?

Log in

No account? Create an account
Русь Великая

lsvsx


Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.


Previous Entry Share Next Entry
Четыре вида сказок
Русь Великая
lsvsx

Многие из нас считают что сказка – есть только средство для развлечения, или успокоения ребенка. На самом же деле зачастую в народных сказках кроются не только воспитательные, но и глубинные мифомагические структуры, о которых зачастую мы даже и не догадываемся. 

Сказки есть у каждого народа, потому как процесс их создания есть объяснение природных явлений, сложных структурных обрядов и народной мудрости, которая формировалась веками, и закладывалось в младшее поколение старшими посредством сказок.

Согласно словарю литературоведческих терминов, фольклорная сказка - эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Именно о такой фольклорной сказке и пойдет речь в данной статье.

Главным отличием фольклорной сказки от литературной является вариативность, фиксация сказки до печати в народной среде, изначальное аутентичное бытование в устной форме.

Согласно современной классификации существует четыре вида сказок: сказки о животных, волшебные сказки, социально-бытовые сказки и заветные сказки (сказки, отображающие сексуальную сторону жизни народа).

Рассмотрим подробнее каждый из видов. Сказка о животных (животный эпос) - это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо играет второстепенную роль, либо занимает положение, равноценное животному.

Типичным и наиболее близким всем примером животных сказок, будет любимая всеми сказка «Колобок», сказка, несущая под собой сакральный смысл, и объясняющее младшему поколению основы астрономических процессов. С трудом верится? Давайте-ка по порядку.

Чтобы разобрать сказку для начала стоит ее вспомнить:

«Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется».

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.»


И сразу стоп. Раз мы решили заняться разбором сказки то надо задавать себе вопросы, тут их как минимум три:

1) Кто такие «Старик со старухой»?

2) Что такое «сусеки»?

3) И что же такое «Колобок»?

Отвечая на первый вопрос, следует обратить внимание на то, что у «Старика со Старухой», нет ни внучки, ни сына, ни дочки. Это нам первый намек на то что «Старика со старухой» можно вполне считать первопредками , культурными героями. И именно поэтому пекут они «Колобок» - уменьшительное от колоб - «скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клёцка из пресного теста». Древнерусское слово коло обозначало - круг, колесо – символ солнца которое катили на масленицу с горы, считая символом рождения нового солнца, после зимы. Осталось выяснить, что же такое «сусеки», по которым надо помести? Словарь Владимира Ивановича Даля, так определяет: сусеки – это отгороженный ларь в амбаре – закрома, куда засыпали зерно на хранение. Наши предки видели, что Солнце, главный хранитель жизни на Земле, обходит мир и знали, что 25 декабря (в самые темные дни месяца, который раньше называли студень) Солнце должно начать поворот с зимы на весну, чтобы жизнь не угасла в зимней стуже и обновилась новыми силами. Тут сам собой напрашивается следующий вывод, раз подошло время по сусекам мести, значит, зерна и муки в доме почти не осталось, а значит и зима подходит к концу, вот и пекут Старик со Старухой Колобка – новое солнце.

Мы видим что Колобок – новое солнце, начинает свое движение по земле и встречает особых сказочных персонажей, в особом порядке. Первым колобок встречает именно зайца – символ зимы, потому как именно с этим зверьком бегущим по свежему снегу, человек встречается первым. Да и в народе известен своей трусостью, оттого и уходит Колобок от него с большой легкостью.

Следующим колобок встречает волка, который символизирует лето. По древним преданиям, греческая богиня Лето, оборачивалась волчицей. Для земледельцев, волк, охраняющий зерновые от мелких грызунов, летом был самым лучшим другом. Встреча «колобка» с волком - залог хорошего урожая. Лето - время, когда нахождение рядом волка, полезно для человека. Образ волка - это образ ненасытности, неистовости. Летом нужно неистово трудиться, чтобы создать задел на зимние месяцы.

Следующим после волка, колобок встречается с медведем. Время медведя - ранняя осень. Это время сбора урожая, созревания грибов, ягод. Время накопления добра на долгую голодную зиму.

И только хитрая Лиса – одна из личин богини зимы Мары, которая символизирует позднюю осень – раннюю зиму сумела съесть Колобка.

Следующим видом сказок будут волшебные сказки - выделяют несколько типов сюжета волшебной сказки, но самый распространённый среди них - сюжет-путешествие, когда герой отправляется «за тридевять земель» либо в поисках счастья, либо для того, чтобы выполнить опасное задание. На пути ему встречаются враги и помощники, он преодолевает непреодолимые препятствия, вступает в решающую схватку со злыми силами и выходит из неё победителем.


Именно для волшебной сказки характерна цепная композиция с троекратными повторами: Иван-царевич три раза сражается со Змеем Горынычем, царевна - лягушка трижды выполняет задания и т. д. Возможны неожиданные повороты сюжета: младший сын сжигает лягушачью шкурку и отправляется в путешествие, чтобы найти возлюбленную. Главному герою обычно противостоят сверхъестественные злые силы: Баба Яга, Кощей Бессмертный и т. д. Однако он сражается с ними не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные животные (серый волк) и волшебные предметы (клубочек, зеркальце, башмаки). В финале герой одерживает победу, освобождает возлюбленную и возвращается домой. Такая развязка не случайна: главный герой - сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания. Таким образом, сказка предлагает читателю устойчивую систему ценностей: добро вознаграждается, а зло наказывается.

Наиболее распространенной и любимой сказкой среди детей является сказка «Гуси-Лебеди», с которой тоже все совсем ни так просто как кажется с первого взгляда.

Вспоминаем всеми любимый сюжет. Родители Сестрицы Аленушки и братца Иванушки, уезжают на ярмарку, строго настрого наказывая Сестре следить за младшим братом, чтобы тот границы дома не покидал. Но Аленушка заигравшись с подругами, братца упускает и тот выбегает на двор, где его быстренько воруют Гуси-Лебеди по приказу Бабы-Яги. Приносят бедного братца в избушку на курьих ножках, где Баба-Яга, всячески пытается запихнуть Ивашку в печь. В это время Аленушка спохватившись, преодолевает множество препятствий, чтобы вызволить братца, и яблоньке помогает, и печку спасает, и речку с кисельными берегами из беды выручить успевает. Хитро добирается до избушки на курьих ножках, и так же хитро ворует братца и возвращает домой.


И сразу возникает куча вопросов: «Зачем ослушалась родителей сестрица Аленушка?», «Что же это за зверь такой, Гуси-Лебеди?», «зачем Иванушка Бабе-Яге?», «зачем бедного братца в печку сажать?», «что это за избушка «на курьих ножках»?», «и что ж это за препятствия такие?».

Теперь все по-порядку. Дело в том, что еще в XVII-XVIII веках в России бытовали так называемые обряды инициации или перехода, когда в определенном возрасте, каждый человек был обязан пройти особый обряд, чтобы перейти на новый путь взросления. И сказка «Гуси-Лебеди» - есть ничто иное, как ретрансляция двух таких обрядов инициации. Первый – женский (переход от имени «девочка» - в имя «девушка»), второй - детский (обряд перепекания ребенка). И именно поэтому, старшая сестрица упускает братца в ведомство Бабе-Яге. Интересно, что несут Иванушку к Бабе-Яге особые птицы Гуси-Лебеди. Птицы эти - своеобразный медиатор, проводники между страной живых и миром мертвых, поэтому Баба-Яга поручает именно им принести Иванушку в избушку на курьих ножках, для проведения обряда перепекания. В традиционном понимании гуси это птицы домашние, а, следовательно, летать они не могут и связанны с землей, в отличие от лебедей. Именно поэтому такая мифологическая птица как Гуси-Лебеди и может считаться медиатором в данной сказке.

Несут Гуси-Лебеди Иванушку в избушку на курьих ножках, действительно ли это «куриные ноги», или есть в этот какой-то сакральный смысл? И вновь знания этнографии помогают нам решить этот вопрос. Курьи ножки - Они на самом деле «курные». Древний погребальный обряд включал в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп. Избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица - священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках - чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет. Куриные ноги — всего лишь «ошибка перевода». «Курьими (курными) ножками» славяне называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках.

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира) , то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.)


Таким образом, Баба-Яга встречая Иванушку, сразу же начинает пихать его в печь, почему именно в печь? И на этот вопрос есть ответ, все те же знакомые нам славянские народы, в период с VI-IX вв. хоронили в печи, в специальном отделении месте под ней, после кремации тела. И Иванушка должен был погрузиться в печь, чтобы «познакомиться» с душами давно ушедших предков.

А что же с сестрицей? Сестрица Аленушка по пути вызволения братца, так же проходит обряд перехода – она должна показать себя как истинная женщина, которая и урожай плодово-ягодный собрать, и с печкой управиться сможет, и кисель приготовить в силах. Вот и проходит она по дороге к вызволению братца, все эти препятствия. После чего братца получает на руки, и все счастливые и довольные возвращаются назад домой.

Следующим видом сказок, будут социально-бытовые сказки - это сказки о жизни, о быте сельского или городского жителя, это смешные, порой даже нелепые истории, которые могут произойти с человеком (с людьми). В сказке действует человек. Он борется за справедливость и добивается этого. Главные герои: Люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости. Зачастую в социально-бытовых сказках высмеивают людские пороки и отражают недовольство властью, как церковной так и государственной. Типичным примером такой сказки будет сказка «Поп и работник Ваня - Дурачок », которая приведена ниже.


