Новгородские берестяные грамоты, датированные 11-13 веками, отчётливо демонстрируют поголовную грамотность населения той эпохи. Их авторами были не только люди высоких сословий, но и торговый люд, простые крестьяне, женщины,и даже дети.
Грамоты посылались в Суздаль, Киев, Псков, Ростов, Переславль, к карелам в Онегу, перечисляется ещё ряд городов и населённых пунктов, с которыми велась активная переписка.
То есть, там тоже жили люди, которые могли читать и писать.
Не стоит думать, что раз основное число берестяных грамот было обнаружено в Новгороде, то ситуация с грамотностью была сугубо локальна. Береста- достаточно хрупкий и недолговечный материал, его сохранность на новгородской земле обусловлена, исключительно, консервационными свойствами местных торфяников.
Тексты в грамотах, чаще всего, простого бытового содержания, их использовали столь же часто, и с той же целью, как мы сейчас используем чаты и смс: "От Павла из Ростова к Братонежку. Если ладья киевлянина прислана, то сообщи о ней князю, чтобы не было худой славы ни тебе, ни Павлу' ; `Грамота от Гюргия к отцу и к матери. Продавши двор, идите сюда — в Смоленск или в Киев: дешев [здесь] хлеб. Если же не пойдете, то пришлите мне грамотку, как вы живы-здоровы' ; "Это грамота от Ярилы к Онании. В Городище, твоем владении, только воду пить (т. е. есть уже нечего). А рушане (жители Русы) скорбят о городищанах. Пожалуйста, припугни дворянина, чтобы не пакостил'. Преобладающая часть грамот- это долговые записи и отчёты об отправке товаров. Судя по всему, деловая активность в Новгороде того времени просто зашкаливала:" За Бояном в Русе гривна. За Житобудом в Русе иста (т. е. собственно долга, без процентов) 13 кун и гривна. На Луге за Негорадом вместе с процентами 3 куны и гривна, за Добровитом с людьми 13 кун и гривна, за Нежком Прожневичем полгривны..."; `"Грамота от Петра к Волчку. Это ты сказал Рожнету, что с Нустуя надлежит взять два сорочка. Не должен ни векши (Нустуй). А потом я у Даньши забрал (или: занял) два [и] два сорочка в счет (или: под отдачу) пяти сорочков. И взимает с него (вероятно, Нустуя) пусть Даньша'"; "Ты дал Несдичу четыре с половиной резаны, а мне ты дал две куны. Что же ты утверждаешь, будто за мной восемь кун и гривна? Пойди же в город — могу вызваться с тобой на испытание водой'.
Авторами ряда записей были и женщины. Сколько эмоций- и в сего в паре строк: "От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам, он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость'; "От Нежки к Завиду. Почему ты не присылаешь то, что я тебе дала выковать? Я дала тебе, а не Нежате. Если я что-нибудь должна, то посылай отрока (т. е. судебного исполнителя). Ты дал мне полотнишко; если поэтому не отдаешь [то, что я дала выковать], то извести меня. А я вам не сестра, раз вы так поступаете, не исполняете для меня ничего!"; "Наказ Семену от жены. Утихомирил бы ты [всех] попросту и ждал бы меня. А я тебе челом бью'; "`Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался ...?
Переписка была обыденным делом, люди общались, обменивались информацией, новостями, вели учёт своим делам. считали затраты и прибыль.
И здесь возникает закономерный вопрос: если предположить, что причиной поголовной грамотности в период с 11 по 13 века, стала активная просветительская деятельность новой религии, то исходя из известных фактов, картинка получается немного другая- в тот исторический период происходило явное противоборство двух религий. И разве уместно говорить про какие-либо христианские школы и «массовые образовательные программы», инициируемые представителями церкви, когда эти представители были весьма малочисленны, да и народ к ним в очередь не записывался:
В 1071 году, согласно «Повести временных лет», в Новгороде, на религиозной почве поднялся бунд, при котором жители города встали на сторону волхва:
«И была смута в городе, и все поверили ему и хотели погубить епископа. Епископ же взял крест в руки и надел облачение и сказал: «Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же верует Богу, пусть по кресту идет». И разделились люди надвое: князь Глеб и дружина его пошли и стали около епископа, а люди все пошли к волхву. И началась смута великая между ними. Глеб же взял топор под плащ, подошел к волхву <...> вынув топор, разрубил волхва, и пал он мертв..» (ПВЛ.,ч 3, пер. Лихачёва)
В 1227 году в Новгороде доставляют на двор архиепископа четырёх волхвов, их связывают и бросают в огонь (ПСРЛ. Т. 10. — С. 94 // Цит. по: Шацкий Е.»Русская православная церковь и сожжения») Казалось бы, откуда взяться волхвам в 13 веке, при доминировании другой религии?
Судя по разворачивающимся на новгородской земле событиям, процесс христианизации проходил с явными сложностями. Здесь, кстати, нельзя не упомянуть и движение стригольников, которые выступали против епископов, их поборов и стяжательства. Также они отрицали некоторые догматы и обряды. В 1375 году, по настоянию новгородских епископов, руководителей ереси утопили в реке Волхов.
И что мы имеем через несколько столетий, повторюсь, столетий!!! По переписям 18-19 веков, по военным спискам, по записям в брачных книгах, грамотность населения страны упала до нескольких жалких процентов. Только церковные служащие и люди высших сословий (и то не поголовно) владели грамотой. Основная и подавляющая часть населения страны ни читать, ни писать не умела.
По «самым щедрым расчетам» число грамотных составляло в 19 веке около 6% общей численности населения России.
Сельское население составляло преобладающую массу населения России (по данным 1897 г.- 86,6%). Поэтому, уровень грамотности именно данной группы и являлся определяющим для определения показателя общей грамотности всего населения страны.
Для характеристики изменений в грамотности сельского населения, начиная с 80-х годов, статистика располагает уже массовыми данными по трем периодам, а именно: для первой половины 80-х годов (материалы подворных переписей), для 1897 г. (сплошные материалы первой всеобщей переписи населения) и 1910-1913 гг. (материалы подворных переписей населения ряда губерний).
Н. Бычков исчислил показатели грамотности населения по материалам исследований, произведенных в 110 уездах; причем 105 из них исследованы в пятилетие 1882-1886 гг. Он писал: «Обращаясь к населению взятой группы уездов, мы видим, что на их площади разместилось 14 891 437 жителей обоего пола (7 397 405 мужского пола и 7 494 032 - женского), т. е.1/7 всего населения империи. Грамотных и учащихся между ними насчитывается:
Мужского пола 1 200 690 или 16,2% всего населения
Женского 193 080 или 2,6% соответствующего
Обоего, 1 393 770 - 9,4% .
Безусловно, переписи населения на Руси 11-13 веков не проводились, но, согласитесь, если грамотность была столь развита на тот момент, то что послужило причиной её исчезновения?
Факт остаётся фактом: культурный и образовательный регресс, длиной в несколько веков.