lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Categories:

110 лет назад, из ворот завода РБВЗ выехал первый автомобиль «Руссо-Балт».


По надёжности и прочности «Руссо-Балт» входил в число лучших автомобилей мира. 

Самым «продвинутым» в автомобильном отношении городом Российской империи была Рига. Здесь в 1898 году на велосипедной фабрике Лейтнера был собран первый мотоцикл, а спустя 11 лет — первый серийный автомобиль. Начало отечественного автопрома было положено на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе (РБВЗ), для начала XX века это производство было достаточно передовым. Завод выпускал трамваи, пассажирские и товарные вагоны, части артиллерийских орудий и с 1912 года — аэропланы.

Работу над проектом «Русско-Балтийского» автомобиля вела команда инженеров под руководством бельгийского конструктора Жульена Поттера, поэтому неудивительно, что прототипом первого российского авто стал бельгийский автомобиль Fondu.

За год работы инженерам и рабочим удалось добиться важного результата — 8 июня 1909 года из ворот завода выехал первый автомобиль, воплотивший самые современные технические достижения своего времени. Практически все детали автомобиля были отечественного производства. Использование метрической системы и высокая точность изготовления — обеспечивали полную взаимозаменяемость деталей для машин всех серий и создавали надежную основу для технического обслуживания автомобиля в дальнейшем.

Машины «Руссо-Балт» считались одними из лучших и надёжных в Европе, их охотно приобретали и россияне. И хотя русские предпочитали иномарки, количество «Руссо-Балтов» было достаточно большим, известно, что в 1912 году в Петербурге насчитывалось 70 машин этой марки, 88 машин «Рено», 95 «Мерседесов» и т.д.

Рижские автомобили неоднократно участвовали в международных соревнованиях, в 1911 году «Руссо-Балт», которым управляли автомобильные журналисты Андрей Нагель и Вадим Михайлов, занял два первых приза в категориях маршрутов и туризма престижного ралли Санкт-Петербург–Монако. Ближайшего конкурента, немца, они обогнали на шесть часов.

За семь лет флагман российского автопрома выпустил порядка 500 автомобилей. Основным партнёром завода было военное ведомство, закупившее 64% всех «Руссо-Балтов», которых использовали как штабные и санитарные машины, и в качестве шасси для постройки броневиков. В автопарке императора Николая II, большого любителя автомобилей, находилось два «Руссо-Балта», были они и у других членов царской семьи. Владельцами «Руссо-Балта» были отставной премьер-министр Сергей Витте, промышленники Эммануил Нобель и Алексея Путилова, в списке заказчиков значились известные фамилии — Голицына, Бобринского, Шереметева и других.

В годы Первой мировой войны, когда разные отделы завода были эвакуированы в разные российские города, технические наработки не пропали даром. Но основе РБВЗ были созданы вагоностроительный завод в Твери, Ростовский завод, впоследствии — Ростсельмаш. Петроградское производство, ориентированное на выпуск самолётов, стало основой Ленинградского Северного завода, выпускавшего военные ракетные комплексы. Второй автомобильный завод «Руссо-Балта» в Москве положил начало заводу АМО (впоследствии — ЗИС и ЗИЛ).

И хотя в результате катаклизмов, потрясших нашу страну в начале XX века, судьба «Руссо-Балта» не сложилась, он имеет достаточно интересную историю.

Кирилл Брагин
Tags: Автомобили и Другая техника
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment