличное к их делам движение тектонических плит, выработалась у них благодаря полученному образованию. Между прочим, не кажется ли вам исключительно самонадеянной уверенность в том, что вызванные мощной дланью господней землетрясения непременно связаны с людскими деяниями? В своё время американские священники выдали ряд жутких проповедей, опубликованных в интернете и объясняющих бедствия урагана «Катрина» людскими «грехами». Почему божественное существо, в уме которого витают идеи о вечности и творении, должно копаться в постыдных человеческих делишках? Мы, люди, задираем нос так высоко, что готовы вознести свои убогие грешки до вселенского величия!

В ходе телеинтервью со знаменитым американским противником абортов преподобным Майклом Бреем я поинтересовался, почему евангельские христиане так яростно нападают на личные сексуальные наклонности людей — скажем, гомосексуализм, — они же не оказывают влияния на жизнь окружающих. В его ответе прозвучало что-то вроде самооправдания. Пошли бог на город, где живут грешники, какую-нибудь напасть, невинные жители могут оказаться «побочным ущербом». В 2005 году в результате урагана «Катрина» был затоплен прекрасный город Новый Орлеан. Один из самых известных американских телепроповедников-евангелистов и бывший кандидат на пост президента преподобный Пат Робертсон, по слухам, объяснил появление урагана тем, что в Новом Орлеане проживала комедийная актриса-лесбиянка. (Эта история впервые появилась на безграничных просторах Интернета и стопроцентно проверить её подлинность сложно. Однако в неё широко верят, бесспорно, потому что это — типичное высказывание подобных Робертсону церковников о стихийных бедствиях вроде «Катрины». На сайте snopes.com, где сделаны лживые замечания о «Катрине», также приводится замечание Робертсона о состоявшемся ранее марше Гей-прайд в Орландо, штат Флорида: «Хочу предостеречь жителей Орландо, указав, что, живя, как они, на пути прохождения крупных ураганов, я не стал бы так опрометчиво размахивать красной тряпкой перед ликом Божьим»). Казалось бы, у Всемогущего Господа есть под рукой более точные инструменты для искоренения грешников — целенаправленные сердечные приступы, скажем, а не просто сметение с лица земли целого города по причине проживания в нем одной остроумной представительницы сексуальных меньшинств.

В ноябре 2005 года жители города Дувр, штат Пенсильвания, проголосовали за увольнение из местного отдела образования всех фундаменталистов, навлекших своими попытками протолкнуть закон об обязательном изучении «разумного замысла» сомнительную славу, если не сказать насмешки, на весь город. Услышав о поражении фундаменталистов в результате демократического процесса голосования, Пат Робертсон выступил с жесткой отповедью:

«Хочу предостеречь добрых жителей Дувра: случись в окрестностях города стихийное бедствие, не молите бога о спасении. Вы только что изгнали его из своего города и не удивляйтесь, если он откажется вам помогать, когда нагрянет беда — если она нагрянет, чего я, конечно, не утверждаю. Но если она нагрянет, не забывайте, что вы только что проголосовали за изгнание бога из своего города. Не просите о заступничестве, потому что его может рядом не оказаться»

При истреблении Содома и Гоморры выбранным для пощады, аналогично семейству Ноя, оказался благодаря своей исключительной добродетели племянник Авраама Лот со своими родичами. Чтобы предупредить Лота о необходимости покинуть город, в Содом в мужском обличье были посланы два ангела. Лот радушно принял ангелов в своем доме, но тут толпой явилось все население Содома и потребовало, чтобы Лот выдал им ангелов для группового изнасилования (содомиты, что же от них ждать?): «…где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Быт.19:5).

Используемый в Библии загадочно-смягченный эвфемизм «познаем» в данном контексте звучит весьма забавно. Отвергая требования толпы, Лот демонстрирует такую галантность, что начинаешь понимать, почему бог выбрал в качестве единственного доброго человека в Содоме именно его. Но безупречная репутация меркнет, когда читаешь о его встречном предложении: «…вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего» (Быт. 19:7–8)

Как ни толкуй эту странную историю, вывод об уважении к женщинам в той лихорадочно религиозной культуре однозначен. К счастью, в тот раз Лоту не пришлось жертвовать девственностью своих дочерей, потому что ангелы успешно справились с нападавшими, поразив их слепотой. Затем они велели Лоту, собрав семью и скот, быстро покинуть город, который вот-вот должен быть разрушен. Всей его семье удалось спастись, за исключением несчастной жены, которую Господь за ослушание — довольно невинное, на первый взгляд, желание обернуться и посмотреть на салют — обратил в соляной столб.

Дочери Лота еще раз ненадолго появляются в повествовании. После обращения матери в соляной столб они живут вместе с отцом в горах, в пещере. Лишенные компании других мужчин, они решают напоить отца вином и переспать с ним. Будучи слишком пьяным, чтобы заметить появление, а затем исчезновение из его постели старшей дочери, Лот тем не менее сумел зачать ребенка. На следующую ночь дочери решили, что очередь за младшей. И опять Лот напился до бесчувствия, и младшая дочь также забеременела (Быт. 19:31–36). Если эта неблагополучная семья была самой высокоморальной в Содоме, поневоле начнешь оправдывать Бога и его серное судопроизводство.

С историей Лота и его дочерей мрачным образом перекликается глава 19 Книги Судей, в которой описывается путешествие неизвестного левита (священника) и его наложницы в Гиву. Они заночевали в доме гостеприимного старика. Во время ужина раздался стук в ворота; жители города начали требовать у старика выдать им гостя — «мы познаем его». Старик почти буквально повторил им ответ Лота: «… нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия. Вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия» (Суд. 19:23–24). Очередная демонстрация неприкрытого женоненавистничества. Особенно леденит — «смирите их». Пожалуйста, получайте удовольствие, унижая и насилуя мою дочь и наложницу этого священника, но проявите подобающее почтение к моему гостю — он же, в конце концов, мужчина. На этом сходство двух историй заканчивается — наложнице левита повезло куда менее, чем дочерям Лота.

Левит вывел ее толпе, до утра подвергавшей ее групповому изнасилованию: «Они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари. И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин ее, (и лежала) до света» (Суд. 19:25–26). Утром левит нашел наложницу распростертой на пороге дома и, на наш современный взгляд, бессердечно и резко скомандовал «вставай, пойдем»; но она не двинулась. Она была мертва. Тогда он «взял нож и, взяв наложницу свою, разрезал ее по членам ее на двенадцать частей и послал во все пределы Израилевы». Да-да, это не обман зрения. Загляните в Книгу Судей (19:29). Давайте еще раз проявим снисхождение и объясним вышеописанное невероятной причудливостью библейских текстов. Эта история настолько сходна с историей Лота, что возникает подозрение — не смешались ли когда-то беспорядочные куски манускрипта в каком-нибудь ныне забытом скриптории: еще одна иллюстрация недостоверности и сомнительности происхождения священных текстов.

Дядя Лота — Авраам — является основателем всех трех «великих» монотеистических религий. Благодаря своему патриаршему статусу он достоин служить образцом для подражания разве что чуть меньше самого бога. Но кто из современных моралистов согласился бы следовать его примеру? Еще на заре своей долгой жизни Авраам, чтобы пережить голод, в сопровождении жены Сарры отправился в Египет. Сообразив, что египтяне, возможно, соблазнятся его красавицей женой и это поставит жизнь мужа под угрозу, он решает выдать ее за свою сестру. Как таковую ее забирают в гарем фараона, который, соответственно, осыпает Авраама почестями. Богу, однако, эта ловкая проделка пришлась не по вкусу, и он наслал болезнь на фараона и дом его (интересно, почему не на Авраама?) Расстроенный, как нетрудно догадаться, фараон поинтересовался, почему Авраам скрыл от него, что Сарра — его жена, затем вернул ее Аврааму и выпроводил обоих из Египта (Быт. 12:18–19). Как ни поразительно, впоследствии эта парочка пыталась сыграть такую же шутку с Авимелехом, царем Герарским. Авраам и его уговорил жениться на Сарре, выдав ее за сестру (Быт. 20:2–5). Позднее тот, в сходных с фараоном выражениях, выразил свое возмущение; и трудно им обоим не посочувствовать. И не является ли это очередное повторение текста дополнительным свидетельством его ненадежности?

Но вышеприведенные неблаговидные эпизоды из жизни Авраама меркнут по сравнению со знаменитой историей жертвоприношения его сына Исаака (в мусульманских священных книгах этот же рассказ приводится в отношении другого сына Авраама, Измаила). Бог приказал Аврааму принести во всесожжение своего долгожданного сына. Авраам построил алтарь и, сложив кучу хвороста, уложил на нее связанного Исаака. Он уже занес над сыном жертвенный нож, когда ангел, театрально появившись в последний момент, сообщил ему о перемене плана: Бог, оказывается, просто шутил, «проверяя» Авраама и крепость его веры. Современному поборнику нравственности остается только гадать, сумеет ли ребенок когда-либо оправиться от такой психологической травмы. По нынешним стандартам данная история — образчик совокупного насилия над малолетним, издевательства вышестоящего над подчиненным и первого известного в истории случая применения оправдания, впоследствии звучавшего из уст обвиняемых на Нюрнбергском процессе: «Я только подчинялся приказу». Тем не менее эта легенда — один из главных мифов всех трех монотеистических религий.

Окончание следует...

Featured Posts from This Journal