25 октября 2019 года вышла компьютерная игра «Call of Duty: Modern Warfare», уже шестнадцатая часть этой популярной франшизы в жанре шутера. Сразу же после выхода она вызвала огромную критику со стороны фанатов, обвинивших создателей игры в ненависти к русским и «русофобии». Всё дело в том, что американцы слепили сюжет, основанный на пропаганде, где русские предстают как сборище палачей, устраивающее геноцид борцам за свободу в одной из азиатских стран. Уровень русофобии в шутере справедливо возмутил российских игроков, и в нашей стране заговорили о необходимости вообще запретить ее.
Александр Роджерс:
Игровой портал "GSTV" пригласил меня написать рецензию на новую игру "Call of Duty: Modern Warfare" и на её основе записал ролик:
Коричневая мораль в Call of Duty, или как пропаганда убивает игры
О чём врёт «Call of Duty: Modern Warfare»?
Да обо всём. В том числе о том, что это хорошая игра.
Особенно это касается кампании, которая с технической точки зрения сделана «на отвали». Меня просили не концентрироваться на механических аспектах игры, но это просто невозможно не отметить. Враги не отличаются особым интеллектом, зачастую просто бегут на тебя вперёд, как в тире. А само прохождение жёстко заскриптовано, что особенно заметно, когда в некоторых местах союзники и противники прибегают на точки и застывают – и пока ты не добежишь до определённой точки или не начнёшь стрелять, они просто сидят, даже не пытаясь имитировать перестрелку. Такие забавные паузы: только что всё вокруг стреляло и взрывалось – а вдруг тишина, и никто уже никуда не бежит. Что, конечно, убивает вовлечение в процесс и атмосферность напрочь.
Ах, да, личико главной героини от «повстанцев», Фары Карим, заставляет с тоской вспоминать о лицевой анимации «Масс Эффект: Андромеда».
Нужно также сказать, что игра у меня вылетала примерно раз в час. Что не удобно с точки зрения геймплея, но зато позволяло делать перерывы на написание данного текста. Так сказать «по горячим впечатлениям».
И когда я всё это отметил, можно переходить к содержательной части. Потому что разработчики соврали и в том, будто данная игра аполитична. Они неоднократно говорили в интервью, что в игре нет однозначно добрых и злых, а присутствует так называемая «серая мораль», когда на войне всё так перемешивается, что уже нельзя отделить первое от второго.
Ничего подобного в сюжете нет. Вполне однозначные «добрые американцы» (и их союзники) и не менее однозначные «злые русские».
Буквально в первой же миссии игроку приходится «случайно» убить нескольких русских спецназовцев.
А во второй миссии нам показывают злых русских солдат во главе с генералом Барковым, которые захватили какой-то «Укростан» (я так понимаю, это сирийские курды? хотя дальше идут события, которые вроде как опровергают эту версию) и разводят там жестокую диктатуру. Избивают случайных прохожих, разделяют семьи, заставляют мужчин заниматься бессмысленным тяжёлым трудом, вешают непокорных, сжигают горы трупов и так далее.
Зачем они это делают? Может хотят разбогатеть на нефти? Или на добыче полезных ископаемых? Золото? Алмазы? Редкоземельные элементы? Ничего подобного.
И вообще, что за дурацкие вопросы – это же русские, они по определению злые!
Никто не заморачивается с предысторией или мотивацией: русские злые, потому что они русские; арабские террористы злые, потому что они арабы. А американцы и британцы добрые, потому что они англосаксы. Что не ясно?!
Эта линия на демонизацию русских в американской пропаганде продолжается со времён Холодной войны. Иван Драго и «Красный скорпион», «Рембо-3» и фильмы про Джеймса Бонда, «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа» (хотя вроде бы Генри Джонс-младший и воюет против нацистов, но и его заставили демонизировать русских) и многие другие фильмы.
С играми ситуация не лучше. Даже Лару Крофт заставили рассказывать про «ужасы ГУЛАГа», не говоря уже про всякие канадские поделки, где русские/советские солдаты сжигают собственных крестьян из огнемётов.
