?

Log in

No account? Create an account
Русь Великая

lsvsx


Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.


Previous Entry Share Next Entry
«Пригреть змею на груди»: змеевики после крещения Руси и в древней мифологии других стран.
Русь Великая
lsvsx

Знаковые события в истории привязываются к событиям реальным и конкретным. Но это в теории. Ни крещение Руси, ни создание её государственности к таковым не относятся это даты условные, а потому их можно считать назначенными без привязки к реальным событиям. Думаете это только в отношении Руси? 

Любопытный момент. Для Римской империи нет шума вокруг даты крещения, неизвестно массовое крещение римлян или жителей Константинополя в водах Босфора или реки Иордан. Не отмечался праздник создания римской или греческой письменности. Но для Руси эти даты кем-то громко назначены, причем явно задним числом. Такое происходит только по указу правителя во исполнение некоего проекта.

Известен жанр циркового искусства эквилибристика – удержание равновесия на неустойчивой опоре. Эквилибр на датах и Русь объявляется молодой по отношению к Риму, последствия уже автоматически закрепляются поколениями историков. А между тем… . Прочтите хотя бы в Википедии об Антиохии и становлении одной из первых Церквей. Многое узнаете с удивлением.

Антиохия Великая. Полмиллиона жителей во II веке, между прочим, тогда это входило в территорию Сирии. Слово знаковое как для современных событий, так и далекого прошлого. Ещё это автокефальная Православная Церковь, по преданию, основана около 37 года апостолами Петром и Павлом. Случайно так совпало, что и нашу Северную Пальмиру на Неве отсчитывают от крепости с собором в честь Петра и Павла. Случайности в канонах? Скажите, бывает. Тогда вот ещё. Юрисдикция Патриархата: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, также арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америках, Австралии.

Полный исторический титул предстоятеля Антиохийской церкви: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Месопотамии и всего Востока. Не слабо, правда. Отсюда многие события и противостояния современного мира проступают яснее. Наезд ныне идет не на Сирию, а на Православный Мир с конечной целью - Россия. Наша страна стала такой целью около тысячи лет назад, ибо никакое доминирование Золотого тельца в мире невозможно без разгрома страны Рош.

О том, как Рус заменили на Рош (Рос), чем и обозначили цель, мы увидели, когда сличили переводы Ветхозаветных пророчеств с древнееврейского на греческий и латынь.

Доводы академической истории о начале Руси от крещения в X веке основаны на ПВЛ со ссылками на библейские события. Несколько раньше подготовили и нарочитые ссылки на Магогов, якобы живущих на север от Ближнего Востока, хотя на севере от Израиля полуостров Малая Азия.

Началось воплощение проекта приручения князя Рош земли Магогог с Русской равнины. Но удивительное дело. Ни воздействие новой религии, ни военные действия, ни даже восхождение на трон иноземной крови к уничтожению Русской земли не привели. Наоборот, чужая вера видоизменялась, приходившие армии завоевателей находили свою погибель, а чужая кровь во власти растворялась в русской крови. Происходит это не сразу, но происходит как закон природы, как закон общественного развития. Но закон работает не сам по себе, а является результатом процессов в обществе. Вот на общество и пытаются воздействовать в своих целях.

Ранние списки ПВЛ (XIV век) созданы позднее самих событий. Эти списки дошли до нашего времени без оригиналов, они включены в летописи Радзивиловская (XV век), Ипатьевская (XV век), Лаврентьевская (XIV век). Почему нет оригиналов и нет самостоятельного свода ПВЛ, ведь сохранились в истории древние фолианты много старше, например, Египта или Палестины, Тибета и даже Веды Персии и Индии?

Многое скрывает отсутствие оригиналов отечественных, а в зарубежных источниках, куда шаловливым ручонкам добраться сложнее, кое-что интересное сохранилось. Например, со времен Александра Македонского существовали связи Руси с Грецией. Позднее Русская епархия входила в патриархат Антиохии, что было следствием древних связей, сложившихся во времена скифов. Вещдоки о том времени добыты археологами и документалистами. Особый интерес представляют результаты раскопок древней Ольвии на территории современной Украины (Николаевская обл.). А вот и документ. Под актами Антиохийского собора 363 года стоит подпись и епископа «народа Рос». А нам Русь начинают лишь с десятого века [История христианства в России до равноапостольного князя Владимира… . Соч. Макария. СПб., 1846, с. 143, 144].

С Сирией, за которую вступилась современная Россия, у нас древнейшие связи.

Из позднего известно, что великие князья Московские оказывали финансовую помощь Патриарху Константинополя, а российские императоры личными средствами поддерживали антиохийский патриархат. Это малоизвестная история говорит о многом.

Оригиналы летописей Руси не сохранились оттого, что русская вера, как и её история к назначенным датам крещения и создания государственности «слегка» не сходится с современными описаниями.

В реальности вплоть до реформ патриарха Никона на Руси действовало т.н. двоеверие, основанное на древних традициях и общей с Ближним Востоком символикой. О значительном пласте истории свидетельствуют знаки веры, которые тогда носили как современные нательные крестики. Судя по использованным материалам, те амулеты принадлежали людям разных сословий от простонародья, до князей и даже царей. Знаки передавались по наследству, и если наследник умирал, не успев обрести семейную реликвию, её несли в церковь. Сегодня те знаки называют змеевики. А ещё это одноименные уральские камни и картины из каменной крошки, мозаика на каменных пластинах, согнутые спиралью трубки охлаждения. Плотно вошло в наш быт это старинное слово.


Опять всплывает змеиная тема, о какой мы вели разговор, рассматривая календарное небо предков. Там Змей-дракон хранил Полярную звезду, связанную с отсчетом славянского календаря. А ещё бог-змей Аз-Уж дал начало не только календарю, но и русской Азбуке с началом от первой буквы А – Аз, Аспид, тоже своим именем подтверждает и Апи – змееногая богиня скифов.

Названия созвездиям поменяли всё те же вездесущие греки. Дракона, охраняющего точку отсчета календаря славян, заменили медведицей. Древние Греки считали, что на севере обитают исключительно медведи и создали ряд подходящих легенд. Согласно одной из них, маленького Зевса вскармили две нимфы-медведицы, и в благодарность он поместил их на небо как созвездия Большой и малой Медведиц.

Так Русь признали страной медведей, не замечая, что уже в мифах греки считали северный медвежий народ своими воспитателями задолго до изобретения Магогов и страшного князя Рош.

Что дополнили красивым затиранием происхождение календаря в виде налогового термина, а не календаря как такового с точкой отсчета от серьезного астрономического события. [Календарь и астрономия славян]

Теперь о том, как змеевики заняли особое место в символике Руси после крещения.

Что это за символы?


Наука отмечает появление змеевиков-медальонов в русской культуре в XI—XII вв. вплоть до XV—XVI вв. На лицевой стороне изображался христианский сюжет, и присутствовала греческая надпись-молитва, а на оборотной стороне господствовали змеиные сюжеты, например, прародительница скифов богиня Апи, окружённая змеями.

На Руси после крещения змеевики обладали определенной легитимностью. Многие из них найдены в ризницах соборов; а один яшмовый образец был отдан в божницу Троице-Сергиевой лавры самим Иваном Грозным. Его сына как мы теперь знаем, отравили, и он не успел обрести змеевик отца. В Троице-Сергиевой лавре хранилась икона со змеевиком, врезанным в центре. Известен змеевик, принадлежавший православным полоцким епископам. Истории отдельных предметов указывают на Малую Азию как на родину таких изделий. [54]

Из Византии и Сирии традиция массового ношения змеевиков с христианскими ликами перешла на Русь, где в народном фольклоре отразилась известной фразой «пригреть змею на груди». В народе эта фраза обрела второй смысл и распространилась иносказаниями с утратой начального смысла.

Распространенность этих оберегов-амулетов фиксируют раскопки в центральной, восточной и северной части Руси. Археологические находки подтверждают, что это были одни из самых распространённых амулетов в русской Европе. На Руси змеевиков найдено гораздо больше, чем в других странах.

Обретенные знаки имеют много оснований для мифологии других стран. Тут и медуза Горгона со змеями на голове, что воспринималась оружием-талисманом[4, с,108], и косой крест из змей, змеиная фигура Коловрата, символика черного солнца, русалки со змеиными хвостами… , и это уже не Греция. Вспомним Змея-Горыныча, древнерусского дракона, который во многих сказаниях изображается о нескольких головах [Денис Блинцов, Змеевик]. Так и хочется вывести имя Горыныч как потомка бога Гора из пантеона Древнего Египта. Широко расползлась змеиная символика.


На древних славянских чашах-календарях рисовали змей, в которых видели образ древних богов, потому и бытовала эта символика в народном сознании, воспринимаемая как дохристианская. Жила эта символика в древнейших верованиях и в старинных именах созвездий.

Шло время, и на крещеной Руси начались поновления, а, по сути, возрождение прежней веры. На одной из сторон амулета вместо христианских персонажей стали изображать гербы боярских и княжеских родов. При этом «змеиная» сторона оставалась неизменной. Началось возрождение древних представлений о силе оберегов. Возродилась вера, что зло, направленное против носителя оберега, будет нейтрализовано, что змеевик защитит от хвори, приворожит любимого, поможет в домашнем хозяйстве.

Христианство, борясь на Руси с язычеством и с отступлением от принятой веры, акцентировало смысл змеиного символа как отрицательный (библейский змей-искуситель). Постепенно мода на нательные змеевики сменилась ношением исключительно нательных крестиков.

Считается, что известная фраза происходит из басни Эзопа «Крестьянин и змея». Традиция всё и вся приписывать грекам здесь спотыкается. Легендарный древнегреческий баснописец из шестого века до н.э. потому и легендарный, что многое ему приписали легенды. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в поздних поэтических переработках, вероятно, что-то было и приписано для красного словца. Это притом, что сама змеиная тема, судя по раскопкам древнее Эзопа.

Археология показывает, что змеиный сюжет амулетов прослеживается в верованиях скифов, русов, ариев и минойцев. Можно предположить, что от путешественников ариев, имевших общий с русами исток культуры круг путешествия оберега замкнулся через Ближний Восток. Змеевик вернулся на север Русской равнины, имея на обороте уже христианские лики и библейские тексты.

Исследователи признают связь между изображением оберегов и содержанием записанных на них заклятий и молитв. Отмечается обычай передачи записей начальными словами. Предполагалось, что полный текст известен либо в определенной среде или тому, для кого предназначен. Это подтверждает версию, что имена букв славянской азбуки это древняя традиция представлять тексты начальными словами, т.е. в сокращенном виде. Укороченным текстом на церковно-славянском записаны и древние русские летописи, и тексты на стенах храмов. Традиции от традиций. Вероятно и имена букв славянской Азбуки это начальные слова́ магических фраз, известных лишь посвященным.

Змеевики особый класс древней магической атрибутики, уходящий корнями к первому веку н.э., а возможно и ранее. Эти обереги во множестве обнаружили археологи в курганах, кладах, захоронениях, встречаются они и в храмах. Коллекции змеевиков можно увидеть на сайтах Интернета и на витринах музеев.

Ортодоксальная христианская культура далеко не столь прямолинейна, как ее стараются представить. На т.н. «бейрутском амулете» II века н.э. встречается воззвание к кресту, с призывом помощи против злого духа. Характерно, что к тому времени крест ещё не был принят официальным символом христианства. На первых крестах размещались охранные заклинания. Очевидно, что нательные кресты с момента появления в V в. имеют признаки охранных амулетов. У греков не было принято носить крест после крещения в обязательном порядке, поэтому византийские змеевики выдают в них альтернативу нательным крестам.

Вот почему брелки-змеевики не преследовались на Руси. Им просто было разрешено существовать, поскольку они пришли с христианством, и как оказалось, пришли они на родину. А от кого эту тему приняла Византия, а Сирия от кого?

В 1903 году были найдены минойские фаянсовые статуэтки на острове Крит. Они получили название «богини со змеями». Датировка фигурок примерно 1600 год до н.э., что это за персонажи пока не известно. Считается, что фигурки изображают ритуальный танец заклинательниц змей.


Символическое значение змей многопланово и взаимопротивоположно. Это символ того самого Добра и Зла, к какому в Библейском Раю не рекомендовалось приближаться первым людям, ещё не постигшим основ мироздания. Это бог ранних представлений, который послужил отправным пунктом для поздних духовных интерпретаций по всему Миру и на всех континентах.

В вопросе исследования змеевиков у науки непочатый край работы. Но каковы уже полученные результаты! Главное здесь, чтобы догматы религии не запретили нам нашу же собственную культуру и тем не раскололи бы общество. А сие для нашей страны сегодня весьма актуально.

Доп. источники:

4. М. Агбунов, Античные мифы и легенды, Мифологический словарь, Москва, Микис, 1993, с. 121.

54. И. Г. Переседов, Об амулетах-змеевиках и их связи с нательными крестами и иными предметами церковной культуры, Византия в контексте мировой истории. Материалы научной конференции, посвященной памяти А.В. Банк. СПб., Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004, с. 108-121.



Featured Posts from This Journal