Не стало легенды. Пресс-бюро Службы внешней разведки России сообщило, что легендарная разведчица Гоар Вартанян скончалась на 94-м году жизни в госпитале в Москве.
«Супруги Вартанян оставили в судьбах многих разведчиков, да и обычных людей удивительный след, который уже воспет в книгах, статьях, фильмах и, конечно же, в воспоминаниях, — приводит РИА Новости слова представителя пресс-бюро СВР. — Он — Герой Советского Союза! Она — героиня всех его свершений! Он ушел первым. Сегодня не стало ее».
«Легкая кавалерия» в Тегеране
Выдающийся советский разведчик-нелегал Михаил Мукасей как-то заметил, что имена самых успешных сотрудников разведки остаются неизвестными. Публика узнает лишь о тех, чья деятельность завершилась громким провалом. Чета разведчиков-нелегалов Мукасей провала избежала. Так же, как и Гоар и Геворк Вартаняны. Их имена была рассекречены спустя многие годы после завершения их миссий.
Геворк Вартанян стал разведчиком еще в юности, по примеру своего отца Андрея Вартаняна, много лет сотрудничавшего с советской внешней разведкой. По заданию Москвы Вартанян-старший выехал в Иран, где одновременно организовал успешный бизнес по торговле сладостями и крупную агентурную сеть. Отец, разумеется, не посвящал Геворка во все секреты, но воспитал сына в правильном духе. И в 1940 году 16-летний парень связался с резидентом советской разведки в Тегеране Иваном Агаянцем. Геворк получил псевдоним «Амир» и первое задание: создать группу из надежных молодых ребят, которые смогли бы выполнять определенные поручения.
Эту «интербригаду» из армян, лезгин, ассирийцев, объединенных любовью к СССР и ненавистью к нацистам, Агаянц прозвал «легкой кавалерией» — молодые разведчики передвигались по Тегерану на велосипедах. Спустя два года один из членов группы подключил к работе свою сестру Гоар. Геворка и Гоар объединят на всю жизнь любовь и работа.
«Разведчик перестаёт быть разведчиком, если начинает применять оружие»
Невероятно, но факт: группе Вартаняна удалось выявить около 400 немецких агентов на территории Ирана, которые впоследствии были нейтрализованы.
Вскоре Геворку удалось поступить в британскую разведшколу, готовившую агентуру для работы в Советском Союзе. Как вспоминал Вартанян, в ходе обучения он приобрел полезные навыки разведчика. Но главное — он передал списки курсантов в Москву, что позволило их своевременно нейтрализовать. Сама же школа была закрыта после официального протеста СССР.
В 1943 году группа Геворка Вартаняна приняла участие в срыве покушения на лидеров стран антигитлеровской коалиции, готовившегося немецкой агентурой в период проведения конференции в Тегеране. Эта история легла в основу популярного в СССР фильма «Тегеран-43». Когда он снимался, Вартаняны еще продолжали свою работу в разведке и, разумеется, никакого отношения к созданию картины не имели. Позднее Геворк Вартанян в интервью сетовал на то, что Тегеран в фильме показан не слишком достоверно, а герои чересчур много стреляют: «Разведчик перестаёт быть разведчиком, если начинает применять оружие».
Три свадьбы
Геворк и Гоар поженились в 1946 году в Тегеране. Как рассказывала журналистам Гоар Левоновна, всего у них с мужем было три свадьбы в трех странах под разными именами — таковы превратности жизни разведчиков-нелегалов.
«Амир» и «Анита» (такой псевдоним получила Гоар) проработали в Иране до 1951 года. Потом они вернулись в СССР, получили высшее образование, прошли специальную подготовку и вновь отправились за рубеж.
Как говорят эксперты, задачи, которые решала чета Вартанян, носили такой характер, что все секреты их деятельности не будут раскрыты никогда. Известно, что в разные периоды своей деятельности они работали в Японии, Италии, США, Швейцарии, Франции. У каждого периода деятельности были свои особенности. В интервью «Красной звезде» Геворк Вартанян вспоминал, что в странах, где армянская диаспора была небольшой, приходилось до минимума сокращать контакты с соотечественниками: «Если ты начнешь дружить с армянами, то "армянское радио" через месяц тебе скажет, где ты родился, кто ты такой, что ты приехал из Советского Союза, что ты разведчик...»
«Ничего не спасёт, если предатель на тебя пальцем покажет»
Геворк Андреевич признавался, что случаев, что называется, «на грани» было много, но всегда удавалось выходить из положения.
«Разведчик, как и сапёр, может ошибиться только один раз... Если бы провалы были, я бы 45 лет не продержался и не вернулся чистым в Россию. У нас провалы могли бы быть только из-за предательства. Можно многое предусмотреть и просчитать, но только не это. Тут не поможет никакая конспирация и ничего не спасёт, если предатель на тебя пальцем покажет», — говорил нелегал.
В 1984 году Геворку Вартаняну закрытым указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза. Гоар Вартанян была награждена орденом Красного Знамени.
Спустя два года они вернулись на Родину окончательно. Теперь их сферой деятельности стало преподавание, подготовка нового поколения отечественных разведчиков.
Их имена рассекретили в 2000 году. А спустя семь лет после этого в Россию приехала внучка Уинстона Черчилля Селия Сандис, чтобы лично выразить благодарность человеку, который в 1943 году спас жизнь ее деду. Геворка Вартаняна не стало в 2012 году. На его похоронах присутствовало высшее руководство российской разведки и лично президент России Владимир Путин.
К провалу едва не привела песня Боярского
Коллеги, друзья, ученики старались окружить Гоар заботой и вниманием. Теперь она жила воспоминаниями о прошлом. Иногда разведчик может оказаться в сложной ситуации совершенно неожиданно.
В интервью РИА Новости Гоар Вартанян рассказывала: «Мы всегда во время наших командировок даже дома говорили на языке страны пребывания и даже думали на этом языке. И вот как-то раз в одной стране я была в парикмахерской и начала напевать песню Боярского "Пора-пора-порадуемся на своем веку..." В это время мой муж, который находился рядом на улице, услышав эту песню, мгновенно исчез. Но все обошлось, так как никто не понял, что это была песня на русском языке».
Чуть не стала роковой и одна внезапная встреча: «Нас пригласили в гости на частную виллу. Мы вообще-то старались избегать походов в малознакомые гости, потому что никогда не знаешь, кто еще приглашен, а спросить некорректно. Муж немного задержался при входе, а я прошла вперед и чуть заглянула в гостиную. Там вполоборота ко мне стояла женщина, жена высокопоставленного американского военного, с которыми мы познакомились в другой стране, и, соответственно, у нас были совсем другие имена. Вернувшись в прихожую, я сделала вид, что мне очень плохо. Геворк вышел со мной на улицу, посадил в машину, и, извинившись перед хозяевами, мы уехали. Вот тогда мы действительно были близки к провалу».
О приключениях Геворка и Гоар Вартанян можно было бы написать книгу, по сравнению с которой все похождения Джеймса Бонда показались бы детскими шалостями. Но настоящие профессионалы разведки никогда не раскрывают всех своих тайн. Даже когда уходят навсегда.