25 мая 1926 года в Париже на углу бульвара Сен-Мишель и улицы Расина раздались выстрелы. Средь бела дня мужчина застрелил разглядывавшего витрину прохожего. Совершив расправу, он бросил пистолет и стал ждать полицию.
Убитый оказался бывшим лидером Украинской народной республики (УНР, государственное образование на части территории нынешней Украины в годы Гражданской войны.) Симоном Петлюрой.
В него стрелял бывший военнослужащий Французского иностранного легиона, еврейский поэт и анархист Самуил Шварцбунд. Шварцбард заявил, что хотел отомстить за смерть своих близких, погибших при еврейских погромах во время гражданской войны.
Представители исторической науки из украинской диаспоры уверенно говорили о "руке Москвы". Правда, не приводя при этом никаких убедительных доказательств. "Кремлевский след" активно "разыскивают" и современные украинские историки. Но пока безуспешно. "При всей очевидности связей Шварцбарда с НКВД, документальных свидетельств причастности советской спецслужбы не обнаружено", — отмечается в комментариях к мемуарам Исаака Мазепы, премьер-министра петлюровского правительства.
Версия первая: преступление ГПУ
Чисто гипотетически можно, конечно, допустить, что Шварцбард действовал по указке Москвы. Но возникает вопрос: «Зачем?» Объяснения на этот счет сторонников "чекистской" версии сводятся к тому, что, дескать, Петлюра представлял опасность для большевиков как вождь украинского движения. Дело, однако, в том, что к середине 1920-х годов никаким вождем он не являлся. Галичане (а костяк украинского движения составляли именно они) люто ненавидели бывшего главу Директории как предателя, согласившегося от имени Украинской Народной Республики (УНР) отдать Галицию полякам. Без власти, без армии, без денег, ненавидимый и презираемый, Петлюра не имел никаких шансов вновь стать лидером.
Достаточно вспомнить, что в пропетлюровский "Союз украинских эмигрантских организаций Франции" записалось всего несколько сотен человек. Все это прекрасно знали большевики. И хотя советская пропаганда по-прежнему называла все украинское движение "петлюровским", в Кремле по этому поводу нисколько не заблуждались. Любые потуги Симона Васильевича снова стать вождем были заранее обречены на провал. Они могли вызвать в эмигрантской среде только новые склоки, что, естественно, играло на руку большевикам
Обращает на себя внимание и другое. Убийство атамана Александра Дутова. Похищение и убийство атамана Бориса Анненкова, генералов Александра Кутепова и Евгения Миллера. Ликвидация полковника Евгения Коновальца. Это операции, блестяще проведенные советской разведкой. Выполнив "работу", исполнители спокойно уходили от преследования. Ни один агент не попался. В случае же с Петлюрой убийца даже не стал убегать. На спецоперацию ГПУ это не похоже. Таким образом, версия о "руке Москвы" если и имеет право на существование, то все-таки представляется маловероятной.
Версия вторая: месть за погромы
Эта версия кажется наиболее правдоподобной. Опровергая ее, отечественные историки указывают на то, что Петлюра не был антисемитом, не организовывал еврейские погромы, иногда пытался даже их предотвратить. "Войско" УНР в значительной своей части состояло из отдельных банд, руководимых собственными атаманами ("батьками"). Командованию главного атамана Петлюры они подчинялись лишь номинально. Фактически каждый "батько" своевольно распоряжался на контролируемой территории. Вот эти-то атаманы в основном и устраивали погромы. Устраивали вопреки запретам Петлюры (плевать они хотели на его запреты). Помешать им или наказать за содеянное Симон Васильевич чаще всего не мог. А если в отдельных случаях и мог, то боялся это сделать. Слово, осуждающее погромы, впервые прозвучало через девять месяцев после их начала.
Это знаменитый приказ № 131. "Батькам" ничего не стоило выступить против него самого, подрывая и без того шаткое положение главы государства. Когда к нему в очередной раз прорвалась делегация евреев на станции Мамиенка с мольбой остановить погром, он заявил: "Послушайте, я не вмешиваюсь в то, что моя армия делает, и я не могу помешать им делать то, что они считают необходимым делать!" (Из стенограммы процесса над Ш.Шварцбардом).
Именно в период кровавых погромов февраля-августа 1919 года Симон Петлюра стал законченным антисемитом. В огромной степени этому способствовал страшнейший погром в Проскурове 15-18 февраля 1919 г. атаманом Самосенко, командиром Запорожской казачьей бригады имени Петлюры, и 3-м полком гайдамаков (обе части - регулярные войска Украинской Народной Республики). За несколько часов в основном холодным оружием (выстрел стоил 50 рублей) убито около 1500 тысяч человек. В целом за трое суток – до 4 тысяч.
Согласно данным Комитета Русского Красного Креста в Киеве регулярные войска Петлюры совершили погромы в 120 городах и местечках, банда бр. Соколовских - в 70, банда Зеленого - в 15, банда Струка - в 41, банда Соколова и его помощников - в 38, банда Григорьева - в 40, банды Лященко, Голуба и др. - в 16), а всего к сентябрю 1919 г. погромы были совершены в 353 городах и местечках.
Знал ли об этих нюансах Шварцбард? Вряд ли. Он видел только то, что мог видеть рядовой обыватель, оказавшийся в водовороте тех событий. Были погромы в Украине? Были. В них участвовали те, кто называл себя воинами "армии" УНР. А эту "армию" и саму республику возглавлял Симон Васильевич Петлюра.
Третья версия: масонская.
Эту версию не обсуждают историки. О ней не рассказывают журналисты.
Еще задолго до революции Симон Васильевич вступил в масонскую ложу. Это способствовало его карьере. Во многом благодаря содействию "Ордена вольных каменщиков" (так иногда называют масонов) Симон Васильевич вознесся к вершинам власти, оказался во главе УНР. Однако в 1919-м году между Петлюрой и орденом наметились существенные разногласия.
События, происходившие в Украине в 1917—1919 годах, убедили верховное руководство организации в преждевременности попыток воплощения в жизнь идеи о самостоятельном украинском государстве. Действительно: большинство украинцев (малороссов) в национальном отношении не отделяли себя от великороссов. Лозунги независимости не были популярны среди населения. Насильственный же отрыв Украины от России вызвал бы в массах обратную реакцию, усиливая стремление к объединению. "Украинский народ не имеет сознательности, не проявляет организационных способностей, украинское движение возникло благодаря немецким влияниям, современное положение такое хаотичное", — говорил в 1919 году в Париже бывшему военному министру УНР Александру Жуковскому влиятельный американский масон Льорд.
В связи со сложившимся положением масоны скорректировали свои политические планы. В парижских ложах (Париж являлся одним из мировых центров масонства) обсуждался проект преобразования бывшей Российской империи в Союз республик. Важное место в этом проекте отводилось Украине. Она должна была стать одной из союзных республик, состоящей в федеративной связи с другими частями распавшейся империи. Лишь по прошествии долгого времени, когда в украинцах удастся прочно утвердить сознание того, что они — самостоятельная национальность (а не малорусская ветвь русской нации), масоны считали возможным поставить вопрос о государственной независимости Украины.
Проект активно поддержал глава украинского масонства Сергей Маркотун. А вот Петлюре план не понравился. Лучше любого другого видел Симон Васильевич, что народ не хочет отделения от России. В узком кругу он даже как-то обозвал за это украинцев "недозрелой нацией". Проблема заключалась в другом. В самостоятельной Украине Петлюра мог претендовать на главную роль. В Украине, находящейся в федеративной связи с Россией, — нет. Петлюра отверг проект, требуя немедленной поддержки масонами идеи полной независимости страны. Он рассорился с Маркотуном и вышел из его подчинения. Правда, чтобы не разрывать с орденом, Симон Васильевич тут же основал и возглавил новую "Великую ложу Украины". Но в высших масонских инстанциях "бунт" не одобрили. Орден потому и был силен, что умел ставить стратегические планы выше амбиций отдельных своих членов. А без такой поддержки Симон Васильевич быстро стал тем, кем был раньше, — политическим нулем.
Петлюра не сдавался. Оказавшись в эмиграции, он вел переговоры с "вольными каменщиками", добивался признания своей "ложи", пытался вернуть поддержку ордена. Безрезультатно. И тем не менее надежда не умирала. Симон Васильевич страстно желал возвращения в большую политику. Скорее всего, это желание особенно разгорелось в мае 1926 года. Как раз тогда в Польше произошел организованный масонами государственный переворот. Член ордена Юзеф Пилсудский, несколько лет назад, казалось, навсегда утративший власть, вновь встал во главе страны. Орден помог ему вернуться.
Для себя Петлюра хотел того же. Вероятно, он вновь стал искать поддержки в масонских ложах. И, может быть, снова натолкнувшись на отказ, сорвался, попытался шантажировать "братьев", угрожать разоблачением, выдачей масонских тайн. На такие угрозы орден всегда реагировал одинаково. Ответом Симону Васильевичу могли стать выстрелы Шварцбарда...
Подтверждает данную версию и оправдательный приговор убийце. Можно по-разному относиться к личности убийцы и к его жертве. Можно различно оценивать степень ответственности Петлюры за еврейские погромы. Судьи могли учесть смягчающие обстоятельства и наказать преступника не слишком строго. В конце концов, можно было добиться помилования у президента Франции. Но перед присяжными стояли четко сформулированные вопросы: "Виновен ли обвиняемый Самуил Шварцбард в том, что добровольно стрелял в Симона Петлюру 25 мая 1926 года? Его ли выстрелы и раны от них привели к смерти? Имел ли Шварцбард намерение убить Симона Петлюру?". Дать отрицательный ответ на эти вопросы означало откровенно поглумиться над правосудием.
В заключение — любопытная деталь. Накануне судебного процесса к видному французскому политику, депутату парламента (ставшему позднее премьер-министром) Леону Блюму обратилась жена Шварцбарда. Она просила политического деятеля употребить все свое влияние, чтобы спасти ее мужа от смертного приговора (получить который за убийство было по закону вполне реально). Блюм ответил мадам Шварцбард, что ей не о чем беспокоиться — подсудимого оправдают. Так и случилось. Леон Блюм был масоном…
У третьей версии только одно слабое место. Как и первая, она располагает единственным неоспоримым фактом – наличием масонов (как первая – наличием большевиков). Но фактов в обеих версиях хронически не хватает. Их сторонники легко записывают любого в масоны или агенты ЧК-НКВД-КГБ-ФСБ в зависимости от взглядов авторов подобных версий. Но кроме масонов во Франции были и многочисленные евреи и просто нормальные люди (из которых и состояли присяжные). Следует учесть еще один важнейший факт. Суд проходил спустя всего несколько лет после французского вторжения в Россию. Французы ненавидели большевиков, обоснованно обвиняя их в предательстве союзников по Антанте во время Первой Мировой войны. Наконец, французские буржуа просто боялись поднявшегося во всей Европе революционного движения и усиления левых благодаря победе большевиков в России. И тем не менее, версия о «Руке Москвы» принята не была. И многочисленные свидетельства зверств, причем свидетельства французских граждан, сыграли свою роль. Когда на суде одна из свидетельниц в доказательство зверств петлюровцев расстегнула блузу (ей отрезали груди) решение присяжных было предрешено.
26 октября 1927 года суд присяжных полностью оправдал убийцу Петлюры. Процесс длился около года. За Шварцбунда вступились выдающиеся деятели науки и искусства: от Эйнштейна до Шагала. В суде была доказана причастность петлюровской армии к погромам, и присяжные решили, что Шварцбунд имел право на месть.
Симон Петлюра сегодня является заметной фигурой в украинском пантеоне национальных героев. Недавно ему установили памятник в Виннице. Однако его образ теряется на фоне других исторических персонажей, таких как Бандера и Шухевич. Современный украинский нацизм имеет чисто галицийское происхождение и распространяется усилиями выходцев из Галиции. Поэтому галичане навязывают Украине именно своих героев.
И такая личность, как Петлюра, которая вроде бы полностью укладывается в их исторические и политические концепции, не вполне их устраивает, потому что Петлюра — выходец с востока, а для них жители восточной Украины — люди не совсем полноценные, даже если они отпетые националисты.
Но тем не менее, как мы знаем, представители украинской власти из него тоже пытаются сделать новоявленного украинского героя. Хотя если взять биографию данной личности, оценить его место и роль, то только с большими натяжками можно говорить, что он хоть в какой-то мере позитивно повлиял на развитие территорий, которые сегодня являются частью Украины.
По сути, зная его биографию, можно провести аналогии с нынешними, так называемыми, добровольческими батальонами «Правый сектор», «ОУН», «Азов» и т.д.