Top.Mail.Ru
? ?
Русь Великая

lsvsx


Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Русское войско под командованием князя, воеводы Даниилы Щени уничтожило полчище Ливонского ордена
Русь Великая
lsvsx

3 ноября (в разных источниках называются разные даты) в Лето 7010 (1501 г.) произошло крупное сражение у замка Гельмед, что возле Дерпта (ныне Тарту в Эстонии), в котором, русское войско под командованием воеводы Даниилы Щени одержало блестящую победу над полчищем Ливонского ордена, возглавляемого великим магистром Вальтером фон Плеттенбергом. 

В конце XV века удельные князья Литовской Руси, осознавая рост могущества Русского государства, стали переходить в подданство русского самодержца.

Власть Ивана Великого признали князья Семен Бельский, Василий Иванович Шемячич, владевший большим Новгород-Северским княжеством, и Семен Стародубский-Можайский с городами Гомель, Чернигов, Карачев, Хотимль. Князья объясняли свой переход активным прозелитизмом католиков и невозможностью жить, исповедуя «греческий закон», т.е. православие.

Не дожидаясь, когда великий князь Литовский Александр двинет войска, чтобы наказать перебежчиков, Иван III для поддержки княжеств весной 1500 года направил на их территорию три корпуса. С Великим княжеством Литовским началась война.


Утратив военную инициативу после поражения в Ведрошской битве, литовцы заключили союзный договор с Ливонским орденом, Большой и Ногайской Ордой после чего их войска вторглись на территорию союзной с Москвой Псковской республики и одержали победу в битве на реке Серице. Поражение русских у Серицы создало кризисную ситуацию на северо-западном направлении. Но ливонцы не смогли воспользоваться преимуществом. Им не удалось взять даже Изборск, не говоря уже о Пскове. Единственным «успехом» можно с натяжкой считать овладение крепостью Остров, где ливонцы, раздосадованные неудачами устроили резню местного населения. Вскоре в их стане началась эпидемия и магистр фон Плеттенберг отступил на территорию Ордена.

В ответ на нападение ливонцев на крепость Изборск и взятие крепости Остров Великий князь московский Иван III послал против них московскую рать во главе с воеводами князьями Д.В. Щеней и A.B. Оболенским. С московским войском также шли и «служилые» татары, и псковичи, откуда начинался поход. Это войско пересекло границу и двинулось на Дерпт, но рыцари избегали открытого боя и укрылись в крепостях. Как следует из сообщения Московской и Псковской летописей, московское войско с татарами и псковичами углубилось в Ливонию не встречая никакого сопротивления.

Чтобы перехватить инициативу, фон Плеттенберг принимает решение атаковать первым. Смысл в этом, конечно же был, вдобавок ливонцы имели перевес в артиллерии, которая у русских была сосредоточена на Литовском фронте. Но реализовать это преимущество в ночное время было невозможно, впрочем, об этом чуть позже…

Фон Плеттенберг атаковал московское войско у замка Гельмед. Ночью 3 ноября Лета 7010 (1501 г.), скрытно выдвинувшись на рубеж, ливонцы неожиданно напали. Первый удар пришелся на дружину князя Оболенского. В этой битве воевода князь Оболенский был убит выстрелом из мушкета, но его ратники не утратили боевой дух и геройски выстояли под ударом. Это дало время на то, чтобы воевода Щеня развернул основные силы и ударил по ливонцам, увязшим в бою.

Ситуация изменилась немедленно. Удар русских был настолько силен, что ливонцы обратились в бегство. Их артиллерия в виду того, что была ночь, была бессильна и вскоре стала трофеем московского войска. Князь Даниил твердо решил не упускать противника, бросив все силы на преследование отступавшего противника. В ходе погони произошло даже довольно редкое событие в военном деле. Полк Дерптского епископа, отступая, был уничтожен полностью. В летописи говориться, что у него не осталось даже гонца, чтобы принести эту печальную весть. Положение остальных частей было немногим лучше. Добраться до замка посчастливилось немногим. Летописец так описывает эти события: «...И биша поганых немец на 10 верстах, и не оставиша их не вестоноши; а не саблями светлыми секоша их, но биша их москвичи и тотарове, аки свиней, шестоперы».

Теперь перед русским войском открылся оперативный простор, чем и не замедлили воспользоваться. Князь Даниил совершил по Ливонии грандиозный рейд, разоряя и круша все на своем пути. В относительной безопасности оказались лишь каменные крепости, на взятие которых у Щени не было ни сил, ни, самое главное – времени. Но оперативная цель была достигнута полностью. Понеся крупные потери в живой силе, а самое главное – в экономике, Орден более никаких действий до конца войны не предпринимал.

Как отмечает военный историк Юрий Алексеев, «осенне-зимний поход в Ливонию можно расценивать как крупный успех оперативного масштаба. Противнику был нанесен большой материальный и моральный ущерб, войска его были разбиты. Орденское командование не сумело организовать своевременно отпор русским войскам».


Кирилл Брагин


Featured Posts from This Journal