«Жил поп с попадьей. Наняли себе в работники Ваню-дурачка. Поп его послал зарезать одну овцу. Он спрашивает – какую. Поп говорит:

- Какая на тебя смотрит.

Он взял горсть сена. Вышел во двор. Показал овцам. Они все подбежали к нему. Он их всех порезал. Пришел и говорит:

- Батюшка, пойдем овец таскать. Поп вышел во двор. Овцы все перерезаны.

Он говорит:

- Дурак ты, дурак, я тебе сказал зарезать одну, а ты порезал всех.

Он ему говорит:

- Ты сказал же резать, какая на тебя посмотрит. Они и смотрели на меня все. Я всех порезал.

Тогда поп обдумал забрать свои книги и попадью и уехать из дому, а Ваню оставить в доме и поджечь дом. На ночь Ваню посадили в мешок. Книги поклали в другой мешок и подписали: «Мешок с книгами». Ночью Ваня из одного мешка перелез в другой. На утро поп взял мешок, у которого написано «с книгами» и пошли из дому, а дом подожгли. Отойдя порядочно от дому, они стали звать Ваню. А Ваня сидел в мешку, который они несут на переменках. Дойдя до другого села, поп пошел в церковь служить, развязал мешок, там оказался Ваня. Поп и говорит:

- Дурак ты, дурак, опять ты со мной? Пойдем ночевать к речке. Пришли к речке и стали ложиться спать. Ваню положили на краю берега. Попадья легла в середину. Ночью Ваня перелез через попадью и попа. Попадья оказалась на краю берега. Поп, проснувшись на заре, попадью пустил в речку вместо Вани, а сам приговаривает:

- Прощай, дурачок!

А Ваня говорит:

- Прощай, попадья!

Поп оглянулся и видит возле себя Ваню.

- Дурак ты, дурак, опять ты со мной, пойдём купаться на мост.

Пришли на мост. Поп посадил его в мешок, а сам ушёл. Едет барин на тройке бурых лошадей. Ваня плачет.

Он говорит:

- Что ты плачешь?

А Ваня говорит:

- Записали в урядники, а я грамоте не знаю.

Барин говорит:

- Сажай меня в мешок.

Ваня посадил его в мешок, сам сел на лошадей и поехал. Приходит поп, схватил мешок и бросил его в речку. Смотрит, как со дна речки поднимаются буйки (пузыри). Через 5 минут выезжает из–под моста Ваня и говорит:

- Здорово, батюшка, поп дома?

Он говорит:

- Я поп и батюшка, скажи, где взял бурых лошадей?

А он говорит:

- В речке. Это самые плохие, хороших дают только попам. А я Ваня – дурачок.

Поп и говорит:

- Завяжи меня в мешок и бросай, где глубже.

Ваня так и сделал. Бросил мешок в речку, а сам приехал домой и стал жить-поживать и добра наживать.»


Последним видом русских народных сказок согласно современной классификации будут «заветные сказки» - в словаре В. И. Даля слово заветный определяется как «завещанный; переданный или хранимый по завету, заповедный, зарочный (т. е. секретный), обетный; задушевный, тайный; свято хранимый»8.

Заветные сказки - заповедные, запретные, не каждому рассказываемые сказки. Сама логика нашей жизни предполагает то, что у любого нормального народа должны быть и «заветные сказки», и «неприличные пословицы». Эротическое содержание заветных русских сказок, не говоря ничего за или против нравственности русского народа, указывает просто на ту сторону жизни, которая больше всего дает разгула юмору, сатире, иронии.

Заветные сказки переданы в том безыскусственном виде, как они вышли из уст народа и записаны со слов рассказчиков. Это-то и составляет их особенность: в них ничего не тронуто, нет ни прикрас, ни прибавок.

Основную тему заветных сказок составляют сказки непристойного, эротического содержания. Сказки такого рода были очень распространены в русском быту; они до сих пор распространены в деревенской среде, хотя обычно рассказываются лишь в определенной аудитории и, видимо, в особых ситуациях.

Тем самым мы можем говорить об особой специфике сказок, сказка – есть ретрансляция социальной жизни народа, своеобразная наука и мудрость навеки запечатанная в среде образов понятных каждому из нас - стоит только открыть тайную дверь.

Судьба Русов

Featured Posts from This Journal



  • 1

Занавески были синими!



:D

Если в сказке Колобок ассоциировать с Солнцем и его движением, то, скорее всего, речь идет либо о крайнем Севере, где Солнце "поглощается" на долгое время, либо все события происходят в течение светового дня. Но с временами года, думаю, события сказки не связаны.

  • 1