Собственно, и в классической «Modern Warfare» присутствовали эти самые «злые русские», когда в миссии «Ни слова по-русски» из пулемётов расстреливали толпу пассажиров в аэропорту. Вай?! Бикоз! Доуз рашенз!
Так и здесь целая сцена (или подуровень) посвящена тому, чтобы показать, как огромный и страшный русский десантник в тельняшке и противогазе безжалостно охотится на двоих маленьких детей, одновременно рассказывая о своей кровожадности. Бегите, маленькие американцы, прячьтесь, маленькие американцы, ужасный русский гонится за вами!
Затем целый уровень сделан исключительно для того, чтобы показывать, как «русские оккупанты» сначала устраивают химическую атаку (это когда и где такое было?), а затем безжалостно расстреливают мирных жителей и добивают раненых.
Причём показано это всё, смакуя подробности, с крупными планами жертв, кровищей и горами трупов. Больше черепов к трону Кхорна!
Странно, что нет кадров, как они едят младенцев и насилуют старушку, приговаривая «За Родину! За Сталина! На здоровье!».
Кстати, кто-нибудь может мне сказать, когда СССР или Российская Федерация применяла химическое оружие? Кто-нибудь?! Правильно, никогда! А знаете, почему? Потому что ещё с седых времён, как минимум с Великой Отечественной войны советскими стратегами считалось, что химическое оружие слишком малоэффективно и неселективно (то есть с высокой вероятностью будет поражать и гражданское население, и собственных солдат, что делает его применение бессмысленным). Это есть в куче книг и доктринальных документов как СССР, так и современной России. Поэтому на «злые русские отравили кого-то химическим оружием» можно смело покрутить пальцем у виска.
Экскурсы в историю сделаны также исключительно для того, чтобы показать, что ужасные русские оккупанты издевались над жителями Уркизстана и десять, и двадцать лет назад.
То есть и в 1999 году, и в 2009, и в 2019 году. Что же это за страна такая загадочная, которую минимум двадцать лет оккупируют русские?! Я перебрал в уме все возможные варианты (их на самом деле очень немного), но так ничего и не смог придумать.
Зато я знаю одну страну, которую уже 18 лет (с 2001 года) оккупируют. И в которой тоже есть маковые поля, которая по большей части лежит в руинах, и в которой оккупантами были убиты сотни тысяч жителей. Это Афганистан. И оккупировала его вовсе не Россия, а США и силы коалиции НАТО.
Насколько я знаю, СССР, даже когда его войска воевали в Афганистане (не против правительственных войск, а против моджахедов), строил в этой стране жилые кварталы, школы, больницы (многие из которых стоят до сих пор, если их не разбомбили американцы). И при этом тысячи афганских юношей и девушек учились в советских ВУЗах на учителей, инженеров, врачей и агрономов.
А когда пришли США, то Афганистан и Ирак стали передовыми промышленными странами, со светскими правительствами. Или они были отброшены в доиндустриальную фазу развития, а Вашингтон сверг светские правительства и привёл к власти радикальных исламистов? Ой, что-то я запутался.
Кстати, когда я услышал, что террористами командует некто по имени Волк, то это меня отдельно развеселило. Разработчики, конечно, не в курсе специфики русского языка, но… в Уркизстане живут урки, и ими командует Волк (Позорный). Внатуре.
И да, когда я говорил, что в этой игре нет «серой морали», то ошибся. Она есть! Капитан Прайс говорит Волку «Когда-то ты был на нашей стороне». Всё, это вся «серая мораль».
О том, что именно США создали Аль-Каиду (запрещённую в РФ террористическую организацию) для борьбы против СССР, в игре не сказано ни слова. Ой, извините, «Аль-Каталу», ведь в игре она именно так называется. «Ы. Чтобы никто не догадался».
Но вернёмся к основному повествованию. Русский генерал Барков настолько злобный, что лично гоняется по захваченному городу за маленькими детьми, чтобы загрузить их в большой грузовик с пленными. И потом лично же пытает в тюрьме заключённых, включая девушку с лицом, будто она сбежала из «Масс Эффект: Андромеда», и её брата.
