lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Categories:

Уникальные серебряные наконечники копья оказались не древнегреческие, а урало-сибирской культуры


Ученые обследовали артефакты и выяснили, что стиль их изготовления подходит скорее для урало-сибирской археологической культуры, которая существовала четыре тысячи лет назад

Уникальные серебряные копья, найденные в знаменитом Бородинском кладе, создали не древнегреческие мастера, а ювелиры из Северного Причерноморья. Об этом сообщила пресс-служба Российского научного фонда (РНФ) со ссылкой на исследование историков, опубликованное в Oxford Journal of Archaeology.

"Наш анализ наглядно показывает, что древние мастера бронзового века владели многочисленными приемами металлообработки. Это исследование, однако, оставляет много вопросов по биографии каждого из исследованных наконечников. Мы не знаем, были ли они отлиты в одной или нескольких мастерских, и где те были расположены", - рассказала Наталья Шишлина, заведующая отделом Государственного исторического музея в Москве.

В начале прошлого столетия крестьяне, которые жили в окрестностях села Бородино на территории современной Украины, случайно нашли один из самых больших и богатых кладов эпохи бронзового века. Внутри кургана они нашли топоры из минерала жадеита, серебряные и бронзовые наконечники копий, а также различные украшения и прочие артефакты. Предположительно они относились к самым разным культурам античности.

Недавно эти находки начали исследовать при помощи современных методик археологии и точных наук. Благодаря этому российские ученые смогли уточнить тип полудрагоценных камней, из которых была изготовлена часть этих артефактов, и опровергнуть устоявшиеся представления историков и археологов.

ШЕДЕВРЫ ЮВЕЛИРОВ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Шишлина и ее коллеги совершили еще одно подобное открытие, детально изучив структуру, манеру изготовления и другие свойства серебряных наконечников копий из Бородинского клада. В этих исследованиях участвовал профессиональный ювелир, который попытался скопировать артефакты, используя аналоги инструментов того времени.

Ученые выяснили, что все три копья были созданы примерно одинаковым образом, но работали над ними разные ювелиры. Люди, которые их изготовили, достигли очень высокого уровня мастерства. Они владели литьем в двусторонних формах, многочисленными техническими приемами накладного золочения, умели наносить на серебро и золото тонкий и изысканный орнамент.

Как считают исследователи, форма копий и стиль литого узора соответствует традиционному оружию дальнего боя сеймо-турбинской археологической культуры, которая существовала во II тысячелетии до н. э. в Сибири, на Алтае и Урале и доходила до степей Северного Причерноморья. Поэтому ученые считают, что эти копья были созданы раньше, чем появился древнегреческий ювелирный стиль золотой вышивки.

Ранее эксперты предполагали, что эти копья могли быть созданы мастерами древнейшей греческой цивилизации, которая существовала на острове Крит примерно 4 тыс. лет назад. Такая теория была выдвинута из-за сходства украшения наконечников с изделиями, найденными на Крите и в Микенах в Греции.

По мнению авторов открытия, их эксперименты опровергают эту теорию и говорят о том, что копья были изготовлены причерноморскими мастерами, хотя точное происхождение наконечников еще предстоит выяснить.


Наталья Шишлина, Анастасия Лобода
Tags: История
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments