Глава IV. Сказы Захарихи (Продолжение, начало тут...)
Как Киевская Русь сотворялась
После тяжких страданий и многих утрат пришёл князь Кий к Днепру и стал стены града с башнями-вежами ставить и землю русскую обустраивать.
Прискакал тут гонец от Дряговы и сказал, что дреговичи не хотят признавать Кия своим князем. А вслед ему другой скачет и весть несёт, что русичи с Роси-реки признают Кия и помощь ему предлагают. Третий скачет от Мигрощей, те не желают Кия, не хотят его знать и Древляне.
— Обойдусь пока одними Полянами, — сказал Кий, а ежели кто захочет присоединиться, знает, где Киев-град стоит, пусть придёт и поговорим с ним по сердцу!
Тем временам от Волыни гонец летит:
— А мы тебя, княже, поддерживаем!
И Жмерь поддержала Кия, а Чернига и Быховщина не захотели.
Так и жил князь первые годы, не ведая, пойдут ли Роды под его руку или все порознь так и останутся.
А тут Годяки с Гуняками на Русь напали, и Чернига запросила:
— Прийди, княже, помоги нам!
И Быховщина:
— Прийди, княже!
И Дряговщина с Древлянщиной тоже запросили помощи.
Отвечал им Кий:
— С чего мне живот свой класть за тех, кто меня не хочет? Признаете меня своим князем — приду!
Тем временем слухи пошли, что Годяки в степи Забродней хватают и лошадьми разрывают. Привяжут за руки, за ноги, а потом ударят коней — и в разные стороны. А других захваченных пленников Грекам-Ромеям в полон продают, и скот по степи ловят и себе режут.
Побежали Русы к Кию просить борзой помощи.
Отвечал им Кий:
— Когда дождь с неба падает, тогда и за шапку вспоминаете, а коли Солнце светит, так и не надобна? У вас есть свои Старейшины-Родичи, пусть и хранят вас от ворога.
— Почто укоряешь нас, княже, мы простые люди, не воеводы, защиты просим, а с Родичами упрямыми делай сам, что хочешь!
Тут и самим Родичам не до свар стало, потому как великая Беда со всех сторон нагрянула. И пришли все Родичи и Воеводы к Кию и положили перед ним свои посохи и палицы с гулями. Так передали они ему знаки власти и признали Кия единым князем, и уже под его началом стали с Годями и Гуняками воевать.
А когда закончилась тяжкая война, приехали все на Великую Тризну. И поставил тогда Кий в Родах и Племенах своих Воевод, а Родичи токмо суды вершили да требы богам правили, как положено.
Сказание про беды Киева-града
Как не в один день дерево вырастает, как не в один день яблоко поспевает, так не в один день и Киев-град появился.
Ещё и Щуры наши не жили, а самый старый от горшка два вершка был и за материнский подол цеплялся, так в те времена уже Кий ставил град.
А нынче от старого Дуба, что рос в Киеве, уже и пенька не осталось — исчез давно.
А когда поставил Кий Киев-град на Днепре, стали люди хворать. И первым делом позвал князь Зналых людей на Раду, и те сказали ему, чтоб уберечься от Чёрной немочи, надо чеснок есть каждый день. А когда летом люди животом болеют и страдают от Жары, то надобно пить кислое молоко, а также долго варить ячмень и пить его крепкий отвар. И велел князь поставить Здравницы и при них Знахарей всяких держать, которые травы лекарные знают, отвары и мази из них делают и всякого хворого оздравливают. И были там Костоправы знатные аж из-за Дуная синего, были и Ромы с Ромеями, каких когда-то Русы в бою полонили, они на Русов работали, а потом, когда получили волю, не захотели назад ворочаться, так и остались наших людей лечить. Были также Моравы, Чехи с Хорватами, и с Карпат-горы были люди Зналые, и потому княжьей волей люди были здравы и не боялись немочи.
Одолел Кий ту беду, а за ней другая пришла — налетела из степей сарана и пожирала всё, оставляя голую землю.
И велел Кий раскладывать великие Огнища, и цепью костров окружить поля, и держать огонь день и ночь. И сарана в костры лезла тучами и сгорала там до конца.
А зима пришла, волки стаями набежали и стали драть овец, свиней, коров и коней, а человека одинокого захватят — тоже разорвут. И в ту зиму княжеское войско воевало с волками — окружали те места и били хищников, пока те не исчезли.
А ушли звери — пришли люди хищные, Гуны пришли проклятые, напали на Волынь, Мораву и Панщину, и всех отрочили, всех мучили, и скот отобрали, и не дали людям времени хлеба посеять.
А потом пришла зима, а с нею — великий голод. И послал Кий возы к Киверцам, а те вернулись пустые, потому как Киверцы тоже голодовали. А те возы, что на Карпат-ropy ушли, вернулись с припасами — Короны поделились тем, что у Ромов отбили. И продержались люди до весны, а там рыба пошла в Днепре сильная, и коренья стали люди копать — кугу дрягвенную и катран сладкий, и ели помалу с рыбой. И вытянулись люди, выжили, хоть и исхудали до кости. А когда трава пошла, то варили её и пили густой навар. А зёрен ячменя с пшеницей не трогали — посеяли все до единого. Летом на ягодах-овощах отжили, а там и День Даждь-божий приспел, Первый Сноп принёс.
Только обмолотились люди, только первого хлеба наелись вдосталь, как новая беда навалилась — Годяки грабить пришли.
И сказал князь Кий людям:
— Стояла до нас земля Русская не одну тысячу лет и столько же ещё стоять будет, потому как всегда Праотцы наши защищали её от врага, и мы нынче за угодья свои постоим!
И две седьмицы шла великая сеча, и прогнали кияне врагов из степи.
А пришли Овсени — послал князь охотников в леса промышлять зверя, а жёны дома мясо солили, сушили и запас делали. И сам князь Кий ходил на кабанов диких, и сам не раз брал медведя, и еланей бил, и коров сохатых.
И в тот раз зима сытной была, и люди весело праздновали Коляду, и пускали Коло горящее, и славили киязя, и пили во его здравие мёды с брагою, и богам хвалу возносили от сердца.
И мы того князя до днесь помним и славим, и мы его, Вещего, никогда не забудем, во веки веков, до конца!
Комментарий
Очень интересные сведения сохранили для нас Сказы данной главы. Стало понятно, откуда пришел Кий – строитель земли Киевской, чьим он был родственником, какой путь прошел до создания Киева града на Днепре, и как ему удалось объединить Русь. Остановимся на всех этих моментах подробнее.
Всем хороши степи - и трава тучная, и вода сладкая, только от врагов покоя в ней нет. Решили тогда некоторые рода Русов уйти из степи, в другие места податься, в леса уходить и там жить. Нет прямого указания в Сказах, какая степь имеется в виду. Исходя из всей информации, представленной в Сказах, полагаем, что это были Донские степи.
Оттуда же под напором врагов ушел и Кий (см. ниже). И через месяц пути дошли эти Русы до Боголесий Дубовых, а оттуда вверх по реке, пока ни сёл, ни людей вокруг не стало. Какая река имеется в виду не совсем понятно. На полуночном берегу реки поставили хаты, чтоб река отделяла их от степи, и враги не могли легко нападать. Послали гонцов на Волынь, чтобы прислали Князя, который бы учил молодёжь военному делу. И стал Волынский Князь собирать дружину, начал обучать молодёжь науке воинской. А уже летом пришла беда, напали враги с полудня. Но отстояли Русы свою свободу.
Жил в тех степях у Дона и князь Кий с братьями и сестрой — прекрасною Лыбедью, и ходили они в степях, скот гоняли, до Новграда Ставрского (Крымского) и до Сурожи доходили. А потом заявились в тех степях Годи с Гунами, и начались бесконечные войны. Решил князь Кий идти к Дунаю синему. Дошёл и там осел. Да увидел он и люди его, что житья там мирного нет - всякий день война, месяц и целый год война, и кровь, и убитые. И пошёл князь Кий к Тыше-реке (Тисса) дунаевой, и поставил там град Киевец-на-Дунае, и обосновался в нём со своими людьми. Но кругом люди ходили недобрые - то Годяки нападают, то Булгары летят с конницей. Послал Кий гонцов к Русколани, к Турасам и Сурожи братской, чтоб помогли против врагов. Здесь перечислены русские племена, на которые Кий мог опереться в борьбе с врагами.
Пришли Русы-братья степные и начали великую сечу с Годяками, разбили их в тот раз, но и своих много осталось на поле. Чтобы отличить своих от чужих предложил Кий Русам чуб отращивать, бороду брить, а в ухе серьгу носить, как сам Сварог делал, когда на земле живым Богом был. И тогда по серьге и чубу можно опознать голову Руса, взять её, пробить в ней дыру, чтоб Душа вышла к Сварогу, а потом зарыть с почестями, и Тризну над ней справить. Отмечены традиции Русов как бытовые, так и религиозные.
На Дунае Волохи также не давали покоя Русам, и другие народы против киян восставали, и решил Кий оставить Киевец-Дунаевец и идти к полуночи (на север) до Карпат-горы. Осел он там на пять лет, и как-то раз пришли к нему три Старца из Лемков и поведали Кию, что есть на Днепре-реке тоже люди славянские, какие с давних пор там живут. Советовали Кию идти на ту реку, и будет там Русь Великая, а Старцы, когда надо, помогут. Когда князь Кий пришёл на Русь, то на Роси-реке нашел других людей славянских. Град их назывался Княжгород, а правил ими князь Вуслав. Князь Кий русский пришёл в этот город, и сказал Полянам, что они не враги, а братья, и хотят вместе с людьми Полянскими землю русскую защищать. Так Роды и решили быть вместе. В Сказах также говорится, откуда произошли Роды Кия и Вуслава.
Роды Вуслава не сами по себе появились в степи, а пришли славяне издалека - из края Семиречья святого, где течет Ирий-река Великая. Когда в древние времена наступило тяжкое житьё, ушли наши Щуры и Пращуры из края Семиречного к заходу солнца, увёл их отец Оседень, и дошли они до Непры-реки, которая во всяких войнах
могла быть преткновением для врагов, и осели тут Роды Полянские, а Древляне - в лесах, а Дряговичи - в припятских болотах, а Кривичи - ещё дальше, в верховьях Днепра и Двины. С тех пор и живут Поляне на Роси.
А Щуры Киевские также ушли из края Семиречного, но к полудню, и вёл их Орейотец с сыновьями своими Кием, IЦеком, Хоривом (по ВК их отцом был Арий). И дошли они до гор Великих (Кавказ), и сказал Орей, чтоб сыновья разделились, и каждый осел на землю свою. И отошли Щек и Хорив к заходу, осели на Карпат-горах, что прежде
Русскими назывались. А Орей основал Голунь на Северном Донце, а Кий заложил Киев в степях у Карпенских гор (Киев у горы), что потом стали именоваться Кавказийскими. И пролегла земля Троянова от Pa-реки до Днепра и Карпат. Земля Троянова означает, что у Орея было три сына, что олицетворяло добрый знак Триглава Великого, которого Русы почитали. Эти сыновья и были Троян-царём на земле русской. И стал править у наших Пращуров царь Троян (три сына), а потом их потомки славные. И стояла земля Троянова тысячу лет, пока Готы не пришли в степи наши. И из-за этого наши Роды, что издавна сидели на Дону, вынуждены были покинуть землю свою и уйти к Дунаю, а потом к Днепру. И привёл Кий Русов из Рода Кия-отца славного, что некогда великое княжество у Кавказийских гор заложил. Подчеркиваем, что сведения Сказа полностью соответствуют содержанию «Велесовой книги» и про уход из Семиречья, и про трех сыновей, и про город Голунь, который Орей основал на Северном Донце, и про Киев град на Кавказе.
Также про Русколань – государство Русов, которое стояло 1000 лет с VII века до н.э. до IV века, пока Гунны с Готами не пришли. Тем самым прослеживается преемственность населения на Русской земле с древнейших времен до времен Кия на Днепре. А это свидетельствует о проживании Русского народа на указанных землях с древнейших времен. Никакого ираноязычного населения в степях на Русской равнине не было.
Далее отмечается, что помогал Кий обустраивать князю Byславу Полянский Княжгород, а потом, когда Киев-град на Днепре возник, князь Вуслав с полянами вошёл в Киевское великое княжество. И правил Кий Русью ещё сорок лет, и умер не от раны или стрелы вражеской, а от глубокой старости. Все верно, кроме одного – Кий правил 30 лет.
О чем говорит это разночтение, что Сказы в целом несут в себе верную информацию, которая за давностью лет немного забывается и меняется. Этот аспект должен быть учтен при понимании передаваемой в Сказах информации.
И пришел Кий к Днепру на поток Боричев и там град Киев на пещерах поставил. И там уже мирно жил, и не всякий день шла война, а с полудня от него Ярусланы-цари гоняли свой скот - коней и коров, они ещё прежде Кия за Славуту-Днипро переселились и теперь опять были в дружестве с Русами. И поставил Кий град, а потом велел ставить коны, чтоб обозначить землю свою. А те коны - камень белый чистый, а на камне том - след ноги княжеской, только в десять крат больший, Солнце Русское, Трезуб Сварогов и Кий великий. И пришли к Русам Киевым Болгары-Кутряцы и привели собак, чтоб в ночи стражу несли. А потом пошли те Болгары к Ингульцу и там остались пасти овец, а если видели, что в степи, посылали к Кию гонца. А Русы Киевские давали им за то хлеба, сала и мяса. И с того времени, как поставил Кий коны со стопами своими на белом камне, там и граница русская стала, и за неё не пропускали врага.
После тяжких страданий и многих утрат стал Кий стены града с башнями-вежами ставить и землю русскую обустраивать. Прискакал тут гонец от Дряговы и сказал, что дреговичи не хотят признавать Кия своим князем. А вслед ему другой скачет и весть несёт, что русичи с Роси-реки признают Кия и помощь ему предлагают. Третий скачет от Мигрощей, те не желают Кия, не хотят его знать и Древляне. Волынь же поддержала и Жмерь поддержала Кия, а Чернига и Быховщина не захотели. Так и жил князь первые годы, не ведая, пойдут ли Роды под его руку или все порознь так и останутся. А тут Годяки с Гуняками на Русь напали, и Чернига запросила помощи. И Быховщина также. И Дряговщива с Древлянщиной тоже запросили помощи. Великая Беда со всех сторон нагрянула. И пришли все Родичи и Воеводы к Кию и положили перед ним свои посохи и палицы с гулями. Так передали они ему знаки власти и признали Кия единым князем, и уже под его началом стали с Годями и Гуняками воевать. А когда закончилась тяжкая война, приехали все на Великую Тризну. И поставил после Кий в Родах и Племенах своих Воевод, а Родичи только суды вершили да требы богам правили, как положено.
А когда Годячина ушла на полночь и сгинула, укрепилась тогда Русь Киевская и Антия (часть бывшей Русколани). А когда окрепла Русь и расширилась, поставил Кий новые коны-таможи от Ингульца до Киева-града, от Горыни-реки до Дреговы, а оттуда до Донца-реки, а от Донца-реки до самого Дона Верхнего и до Болгар на Волге. И то княжество русское стало великое, и донская земля Радимская стала землёй Северской русской. И врагов кияне на землю свою не пускали, а когда те лезли - били их. И пришли из степи Ярусланы - Велико-сунь, Уляг-Сунь Червоное Солнце и Руса-Сунь Хоробрый с людьми своими, и коны Киевские признали.
А на полночь от Кия жили другие Русы, которые ниоткуда не приходили, и звались они Великая Сивера, и были то Борусы и Венцы, и носили они меховые плащи-венцирады и высокие шапки бобровые. Очень важные сведения. На севере от Кия также жили Русы, которые были автохтонами на той земле. И были это Борусы и Венды. Это также
соответствует содержанию «Велесовой книге», где говорится о прибытии в те края Русов не позже XII века до н.э., а Вендов намного ранее. И пришли они к Киянам и сказали, что хотят дать помощь против Ромов с Ромеями, потому как много у них людей Ромы похитили и угнали в полон, и если они киян одолеют, то и на Сиверу нападут.
И пошли вместе с Ярусланами и киянами на Дунай, дошли до Межи, до Панщины, а оттуда до старого Киевца. А там сидела Годячина (Готы) злая и дальше их не пускала. И та Годячина была с Ромами, а то была против Ромов вместе с Ромеями, а то хотела союза с Русами и против Ромов, и против Ромеев. И велел Кий не сговариваться с Годяками, так как веры им нет. И шла война с Волохами не год и не два. И всё время Ярусланы с Русью шли - все сто годов. И шли на Волоха почти все народы степные - и Комыри, что теперь Кутригурою стали, и Кутригура пришла Балан-харская (харийская), и Сивера, и Вятичи, и Радимичи. И вся степь поднялась против Волохов.
После всего изложенного имеет смысл подвести некоторые итоги, сделать выводы по той информации, которая представлена в Сказах Захарихи. Остановимся на нескольких интересных моментах, связанных с древнейшей жизнью Русов.
В древнейшие времена проживали Русы на земле, располагающейся в полуночной стороне. На той земле была гора Меру. Золотая гора стояла крепко, и правил Русами царь Сварог, которому подчинялось много царей. Жили там наши Пращуры счастливо и разумно. Далее произошел некий катаклизм на той земле, и Русы вынуждены были покинуть ту землю и поплыть на юг. Через три дня дошли они до Великой земли, где и обустроились на новом месте.
Если до катастрофы на земле, где проживали Русы, был земной рай, то после землятрясения климат резко изменился, и наступил холод. Русы жили на той земле Орийской семьдесят тысяч лет и звались они Орийцами-Русами. Предполагаем, что эта земля была Гипербореей. Назывались там цари Раями, Райцами или Орийцами, потому что только по Правде правили, а Правда раньше называлась Правою или Равою. Русы после всех путешествий в поиске новой теплой земли пришли в землю Синдскую, и там развели вдоволь скота, и могли уже есть молоко, сыр и масло, и хлеба имели вдосталь.
Осели Русы на семи реках, где они жили богато и счастливо. И жили Русы в Самаре той, на земле своей Могучарской, Хоропской, на семи реках могучих русских. Собирались часто Роды вместе судиться, чтобы советоваться. И старший в Роде был Орием-царём, и каждый Рус носил его имя. Русы в те времена имели серебро, золото, знали железо и медь.
Это говорит об обладании Русами определенными знаниями и технологиями. Прадеды умели времена считать, а потом за давностью позабыли. Было это в те времена, когда полудень не там был (смещение оси Земли и изменение полюсов), и когда в небе два Месяца было (луна Месяц - 29,5 суток обращения вокруг Земли, и луна Фата - 13 суток обращения). А теперь, как мы знаем и видим, одна луна только ходит. Гибель луны Фаты произошла 13 тыс. лет назад. Падение осолков луны на Землю и вызвало большой катаклизм на планете – время реального потопа на Земле.
В старые времена, когда люди ещё киями-палицами бились и топора-секиры не знали, а вместо ножа брали кость, обтачивали на камне и той костью резали мясо, а рыбу острыми каменьями потрошили; когда дрова ломали руками и берегли уголья в печи, Русы наши уже были и жили в городе Родне за Днепром. И были они на своей земле
вольными, и потому край тот звался Волынью.
В древности был край Пращурский, который звался Русиною, и был он богатый и славный. Однажды Русы землю ту оставили и пошли прочь искать медовые речки и кисельные берега, где хлеб прямо с неба падает - бери и ешь, и люди там не стареют, и дети не умирают. В том чудесном краю ни звери, ни птицы, ни люди никогда не стареют и не умирают. Но к сожалению, не нашли они той земли, а свою счастливую Русину оставили. И стали Пращуры жить, как все, - с хищными зверями и людьми бороться, сражаться за пастбища, за реки свои, за живот и здравие.
Во времена давние ходили Пращуры по степям. Стада гоняли, в телегах жили, и всё добро - на возу, и жена с детьми, и всё добро - скотина в степи - овцы, коровы, лошади.
Было время, когда ещё и Комыри не приходили, то земля Русов простиралась от Донца и Дона до самого Днепра, и тем, кто с краю жил, пять дней надо было скакать, чтоб попасть на обед к царю, а другим и вовсе десять дней требовалось. Были Русы не только в степях, но использовали и леса для укрытия и защиты от врагов. Пшеницы сначала не сеяли, а меняли на мясо, кожи, сало и овечью шерсть. И жили они просто, но счастливо. Собирали щавель дикий в поле, искали катран - корень сладкий да жёлтых петушков листья зубчатые. Тем и жили, молоко пили, по праздникам мясо ели и горя большого не ведали.
Потом стали люди землю пахать, стали зерно сажать и научились хлебопашеству. Горох стали сеять, чечевицу, фасоль и бобовину всякую. А потом лук степной и чеснок на огородах своих выращивали. И стало людям, что есть кроме молока, масла и сухого творога.
При царе Замахе стали ставить с полудня своей земли деревянные города, так как сильные враги были на юге, а с полуночи Русь Сиверская помогала. С полудня всегда приходили враги могучие и неведомые. И стали Русы возводить города - великие грады и малые, городища и городки, и так сотворил Замах Русь Городищенскую. Замах был внуком Маха, который жил в VI веке до н.э., следовательно, Русь Городищенская была создана в V веке до н.э. на Северном Донце в лесах дубовых.
Русы друг другу говорили лишь правду, никто не лгал, старых слушались, дедов уважали, баб почитали, детей стерегли, жён защищали и помогали слабым. В простоте жили, о чистоте заботились, зла не знали друг к другу и зависти. Пращуры Богов славили, и Боги давали им добра всякого, для жизни необходимого. Но и лишнего не давали Боги, потому как от лишнего человек изводится, от лишнего жена портится, сыны гуляют, работать бросают, дочки расходятся по чужим людям.
Пришёл как то к Русам купец чужедальний, стал показывать им золото-серебро, предлагать в обмен на кожи, сало, мясо говяжее и овчину. И стали друг другу Русы завидовать. Исчезла прежняя простота, жизнь пошла какая-то другая, скучная. И пошло то Зло по степи гулять, и по всей земле, где Прадеды жили, один царь восстал против другого. И был от того один убыток: скотину поели, посевы вытолкли, горшки - и те побили. И пошло ещё большее помрачение, в полях — запустение, на скот падёж, меж соседями — междоусобицы. И пришёл и напал на них враг лютый, привёл его купец чужедальний. И побил тот враг Пращуров и потеряли Пращуры всё, что имели, и долго длились годы рабства-отрочества, пока не собралась Русь воедино и не смогла отразить врага.
Описана традиция - как Пращуры наши Царей хоронили, о погребенье великом царском. Вырывали люди могилу большую, в земле хоромы сложили из дерева, камнями вокруг обустраивали. Речь явно идет о срубной исторической культуре, которая сложилась к 1500 г. до н.э. Положат Царя в могилу в убранстве, а с ним и коней его добрых, и воинов, вместе павших, и слуг его верных. А с ним вместе и жену его, что сама на себя наложила руки, перед санями царскими убиваючисъ, чтоб вместе с ним ехать в край дальний, где стоит Рай-Ирий. А чтоб было чем заплатить перевозчику, клали горшок с червонцами, с серебром и мелкою медью. А чтоб ни в чём не нуждался царь на Том Свете, клали ему мяса, сухого творога, зерна и с плачем закрывали могилу ту. Насыпали над ней великий курган, чтоб не добрался до могилы зверь дикий, и чтоб не тронула чужая злая рука.
Царь Мах был реальным объединителем племен на русской земле. Причем русская земля протянулась от степей Средней Азии до Карпат. После его смерти напал иранский царь Дарий на Русов. По исторической традиции это произошло в 512 г. до н.э. Из «Велесовой книге» известно, что Русы владели степью 1000 лет с VIII века до н.э. по II
век. В эти же сроки у Русов было государство под названием Русколань (с VII века до н.э.).
И пришли Комыри в степи. Выясняется родственная связь Комырей с Русами. И были они нашей Веры и нашего языка, только с далёкого края пришли на Русь. Комыри пришли от Волги. И долго-предолго Комыри были над Русами.
Продолжение...