Он, сцуко, генерал! Он должен командовать войсками на оккупированной территории. То есть как минимум дивизией, а может и корпусом. Разбросанным по всей стране. У него не должно быть времени на ловлю детей, пытки или любую другую подобную ахинею!
Должна же быть хотя бы минимальная логика и правдоподобность в повествовании. Хотя о чём я? Он же русский! Сталин ведь тоже лично спускался в подвалы Кремля и там расстреливал из пулемёта Дегтярёва едущих по конвейеру связанных врагов народа. Я помню, мне Сванидзе рассказывал. Или это был Пелевин?
Потом Барков в тюрьме пытает девушку Фару (спасибо, что не Поворотник) со словами «Я спасу Россию от террористов». Применяя к ней пытку утоплением, когда лицо пленника накрывают полотенцем, а потом заливают водой.
Хотя подождите… это же спецслужбы США совершенно легально применяют такую пытку к подозреваемым в терроризме… заявляя, что спасают Америку от терроризма… в тайных тюрьмах ЦРУ, без судебных ордеров и нарушая право заключённых на адвоката…
Это что получается, американская пропаганда рисует злобных русских, стоя перед зеркалом и изображая себя? Да не, бред какой-то!
Кстати, вспомнилось. Я совершенно точно знаю одного диктатора, который достоверно и доказано применял химическое оружие против своих врагов и оппозиции. Звали этого диктатора Саддам Хусейн, применял он это оружие с 1980 по 1987 годы в войне против Ирана и в провинциях Ирака, где партия БААС не пользовалась поддержкой. А компоненты и запчасти для этого оружия ему вполне легально поставляли британские и американские фирмы.
А ещё я знаю, кто сбросил две атомные бомбы на города Японии, вследствие чего погибли сотни тысяч человек…
Это что получается, американская пропаганда рисует злобных русских, стоя перед зеркалом и изображая себя? Выдумки КГБ, не может такого быть!
И я не знаю, кто такой «капитан Прайс», но я совершенно точно знаю, кто такой Эрик Принс. Бывший морской котик (SEAL), после завершения службы в американской армии основавший частную военную компанию (ЧВК) «Блэкуотер», переименованную затем в «Академии», переименованную затем в «Ксе».
Эта самая «Блэкуотер» прославилась многочисленными массовыми убийствами гражданского населения в Ираке и Афганистане. Но, насколько я знаю, никто из этих наёмников не был осуждён за свои преступления.
Это что получается, американская пропаганда рисует злобных русских, стоя перед зеркалом и изображая себя? Вам не кажется, что я слишком часто произношу сегодня эту фразу?
«Я понял, это намёк, я всё ловил на лету,
Но непонятно, что конкретно ты имела в виду»(с)
А ещё есть видео, где американский солдат в Афганистане с размаха бросает щеночка в пропасть… но это было снято на Мосфильме, и мы всё врёте, потому что американские солдаты не такие, и когда убивали почти полтора миллиона иракцев, то делали это исключительно во имя демократии (не спрашивайте меня, почему и каким образом) и со слезами на глазах.
Но мы же не закончили с игрой. Поэтому вернёмся к ней.
Нужно особо отметить секретный российский завод по производству химического оружия в Грузии (в районе Боржома, чтобы вы понимали). В той самой Грузии, которая с момента распада СССР (а если точнее, то ещё за пару лет до этого) постоянно демонстрирует открытую враждебность к России и русским.
То есть, чтобы придумать такое, нужно не иметь ни малейшего представления о постсоветском пространстве. Кто с кем дружит, кто с кем конфликтует – сценаристам «Modern Warfare» это и неизвестно, и не интересно.
Естественно, у России нет и не может быть таких химзаводов в Грузии Зато там есть секретные биолаборатории Министерства обороны США.
Это что получается… ой, всё!
Отдельно также стоит обратить внимание на развешанные по всем уровням плакаты с «российской пропагандой». Ничего подобного я никогда в реальности не видел. Плакатов со схожими текстами вообще, и чтобы существовали плакаты с портретами российских генералов в особенности. Ни Громов в Афганистане, ни Лебедь в Приднестровье, ни Герасимов в Абхазии никогда на плакатах не изображались. И вообще, я ни разу не видел, чтобы нечто такое вообще существовало.
Насчёт плакатов у американцев вообще наблюдается некоторая зацикленность. Помнится в предпоследней «Ларе Крофт» тоже были советские плакаты с рисунками на тему космической программы, которые нужно было находить и уничтожать. Видимо, холодный ужас от осознания, что в космосе наши всегда опережали американцев, который описывал Стивен Кинг в одном из своих рассказов, всё-таки даёт себя знать.
Вообще, в уважающих себя шутерах кампании обычно длятся по 30-40 часов. Здесь же кампания по продолжительности едва набирает часов 7-8 времени. Такая короткая история нужна только для двух целей:
- для повышения стоимость игри (чисто сетевой шутер должен стоить гораздо меньше или и вовсе быть «фри ту плей»);
- для чисто пропагандистских целей.
Если половину (и это не преувеличение) сюжетного времени занимают сцены зверств и военных преступлений «этих русских», то это именно пропагандистская агитка. Интерактивная, для большей вовлечённости и лучшей усвояемости сюжета.
А что сделано топорно, так «Дезинформация и должна быть чудовищно примитивной, как рисунок дикаря»(с)
Недаром на «Метакритике» и «Гнилых помидорах» пользователи заминусовали данную поделку (журналисты ставили гораздо более высокие оценки, но я уже давно не верю в искренность большинства из них), массово сравнивая её с творчеством доктора Йозефа Геббельса. Потому что это и есть тупая агитка, занимающаяся расчеловечиванием и пропагандой ненависти к русским.
В одном из интервью разработчики признались, что их консультировали аналитики Пентагона и американской разведки. Оно и видно.
Впрочем, это не удивительно, если понимать, что именно усиленное рисование образов «страшных русских» помогает американским военным раздувать военный бюджет Пентагона, который уже приближается к триллиону долларов (более чем в десять раз превосходит военный бюджет России). Если не пугать доверчивых американцев, то где они все харчеваться будут?!
Единственные, кому игра (судя по комментариям) понравилась – это свидомые «небратья» с Украины, которые писали там тексты (поголовно почему-то на ненавистном русском языке) типа «Так оно и есть на самом деле, как в игре показано. И вообще, это не пропаганда, потому что пропаганда есть только в России. Нам так ТСН рассказало».
Подытожим. Так о чём же нам врёт «Call of Duty: Modern Warfare»:
- русские не захватывали других стран (последние тридцать лет точно);
- не существует никаких «Костовии» и «Уркизстана»;
- русские не применяли химическое оружие;
- у русских нет секретных заводов по производству химического оружия в Грузии;
- ни один действующий или бывший российский генерал не может действовать подобным показанному образом;
- не существует никаких автономных русских армий, действующих в других странах;
- русские нигде не устраивали массового избиения мирного населения или попыток геноцида;
- русские не применяют пыток утоплением (ни одного такого случая не зафиксировано);
- русские десантники не убивают маленьких детей ради развлечения (и ради любых других целей тоже);
- Петербург в 2019 году выглядит гораздо чище и красивее, чем показано в игре;
- и, если что, русские воюют гораздо лучше, чем показано.
Большинство изображённых зверств, пыток и военных преступлений срисованы с реальных действий самих США во Вьетнаме, Ираке, Афганистане и других странах. И боятся американцы не реальных русских, а своих проекций, как бы они поступали на нашем месте. Они боятся зверя внутри себя.
Комментарий:
Alex:
А теперь напрягите память и вспомните, когда последний раз в играх были “злые китайцы”? Последнее что всплывает в памяти это Battlefield 4, но то был далекий 2013. А вот сейчас любой разработчик и издатель подумают стоит ли терять многомиллиардный китайский рынок? На первом месте у Activision Blizzard, как и любой другой корпорации стоит прибыль, а потом уже пропаганда и всё остальное. Игра уже принесла более 600 млн. долларов мировых сборов. Тоже самое и с другими рынками сбыта, и как следствие с врагами в видеоиграх.