lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Тайны метрополий: допотопные подземные транспортные системы и станции метро


Окончание, начало тут...

М-да... Странная закономерность. В глазомерном масштабе по отношению к зданию ВХУТЕМАСа (слева), к которому как будто имел отношение Остап Бендер, на месте коллектора стояла церковь Фрола и Лавра. Не исключено, что та самая, где мечтал о свечном заводике отец Фёдор из того же произведения.


В России было поверье, что св. Флор и Лавр покровительствуют лошадям, и всякий человек, имевший отношение к лошадям, стремился в этот день освятить, окропить святой водой своих лошадей. 18 августа в день святых Флора и Лавра к этой церкви стремились все московские извозчики, кучера и конюхи. Снесена вместе с прилегающими строениями в 1934—35 годах (сталинская реконструкция Москвы). В тот момент место было отдано под шахты Метростроя. «Помню маленькую церквушку Флора и Лавра, её шатровую колокольню, как бы прижавшуюся к ампирным колоннам полукруглого крыла Вхутемаса. Церковка эта вдруг как бы на моих глазах исчезла, превратилась в барак бетонного завода Метростроя, вечно покрытый слоем зеленоватой цементной пыли», — вспоминал В. Катаев в книге «Алмазный мой венец».

Почему и здесь шахту делали через место, которое ранее занимал храм? А в данном случае похоже на то, что вход в подземелье делали прямо из храма, а потом его просто снесли и на этом месте установили вентиляционный коллектор. А пассажирский вход в станцию сделали чуть дальше. Что-то много странных совпадений. Неужели в Москве было так много церквей, что если провести любую произвольную линию по карте, всегда можно в них попасть с определённым интервалом? Церквей, конечно, было много, но не до такой степени. Давайте рассмотрим ещё один случай с соседней станцией метро - "Красные ворота".

«Кра́сные Воро́та» — станция Московского метрополитена на Сокольнической линии. Расположена на границе Басманного и Красносельского районов (ЦАО). Названа по одноимённым памятнику архитектуры и площади. Открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка метрополитена. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Название связано с Красными воротами, утраченным памятником архитектуры XVIII века, а также с площадью Красные Ворота, под которой расположена станция. Здесь в 1709 году была воздвигнута Триумфальная арка-ворота для встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской битвы. Ворота получили у москвичей неофициальное название «красные», то есть красивые. Вскоре это название стало официальным как для ворот, так и для площади. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 32,8 метра).

Интересно, как войска после Полтавской битвы могли возвратиться в Москву с прямо противоположной от Полтавы стороны? Может, они возвращались после Пугачёвской кампании, что больше похоже на правду? Тем не менее, Красные ворота в Москве действительно существовали. Они стояли прямо на перекрёстке Садового кольца и Каланчевской улицы. Это место знаменито благодаря не только этим воротам, а другой достопримечательности. Чуть поодаль за перекрёстком Садового кольца с Каланчёвской и Новой Басманной улицами, стоит тот самый Мужик в пиджаке (памятник М.Ю.Лермонтову), ставший знаменитым на весь СССР благодаря известному фильму. И если встать на то место, где стоит этот Мужик, и посмотреть в сторону Красных ворот, мы получим примерно следующую картину.


А что это там за храм на заднем плане?


А что известно про этот храм Трёх святителей?

Церковь Трех Святителей в Огородниках (также Трехсвятительская церковь, Трехсвятская церковь, Трех Святителей Вселенских церковь у Красных Ворот) — утраченный храм Русской православной церкви, располагавшийся в Москве в районе Красных Ворот. Мимо этой церкви проезжала в апреле 1742 года, направляясь на коронацию, императрица Елизавета Петровна. После этого на ее главке был установлен венец. 11 октября 1814 года в Трехсвятительском храме был крещен поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. В 1882 году в храме отпевали скончавшегося Михаила Дмитриевича Скобелева, сквер возле церкви в 1909 году рассматривали как одно из возможных мест установки памятника прославленному генералу. Церковь была снесена в мае 1928 года с демонтажем Красных Ворот.

Судьба храма, в общем, повторяет судьбы вышеописанных. Либо они были снесены на первой волне коммунизации в 1920-х годах, либо во время реконструкции Москвы десятилетием позже. А что сейчас на месте этого храма? Возвращаемся на место Мужика в пиджаке.


Правильно, на месте храма пустырь и южный вход в станцию метро "Красные ворота". Ну и наверное, хватит перебирать примеры. Закономерность налицо - все входы в станции метро самой первой ветки сделаны с мест, где когда-то стояли храмы. Это уже можно считать медицинским фактом. Почему всё происходило именно так? Вряд ли из-за того, что в Москве не было мест для строительства входов. Эти храмы ранее сами вели в тоннели, и строители это знали. По храмам и искали сами тоннели. И знали точно, что если с этого места делать шахту, то в тоннель обязательно попадёшь. И не просто в тоннель, а в то место, куда когда-то из этих храмов спускались пассажиры той самой лапотной допотопной Руси. Эти тоннели вместе с храмами залил тот самый грунтовый поток, который залил всё вокруг. И на этой ветке метростроевцы в лучшем случае вычищали этот грунт, ну и дорабатывали те самые пассажирские платформы.

Полагаю, теперь всем понятно, почему церковь так противилась строительству метрополитена. В этом случае сразу же потерялась бы парадигма о культовом назначении храмов, и они превратились бы в обычные унитарные здания, какими собственно до этого и были. И вся идея поклонения полетела бы к чертям. И были, можно сказать, по историческим меркам почти вчера - потоп их разрушил не ранее начала 19 века. Власть явно была к этому не готова. При сложившейся системе ценностей менять что-либо кардинально не входило в её планы. А что там было в Европе - мало кого волновало.

Но дальше - больше. Смотрим станцию метро "Кропоткинская".

«Кропо́ткинская» (до 1957 года — «Дворец Советов») — станция Московского метрополитена на Сокольнической линии. Расположена в районе Хамовники (ЦАО). Названа по площади Кропоткинские Ворота и Кропоткинской улице (ныне — площадь Пречистенские Ворота и улица Пречистенка). Открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка метрополитена. Колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой. Проектным названием станции было «Кропоткинские ворота», однако с открытия и до 8 октября 1957 года называлась «Дворец Советов». Рядом со станцией на месте снесённого в 1931 году Храма Христа Спасителя намечалось воздвигнуть грандиозный Дворец Советов. Станционный зал метро был задуман как подземный вестибюль Дворца. Строительство Дворца началось в 1939 году, но перед войной было прервано, а во время войны металлический каркас уже построенных семи этажей здания пустили на изготовление противотанковых ежей. Проект так и не был осуществлён. Позже брошенный котлован, вырытый для Дворца, был использован под плавательный бассейн «Москва», открытый в 1960 году. В 1994 году было принято решение о воссоздании храма (восстановлен и освящён к началу 2000 года), бассейн закрыт. Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 13 м). Построена по специальному проекту из монолитного бетона. Станция рассчитана на большой пассажиропоток, но в настоящее время её огромный зал загружен слабо.

Тут вроде всё понятно - станция метро рассматривалась как вестибюль будущего самого главного здания страны. Строили её на месте, где до этого стояло не менее грандиозное сооружение - храм Христа-спасителя. Но в данном случае не будем заходить издалека - до этого храма тут тоже находились интересные сооружения, которые в свою очередь были снесены. Все вместе они образовывали Алексеевский монастырь. Его облик известен только по картинам.


Как вы же поняли, под каким-то из этих храмов был вход в станцию метро "Кропоткинская". Но интересно совсем не это.

Место это на городском валу получило название Городища и стало местом паломничества. И. Е. Забелин воспроизвел его. Но в сегодняшнем Боровске уже нет памятной плиты, и можно лишь приблизительно определить ее положение: на месте Городища поднялся современный многоквартирный дом. Связанная с Чертольем легенда о гиблом месте, впрочем, возникла много раньше мучений боярыни Морозовой. Когда инокинь Алексеевского монастыря после пожара 1547 года перевели в Кремль, место их обители в 1565 году отошло под опричнину и было застроено дворами ее начальников, в том числе самого Малюты Скуратова. Существует предположение, что найдено и его погребение. С отменой опричнины и суровых запретов даже вспоминать о ней монастырь возвращают в 1572 году на место опричных дворов. Но этот – по счету уже третий переезд – не был в истории монастыря последним. В 1838 году указом императора Николая I обитель, как и соседние с ней древние храмы, были снесены для освобождения строительной площадки под храм Христа Спасителя. На этот раз переезд монастыря оказался очень дальним – его перевели в Красное село, по современным ориентирам – на Верхнюю Красносельскую улицу.

Что это может означать? Только то, что на месте Алексеевского монастыря стоял самый главный объект Москвы, даже важнее, чем Кремль. И мы уже вряд ли узнаем, каким он был. После победы "новых Романовых" над "старыми" Романовыми в (как ни странно) 19 веке этот объект был снесён, и заменён храмом Христа-спасителя. В свою очередь, коммунистами это место символично было задействовано под своё главное здание. Сталин прекрасно знал настоящую историю Москвы, и место под Дворец советов он выбрал не случайно (он, кстати, по всему СССР ни одно место под подобные объекты случайно не выбирал). И невольным памятником этому месту остался большой вестибюль станции метро "Кропоткинская". В допотопные времена к этому месту на метро ехало очень много жителей лапотной Руси. Видимо, было к чему ехать.

Интересно, а куда переехал тот самый Алексеевский монастырь в третий раз? В Красное село. А почему не в Кунцево или Ховрино, например? Что-то название этого Красного села применительно к метрополитену знакомо.

Ранним утром 17 октября 1837 года из Алексеевского монастыря в Красное Село через весь город отправился огромный крестный ход с молебным пением, святыми иконами и хоругвями. У врат Крестовоздвиженской церкви шествие встретил святитель Филарет в голубом облачении и совершил первую на новом месте литургию, а затем навестил игуменью Клавдию, так что ни о каком проклятии речи и быть не могло. Верующие стекались со всего города помолиться в новых стенах обители, поддержать инокинь, а поскольку монастырей в этой местности не было, то многие прихожане из окраинных церквей, из Измайлова, с Преображенки, села Алексеевского спешили посетить монастырское богослужение. Так что на самых первых порах монастырь, оказавшись в крайне скудном месте, в богомольцах недостатка не имел. В 1853 году очень уважаемый в православном мире архитектор М.Д. Быковский возвел Алексеевскую церковь с двумя приделами – в честь Грузинской иконы Божией Матери и во имя святого Павла Латрийского, освященную святителем Филаретом. По счастью, церковь сохранилась. Она интересна тем, что была миниатюрной копией храма Христа Спасителя, точнее, исполнена по его мотивам в сочетании с русским допетровским стилем и декором. То же касается и росписи. Пока ее интерьер не восстановлен полностью, купол и свод не расписаны, но на стене церкви представлена цветная фотография, позволяющая увидеть прежнее убранство. Даже в куполе повторяется мотив знаменитого пояса главного купола храма Христа Спасителя, только гораздо более скромного. Может быть, архитектор хотел чисто символически напомнить о связи Ново-Алексеевской обители и великого русского храма. И зря винят зодчего за «тяжелое по формам неуклюжее здание, увенчанное огромным куполом», его творение прекрасно. Иногда его автором называют помощника Быковского архитектора П.Н. Соболевского, и, по всей вероятности, он и воплощал проект, потому что рука мастера в архитектуре храма очень чувствуется.

Алексеевская церковь стала композиционным центром монастырского ансамбля. Крестовоздвиженскую церковь тоже расширили, и Алексеевский придел переосвятили во имя святого Симеона, епископа Персидского, – по завещанию генерала Семена Степанова, пожелавшего устроить здесь придел во имя своего небесного покровителя и пожертвовавшего на него средства. Генерал был погребен в этом приделе, а над его могилой горела неугасимая лампада. Потом в приделе упокоились и известные московские благотворители супруги Ф.Ф. и М.В. Набилковы, происходившие из крепостных графа Шереметева, создатели известной богадельни на 1-й Мещанской, много жертвовавшие на храмы и монастыри.


Как видим, постепенно на новом месте монастырь разросся до приличных размеров. А что было в 20 веке?

Судьбу Алексеевского монастыря и кладбища решил Генеральный план социалистической реконструкции Москвы 1935 года. Согласно плану, через эту местность прокладывался парадный проспект Ильича, тянувшийся от Измайлова (где был стадион имени Сталина) до Ленинских гор через площадь Дворца Советов, а этот социалистический монстр должна была увенчать гигантская статуя Ленина. Оттого москвичи-острословы прозвали проектируемую трассу «от Ленина до Сталина». Назначение проспекта Ильича обязывало осуществить на нем надлежащую монументальную застройку, и конечно, без храмов и могил. Над Алексеевским кладбищем надругались с особенным цинизмом. Полагают, что оно сильно раздражало количеством могил «царских сатрапов», интеллигенции и прочих приспешников монархии. К тому времени кладбище вдобавок обрело неопрятный вид: монахинь выгнали, а родственники «сатрапов», которые не уехали в эмиграцию, просто боялись навещать опальные могилы. Из глобальных градостроительных замыслов советской власти в Москве ничего не вышло. Вместо проспекта Ильича получилась автомагистраль, разрезавшая пополам территорию бывшей обители. Из четырех храмов обители революцию пережили два – Алексеевский и Всех святых, по счастью единственные уцелевшие свидетели первой в истории Москвы женской обители. В 1926 году монастырь был уничтожен. На его месте пролегла автодорога. Крестовоздвиженская церковь была скрыта за строениями Института рыбного хозяйства. Больничный храм был разрушен. К концу 1930-х годов было окончательно ликвидировано кладбище.

М-да... Но чему тут удивляться. Этот случай, увы, не единичен. Про какую дорогу идёт речь в этом описании мародёрства? Но благо, есть к чему привязаться, упомянут институт рыбного хозяйства. Смотрим.


Прекрасно. Та самая трасса, которая упоминается в описании, есть современная Краснопрудная улица. Она и разделила монастырь на две части. И по странному стечению обстоятельств, именно там вдруг появляется станция метро "Красносельская" той же самой ветки. Так может, Алексеевский монастырь перешёл на новое место не крестным ходом, как утверждается, а переехал на метро? И именно по этому он оказался именно там, а не в Капотне или Старо-Гиреево каком-нибудь. Ветка вела именно туда, куда собственно она ведёт и сейчас. А при коммунистах на всякий случай на поверхности хотели сделать автомобильный дублёр этой дороги. Всё равно метро работало принципиально по-новому, и храмы на его линии уже были не нужны. Градостроительная политика в 20 веке, как ни странно, продумывалась.

Но и это не всё. Обратим внимание на конечную станцию этой ветки - "Сокольники".

Станция открыта в 1935 году в составе первого пускового участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская». Одна из трёх первых конечных станций в истории Московского метрополитена (наряду со станциями «Парк культуры» и «Смоленская»). От станции «Сокольники» 15 мая 1935 года отправился первый в истории московского метро поезд с пассажирами. Своё название станция получила по историческому району Москвы «Сокольники». Здесь в XVII веке возникла Сокольничья слобода, то есть селение сокольников — лиц, занимавшихся содержанием и обучением соколов для царской охоты. Рядом находился крупный лесной массив — Сокольничья роща (ныне это ПКиО «Сокольники»). В XIX веке здесь возникла дачная местность. Во второй половине 1970-х годов здесь началась типовая городская застройка многоэтажными домами, но вплоть до конца 1980-х годов большую часть района занимали частные деревенские постройки. Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 9 метров). На станции два ряда по 23 колонны. Шаг колонн — 7 метров.


Почему наша станция метро расположена не на круге в парке Сокольники, как её располагал в своём старом проекте г-н Антонович, а в обведённом месте, и почему у станции такая малая глубина залегания? Что-то выбивается она из нашего общего ряда. Наверное, надо понять, что в старину лучевые просеки в парках просто так никогда не делали. В центре лучей всегда стояли храмы, обелиски, колонны и прочие сооружения. В официальных источниках про это, понятно, ничего нет. Пришлось покопаться в архиве.


Что это там стоит на заднем плане? Официально это называется царский павильон. Действительно, цирк или балаган вряд ли стали делать бы в таком месте. В некоторых источниках это сооружение называли воксалом. Не удивляйтесь, воксалы (вокзалы, или звуковые залы) раньше делали не только для пассажиров, а для простой публики, которая собиралась в них слушать музыку. Это тема для отдельного рассказа. В данном случае это и был царский воксал, но только построили его уже гораздо позже потопа. И наверняка построили по образу и подобию того, что до этого здесь стояло раньше.


Если бы не деревянное исполнение, конструкция упорно напоминает здания станций метро "Арбатская" или "Электрозаводская". А может, это и было метро? И по нему Иван Грозный ездил на соколиную охоту именно сюда. В свете изложенного ничего нельзя исключать. Почему же станцию сюда не повели, а повели в другое место, и причём на очень небольшой глубине?

Наивным было бы предположить, что если сюда не разместили станцию обычного метро, то другого метро там нет. Сведений о том, что в Москве функционирует ещё одна сеть метрополитена, в сети масса. В данном случае где-то после станции "Красносельская" основная ветка, идущая глубоко, ушла куда-то в сторону и её как будто нет. А станция "Сокольники" была выведена в другое место и на меньшую глубину. Вот тут скорее всего и есть тот случай, когда станцию делали заново. В пользу этой версии также является тот факт, что парк Сокольники до сих пор не застроен. Это говорит о том, что под землёй там что-то есть, причём немалых размеров. Но об этом низя, государственная тайна. Ровно по этой же причине не будем рассматривать станции Лубянка и Парк культуры. Хотя там тоже для входа в станции были снесены храмы на Лубянской площади и улице Остоженка соответственно. И отдельного рассказа заслуживает станция "Комсомольская". Николаевский вокзал, а также в последствии Казанский и Ярославский вокзалы подводили на это место неспроста.

Для желающих потренировать свою дедукцию могу предложить определить те станции московского метро, вход в которые осуществлялся из нижеприложенных храмов.








Как вы уже поняли, поговорка про английское метро и крепостное право в России является очередным историческим заблуждением, каких в отечественной истории немало. Метро в России было, и ничуть не хуже других стран. Более того, оно было практически во всех крупных городах, включая Сибирь. Остатки этих транспортных систем мы до сих пор наблюдаем в виде храмов, совершенно не догадываясь, что перед нами.

В какой-то исторический период 19 века Россия попала в сложное положение из-за неизвестной стихии, после чего потеряла организационный ресурс и была захвачена. Именно в тот период стали появляться лжецари и наступило смутное время. Победившая сторона переписала историю и превратила все достижения прошлой власти в бутафорию. Так и появилась лапотная Русь. На главном фото приведено фото опустевшей Москвы в 1867 году. Что это значит? Отменили крепостное право, но никто не захотел вернуться в Москву? Воистину, один конец порвавшейся цепи ударил по барину, второй по мужику, как писал какой-то поэт. Никто не захотел вернуться во благо цивилизации и восстанавливать метро. Может, боялись эпидемий. Может, боялись какой-то тайной армии, которая последовательно разрушала города в то время по всей планете. Но скорее всего, в Москве (и других городах) их просто никто не ждал. На земле в деревнях можно было хоть как-то прокормиться, а в таком городе совершенно нет. И так появилось потерянное поколение, которое напрочь забыло своё великое прошлое. А что ему оставалось делать, если речь идёт о выживании?

Ну хорошо, а как же быть с английским и любым другим метро, про которое так восхищенно писали газеты?


Наверное, начнём с того, что создание допотопного метрополитена под землёй не такая уж и сложная вещь в техническом плане. Если в данном случае вместо батарейки применить какое-либо устройство, получающее электрический ток извне и преобразующее его в магнитное поле (выражаюсь птичьими терминами) - задача не такая уж и неосуществимая. Можно к примеру подавать этот ток по третьему рельсу или контактному проводу под землёй - не суть важно. Именно так и работало допотопное метро по всему миру. Именно по всему, включая западный цивилизованный мир.


Никаких сверхестественных чудес там не было.


Вагоны были как вагоны, разве что внешний вид их был более культурным, чем у современных. Эти вагоны даже демонстрировались на выставках.


По непонятной причине это метро называют пневматическим, хотя во всех источниках того времени его называли просто "атмосферная железная дорога". Никакого смысла в плане использования сжатого воздуха там и близко не было, тем более по принципу шприца. Понятное дело, каким образом получалось тяговое усилие у этих вагонов, история умалчивает.


Представьте, что этот вагон едет вперёд и толкает его область высокого давления воздуха. При проходе границы тоннеля последним вагоном струи воздуха в этом случае сдули бы людей как кегли. И такое давление ещё надо поддерживать во вполне значительном объёме тоннеля, что само по себе не так просто. И это не говоря о других технических сложностях. Как это всё понимать?


В истории всех без исключения государств имелся хронологический период, когда метрополитены в крупных городах приходили в упадок на продолжительное время.


В них даже имелись застрявшие вагоны, что говорит о внезапности наступления коллапса этих систем. И эти вагоны частично успевали сгнить.


После этого тоннели заделывали, и далее они на свет появлялись уже с современным принципом действия. Их просто восстанавливали с применением других технологий. Но в случае с Англией всё, видимо, было несколько сложнее. По какой-то причине метро в ней работать не переставало, с тех самых допотопных времён. Тем не менее, при смене генеральной доктрины сильных мира того встала задача перевести метрополитен на другой принцип действия, и загладить этот факт в истории. Это было сделано, причём вполне безболезненно. Было придумано некое мифическое пневматическое метро, которое было заменено на обычное в силу своего несовершенства. Для англичан это, видимо, вполне сошло. А для России были придуманы сооружения aka Фрола и Лавра, полное отсутствие метро в принципе и очень мрачное прошлое. Впрочем, всем было всё равно, там стояли задачи выживания.

Как же всё это работало? В иностранных архивах имеется некоторое количество зарисовок того самого пневматического метро. Но совершенно нигде нет правдивых рисунков наземной части этих сооружений (многоярусные пневмокомпрессоры и прочая белиберда не в счёт). В России же всё наоборот - имелась вполне реалистичная картина верхней части при полном (как будто бы) отсутствии подземной. Действительно, храмы были, но они были засыпаны изнутри под ту же отметку, что и снаружи. На них просто настилали новый пол и в общем забывали о том, что было когда-то внизу чуть глубже 4 метров. Собственно, и сейчас никто особо не уделяет этому внимание.

А если представить обе части в совокупности, то получается вполне понятная картина ещё одного приложения энергетики прошлого - подземных транспортных систем. Которые называли в иностранном языке вполне ясно и прозрачно - metropoly-tain. Потом это слово слегка трансформировалось до уже привычного нам метро. Детальный принцип действия таких станций был рассмотрен ранее на примере ещё одной интересной станции московского метро - Сокол.

Ну а мы будем надеяться, что когда-нибудь будут осушены подземелья под Пермью, спущена вода с Рыбинского водохранилища и других подобных творений, и тайны метрополий, пусть и в очень усечённом виде, предстанут наконец благодарным потомкам. Ну не зря же это всё заливали, кто-то знал, что когда-нибудь энергетика прошлого понадобится всем нам.


Евгений Королёв, www.tart-aria.info
Tags: Наука НЛО и Необъяснимое, Технологии Гаджеты и Девайсы
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments