lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Наследники серебряных болгар: исторические источники, народная одежда, чувашский и татарский язык


В сети давно разгорается спор о том кто же на самом деле прямые наследники серебряных болгар, чуваши или татары? Мы решили в этом разобраться, основываясь только на конкретных общеизвестных фактах!

Казанские булгаристы основным своим аргументом в свою пользу считают современную территорию Татарстана (Закамье) и религию ислама - это весьма спорный факт если смотреть с исторической точки зрения, данные параллели никак не могут являться какими либо доказательствами. Например обратим внимание на современную Америку, когда то там жили индейцы - коренное население этой территории, но сегодня там живут европейские колонизаторы. Таких примеров в исторических хронологиях повсеместна.

Чебоксарские булгаристы опираются только на исторические, лингвистические, археологические и культурные доказательства.

1) Заглядываем во все известные исторические источники.

а. Чуваши

Первое упоминание в русских источниках о булгарском происхождении полностью отдается чувашам. Выдающийся русский историк, этнограф и географ ХVII в. В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» утверждает: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанской и Симбирской!» Так же он отмечал: «Чуваши, народ болгарской»; «Вниз по Каме жили биляры, или болгары, и чолматы… ныне остатки их чуваша, которых и вниз по Волге довольно», «Оставшие болгарские народы чуваша»; «болгар волжских сказует языка одного с венгерами и дунайских болгар от сих же произшедших», « Закон у них [болгар] был брахманов, как выше сказано, что ещё в остатках их видимо, ибо о перехождении душ из одного в другое нечто чуваши верят».


В 1840-х годах чешский учёный П. И. Шафарик, ссылаясь на данные исторических источников, заключил, что чуваши — потомки волжских болгар.

В 1863 году татарский учёный Хусейн Фейзханов опубликовал статью «Три надгробных болгарских надписи», в которой представил научной общественности результаты расшифровки булгарских эпитафий чувашскими словами.

На основе данных, представленных Х. Фейзхановым, Н. И. Ильминский опубликовал статью о чувашских словах в болгарском языке.

После публикации в 1866 году «Именника болгарских царей» академик А. А. Куник заявил в печати, что в чувашах он видит остатков волжских болгар, что чуваши «задолго до вторжения татар» поселились в Среднем Поволжье, с чувашами связаны «хагано-болгары на Дунае, чёрные болгары на Кубани».

Венгерский учёный Б.Мункачи , на основе сведений, собранных им в ходе научной экспедиции в чувашские селения Симбирской и Казанской губерний, опубликовал три статьи о болгаро-чувашских словах в венгерском языке и подтвердил выводы академика А. А. Куника.

Профессор Казанского университета И. Н. Смирнов в книге «Черемисы» исследовал заимствованные восточными и западными марийцами чувашские слова. В выводах он указал, что болгарский язык соответствовал чувашскому языку, что в Волжской Болгарии сложилась болгарская цивилизация, оказавшая огромное этнокультурное влияние на марийцев.

В 1897 году финский учёный Х. Паасонен издал труд «Тюркские слова в мордовском языке», в котором рассматривал главным образом чувашские заимствования, свидетельствующие о болгарском влиянии.

В комплексном историко-лингвистическом исследовании Н. И. Ашмарина «Болгары и чуваши», опубликованном в 1902 году, обобщены все известные к началу XX в. сведения о булгарах и сделаны следующие выводы: 1) «Язык волжских болгар тождествен с современным чувашским»; 2) «Современные нам чуваши представляют из себя не что другое, как прямых потомков волжских болгар»; 3) «Смешение тюркских болгар с жившими по соседству с ними финнами и обращение их в особую смешанную расу, которая однако сохранила болгарский язык и болгарское национальное название (чуваш), началось весьма рано, во всяком случае ранее X века… Не будет никаких препятствий к тому, чтобы считать тех болгар, которые жили на Волге… весьма близкими по их этническому составу к современным чувашам».

В 1903 году финский лингвист Ю. Вихман опубликовал исследование «Чувашские слова в пермских языках», в котором показал огромное болгарское влияние на хозяйство, быт, культуру и государственную организацию общества удмуртов и коми-зырян.

В написанном в 1904 году труде «Волжские болгары» И. Н. Смирнов пришёл к выводу, что болгарский язык — древнечувашский язык, Волжская Болгария — древнечувашское государство, болгарская культура — древнечувашская культура.


б. Татары

Весьма странно, но мы не нашли не одного факта вплоть до 20 века где говорилось бы о булгарском происхождении современных казанских татар. Но наткнулись на очень интересный доклад, политическая машина СССР чтобы отобрать заслуги татарских завоевателей - сломала историю и переписало эпоху Золотой Орды, создав новоиспеченный татарский "Булгаризм", который был одобрен в Казани по указке Московского кремля. Нужно было сделать татар исторически дружелюбным к русским, а не пришлыми завоевателями собирающими дань на протяжении 300 лет.


Особенно активной попытка переосмыслить татарскую историю и через это раздробить единство татар как нацию были предприняты в 1940-е годы при Сталине, когда после печально знаменитого постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г. и особенно после научной сессии по происхождению татарского народа (25-26 апреля 1946 г.), когда данная концепция была основательно отредактирована и научно разработана. Важнейшим периодом татарской истории был признан булгарский, а история Золотой Орды стала рассматриваться как малозначимый и «внешний» для татарской истории, в большинстве советских исторических трудов стала утверждаться прямая и непосредственная преемственность между булгарами и татарами. Однако основная проблема была не в самом факте подобного отождествления, а в насильственных партийно-административных методах ее утверждения. Позднее, с периода «оттепели» (конец 1950-е гг.) и до «перестройки» (конец 1980-х гг.) булгаристская концепция, пользовавшаяся официальной поддержкой и активно разрабатывавшаяся в советской историографии, приобрела вид научной концепции и стала основой для написания учебников истории для школ и вузов, базовых научных трудов.

Обратим внимание на высказывание В.Д. Димитриева (почетного директора историко-культурного фонда «Волжская Болгария». В статье «Историография этногенеза чувашского народа» профессор писал: «В послевоенные годы на двух научных сессиях рассматривался вопрос о происхождении чувашского народа. На научной сессии о происхождении казанских татар (25-26 апреля 1946 г.), проведенной Отделением истории и философии АН СССР и Казанским филиалом АН СССР, докладчики выступили с необъективными докладами, чтобы «доказать» заранее принятое руководством Института языка, литературы и истории (ИЯЛИ) Казанского филиала АН СССР «решение» о происхождении татар от волжских болгар. В изданном еще в 1945 г. кратком проспекте «Очерков по истории Татарии» указывалось, что авторы стремились исходить из указаний, сделанных в постановлении ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации»

Если заглянуть в исторические данные то мы везде видим что до 20 века всегда говорилось и писалось что татары это кипчаки.

В книге: «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи» 1895 года.» написано: Казанские татары это потомки татар Казанского царства Кипчакской Орды (как ни странно говорящее на Кипчакском языке)! И нет там никаких Булгарских татар. Казанские татары - Кипчакская Орда, Крымские татары - Крымская Орда, Астраханские татары - Золотая Орда, Сибирские татары - Сибирское царство. Опять же таки мы и тут не видим чтобы татар считали произошедшими от булгар. Если посмотреть на исторические данные то мы видим существование: Астраханских татар, Крымских татар, Азербайджанских татар, Ногайских татар, соответственно по аналогии должны были писать Булгарские татары! Но такого рода записей мы ни где не видим, вместо этого есть Кипчакские татары.

КИПЧАКИ - в древнерусских летописях – половцы, в европейских источниках – куманы, тюркоязычный народ степи. Но подавляющее большинство кипчаков вошло в состав Золотой Орды.

К 1030-м они заняли степные пространства от Иртыша до Волги. С 11 в. обширное пространство от Дуная до западных отрогов Тянь-Шаня было известно как Половецкая земля (Дешт-и-Кыпчак).

В 1223, когда на северный Кавказ вторглись с юга монгольские отряды Джэбэ и Субэтэя, кипчаки отказались от союза с аланами и позволили монголам расправиться с ними, но затем сами были разбиты. После этого хан Котян, кочевавший в причерноморских степях, обратился за помощью к русским князьям, однако в битве при Калке русско-половецкое войско потерпело поражение. В 1239, разбитый в астраханских степях войском монгольского Бату-хана (в русских летописях – Батыя), Котян вместе с 40 тыс. кипчаками бежал в Венгрию, что спровоцировало поход монголов против этой страны. Хан Котян был убит венгерской знатью, часть половцев нашла убежище на Балканах. Но подавляющее большинство кипчаков вошло в состав Золотой Орды. Они ассимилировали монгольских пришельцев и передали им свой язык. После 14 в. кипчаки вошли в состав татар, казахов, башкир, карачаевцев, кумыков и др. народов. Одно из казахских племен Среднего жуза в 16–19 веках носило название кипчаки.

Нога́йские тата́ры - кыпчакский народ, на северо-западе их кочевья доходили до Казанского ханства. Ногай прослыл незаурядным полководцем: был победителем армии хулагуидов Ирана, совершил походы на европейские государства, вассальную зависимость от него признавали владения Византии, Сербии и Болгарии. Ногай был настолько влиятельным, что многие его современники и ряд известных ученых считали его легитимным правителем Золотой Орды.

Правитель-полководец и доблестный воин, как проповедник Ислама объединил под своей заботливой властью ногайский народ. В период правления Эдиге, в Золотой Орде завершается процесс исламизации.

В Казани также было отведено место для ногайского посольства, называемое «мангытское место».

Ногайцы кубанские (Карачаево-Черкесия) крымско-татарские, юртовские и алабугатские татары, поселились на землях Волжской Булгарии.

Нога́йские тата́ры - кыпчакский народ, на северо-западе их кочевья доходили до Казанского ханства. Ногайская орда была союзником Монгол и служила Батыю верой и правдой. От этого союза и происходит выражение Татаро-Монгольское иго.

Например название Озера Кабан в Казани произошло по аналогии реки «Кубань» название происходит от ногайского — Къобан («поднимающаяся, разливающаяся», из древнетюркской основы «река, поток», а также от половецкого Куман). К примеру, территория города Горячий Ключ являлось Закубанским уездом Кубанской области. Здесь тоже легенда о Казани , про Казан (Котелок) который должен закипеть без огня обьясняется ногайскими эпосами. Открываем учебники по истории: Современная улица Баумана, оно же ранее Прорывная а так же его первое название : «Ногайская Даруга»!


С какой стороны не подойди к Казани все кипчакско-ногайское, если заглянуть в закамье на юг татарстана то мы увидим все топонимы и названия чувашские.

Изучая эти вопросы мы заметили что татарские "булгаристы "ссылаются только на cвои собственные сочинения самих же казанских (татарских) булгаристов, что в корне уже доказывает о том что они тянут естественным образом одеяло на себя и пишут только вымышленные в свою положительную сторону сочинения, причем намеренно пропуская и игнорируя явные не оспоримые факты. Был бы совсем другой вопрос когда авторами этих трудов являлись независимые авторитетные на мировой арене историки, но таких к сожалению нет, про булгарское происхождение татар пишут только они - сами о себе. Все это выглядит будто люди пытаются натянуть всяким образом обувь которая им не по размеру. Возникает один вопрос куда смотрят Историки РАН не контролируя подобного рода сочинения на уровне фолкхистори.


2) Все познается в сравнении.

Начнем с национальной одежды (народный костюм), традиционных вышивок и орнамента.

Национальная одежда и орнамент казанских татар такой же как и у всех кипчакских народов, казахов и т.п.

А вот национальная одежда и орнамент чуваш в отличии от предыдущих полностью идентичен палестинцам, македонцам, дунайским болгарам и венграм.

Достаточно в поисковике "Google Картинки" отправить запрос: Болгарская вышивка, Чувашская вышивка, Татарская - поочередно, и вопрос отпадает сам с собой!

Болгарская вышивка:


Чувашская вышивка:


Татарская вышивка:


А это самое интересное сравнение , где мы легко видим практически 100% совпадение чувашского и болгарского орнамента 17-18 вв.


ПЕРЕХОДИМ НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Здесь тоже преемственность весьма очевидна.






3) Булгарский язык

Известен по написанным арабской графикой эпитафиям. Отдельные лексемы известны из записки Ибн Фадлана X века и по заимствованиям в современных языках народов Поволжья и Предуралья.

Чувашский язык:

В мировом научном сообществе язык чувашей единогласно считают прямым преемником языка волжских булгар. Отрицают этот факт только лишь татарские булгаристы.

Приводим цитату: "Что же касается проблемы булгаро-чувашской этноязыковой преемственности, то в настоящее время её можно считать решённой однозначно и положительно. По крайней мере, все тюркологи-компаративисты, вплотную занимавшиеся этой проблемой, в настоящее время признают чувашский язык единственным живым языком булгарской (огурской) группы тюркских языков. C этим положением вынуждены считаться и казанские коллеги, но всегда с различными оговорками. (с) Главный научный сотрудник Института языкознания РАН А. А. Чеченов

"…тюркоязычные предки современных чуваш были первыми тюркскими племенами, проникшими на территорию Европы. Впоследствии тюркоязычная общность в нижнем течении Волги, по-видимому, распалась на два языка — булгарский и хазарский. Тесная связь булгарского и чувашского языков несомненна. Немногочисленные булгарские слова, сохранившиеся в надписях, обнаруживают такие особенности, которые встречаются только в чувашском языке и совершенно не свойственны другим тюркским языкам." (с) Серебренников Б. А. Происхождение чуваш по данным языка.

"Первый узел обоих наших генеалогических древ — это отделение чувашского от других языков, обычно определяемое как отделение булгарской группы." (с) Дыбо, A. B. Хронология тюркских языков и лингвистические контакты ранних тюрков.

Довольно сильное отличие чувашского языка от других тюркских языков отмечает итальянский историк и филолог Игор де Ракевиц (Igor de Rachewiltz). Чувашский язык не разделяет некоторые из общих характеристик тюркских языков до такой степени, что некоторые учёные считают его независимым членом алтайской семьи, как тюркские или монгольские языки, а объединение чувашского с тюркскими языками было компромиссным решением в целях классификации, на самом же деле он составляет собственную языковую группу, который на грани вымирания по заключениям Юнеско.


Чувашский язык восходит к древне- (4—11 вв.) и среднебулгарскому (13—16 вв.) языкам. Современный литературный чувашский язык сформировался на основе низового диалекта, начиная с 70-х годов XIX века. (До этого периода в ходу был старолитературный язык на основе верхового диалекта). В становлении литературного языка большую роль сыграла деятельность И. Я. Яковлева и возглавляемой им Симбирской чувашской учительской школы (конец XIX века). До Яковлевской реновации чувашского языка в общелитературный, с новыми правилами, была более сильная разница в диалектах чем это принято на сегодняшний день, средне-низовой и степной диалект практически потеряли свою особенность, так как происходит поглощение литературным языком. На протяжении многих лет изучая новые правила многие лексические особенности диалектов исчезли. Пример разницы между древними диалектами: ТӗнчеТен - ТӗнчеРен, ЙывăçТан - ЙывăçРан и т.п.

К фонетическим особенностям булгарской группы можно отнести следующее:


  • сохранение различий между долгими и краткими гласными;

  • оригинальный вокализм;

  • смягчение в ряде позиций звуков s и t (в современном чувашском шипящие рефлексы);

  • ротацизм — изменение пратюркского ŕ в r (ротацизм);

  • ламбдаизм — изменение пратюркского ł в l в закрытом слоге и в š в открытом — в современном чувашском сохраняется значительное количество этимологических дублетов (ламбдаизм);

  • сохранение противопоставления ŕs и ŕ и łč и ł — в остальных тюркских ŕs совпадает с ŕ, а łč с ł.

  • реализация в зависимости от позиции пратюркского -d- в виде -j- (в современном чувашском сохраняется, сливается с гласными или переходит в -v-) или -z-, возможно, также -d- (вероятно, в хазарском); изменение -z- > -r- (второй ротацизм) позднейшее;

  • наличие твердого гласного, уникального нелабиализованного звука заднего ряда, в чувашском этот звук обозначается буквой «ӑ», а в болгарском языке дунайских болгар буквой «ъ».


В современном чувашском также произошли следующие фонетические процессы: совпадение i, ɨ и ü, огубление a в первом слоге (в малокарачинском рефлекс a противопоставляется рефлексам исконных губных), оглушение начальных звонких, озвончение слабых глухих, изменение q > x (последнее наблюдалось уже в волжско-камском).

Грамматические особенности:


  • отсутствие окончания -lar во множественном числе — в современном чувашском употребляется окончание -sem (по диалектам -sam);

  • совпадение дательного и винительного падежа;

  • наиболее последовательное различение основ на гласный, в том числе редуцированный ə, и на согласный, при ограниченности использования показателя притяжательности -sɨ;

  • показатели притяжательности, предшествующие числовым.

  • может отсутствовать притяжательный аффикс.


90% эпитафий Серебрянных (Волжских) булгар написаны на чувашском языке арабской вязью. Тут мы тоже решили самостоятельно разобраться в научных материалах и увидели что такие авторы как Закиев не знающие старочувашского, а так же особенностей черемшанского диалекта делают нелепые выводы, пытаясь перевести текст эпитафий только при помощи чувашского современного словаря.


Титул булгарского царя “Йалтавар” ясно читается в Мешхедской рукописи (Мешх. рукоп., стр. 204а, строка 16) именно Ялтавар, а не тюркское Балтавар или Эльтебер! Даже здесь мы в титуле прекрасно видим чувашизм. «Аллах, храни правителя Йалтавара, царя Булгара!» Можно легко расшифровать это слово, которое употребляется чувашами в Татарстане и по сей день. "Ялтавар" состоит из двух слов: "Ял" - деревня, страна, государство, а так же "тӑвӑр" (диалект - тӑвур) - верховенство/правление. То есть, владеющий всей страной, государством. В переводе с карачаево-балкарского языка "тыбыр" значит трон. Т.е. обладающие троном, правитель народа. Здесь мы видим что даже титул булгарского царя является чисто чувашским названием.

Имя царя АЛМУША опять пропитан чувашизмом, по тому что на кипчаксом З-языке это татарское имя АЛМАЗ! Аналогичные старые имена у чуваш - СаврУШ, ИльУШ, АльУШ, ТуймУШ и т.п. Здесь мы видим что имя царя булгар произносится не на кипчакском языке.

Алмуш сын ялтавара Ҫильки (Шилки, Силки)

После Алмуша правил его сын Микуль ибн Джагфар.

Так же в записках Ибн Фадлана сказано: «Я ВИДЕЛ РУСОВ, КОГДА ОНИ ПРИБЫЛИ ПО СВОИМ ТОРГОВЫМ ДЕЛАМ И РАСПОЛОЖИЛИСЬ У РЕКИ АТИЛ», то есть снова река Волга написана на чувашском, вместо татаро-кипчакского ИДЕЛЬ.

Чуваши Татарстана несут в себе своеобразное независимое культурное наследие. Данная группа чуваш поселялась только на луговых полях вдоль рек, особенно сильно ценили территории с плодородным черноземом. Название рекам давались в честь какого нибудь растения которые росли на берегах этих рек (в честь этого существуют и легенды). Вот яркие примеры топонимов:

1) Черемшан (Çapāмсан/Çeремсен диалект) Луговая (река)

2) Аксумла (Уксāмлā) - Чесночная (река)

3) Кондурча (Кунҫалā) - Коноплянная (река)

4) Камышла (Хāмāшлā) - Камышовая (река)

Как мы видим все реки на юге Татарстана вдоль всего Большого Черемшана носят строго чувашские названия. Причем такие реки как Черемшан и Кондурча известны еще с Волжской Булгарии, эти названия рек закреплены в записках Ибн Фадлана как "Джарамсан" (Çapāмсан) и "Кунджулу" (Кунҫалā) . Как мы видим языковая преемственность очевидна! Упомянутая река Джавшир - Çaвҫир. Три озера Хеллете (Хӗллеҫӗ) на котором останавливалась ставка Алмуша.

Татары например не знают как переводятся эти топонимы и что они означают, по этому плавают все в догадках, упорно пытаясь не замечать чувашские названия этих рек, так как это им не выгодно. Но вдоль реки Большой Черемшан и сегодня живут около 100 000 чуваш которые из покон веков называли и называют эти реки на своем родном языке.

И так хотелось бы раскрыть почему же чуваш и марийцев одинаково называли луговыми и горными Черемисанами? Все просто, чуваши жили и живут на реке Черемшан от чего и называли чуваш Черемшанцами (черемисанами) - луговыми.

Если посмотреть исторические данные то мы видим как Марийцы упорно отрицали слово Черемисы и считали это слово обзывательством (оскорблением) сами же они себя всегда называли Мари! «Меря» и «черемисы» — это выдумки соседей говорили они отрицая это название народа, при чем никогда не знали что оно означает, после революции вернули себе историческое самоназвание МАРИ. Все верно, они никогда не были Черемшанцами (Çeремçинсем) и сами себя ими никогда не нарекали. Все с точностью до наоборот Марийцев начали называть Черемисами по тому что их считали родственными с Чувашами.

Культ и национальные праздники чуваш всегда связаны только с посевными полями и лугами, в связи с их земледельческим укладом жизни, их праздники уйав, уйчук, акатуй и т.п. посвящены только плодородным степям. Они выбирали луговые степи в связи с удобством их обрабатывания в отличие от лесной и каменистой местности.

Но чуваши это степные Земледельцы, а не степные Кочевники, и не Лесные жители.

Мы слишком далеко ушли от темы, вернемся к тому с чего начинали.


Татарский язык:

Татарский язык - относится к поволжско-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. Является агглютинативным языком. Раньше термин использовался в том числе и как название некоторых тюркских языков. Имеет большую связь с огузо-кыпчакским языком. Огу́зский язы́к — ныне мёртвый язык огузов. Относится к тюркским языкам. Был распространён в регионах Приаралье, северном Прикаспии, в низовьях Сырдарьи. В X—XI вв. являлся языком общения в Огузском Государстве; позже лёг в основу турецкого, азербайджанского, туркменского, гагаузского и некоторых других языков. Ближайшим родственником современного Татарского языка является Башкирский язык. В создававшейся несколько десятилетий 6-ти томной работе коллектива авторов Института языкознания РАН татарский язык разделяется на три диалекта (западный, средний и восточный), однако, в качестве отдельного языка выделяется барабинский, который вместе с татарским и башкирским языками образует северную (или уральскую) подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. Однако, в статье размещенной в той же работе, приводится альтернативная классификация О.А. Мудрака, в которой барабинский язык не выделяется, а начало распада единого для среднего и восточного диалектов татарского языка пра-диалекта датируется серединой XVI века (приблизительным временем падения Казанского и Астраханского ханств). Одним из сохранившихся источников описывающих достаротатарский язык является — Codex Cumanicus, где в качестве самоназвания приведены — tatar tili («татарский язык»). В эпоху Золотой Орды языком её подданных становится поволжский тюрки́ — язык, близкий к османскому и чагатайскому (староузбекскому) литературным языкам. В период Казанского и Астраханского ханств складывается старотатарский язык, для которого характерно большое число заимствований из арабского и персидского.

Со второй половины XIX века на основе казанского диалекта начинается формирование современного татарского национального языка, завершившееся в начале XX века. В реформировании татарского языка можно выделить два этапа — вторую половину XIX — начало XX века (до 1905) и 1905—1917 годы. На первом этапе основная роль в создании национального языка принадлежала Каюму Насыри (1825—1902). После революции 1905—1907 гг. ситуация в области реформирования татарского языка резко изменилась: наблюдается сближение литературного языка с народно-разговорным. В 1912 году Фахрель-Ислам Агеев основал детский журнал «Ак-йул», положивший начало детской художественной литературе на татарском языке. В 1920-е гг. начинается языковое строительство: разрабатывается терминологический аппарат сначала с опорой на собственно татарскую и арабо-персидскую лексику, а с 1930-х — на русскую и интернациональную с использованием кириллической графики.

Современный литературный татарский язык по фонетике и лексике близок к казанскому диалекту, а по морфологической структуре — к мишарскому.

Произносительная норма современного литературного языка закреплена за говором казанских татар.

Отличительные черты литературного татарского языка в фонетике:


  • наличие 10 гласных фонем, одна из которых имеет дифтонгоидный характер;

  • наличие гласных неполного образования;

  • наличие лабиализованного [ɒ] (характерен, как правило, тогда, когда фонема /a/ является первой в слове: алма — [ɒlˈma] — «яблоко»: второе а нелабиализованно (неогублено);

  • гласные о, ө, е в первом слоге вместо общетюркских у, ү, и, гласные у, ү, и вместо общетюркских о, ө, е (это свойственно и башкирскому языку);

  • отсутствие губно-зубной фонемы в;

  • неаффрикативный характер ч и җ.


Кыпча́кские языки́ — одна из самых крупных по числу языков (более 10) групп тюркских языков, восходящих к единому кыпчакскому языку. Другие названия: северо-западная, тау-группа и др.

Кыпчакские языки распространены по всей России от Балтики и Причерноморья до Кавказа и Урала вплоть до Сибири, а также в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Численность говорящих на кыпчакских языках превышает двадцать миллионов.

Включает в себя следующие подгруппы:


  • половецко-кыпчакская (западно-кыпчакская, кыпчако-куманская, кавказско-дагестанская, кыпчако-половецкая) — караимский, карачаево-балкарский, крымчакский (однако в современной разговорной и особенно в письменной речи крымчакского языка много огузских элементов) и кумыкский языки, а также мёртвые половецкий язык, мамлюкско-кыпчакский язык. Крымский и урумский язык занимают промежуточное положение между кыпчакскими и огузскими языками (ряд диалектов являются кыпчакско-половецкими, ряд — огузскими по происхождению, литературная норма носит смешанный характер);

  • поволжско-кыпчакская (северо-кыпчакская, урало-поволжская, булгарско-кыпчакская, кыпчако-булгарская) — татарский (включая сибирские диалекты) и башкирский языки;[1] либо татарский(включая восточный диалект), барабинский и башкирский языки.[2]

  • кыпчакско-ногайская (кыпчако-казахская, дештийско-сибирская, ногайско-кыпчакская) — казахский, каракалпакский, ногайский, тоболо-иртышский сибирско-татарский[источник?], степной крымский, алабугатский, карагашский, юртовский, узбекско-ногайский;

  • киргизско-кыпчакская (восточно-кыпчакская) — киргизский, южноалтайский, ферганско-кыпчакский, барабинский[3] и томский сибирско-татарский.


Поволжско-кыпчакская общность не признается многими учеными, существует альтернативная точка зрения, согласно которой, татарский язык является половецко-кыпчакским, а башкирский ногайско-кыпчакским. Похожая (без деления кыпчакских языков на подгруппы) точка зрения сформулирована в разделе О.А. Мудрака, написанном для коллективной монографии «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Региональные реконструкции» под редакцией Э. Р. Тенишева). При этом в основном разделе той же монографии выделяется северная (уральская) подгруппа кыпчакских языков, включающая в себя татарский, башкирский и барабинский языки.

Tags: Славяне Предки Русь
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments