lsvsx (lsvsx) wrote,
lsvsx
lsvsx

Category:

Военная разведка русских князей


Продолжение, начало тут...

Дальнейшее развитие деятельности военных резидентур

А вот дальше начинается настоящий шпионский детектив. Как ни таились убийцы и их пославший главарь, имена преступников летописцу стали известны: Путьша, Талец, Елович, Ляшко.

Стало известно и то, что Борис, когда телега, на которой везли его в Киев, проезжала через бор, попытался поднять голову. После двух ударов мечами в сердце жизнь его пресеклась. Откуда же такая информированность?

Более того, в летописание попали даже последние минуты жизни княжеского телохранителя, венгра Георгия. Убийцы позарились на золотую гривну Бориса, но снять ее с шеи не смогли, а потому просто отрубили ему голову.

Как летописец узнал, о чем говорил Святополк с Путьшей накануне убийства? Ответ может быть только один: русская военная разведка даже в средние века была по-настоящему профессиональной.

Почему она не смогла предотвратить преступления — это уже другой вопрос. Скорее всего, потому, что столкнулась с профессионалами еще большего уровня — византийцами, Святополк был сыном гречанки.

Еще больше загадок возникает при изучении обстоятельств убийства юного князя Глеба. Он княжил в затерянном среди дремучих лесов окраинном городке Муроме.

Святополк призвал его в Киев письмом: «Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовет, сильно он болен». Захватив с собой небольшую дружину, Глеб немедленно отправился в путь.

Отметим, что маршрут его проходил через дремучие леса, такие, что, заблудившись в них, можно было бы плутать там месяцами. Но тогда каким образом могли отыскать Глеба гонцы от его сестры Предславы и брата Ярослава с предупреждением: «Не ходи: отец у тебя умер, а брат твой убит Святополком».

Князю-братоубийце даже донесли о том, под Глебом, когда он вышел к Волге, оступился конь? Во всех летописных источниках зафиксировано имя человека, который возглавил отряд, посланный Святополком: Горясер. Известен и тот, кто по приказу Горясера зарезал Глеба — повар юного князя Торчин.

Понятно, ни Святополк, ни его подручные не были заинтересованы в том, чтобы кто-то узнал подробности кровавого преступления. Свидетелей, тех, кто плыл с Глебом в одной ладье, подчиненные Горясера устранили. Но не он же сам рассказал обо всем, не Торчин же?

Ответ, который напрашивается, способен поразить самое буйное воображение: у Анастаса — первого русского военного разведчика, была своя резидентура даже в этих краях, населенных кривичами, которые, по утверждению автора «Повести временных лет», «не знали закона божьего, но сами себе устанавливали закон».

Кто он, человек с Верхней Волги, который, рискуя собственной жизнью, выяснял имена убийц Глеба, следивший, как за передвижениями князя, так и посланного для его убийства Горясера, человек, взявший на себя ответственность за доставку посланий от Ярослава и Предславы?

Военный резидент Анастаса совершил нравственный подвиг, подобный подвигу Бориса и Глеба: он все знал и все видел, но не рискнул обагрить рук своих кровью, ибо для него примером стало поведение Глеба — погибнуть, но не поднять оружие на брата.

И все же главные уроки в области военной разведки русским преподнесли монголы. В битве на приазовской речке Калке в 1233 году передовые отряды Чингизхана разгромили русско-половецкое войско, решившее совместными усилиями бороться с пришедшими татаро-монголами.

Тогда русские летописцы не придали особого значения этой битве. Лишь отметили в летописях, что этот новый враг Руси пуще прежних. А ведь для ставки хана эта битва и последующий затем бросок вверх по Днепру были, по сути, разведкой боем новых территорий.

Русские и подумать не могли, что после этой битвы сотни монгольских агентов остались на Руси и исследовали характер населения и новую землю. Эта разведка продолжалась около 14 лет.

За это время монгольская военная разведка собрала обширные сведения о русских князьях. Особую ценность для монгольских ханов представлял вывод о том, что Русь разделена, что князья враждуют между собой и утратили способность воевать вместе, под единым командованием.

С 1237 по 1241 год русские земли, за исключением Северо-Западной Руси, испытали опустошительные удары Батыевых войск. После этого на два с лишним века Русь оказалась под монголо-татарами.

За покоренными народами следила огромная военная агентура монгольского государства. Владения потомков Чингизхана простирались тогда от внутренних вод Атлантики, Азовского и Черного морей, до Тихого океана.

Большая часть монгольской армии состояла из инородцев-тюрков. Это позволяло экономить собственные людские резервы. А из самих монголов формировалась военная агентура, которая следила в разных регионах империи за покоренными городами.

Ордынская методика военной разведки была заимствована из Китая. Этот метод заключался в пресечении зла в корне. Лицо, или группа лиц, замеченные в антигосударственной деятельности, находились, задерживались и уничтожались.

Ханы Чингизиды усовершенствовали этот китайский подход и довели его до блеска. Подобная практика применялась на огромной территории, и до монголо-татарской империи ничего подобного и в таких масштабах не было.

Китайско-монгольские методы требовали огромного числа малоквалифицированных осведомителей, относительной примитивности общества.

Наконец, еще одним способом сбора данных была перепись населения, В 1257 году Монгольская империя решила провести перепись населения русских. Указание об этом дал лично хан всех монголов Менгу.

Делалось это для того, чтобы впервые собрать данные о всех подвластных территориях и населении, эффективно взимать дань и набирать рекрутов в монгольское войско. Перепись состоялась. Правда, в 1262 году на Руси в связи с этой переписью начались народные волнения, но они были жестоко подавлены.

Не позднее 13 века на Руси у князя Александра Невского появляется затейная военная тайнопись. Именно, как способ уберечь информацию от монголов. Русские князья, узнав о существовании тайного письма в других странах, ввели его и у себя, используя греческую и латинскую азбуку.

Это видно на примере исторических хроник при переписке между русскими князьями Александре Невском и Данииле Галицком. На государственной службе тайнописцы появились гораздо позже, в 1549 году, в год образования Посольского приказа, древнерусского МИДа.

Как правило, русские тайнописцы просто переставляли местами слоги в словах, иногда они не дописывали слова. А иногда придумывали даже новую азбуку, новое обозначение для каждой буквы. Иногда же текст писался задом наперед.

В начале 17 века на Русское царство взошел первый Романов — Михаил Федорович. И при нем практически вся государственная власть сосредоточилась в руках его отца, патриарха Филарета.

И при нем в России появилась настоящая тайнопись. Он лично занимался внешними сношениями России. Он лично разработал единый шифр для ведения дипломатической переписки.

Он стал называть такие письма не затейными, как это было принято на Руси, а закрытыми. То есть, тайнопись перестала быть затеей, игрушкой, но стала одним из важных средств сохранения государственной тайны.

Тайнопись развивалась и при Алексее Михайловиче, и при Петре первом, и в 30-е годы 18 столетия, когда письма стали писать не шифрами, а кодами, используя цифры, а не буквы.

В конце 18 века в России был создан огромный чиновничий отдел, ведавший расшифровкой перехваченных заграничных шифровок. Более того, российская дешифровальная служба посольского приказа с 18 по конец 19 века считалась лучшей в мире. Она без особого труда взламывала французские шифры, до сих пор считавшиеся самыми совершенными в Европе.

И все же отцом-основателем русской тайнописи, человеком, возведшим ее в государственный ранг, историки и по сей день считают патриарха Филарета, представителя церкви, которая во все времена и во всех странах создавала самую лучшую разведку и самые изощренные способы ведения тайных дел.

Законодательные основы военной разведки на Руси

Первые законодательные основы военной разведки России были официально зафиксированы в 1649 году в Соборном уложении царя Алексея Михайловича.

В 1658 году царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим за свой добродушный характер, был вторым из династии Романовых. Заботясь о собственной безопасности, боясь интриг боярской верхушки, он начал приближать к себе молодых людей из числа худородных, определяя их на службу в свою личную канцелярию.

В 1654 году канцелярия была преобразована в Приказ Тайных дел. Тайный приказ с самого начала был наделен огромными полномочиями. Но в 1676 году, после кончины Алексея Михайловича, Приказ тайных дел был расформирован и дела военной разведки снова перешли в сферу деятельности Посольского приказа.

Даже члены боярской Думы, то есть государственного совета, в этот приказ не входили и дел там не ведали. Приказ подчинялся самому царю и осуществлял контроль за деятельностью всех государственных учреждений, послов, городовых и воевод, вел следствия по важным политическим делам, занимался военной разведкой.

Первые шаги сформированной военной разведки были неуклюжими, полными курьезов. Одна из причин этого — отсутствие надежной информации о событиях в стране и за рубежом.

О том, насколько была слаба эта спецслужба, можно судить о ее безуспешной борьбе с фальшивомонетчиками. В середине 17 века государство решило провести денежную реформу — то есть заменить серебряную деньгу на медную монету.

И по всей России тут же расплодились фальшивомонетчики. Причем, деньги изготовлялись из привезенных из-за границы серебряных талеров, в которых содержание серебра было гораздо меньше.

Тайные дела выяснили следующее: фальшивомонетчики в основном были из сословий посадских людей и крестьян. Как правило, это были группы, в которые люди объединялись, чтобы воспроизводить весь процесс чеканки, как это было на денежных дворах.

Техника чеканки была организована и в кузнечных мастерских. Эти деньги были хуже качеством, и их легко можно было увидеть простым глазом.

Для выявления фальшивомонетчиков, сотрудники приказа тайных дел по ночам ходили по дворам. Они наблюдали за кузнями и домами посадских людей.

И где ночью слышали стук молотка и видели дым, врывались с обысками. Сыщикам помогали и обыватели, которым за донос и помощь в поимке фальшивомонетчика полагалась половина его двора.

Для установления вины в Москве в 1659–1660 годах в тюрьму посадили 400 человек. В тюрьме их пытали — дыбой, бичеванием, каленым железом и огнем.

Помощникам фальшивомонетчиков отсекали два пальца на левой руке. Самим фальшивомонетчикам после казни отрубали руки. Руки и пальцы прибивали железом к воротам двора. В назидание другим. С 1654 по 1661 было казнено более 22 тысяч человек.

Но в руководстве приказа тайных дел процветала коррупция. Главным фальшивомонетчиком на Руси считался глава приказа тайных дел и приказа Большой Казны, царский тесть боярин Милославский.

Он привозил на денежный двор вместе с государственной медью и свою медь и заставлял и из нее чеканить монеты. Неучтенную продукцию он вывозил целыми возами на свой двор. Ему, как главе спецслужбы, приказа тайных дел, многие крупные денежные воры давали взятки.

Потому охота на фальшивомонетчиков ожидаемого итога не принесла. В результате указом 15 марта 1663 года медные деньги отменили. Была восстановлена прежняя денежная система. Из-за коррумпированного начальства эта крупная операция приказа тайных дел завершилась полным провалом.

До первой половины девятнадцатого века все попытки учредить в России полноценную военную разведку и спецслужбу оставались всего лишь попытками. Более, или менее успешными.

И все же России потребовалось почти 10 веков, чтобы в стране появилась структура, которую с полным основанием можно было бы назвать профессиональной военной разведкой.

Двигалась вперед история, развивалась по спирали и военная разведка. С началом процесса сбора земель Руси в одно целое великие князья всея Руси, в частности, Иван III начинают проводить активную внешнюю политику. Следовательно, возрастала потребность и в услугах военных разведчиков.

Разведчики Ивана III — лично известные и подотчетные ему люди, в первую очередь — послы. Привлекались гонцы, торговые люди, представители духовенства и иностранцы, занимавшие самое различное социальное и общественное положение.

Русская военная разведка по совету дьяка Василия Далматова была секретно выведена из Посольского приказа. Мотив: административно отделить дипломатов от шпионов.

Но поскольку указ был секретный, и разделение ведомств — секретное, да и сами ведомства тоже довольно секретные, обе профессии и по сей день путаются в глазах публики.

Русская военная разведка никогда не придерживалась библейских принципов, не говоря уж об уважении к законам и традициям даже своей страны. Если вспомнить историю русской военной разведки, одной из первых операций этой спецслужбы было выманивание из эмиграции истинного и законного наследника по крови российского престола царевича Алексея — оперативная комбинация.

Прямым следствием этой блестящей операции разведки, проводившейся под руководством русского министра иностранных дел Шафирова и русского резидента в столице Священной Римской империи — Вене, некоего Авраама Веселовского, было фактическое обезглавливание тысячелетней Руси.

Что еще интересней: этот первый русский резидент — Авраам Веселовский, был и первым невозвращенцем. Жаль не тех, кто эти шпионские мероприятия творил, а их детей и внуков жаль. Не зря Господь Бог дал Моисею указание наказывать невозвращенцев до третьего колена.

Профессия военного разведчика — одна из древнейших на земле, а военная разведка в своем изначальном смысле предполагает проведение какого-либо тайного обследования противника со специальной целью.

Военная разведка была и остаётся одним из важнейших видов обеспечения боевых действий армии. Успех, или неудача той, или иной военной операции во многом зависит от того, насколько эффективно ведётся разведка сил противника, его замыслов и намерений. Пренебрежение этими истинами всегда вело к военным поражениям.

Структура военной разведки древней Руси

История военной разведки древней Руси неотделима от боевых дел её армии. Для русских княжеств, подвергавшихся давлению хазар, половцев, печенегов, а позднее татар, она была одним из главных условий национального выживания.

Ипатьевская летопись повествует о походе князя Игоря Святославовича на половцев, которому предшествовали действия войсковой разведки так называемых сторожей. «Из Оскола пошли дальше, — свидетельствует летописец, — и тут к ним прибыли сторожи, которых князь послал ловить языка, и сказали: Мы видели, что ратные ратники ездят в чистом поле наготове. Или поезжайте быстро вперёд, или возвращайтесь домой, ибо не наше нынче время».

В Киевской Руси до X века княжьи тиуны-придворные должностные лица, кроме управления доходами и имуществом князя, одновременно осуществляли функции судей, а также являлись организаторами розыска лиц, подозреваемых в совершении насильственно-корыстных преступлений, получивших широкий общественный резонанс.

В XIII веке судебные и розыскные функции от тиунов отошли.

На уровне земского управления основным субъектом организации сыска являлся тысяцкий, избираемый народным вече, который ведал общественной безопасностью, то есть осуществлял организационно-административные функции по предупреждению и раскрытию деяний, посягающих на территориальные, имущественные и другие интересы земства и проживающего в нем населения.

Позднее тысяцкий назначался князем, фактически он являлся воеводой, за которым остались прежние функции обеспечения общественной безопасности.

В больших городах организация сыскной работы и судопроизводства возлагалась на наместников — посадников. Со временем там получил распространение частный сыск лиц, уклоняющихся от уплаты долгов и прочее.

В сельской местности организаторами общественной безопасности являлись волостели-управители, или старосты, которые осуществляли ее с помощью тиунов и мечников, обеспечивающих, например, охрану дорог от разбойников и кочевых племен.

Судебный сыск имел самостоятельное значение при подготовке рассмотрения уголовных дел и осуществлялся всеми видами судов, например, вотчинными-частными, публичными-государственными и церковными. Для установления истины по уголовным делам, где не было свидетелей, применялось испытание огнем и водой.

Причём уже в то время разведка не ограничивалась простым сбором сведений о противнике, но и боролась с его лазутчиками, а также старалась ввести неприятеля в заблуждение.

Когда в 1170 году князь Мстислав Изяславович пошёл походом на половцев, он позаботился о том, чтобы довести до них преувеличенные сведения о своих силах.

Мнимый пленник Гаврила Иславович поведал половцам, что «идут-де на них русские князья большой силой. И побежали половцы, бросив жён своих, детей и повозки свои».

Так путём дезинформации князь Мстислав достиг того, чего мог бы достичь только ценой кровавой битвы. Очевидно, успех его был полным, поскольку летописец упоминает безвестного Гаврилы, именуя его по отчеству, что было в то время привилегией только знатных и уважаемых людей.

Князья вели не только войсковую, но и стратегическую разведку с использованием, как говорят сегодня, дипломатического прикрытия. Послы князей при вражьем стане во все времена рассматривались, как разведчики и соглядатаи.

Летом 1380 года князь Московский Дмитрий Донской отправил Мамаю хитрого мужа своего, посла боярина Захария Тютчева в ставку.

Там через верных людей он прознал о тайных планах хана пойти походом на Русь, объединившись с войсками литовского князя Ягайло и рязанского князя Олега.

По приказу Мамая они намеревались тайно собраться на берегах Оки и оттуда предпринять совместный поход на место предстоящей битвы. Не теряя ни минуты, Захария Тютчев шлёт гонца с тревожной вестью к Великому князю Московскому.

Получив известие, князь Дмитрий Иванович решает опередить врагов, не дать им соединиться и разбить полчища Мамая до подхода его союзников.

По приказу князя в поле высылаются конные дозоры для захвата языков — крепкие сторожи. Командир одного из них Родион Ржевский, захвативший языка, вскоре доносит князю, что татары, действительно, идут на Русь, и что их вторжение следует ожидать после сбора урожая.

Когда русское войско двинулось на врага, князь высылает вперёд разведывательный отряд из пяти отборных дворян с задачей взять языка из ордынских мурз, или князей.

Дворяне сумели захватить такового из свиты самого Мамая. С пытки захваченный показал, что хан Золотой Орды стоит с войском за Доном, всего в трёх переходах от русской рати. Двигаться не спешит, а поджидает подхода дружин литовца Ягайло и рязанского Олега.

О том, что Дмитрий выступит ему навстречу, хан не подозревает. Всего же его рать насчитывает 300 тысяч сабель. Блестяще осуществлённая Дмитрием Донским разведывательная операция во многом предопределила успех Куликовской битвы.

Разведка позволила сорвать планы хана соединиться с Ягайло и Олегом, выяснить реальные силы противника и с учётом полученных сведений построить полки на поле Куликовом. Дмитрий Донской нанёс сокрушающий удар Золотой Орде.

Продолжение ...


Российский военный историк,
в прошлом контрразведчик
Борис Николаевич Заякин:
«Краткая история военной разведки России».
Tags: Ратное дело, Славяне Предки Русь
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments